13:37 

Донецко-Криворожская Республика

#Донбассвогне

Тимур Хакимов

Почему необходимо так подробно остановиться на истории подписания Брестского мира? Дело в том, что с этим событием самым непосредственным образом связано создание Донецко-Криворожской Республики. 30 января (12 февраля) 1918 г., за несколько дней до начала австро-германской оккупации, и в тот же день, когда Советское правительство Украины переехало из Харькова в Киев, на IV областном съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов в Харькове, в отеле «Метрополь», была провозглашена Донецко-Криворожская Советская Республика. 14 февраля был избран Совнарком республики под председательством Артема (Федора Андреевича Сергеева). Наркомы: по делам управления — С.Ф. Васильченко, по делам финансов — В.Н. Межлаук, труда — Б.И. Магидов, народного просвещения — М.П. Жаков, по судебным делам — В.Г. Филов, по военным делам — М.Л. Рухимович, госконтроля — А.З. Каменский. Символично, что этот день был первым в новом летоисчислении, или «новом стиле». На сегодняшний день история ДКР видимо, подробнее всего описана донецким политологом и историком В.В. Корниловым в его книге «Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта».

На съезде с докладом об организации власти в Донбассе и Криворожье выступил С. Ф. Васильченко, придерживавшийся мнения, что в основе создания Советского государства должен лежать принцип территориально-производственной общности областей: «самодовлеющей в хозяйственном отношении единицей является Донецкий и Криворожский бассейн. Донецкая республика может стать образцом социалистического хозяйства для других республик». Провозглашенная автономия претендовала на Екатеринославскую, Харьковскую, часть территории Херсонской губернии, а также территорию нынешней Ростовской области с Ростовом-на-Дону, Таганрогом и Новочеркасском.читать дальше
oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/donetsk...

@темы: история, Украина, Россия, Донбассвогне, Донбасс

16:48 

Сто книг про АТО: и бомбами, и книгами

Нина Ищенко, Елена Заславская

На днях на Украине был принят закон, в котором Россия признается агрессором, а территории ЛНР и ДНР — временно оккупированными, хотя доказательств присутствия российской армии на Донбассе до сих пор нет. Однако такое сотворение параллельной реальности неудивительно: Украине уже четвертый год воюет с Россией, разрушая города Донбасса и убивая жителей республик. И пишет об этом книги.

Четвертый год войны в Донбассе. Люди устали от бытовой неустроенности, постоянных проблем, блокады и войны. Нередко можно услышать, что худой мир лучше доброй ссоры, что мы рано или поздно вернемся на Украину, что без вмешательства России мы были бы в составе Украины и у нас не было бы никаких проблем. Основной летймотив этих рассуждений сводится к тому, что в высших сферах делят власть, а мы, простые люди, ничего против Украины не имеем.

Однако это не значит, что Украина не имеет ничего против нас. За годы войны украинская идеология нашла воплощение не только в политических ток-шоу и обстрелах донбасской земли, но и в целом ряде художественных произведений. Патриоты и свидомые украинцы, воюющие против сепаров и российских агрессоров — это уже не только штампы украинской пропаганды, это литературные образы, которые эмоционально более эффективны и долговечны, чем плакаты и газетные статьи (хотя их воздействие тоже никто не отменял)

В развитие мифа о Небесной Сотне, на котором строят современную украинскую идентичность, формируется и книжная сотня, как назвала свою работу киевлянка Анна Скорина. Это более ста опубликованных на Украине книг о войне с Россией на Донбассе, от детских стихов и сказок до военных мемуаров и поэтических хроник войны с украинской стороны. Среди авторов как известные писатели (Сергей Жадан), так и никому неизвестные волонтеры. Книги и на русском (40 книг), и на украинском языке (139 произведений). В разработке нового украинского культурного кода участвуют и бывшие луганчане. Лидер среди издательств военной литературы — харьковское издательство «Фолио».

Публикуем список Анны Скориной по ссылке:

oduvan.org/nashi-proekty/vojna-na-donbasse-oche...

@темы: культурная политика, книги, Украина, Россия, Донбасс

13:08 

Брестский мир

#Донбассвогне

Тимур Хакимов

Брестский мир — мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в Брест-Литовске представителями Советской России с одной стороны и Центральных держав (Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарского царства) — с другой.

Ратифицирован Чрезвычайным IV Всероссийским Съездом Советов 15 марта и германским императором Вильгельмом II — 26 марта 1918 года.

26 октября (8 ноября) Второй всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире, в котором предложил всем воюющим государствам немедленно заключить перемирие и начать мирные переговоры. Но отказ Антанты поддержать мирную инициативу Советского правительства вынудил Совнарком стать на путь сепаратных переговоров о мире с Центральными державами, которые были крайне заинтересованы в ликвидации своего Восточного фронта и пополнении истощившихся ресурсов за счет восстановления экономических отношений с Россией и поэтому немедленно откликнулись на советское предложение.

Очень интересно описывает ход Брестских переговоров главнокомандующий германской армией генерал Эрих Фридрих Вильгельм Людендорф в книге «Мои воспоминания о войне 1914-1918 гг.»: «вопрос сводился к тому, будут ли эти переговоры вестись так, чтобы мы могли перейти в наступление и успешно закончить эту титаническую борьбу, чтобы избежать печальной судьбы побежденных… все лозунги Антанты о праве наций на самоопределение, об отказе от аннексий и контрибуций, о разоружении и свободе морей были сплошной химерой».

читать дальше
oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/brestsk...

@темы: история, Украина, Россия, Донбасс в огне

15:54 

Донецкий исход

Алексей Ивакин

Нет, это не о гражданской войне на Украине сегодня.

Это о Гражданской войне столетней давности.

Все знают, что такое «Ледяной поход». Надо отдать должное белодельцам и либерастам — они профи в пропаганде. Разрекламировали себя и свое бегство как подвиг.

Когда-то и я был либералом — молодость. Это нормально. Зауважал я красных тогда, когда понял одну вещь. Что для белых было подвигом, то для красных было повседневностью. Ну это вот вывезти московского мальчика в лес на шашлыки — ой, весь твиттер засрет героическим разжиганием мангала. А для сибирского мужика этот поход будет… Ну я даже слово не могу подобрать. В туристической среде это «матрасничество» называют.

Так вот. Сейчас я расскажу о походе, о котором знают единицы.

В феврале-марте 1918 года гайдамаки Центральной Рады и войска кайзеровской Германии начали продвижение на восток. Немцы и украинцы. Запомните это сочетание.

Современные белодельцы и либералы, потерявшие Россию, обвиняют большевиков в Брестском мире. Это я напоминаю. Мол, если бы не этот похабный мир — а он, действительно был похабным, но неизбежным — Россия была бы в стане победителей. (Фу, так писать, это я себе).

Именно в марте 1918 года в Луганск приехал «первый красный маршал» Ворошилов. 5 марта он обращается к рабочим Харькова, Донецка, Луганска, Кривого Рога. Полностью приводить не буду текст. Пару строк.читать дальше

oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/donetsk...

@темы: история, гражданская война, Донбасс

15:49 

Северный летучий отряд летит на помощь Донбассу

Тимур Хакимов

В Донбасс среди других групп были отправлены 1-й Московский революционный отряд под командованием Юрия Владимировича Саблина, Петроградский «Северный летучий отряд» Рудольфа Фердинандовича Сиверса, рязанский отряд красногвардейцев Григория Константиновича Петрова, а также 3500 моряков Черноморского флота.

Сиверс двигался из Харькова в направлении Никитовка-Юзовка, Петров – через Чертково на Миллерово, Саблин – на Луганск. Об этих личностях нужно рассказать отдельно:

читать дальше

@темы: революция, история, Донбасс

08:52 

Инициация Луганском, или Будущее одной новой старой идеи

Продолжаем проект "Донбасс в огне": осмысление истории нашего края

Арсентий Атоян

… Вот живет человек и забывает где… «О то кони!» — сказала как-то старушка, теснясь в очереди на избирательный участок, не то про живых, не то про каменных существ. Маршал поднимал руку в приветствии городу на привычном месте против горисполкома.

Родной город может и не казаться историческим и предназначенным для великих откровений эпохи, источником фундаментальных идей и практик, изменивших современный мир, ибо лицо в лицо не увидать и большое видится на расстоянии, а расстояние историческое в сто, а то и больше лет, делает предметы то слишком большими, то чересчур отдаленными. Между тем город наш связан с Октябрем, столетие которого приходится на этот год, теснейшими узами памяти поколений. Связан узами, может быть, даже больше, чем с вновь испеченными, как это мягче сказать, национальными «сарай-берке» центровых и периферийных ханов. Это после того, как по народному выражению, Мамай прошел. С места в карьер, ускорения, перестройки, недостройки, деидеологизации, приватизации, вестернизации, демократизации сезонные и оптовые, украинизации, декриминализации, евроинтеграции… «Инфляция, девальвация, временный спад… все по науке, — как говорил бард в старом советском фильме, — а тебе нужно только до получки дотянуть». Хрустальный дворец великого проекта или великой утопии уступил место саморобным псевдоказенным сараям и сарайчикам… Лачугам пасынков и должников истории, словом. Вновь же прибывающие на перрон истории к поезду, учились и учились, но так и не выучились: история оставила их на второй год. На повторный курс, хотя справок об образовании у них достаточно (у некоторых по два-три высших образования, хотя, по правде, без среднего, но это к слову).

Споры об октябрьском перевороте (человеческое сочувствие пострадавшим) или величайшего события в истории человечества (приветствие трудящимся всех долгот и широт) не с нами начались и не нами закончатся. Характер Октября вообще и в Луганске – предмет всяческих штудий и баснословия нескольких поколений. И пролетарский, и социалистический, и вооруженный, и судьбоносный… Но прежде всего этого этот характер такой же, как и у большинства луганчан старших поколений. Это советский характер.

Нынешние события в Донбассе начались как бунт советских против подозрительно не нашего хода процессов последних трех десятилетий, которые догадались наконец-то, что нет общего будущего у большинства обманутых и меньшинства обманывающих. А под завесой обещаний – пустота европейского кукиша, но не обыкновенного, а какого-то особо мерзкого, ибо показать народу элите уже больше нечего, все видели, и это тоже видели, а потому повторение пройденного в мировой практике. Откуда фашизм? Из Европы, вестимо! «Бандеры» еще тропу торили – пришел час. Ведь почти сорок последних лет детям в школе не объясняли, что подлость и предательство не пример для подражания. Пеаны про национальное примирение и про разных героев в ушах зависли. И сказали молодые друг другу: в этом что-то есть, неспроста гитлеров и бандер советские не любят, отринем отстой, извернемся на пупе, может правда и явится не с той стороны, откуда отстойные ждали ее? Что может быть круче нацизма, разве что бомба атомная на голову, так ведь и ту не фашисты бросили. И повели их в чужой стан. А старички, они про великое рассказывали. Звали к светлому. «А нам темное нравится… Пиво должно быть правильным». Новое поколение называет «приколами» пережеванные слоганы рекламных халтурщиков.

Зачин мой затянулся. Итак, автор ничего не утверждает, он только рассуждает вслух. О будущем советской идеи.

Когда-то, будучи молодым, слышал на лекции по истории партии, что преподаватели истфака (память сохранила и фамилии (С. П. Калпахчьян, К. К. Каганашвили, Г. М. Намдаров, В. И. Мотренко и кто-то еще) писали письмо в ЦК КПСС. Про то, что в Луганске Совет возник и победил потом раньше, чем в Иваново-Вознесенске. Вроде бы им ответили, что нет смысла пересматривать общепринятые установки и не дело переписывать то, что уже устоялось. Как-то так. Город наш у истоков Советской власти стоит и без уточнений дат и имен. Фрунзе или Ворошилов возглавил первый Совет, конечно, интересно, но не более ли интересно, что стало с самой этой идеей? У сатирика В. Войновича книжка есть «Антисоветский Советский Союз». А вдруг вся беда в том, что Советский Союз не был достаточно советским, и потому мы находимся в том самом месте сегодня, в котором и находимся…

Где исток нашей народной республики? Прожить жизнь в городе и ни разу не услыхать про луганских сепаратистов? А ведь верно: не было их никогда. Их в Киеве придумали! На Москву свалили.читать дальше

oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/initsia...

08:41 

«...считать Раду в состоянии войны с нами»

Продолжаем проект "Донбасс в огне", посвященный прошлому и настоящему нашего края.

Тимур Хакимов

"5 декабря 1917 г. Совнарком РСФСР постановил «считать Раду в состоянии войны с нами». На следующий день был сформирован Южный революционный фронт по борьбе с контрреволюцией, который возглавил В.А. Антонов-Овсеенко.

Влади́мир Алекса́ндрович Анто́нов-Овсе́енко (наст. Фамилия — Овсе́енко, псевдонимы в партии — Штык и Ники́та, литературный псевдоним А. Га́льский; 9 (21) марта 1883, Чернигов, Российская империя — 10 февраля 1938, Москва) — русский революционер, меньшевик до 1914 года, в 1917 году вступил в партию большевиков, после Октябрьской революции — советский партийно-государственный и военный деятель, юрист, публицист. Именно Антонов-Овсеенко руководил арестом и заключением в Петропавловскую крепость министров Временного правительства. В декабре 1917 г. был направлен на юг России руководить боевыми действиями против Каледина и Центральной рады.

В конце августа — начале сентября 1918 года во главе советской делегации был направлен в Берлин для заключения соглашения с представителями германского командования о возможности участия немецких войск в вооруженной борьбе с воинскими контингентами Антанты, высадившимися в Северной области.

С 4 января по 15 июня 1919 года — командующий Украинским фронтом, В середине февраля 1921 года был назначен председателем Полномочной комиссии ВЦИК по борьбе с бандитизмом в Тамбовской губернии. Активно выступая против усиления власти Сталина, поддержал Льва Троцкого и примкнул к Левой оппозиции. 27 декабря 1923 года направил в Политбюро письмо с предупреждением, что «если тронут Троцкого, то вся Красная Армия встанет на защиту». Во время Гражданской войны в Испании был генеральным консулом СССР в Барселоне. В конце 1937 отозван. Расстрелян в 1938 г. «за принадлежность к троцкистской террористической и шпионской организации». Оставил бесценный для историков труд «Записки о Гражданской войне».

Находившийся в Харькове штаб советских войск по борьбе с контрреволюцией на юге страны разработал план военных операций против Рады и войск Каледина. Советские войска должны были перерезать все пути, ведущие с Украины на Дон, чтобы тем самым порвать связи Каледина с Центральной радой и с Юго-Западным и Румынским фронтами. Предполагалось, что после этого одна группа советских войск развернет наступление через Донбасс на Дон против Каледина, другая — на Киев против войск Центральной рады."

oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/schitat...

@темы: Донбасс в огне

11:20 

Оруэлл отдыхает

История переписывается на наших глазах: Евгения Бильченко никогда не была волонтером Правого сектора и никогда не радовалась победе Майдана.

ukraina.ru/exclusive/20180110/1019755299.html

@темы: Украина, Россия, Бильченко

16:27 

Тавроскифы

Византийцы называли себя римлянами, а любые народы, живущие в Причерноморье, вплоть до конца существования империи, в византийсокй литературе называются скифами. Известно, что жители второго Рима говорили по-гречески и этнически римлянами не были - им это было известно не хуже, чем нам. Что же касается скифов на Украине или наоборот - украинцев в Скифии, то эта благодатная тема более чем активно используется современной украинской исторической мифологией и на этом вопросе нет смысла останавливаться.

Сохранение этнической номенклатуры означает культурный континуитет тех народов, которые дают названия, а не тех, которые под эти названия подпадают. Я это всё к тому, что интриговавшие меня тавроскифы, которые в европейском средневековье оказываются локализованы в разных местах восточной и северной Европы, не имеют никакого отношения к Тавриде, то есть Крыму. Объяснение тут гораздо проще.

Как известно, боги потребовали в жертву Ифигению, дочку царя Агамемнона, за что обещали даровать попутный ветер ахейцам, плывущим в Трою. Артемида спасла девушку от смерти, перенеся ее в Тавриду. В Тавриде Ифигения прожила много лет, будучи жрицей Артемиды. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы, и Ифигения этим занималась, пока очередной жертвой не оказался ее чудесным образом попавший в Тавриду брат Орест. Ифигения счастливо сбежала с Орестом из Тавриды, а тавроскифы остались.

С тех пор в греческой классической традиции тавроскифами может называться любой варварский народ без собственной государственности, который практикует человеческие жертвоприношения. При обживании дохристианской Европы название пригодилось.

@темы: тавроскифы, Византия

16:09 

Живов о юристах

Статья о праве на Руси:
vkist.ru/32987/index.html

Автор прослеживает судьбу византийского права на русской почве и приходит к выводу, что рецепции этого права не было:
- нет традиции комментирования, разъяснения сложных случаев, извлечений для разных целей - эта литература не существует как таковая, не появилась за несколько веков;
- копорация юристов не сложилась за несколько столетий, вплоть до 19-го века;
- один и тот же термин в одном и том же документе понимается по-разному, термины искажаются при переписке и не поясняются, за одно и тоже преступление определяются разные наказания, по утверждению автора систематически;
- вплоть до Петра Первого и позже издаются указы с презумпцией неисполнения.

Автор делает вывод, что на Руси было две системы права - одно кодифицированное, культурно значимое, переводное, основанное на византийской традиции; другое - неписанное, с низким культурным статусом, основанное на руских местных обычаях (которые в отличие от традиции не рефлексируются и меняются постоянно, незаметно для носителей). Характерным признаком первого права было то, что оно не исполнялось.

читать дальше

@темы: Лотман, русская культура, Живов

15:34 

"Потемкинские деревни"

Статья А. М. Панченко об этой мифологеме, как она возникла и почему.
ec-dejavu.ru/p/Potemkin_village.html

Если кратко, о том, что Потёмкину нечего показывать императрице в недавно завоеванных степях Новороссии, Екатерину предупреждали хором за несколько месяцев до поездки, разные люди и с разными мотивами. Императрица изначально была настроена довольно скептически, однако пожезка превзошла все ожидания: князь сумел сделать невозможное и устроить столько символических имперских зрелищ, что любая критика должна была умолкнуть. Среди множества подготовленных князем мероприятий были:

- рота амазонок в Балаклаве («юпки из малинового бархата, обшитые золотым галуном и золотою бахромою, курточки зеленого бархата, обшитые также золотым галуном; на головах тюрбаны из белой дымки, вышитые золотом и блестками, с белыми страусовыми перьями», сто дам под командованием Елены Сардановой, жены ротного капитана);

- фейерверки («Иллюминация обелиска с вензелем императрицы была весьма удачна, так же милы были жирандоль с букетом, в четыре тысячи ракет, и огненная гора, которая казалась лавою»; «Император говорит, что он никогда не видел ничего подобного. Сноп состоял из 20 тысяч больших ракет. Император [Иосиф II] призывал фейерверкера и расспрашивал его, сколько было ракет, "на случай, - говорил он, - чтобы знать, что именно заказать, ежели придется сжечь хороший фейерверк". Я видел повторение иллюминации, бывшей в день фейерверка; все горы были увенчаны вензелями императрицы, составленными из 55-ти тысяч плошек. Сады тоже были иллюминированы; я никогда не видел такого великолепия!»)

- флот (Екатерина со спутниками едет по Днепру в специально построенных галерах в окружении малых судов, спуск на воду трех военнхы кораблей, один из которых любезно назван "Иосиф II" в честь гостя императрицы);

- армия ( «Переехав через Борисфен, мы увидели детей знатнейших татар, собравшихся тут, чтобы приветствовать императрицу. Поговорив с ними, мы двинулись к каменному мосту, до которого оставалось более 30 верст... Тут ожидало нас до трех тысяч донских казаков со своим атаманом...» и так далее, войска регулярные, иррегулярные, смотры, учения в течение всего путешествия);

- закладка нового города - Екатеринослава (который сейчас украинцы называют Днипро), новой церкви в нем. Екатеринослав должен строился в пандан Петербургу. Как Петр Первый утвердился на Балтийском море, так Екатерина Вторая - на Чёрном, тут и преемственность, и развитие, и единство политики. Екатеринослав не стал близнецом Петербурга, егно судьба оказалась значительно скромнее, но на тот момент никто и не скрывал, что это проект, идея, и строительство идет буквально на пустом месте.

И многое другое, читайте статью.

Таким образом, миф о потемкинских деревнях это один из вариантов мифа о том, что на российской варварской почве западная цивилизация не приживается и всегда оказывается поверхностной. Как миф это и нужно воспринимать.
ninaofterdingen.livejournal.com/711795.html

@темы: история, Россия, Потемкин, Екатерина

16:42 

От разжигателя к пацифисту: мастеркласс от Евгении Бильченко как переобуться в прыжке

Нина Ищенко, Елена Заславская

Слово мир очень часто звучит в Донбассе. Это одно из самых частых пожеланий на Новый год и Рождество. Вот уже четвертый год как слово мир наполнилось для жителей Донбасса конкретным содержанием: мир это когда не сжигают заживо людей, как 2 мая 2014 года в Одессе, мир это когда не наносят авиаудары по центру Луганска как 2 июня и не бомбят донбасские города, как бомбили Станицу Луганскую 3 июля 2014 года, мир это когда уроки начинаются 1 сентября, а не откладываются на месяц из-за обстрелов, мир это когда в библиотеке читают книги, а не выгребают осколки, мир это когда в родной город летают самолеты и ездят поезда, когда в домах есть свет, вода и газ, а ремонтников не убивают при починке коммуникаций, когда не боишься за жизнь родных и близких людей, когда окна в твоем доме не заклеены скотчем крест-на-крест, а вдоль улиц не появляются все новые дома разрушенные градами. Слово мир совершенно особенное для каждого жителя ЛНР и ДНР, и борьба за мир для нас не просто слова. Поэтому мы не смогли остаться в стороне от ситуации, когда борцами за мир себя называют те, кто еще недавно разжигал эту войну.

В начале прошлого года в числе борцов за мир оказалась украинская поэтесса, доктор культурологии и общественный деятель Евгения Бильченко. В 2014-м году она активно поддержала Майдан, гордилась тем, что состоит в организации украинских националистов Правый сектор (позывной Дон Кихот). После трагедии 2 мая в Одессе взгляды Евгении не изменились, и с лета 2014-го года она стала волонтером в так называемой зоне АТО: закупала для украинских военных вещи, амуницию, тактические обвесы для стрелкового оружия и собирала денежные средства на фронтовые нужды, выкладывая в своем блоге сканы квитанций и расписок от жертвователей, а также свои фотографии с благодарными военными. И вдруг на третий год войны Евгения прозрела. Она поняла, что война это плохо, и хочет донести это знание до жителей Москвы и Петербурга.

Странный выбор. Россия ни с кем не воюет. Идет война между Украиной и республиками Донбасса. Если человек хочет бороться за мир, то естественно было бы делать это на Украине и в Донбассе.

читать дальше
oduvan.org/chtivo/stati/ot-razzhigatelya-k-pats...

@темы: культурная политика, Украина, Россия, Майдан, Донбасс, Бильченко

17:35 

Культурные образцы

Увидела, как Дживс ставит Вустеру вторую подушку под спину, чтобы удобней было читать.

Слов нет, одни междометия. Почему я не знала этого раньше?!?!

@темы: житейское

14:42 

Казус Бильченко и Полозковой, взгляд из Донбасса

Текст редакции "Одуванчика", написанный в феврале 2017, почти год назад. Тема не затихает, а набирает обороты, так что нелишне напомнить.

"Нина Ищенко, Елена Заславская

В социальных сетях разворачиваются бурные дискуссии об ответственности публичных людей, людей слова за свои публичные высказывания.
Не так давно поэт и военкор Анна Долгарева высказалась в поддержку украинской поэтессы, культуролог,а доктора культурологии Евгении Бильченко, которая живёт в Киеве, активно поддерживала Майдан, была волонтёром Правого сектора. На данный момент Бильченко разочаровалась в современной украинской власти, но сохранила верность идеалам Майдана. Права человека, путинские танки, святая Небесная Сотня сомнению не подвергаются. В настоящее время собирается ехать в Петербург с поэтическими чтениями. С таким идейным багажом в России можно спокойно выступать и собирать аудиторию.

Анна пишет, что «налаживание диалога с теми, кто осознал происходящее в Киеве, — очень важно.»

Украинскую интеллигенцию не устраивает, что при новом режиме она не получила тех благ, на которые рассчитывала, а из-за общего обнищания в стране стала жить даже хуже. Винят они в этом в первую очередь Россию и Донбасс (что видно и в текстах Бильченко), и только потом — украинское правительство, от которого всячески теперь открещиваются, делая вид, что они сами не имеют никакого отношения к смене власти на Украине, и война, которая идёт третий год — не их вина. Единственное, что они осознали, это ущемление собственных интересов. Как может выглядеть продуктивный диалог с этими людьми?

читать дальше

@темы: Украина, Донбасс, Бильченко

14:37 

Что мы знали о Бильченко в 2015-м.

Елена Заславская:
"Купить танк или сапоги?!
22.09.2015Блогбаечки, Евгения Бильченко, московские записки, Таня Березовская Изменить
Как всегда в веселой компании, а именно такой и была наша компашка писателей из Донбасса, рассказывали разные байки. В частности рассказывали, что киевская поэтесса Евгения Бильченко, известная сторонница единой Украины, за свои деньги приобрела целый танк, на котором красовалась надпись: «На Луганск».
Наша луганская мысткыня Таня Березовская решила не остаться в стороне от подобной благостной инициативы и занялась сбором средств на АТО, но потом передумала и купила на вырученные деньги себе сапоги.
Такие они поэтессы ветреные бывают! )))))"
zaslavskaja.com/2017/02/15/kazus-bilchenko-i-ka...

@темы: Украина, Донбасс, Бильченко

17:49 

Ольга Туханина про Бильченко

Следующий год, видимо, пройдет под знаком "понять и простить".

Предновогодняя история с Евгенией Бильченко, которая для многих прошла стороной - это лишь первая ласточка.

Суть этой истории проста. Доктор наук из Киева, поэт, героиня майдана и волонтер "Правого сектора" Евгения Бильченко, типа, прозрела и ездит в Россию мирить народы. Естественно, ряду людей такой внезапный пацифизм и миротворчество не по душе. На Бильченко пишут заявления, появляются какие-то казаки. За Бильченко выступают хором все т.н. "пророссийские" украинцы в социальных сетях. Прозревшую поддерживает Прилепин. Нам объясняют, что она раскаялась. Надо понять и простить. Хотя на деле Евгения ни в чем не раскаялась, всё она делала правильно. Во всем виноваты обе стороны, Россия и Украина, и Бильченко сейчас тут с помощью антивоенных стихов всех помирит. Тех, кому это всё не по душе, традиционно называют нацистами и черносотенцами, "турбо-патриотами", "русскими свидомыми", - оскорбления из уст миротворицы и её группы поддержи как из рога изобилия сыпятся.

Но, вероятно, перед нами просто первый голубь мира. Вернее, голубица. Ласточка такая.

Бильченко не случайна. Даме под сорок, а она косит под девочку. Вся такая трогательная, нелепая, вся такая ранимая. А её травят.

Суть ясна. #Онажедевочка. Она за мир. А вы что - партия войны? У вас тут Ковтуны столуются, Запорожские и прочая публика. А на девочку-профессора накинулись. Пусть она вас немного поучит жизни у вас же дома, чего вам, жалко? Ну, снабжала "Правый сектор", с кем не бывает.

Думаю, пробные шары пошли. Дальше будет больше. Мирить нас с Украиной начнет целая армия.

По ссылке в первом комментарии - текст Яна Валетова. Писателя-фантаста из Днепра (ага), певца режима. Что пишет?

"Знаете, что очень грустно? Никого с той стороны мы не поменяем. Никого. Что бы мы не говорили, что бы мы ни писали. Какие бы аргументы не приводили. Ни наших, ни тех, кто за поребриком. А они не поменяют нас. Это Глухота. Глухота с большой буквы. Компромисс невозможен, потому что стороны его не хотят. Все хотят победы, а победы в таких схватках не бывает. Можно только уничтожить друг друга.

Два мира, которые не в восторге от соприкосновения, но вынуждены тереться друг о друга. Крайне неприятное соседство, от которого не уйдешь. Общая граница, общее прошлое, родственники, друзья, мифология. Все это хрустит и рвется по швам.

Мы похожи? В целом - похожи, хоть отрицаем это. Мы ругаемся и начинаем ненавидеть друг друга, как настоящие близкие люди - до хрипа.

Но разница между нами в том, что мы не брали и не хотим чужого. Мы не хотим присоединить Кубань, мы хотим, чтобы нас оставили в покое.

Только этого мало для мира и свободы.

И х*р знает, что с этим делать.

Разве что продолжать разговаривать с глухими и не слышать своего собственного голоса". (с)

Все начинают спорить о "не брали чужого". Не слышат интонации. А она прозрачна. Перед нами новый потенциальный "бильчонок". Ещё немного, и он тоже поедет мирить глухих, но таких похожих. И о нем будут говорит, что он одумался, хотя писатель слова об этом не скажет. Нет, скажет то же самое. Мы с вами виноваты одинаково в украинском майдане и войне, только Россия чуть больше, потому что и страна чуть больше. Давайте наводить мосты.

Те, кто от такого выпадет в осадок, будут названы рашистами, упоротыми, желающими войны.

Четыре года прошло. Ждите десанта педагогов от соседей, которые, поплясав на пепле Дома Профсоюзов, теперь приедут к нам учить нас миру, дружбе и взаимопониманию.

За счет принимающей стороны, само собой.

А по телевизору нам расскажут, какое это достижение. "Они, наконец, поняли!"

Вот такой возможный прогноз.

www.facebook.com/olgatuhanina/posts/89444145405...

@темы: Украина, Россия, Майдан, Бильченко

15:26 

Суровые донбасские сепаратисты

Будни наших университетов

@темы: Луганск

15:21 

Без слов


@темы: Украина

08:03 

Третий Рим

Некая украинская профессор философии поминает в своей статье об идеалах Майдана инока Филофея как имперского идеолога:
eprints.oa.edu.ua/3881/1/9.pdf
Концепция статьи в целом, кто не знает украинского, сводится к тому, что на Майдане кратковременно слились две силы: либеральные европейцы и традиционные националисты, и все неприятности Украины от того, что эти силы в дальнейшем разъединились и к власти пришли традиционалисты, а либеральные европейцы всё ещё ждут своего часа.

Но я о Филофее с его афористичным "Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать". По своему происхождению, контексту и смыслу эта концепция является не политической, а религиозной. Падение двух Римов это вовсе не завоевание Рима варварами в пятом веке и не завоевние Константинополя турками в 1453 году, как многие думают. Отнюдь.

Падение первого Рима это отпадение римской церкви в Апполинариевскую ересь (знаменитое филиокве), которое Филофей условно относит к восьмому веку, потому что в восьмом веке был последний Вселенский собор. Падение второго Рима - это Флорентийская уния 1439 года, на которой греки предали свою религию, после чего их политическое крушение было предопределено. Это произошло где-то ориентировочно ещё через семьсот лет после падения первого Рима, что придаёт картине красивую симметричность.

Таким образом, первый Рим пал духовно (стены стоят, а православных в нём нет), а второй - политически (вера в результате сохранилась, но под властью турок). В России же есть и то и другое, потому Россия является третьей релизацией идеального Ромейского\Римского царства. Вечность Римского царства гарантируется тем, что в нём родился сам Христос ("вписался в римскую власть", как в те времена трактовали перепись при Августе), а присвоение этого достоинства царству русскому основано на том, что Рюрик происходил от кесаря Авгуса, а император Константин Мономах прислал свою шапку князю Владимиру того же имени. Это важнейшие точки тогдашней непротиворечивой культурно-исторической системы отсчёты, но сейчас они попросту неизвестны.

Когда Россия официально стала империей (при Петре и его дочери), это религиозное обоснование было полностью забыто, вытеснено из официоза (не в последнюю очередь потому, что вопрос падения истинной веры стал основной частью старообрядческой идеологии) и никогда не употреблялось. Политика и религия разошлись настолько, что в середине девятнадцатого века само имя Филофея было совершенно неизвестно. Интерес к русской старине в то время привёл к тому, что письмо Филофея было опубликовано вместе с другими древними рукописями как раз в период обострения восточного вопроса. Идея получила резонанс как политическая концепция без эсхатологического религиозного обоснования, которое и не могло быть популярно в просвещённый век Эраста Фандорина и первых маркситских кружков. Дальше она зажила своей жизнью скорее как идеологема, чем как философия истории (на меня не показывать).

Возвращаясь к статье (если надо к ней возвращаться), заметим, что автор принимает как должное тот континуитет русской культуры в двадцатом веке, который является проблемой для некоторой части наших идеологически активных современников. При взгляде снаружи красно-белого спора Российская империя, СССР и Российская Федерация - разные этапы развития одной культуры, и для объяснения советской политики привлекается и старец Филофей, и даже византийский дьякон Агапит. Эту культурную реальность предлагаю как минимум не игнорировать.

@темы: Третий Рим, Россия, Филофей, Украина

12:49 

Античная мудрость

Из наставлений Пифагора (изложено у Ямвлиха):

Не должно облегчать ношу другого, чтобы не стать виновником того, что он останется без труда, но должно помогать каждому накладывать ношу.

psylib.org.ua/books/lose007/txt21.htm

@темы: Ямвлих, Пифагор, философия

ОЭ + философия социального

главная