• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
09:20 

Где кончается внешнее и начинается внутреннее

Для Честертона коммунисты дикари, которые хотят разрушить западную цивилизацию, хотя это английский флот собирался захватить Кронштадт, когда Юденич шел на Петербург вместе с финнами (ninaofterdingen.livejournal.com/535358.html), и английский десант в 1918 г высаживался в Мурманске (при участии великого английского полярника Эрнеста Шеклтона), а не русский в Бристоле.

Хайдеггер тоже защищает сущность западной цивилизации от большевиков. В философском плане самая страшная угроза западной сущности, которая идет от большевиков, это техника, технизация, механизация жизни. Ленинизм и электрификация всей страны это выражение воли всё рассчитать, технически освоить и утилитарно использовать живую жизнь. И это говорит представитель культуры, в которой появились концлагеря, и житель страны, которая эти лагеря практиковала вместе с массовыми расстрелами, в то самое время, когда пишется книга (1942 г), и против большевиков.

Мы любим их всех не за это, конечно, но как уже надоело закрывать глаза на такие вещи. Гегель говорит, это правильно - не придавая этим идеям значения, мы тем самым их уничтожаем. Но те, кто придают им значение, наполняют их жизнью и силой, которая может стукнуть по голове и того, кто верит в добрых католиков и гениальных философов отдельно от их государственной машины, и того, кто не верит - одинаково.

@темы: Хайдеггер, Честертон, философия

09:19 

Алетейя и Лета

В лекциях о Пармениде Хайдеггер фиксирует фундаментальное сущностное бытийное противоречие между истиной как несокрытостью и забыванием как скрыванием. Алетейя (истина) и Лета, река забвения - однокоренные слова.

МХ указывает, что нигде у греков, ни в период расцвета, ни на излёте эллинизма, мы не найдём фиксации и продумывания этого противоречия. Ни один философ или писатель на него не указывал, о нём не думал и никогда им не занимался, даже не только у греков, а вплоть до самого МХ. Тем не менее это противоречие существует и является основополагающим для понимания как греческой, так и западноевропейской культуры. В самом великом диалоге самого великого греческого философа ("Государство" Платона) обсуждается в числе прочего вопрос об истине, а в самом конце приводится миф о том, как души пьют воду из Леты. Таким образом, Алетейя и Лета соединены в одном тексте, и это самое яркое и наглядное проявление их сущностного родства, борьбы и роли в структурировании бытия.

Настоящему философу не надо много оснований. Ему и подавно не надо, чтобы эти основания были прописаны в тексте. "Дайте мне цитат", "а хоть кто-нибудь тогда так думал", "а чем это можно доказать помимо легкого намека в художественном произведении" - эти крики постепенно затихают позади и абсолютно ничему не мешают.

@темы: философия, Хайдеггер

08:49 

Пепел и пустота

Что это за рассуждения у Аристотеля про пепел? Кто-нибудь знает? Ничего не поняла.
royallib.com/read/aristotel/fizika.html#266240

..Затем, всем кажется, что и рост происходит благодаря пустоте, так как пища есть тело, а двум телам невозможно быть вместе, свидетельство этому они находят в том, что происходит с пеплом; который принимает ровно столько же воды, сколько и пустой сосуд.

...Вообще же рассуждения об увеличении, так же как и о воде, налитой в пепел, сами себе противоречат: или ничто не увеличивается, или [нечто увеличивается, но] без [добавления какого-либо] тела, или два тела могут находиться в одном и том же [месте] ([сторонники пустоты] пытаются разрешить эту общую для всех трудность, но не доказывают, что пустота существует), или же все тело необходимо должно быть пустым, если оно увеличивается во всех направлениях и притом за счет пустоты. То же рассуждение относится и к пеплу.

@темы: Аристотель, пустота, физика, философия

11:53 

Эстетическое единство

В наше время стала актуальной проблема поиска аудитории, которая бы понимала текст и реагировала на него так, как автор задумал, хотя бы в том же диапазоне, по одному из предусмотренных вариантов. Субкультур очень много, универсального языка нет. langobard пишет о преподавателях, читавших Гарии Поттера, которые проводят экспресс-семинар для преподавателей, не читавших Гарри Поттера, где рассказывают об основных персонажах и сюжетных ходах, чтобы можно было на что-то ссылаться, надеясь на понимание студенческой аудитории.

В этом плане интересно, каких авторов и какие художественные произведения упоминают философы для разъяснения своих сложных идей. Имеется в виду не анализ произведения, как бывает у Дугина, когда в худлите находятся примеры работы воображения, а чисто философский текст, где нужно непонятное разъяснить через понятное.

Платон и Аристотель - Гомер.
Гегель - Гёте и Библия.
А. Г. Черняков самый пока оригинальный - поэт Бродский.

Можно продолжать.

@темы: Гегель, Платон, философия

17:06 

О классовой борьбе

В своей книге, которую я всячески рекомендую, и в одном из постов на эту тему (smirnoff-v.livejournal.com/309536.html) уважемый smirnoff_v расширяет понятие классовой борьбы. Маркс утверждает, что класс проявляется в первую очередь в политической борьбе с другими классами, а smirnoff_v корректирует: классовая борьба - это все виды деятельности, направленные на расшатывание нормы, дискредитацию правил общественной жизни, навязанную господствующим классом, любые попытки жить по другим нормам и правилам.

Я хотела написать по этому поводу, что для зацикленной на политическом и юридическом западной культуры естественно видеть только то, что проявляется в этих сферах, игнорируя остальные аспекты. Кстати, по поводу недавнего поста того же автора о западных левых, которые не поняли ничего в советском обществе, потому что не хотели понимать (вот он smirnoff-v.livejournal.com/325906.html) хочу заметить: может, это не вина, а беда? Как-то шла речь в том же блоге о слепых пятнах культуры, о вещах, которые очевидны снаружи, но не воспринимаются изнутри. Мы говорили о том, что увидеть слепые пятна русской культуры мы не можем как ее носители, но увидеть слепые пятна культуры западной мы-то можем. По-моему, это как раз одно из них. Не могут они описать более сложный социальный объект, чем тот, в котором сами существуют. Когда пытаются, получается Великий Белый Вождь в Вашингтоне, с которым мы выкурим трубку мира: более примитивные западные общества не дают адекватных понятий для описания общества с более сложной структурой, каково русское\советское\имперское. Если люди только додумались до понятия суверенитета, которое было очевидно в Византии тысячу лет назад (smirnoff-v.livejournal.com/245496.html), чего от них можно ожидать? Где-то в чем-то они могут что-то сделать, но не здесь, не в этой области.

Ну вот, а еще хотелось бы это определение повертеть, попробовать на прочность: эльфы, которые шьют красивые платья и танцуют эльфийские танцы, тем самым участвуют в классовой борьбе или нет? Как нужно отличать?

(Продолжение следует)

@темы: СМирнов, классовая борьба

16:24 

Гегель о цитатах

В диалогах Платона мы можем найти смесь из нефилософских представлений и спекулятивных идей. Таким образом, не каждая мысль, которую мы читаем у Платона, принадлежит к его философии. Даже если мы находим у Платона дословную цитату, это еще не факт, что перед нами - философия Платона.

Отлично, мне очень нравится.

@темы: Гегель, Платон, философия

10:38 

2016 с Одуванчиком

Дорогие читатели и авторы сайта Одуванчик! Мы поздравляем вас с наступающим Новым годом и желаем успехов, счастья, творчества, интересных встреч, приключений и мирного неба!

Давайте вместе вспомним основные события уходящего года!

Итак, 2016-й с Одуванчиком это:

Новые рубрики: Читаем Даля, Кинорецензии (ведет Ольга Валькова); Айда в музей, Опыты пристального чтения, Образы родного города (ведет Владимир Карбань); Писатели Украины о Великой Отечественной войне, Война на Донбассе. Очевидцы (ведет редакция).

Новые книги, которые вы можете прочитать на нашем сайте:

Книги хайку донбасского художника-миниатюриста Александра Грошенко

«Обрывки сезонов»,

«След ушедших следов» .

Книга в жанре исторического фэнтези професора ВНУ им. Даля Андрея Лустенко «Диоптрик».

Сборник произведений авторов ЛНР, ДНР и России «Время Донбасса».

Пьеса главы СП ЛНР Глеба Боброва «Оглашение Крама».

Поэтический сборник Елены Заславской «Год войны» .

Сборник докладов разных лет сделанных на Философском монтеневском обществе Луганска «Четверть века с философией» .

Мы благодарим всех читателей нашего сайта! Ваш интерес и внимание делают нашу работу осмысленной! Присоединяйтесь к нам в сообществах в ВК и в ФБ!

Мы работаем для вас и с вами! Пишите в комментариях, что бы вы хотели видеть на сайте, а также участвуйте в формировании содержания — мы рады сотрудничеству в новом 2017-м!
oduvan.org/o-nas/2016-y-s-oduvanchikom/

@темы: Луганск, ЛНР, Одуванчик

13:09 

Казань - лучший город для Отблесков

В Казани Окделла изучают в университете. В Казанском (Приволжском) федеральном. По направлению 48.04.01 - Теология, на курсах дисциплин "Религия и цивилизация", а таже "Христианство и цивилизация":
kpfu.ru/pdf/portal/oop/133596.pdf - Тема 3.
kpfu.ru/pdf/portal/oop/68332.pdf - Тема 4.
Искать "Ричард Окделл в конфликте цивилизаций"

Мне очень приятно, что мой пост (вот этот ninaofterdingen.diary.ru/p187875087.htm) от 7 мая 2013 года, написанный буквально на коленке, в пылу фандомных дискуссий, настолько пришёлся ко двору в Казани. Авторы-разработчики программ, Силаева Зоя Владимировна и Астахова Лариса Сергеевна, на мое письмо не ответили, так что я пользуюсь случаем сказать публично, что это самое увлекательное из приключений Окделла, и дай Бог, не последнее.

@темы: Окделл, ОЭ, Казань

12:50 

Посвящается Критону

В Платоновском журнале за 2015 год есть статься под названием "Сократ, проснись! Анализ и толкование предисловия к платоновскому "Критону"(43a1-b9)" (Socrates, wake up! An analysis and exegesis of the “preface” in Plato’s Crito (43a1-b9), Yosef Z. Liebersohn)
platosociety.org/plato-journal-15-2016/
Указанные строки можно найти здесь:
psylib.org.ua/books/plato01/02krito.htm
До слов Сократа "Но ведь было бы нелепо, Критон"

Критона я очень люблю. С самого первого знакомства он произвёл очень отрадное впечатление. Уже много лет Критон для меня является символом настоящей дружбы: человек, который вырос с Сократом вместе, сосед и старый друг, которому ничего от Сократа не было нужно, который дружил с ним просто так, не интересуясь ни философией, ни политикой.

С другой стороны, игры в бисер меня тоже всегда привлекают. Анализ первых двенадцати строчек одно из диалогов Платона - это как раз то что надо для приятного неспешного чтения в холодный и темный декабрьский день.

Ничто не предвещало беды (прямо заглавие из МХ!), разве что драматический подход, который разрабатывает автор. И вдруг...

Анализ и экзегезис первых двенадцати строчек диалога привел автора статьи к следующим выводам:

- Сократ, проснувшись, задает Критону два вопроса (первая реплика Сократа). Это тест, чтобы понять, чем больше всего озабочен Критон. Критон отвечает только на второй вопрос, показывая тем самым, что его больше волнует собственная репутация, чем потеря такого друга, как Сократ;

- Критон позволяет Сократу высоко оценить тот факт, что он, Критон, пришел к Сократу в тюрьму еще до открытия:

- Критон подчеркивает свой вес в обществе и свое влияние, упоминая, что дал взятку стражнику, чтобы тот позволил ему войти:

- Критон сидел у постели спящего Сократа, а не разбудил его сразу, потому что на самом деле он вовсе не хотел организовывать побег, а просто беспокоился за свою репутацию хорошего друга, и втайне желал, чтобы Сократ его разубедил;

- довольно часто, а не только в этот раз, Критон не спит ночами, беспокоясь за свою репутацию;

- в этот раз Критон тоже не спал, что обесценивает его ранний приход в тюрьму к Сократу, ведь ему вообще не пришлось подниматься с постели!

Ну что ж. Моё отношение к Критону не изменилось. А вот к современным платоноведам...

@темы: драматический метод, Платон, Критон

08:21 

Новогодние Отблески Этерны

Из того, что оказалось дома под рукой
читать дальше

@темы: фото, ОЭ

15:28 

Елена Заславская. Русское море

Звезды падают в море.
Души падают в море.
Слезы падают в море.

Оно называется Черным,
так нас учили в школе.
Оно становится черным
от горя.
Оно становится черным
от боли.

И слова мои безыскусны,
и вспоминается почему-то,
что раньше оно называлось
Русским.

zaslavskaja.com/2016/12/26/russkoe-more.html

@темы: стихи, Ту-154, Заславская

15:38 

Кроссовер

Оруэлл в своё время выразил идею, которая в современных фандомных терминах звучит так: "Рассказы о Шерлоке Холмсе" - это кроссовер "Дон-Кихота" Сервантеса и "Убийства на улице Морг" Эдгара По.

Не знаю, как это будет по-научному.

@темы: Шерлок Холмс

07:57 

Математик и мистик Роман Михайлов рассказал о путешествие из Петербурга в Луганск

17:18 

Кортасар

Не мой это писатель, я два раза пыталась, и сейчас пытаюсь в третий - "62. Модель для сборки". Ну вдруг.

Основная идея - как из повседневных артефактов, культурных элементов, материализованных идей складывается своя индивидуальная картина, мозаика смыслов, некая вязь и рисунок. Никто не задумывал такой картины, это подчёркивается: герой случайно покупает книгу, которую случайно пролистывает и натыкается на фамилию Шатобриана, и его случайный сосед в случайном ресторанчике заказывает блюдо, в названии которого есть слово "шато", и начинаются воспоминания о некоем замке, как пример. Ты сворачиваешь в какой-то переулок, и оказываешься в параллельном мире, где всё такое же, но не так.
акими вещами полна жизнь. Такие индивидуальные, но в то же время объективные связи устанавливаются в современном искусстве (у Бормора есть такое, в "Докторе Кто"). Вообще сейчас это такое общее место, что не вспомнишь, откуда взялось. Охотно верю, что придумал это Кортасар, потому стал так популярен. На мой нынешний вкус, очень уж он подробно это всё разъясняет.

Тему нашла для литературоведа - сравнение этого романа с мемуарами Паустовского, с тем трёхтомником ninaofterdingen.livejournal.com/451962.html.
У К. есть стихотворение, описывающее Город (параллельный мир). Собственно вот lib.ru/INPROZ/KORTASAR/sborka.txt_with-big-pict..., со слов "Вхожу я вечером в мой город, я спускаюсь в мой город,"
Тут появляются те три важных образа, которые играют такую большую роль у Паустовского - Город, Трамвай, Корабль. Соединение их, сходство и различие - можно развернуться.

@темы: Паустовский, Кортасар

12:56 

Почему у католиков порицаемо ростовщичество

Зомбарт писал, что у него было иное мнение по вопросу, но он его поменял под влиянием источников, так что за источниками - к нему ("Буржуа"). Сама идея сводится к следующему.

Ростовщичество у католиков порицаемо не потому, что несправедливо по отношению к ограбляемому, а потому что это несправедливо по отношению к ростовщику: если человек получает деньги, ничего не делая, не прикладывая никаких усилий, то это неправильно, прибыль должна быть наградой за труд. По той же причине порицаемо поведение владельца завода, который сам не участвует в управлении, но получает доход: если прибыль из рабочих выколотил владелец лично, то тут никакой несправедливости нет, всё в порядке. А жизнь рантье и ростовщика воспитывает лень, и потому не одобряется.

@темы: Зомбарт, католичество

15:01 

Наше всё

Давно хотела поругаться по этому поводу.

"Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех."
rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1831_37/01text/...

Написано по-французски, и писал как будто француз. Образчик неимперского мышления, еще во времена Ивана Грозного совершенно невозможного. Мы оказались отъединены от Европы, ну и что? Какие великие события могут потрясать варварское окружение империи, да ещё до такой степени, чтобы сожалеть о своём неучастии в этих копошениях? А называть христианским миром католические страны это уж вообще. Мы конечно переживаем за всех, кто себя губит, но надо же помнить, где и кто соль и светильник.
Как-то так.

Хотела бы я хоть аушку какую с таким повом...

@темы: Европа, Россия, Пушкин

14:11 

Культурный код

Это не совсем то, что все думают. Я читала ответы не так давно, там было иначе: обычно считается, что это набор конкретных произведений, цитат, образов, исторических событий, моральных норм, которые нужно знать, узнавать, свободно ими оперировать. А это совсем другое:

Морфология, или строение предметной области культурной антропологии, обо­значаемой понятием культура, определяется функциональной значимостью, или не­обходимостью каждой из ее составляющих для поддержания культурной целостности. Они выделяются на основании антропологических универсалий, характеризующих
фундаментальные связи человека с окружением, т. е. общечеловеческих врожденных свойствах, присущих каждому индивиду.
Их строение определяется спецификой культурных кодов — механизмов преоб­разования неупорядоченной информации в упорядоченную, представленных через такие компоненты, как ключевая выполняемая функция, входы, выходы, программа, логика трансформации входов в выходы, институционализация, т. е, нормирование при распределении видов деятельности, прав, обязанностей в пределах каждой из функциональных единиц.

Э. А. Орлова. Понятийный аппарат культурной антропологии // Энциклопедический словарь. — М.: Академический проект, Культура; Киров: Константа — 2012. — С. 362 – 384.

@темы: культурный код

13:29 

Девушка и окружение

Небольшое замечание по поводу двух книг: "Женского портрета" Генри Джеймса и "Женщины в море" Новикова-Прибоя. Замечание одно и то же, и об одной книге я бы его не написала - второй год не пишу. Но вот появилась вторая на ту же тему, явление приобрело некоторую значимость, так что отмечаю.

У ГД действие происходит во второй половине 19-го века среди хорошего европейского общества, у НП - первые годы после революции на корабле черноморского флота. При всём различии эти два произведения объединяет общий лейтмотив: они о том, как окружение влияет на женщину в её сердечных делах. Причём русский роман в этом плане более общий - тут описывается не интрига, не влияние конкретного человека-двух из окружения, а давление среды как оно есть, влияние социальных ожиданий на поведение в самой интимной сфере, до постели и дальше. Как правило, такие вещи мы наблюдаем в богемной среде, где репутационный капитал и самопрезентация является смыслом существования в тусовке. У НП это показано в совершенно далёком от креативных кругов коллективе, рассмотрено явление в чистом виде.

По литературной шкале ГД конечно выше на порядок, а как описание общественного явления НП очень хорош. Кто интересуется темой, рекомендую.

@темы: Джеймс, Новиков-Прибой, книги

12:50 

Зощенко, "Талисман"

Шестая повесть Белкина.
Не знала о ней раньше
augur9i.ru/belkin/ot_avtora.htm

@темы: книги, Пушкин, Зощенко

12:45 

Картина истории

Существует некое видение истории. Оно не объективно в том смысле, что деятели той эпохи сами себя так не видели, рисовали себе другую картину и себя в ней позиционировали иначе, чем это видится из будущего.
Это видение истории объективно в том смысле, что существует довольно большая общность, которая его разделяет.
И версий таких больше одной. И фальсификации мы не рассматриваем - это слишком просто. В истории есть всё, она реальна и противоречива, так что набирается достаточно достоверных фактов для обеих трактовок.

Каким может быть механизм взаимопонимания людей из разных общностей?

@темы: история

ОЭ + философия социального

главная