• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
20:51 

Платоники

Человек включает в себя все аспекты деятельности Души, но не все их задействует, а те, что задействует, задействует по разному. Но, спросят нас, если что-либо не используется, то не все ли равно, есть оно или нет?

Гегель тут же отвечает, что конечно всё равно, реально только то, что действует. Как мне не раз уже напоминали, сущность должна являться, и никак иначе.
Я согласна, совершенно согласна, все тут очень убедительны, но первое моё побуждение - ответить как Плотин:


Конечно же – не все равно, поскольку их полное присутствие и позволяет говорить о свободе воли, ибо, присутствуя, потенциально они уже действуют, степень же их актуализации зависит от самого человека. И чем меньше он использует данные ему возможности, тем более погружается в царство необходимости.

@темы: Плотин, Гегель

20:42 

Играющее дитя

У Гераклита вечный логос мира есть дитя, играющее в шашки, у Плотина человек на земле - шалящее дитя.

Есть у этих античных метафор нераскрытый постмодернистский потенциал. Или какой-нибудь Хёйзинга уже их проработал?

@темы: человек играющий, Плотин, Гераклит

20:38 

Гипотетический характер необходимости

"Необходимость же - это не понуждающая причина, а причинно-следственная связь"
Плотин, Эннеады III, 2.

Общее место для всего среднего платонизма, и для Плотина тоже. Необходимость имеет природу закона в государстве: если поступить так-то, будет то-то. Необходимость не принуждает человека ни к каким поступкам.

@темы: необходимость, Плотин

20:33 

Пересечение миров

Генриетта Бирон, главная героиня романа Ричардсона "Английские письма или история кавалера Грандисона", окружена множеством поклонников (в те времена в России их называли любовниками). Один из них имеет дядюшку родом из Кармартена.

Павич в "Хазарском словаре" писал о таком:
"Когда летом 870 года Мефодий вернулся в Моравию, немецкие епископы отправили его в заточение, где он провел два года, слушая один лишь шум Дуная. Он был предан суду собора в Регенсбурге, там же его подвергали пыткам и нагого выставляли на мороз. Все время пока его хлестали плеткой, он, согнувшись так, что борода доставала до земли, думал о том, что Гомер и святой пророк Илия были современниками, что поэтическое государство Гомера было большим, чем империя Александра Македонского, потому что протянулось от Понта за границу Гибралтара. Думал он и о том, что Гомер не мог знать обо всем, что движется и существует в морях и городах его государства, так же как и Александр Македонский не мог знать обо всем, что можно встретить в его империи. Затем он думал, как Гомер однажды вписал в свое произведение и город Силон, а вместе с ним, сам того не зная, и пророка Илию, которого по Божией воле кормили птицы. Он думал о том, что Гомер имел в своем огромном поэтическом государстве моря и города, не зная о том, что в одном из них, в Сидоне, сидит пророк Илия, который станет жителем другого поэтического государства, такого же пространного, вечного и мощного, как у Гомера, - Святого Писания. И задавал себе вопрос, встретились ли два современника - Гомер и святой Илия из Фесва - в Галааде, оба бессмертные, оба вооруженные только словом, один - обращенный в прошлое и слепой, другой - устремленный в будущее и провидец; один - грек, который лучше всех поэтов воспел воду и огонь, другой - еврей, который водой вознаграждал, а огнем наказывал, пользуясь своим плащом как мостом. Есть один пояс на земле, думал под конец Мефодий, не более широкий, чем десять верблюжьих смертей, на котором разошлись два человека. Это пространство, пространство между их шагами, уже любого, самого тесного прохода на земле."

Сам того не зная, Ричардсон вписал в свой любовный роман и старого Мерлина, и спецкурс по пределам Божьего долготерпенья, и вообще всю школу в Кармартене.

@темы: Кармартен, Ричардсон, Павич

13:10 

Кино

Сюжет "визит нарушителя спокойствия" был выделен десять лет назад среди сюжетов, пропущенных Борхесом:
schwalbeman.livejournal.com/28763.html

Коллективный разум предлагал отнести сюда "Ревизора" и "Необходимые вещи" того же Кинга, не говоря уже о самой повести "Нарушитель спокойствия".

К этому же классу относится фильм "Продавец дождя" 1956 г (феминисткам не смотреть)

@темы: ВСПБ

13:01 

Интервью

Андрей Чернов

«…Мне для того, чтобы читать стихи, достаточно тюльпана, а для того, чтобы писать их, достаточно мелка…»

Интервью с лауреатом премии им. Павла Беспощадного Еленой Заславской

читать дальше

lnr.today/index.php/news/lnr/18286-intervyu-s-l...

@темы: Донбасс, Заславсская, ЛНР

12:37 

Телеграмма из Луганска. Всюду красивые люди

Фотограф и и видеограф Алевтина Легещич начала видео-проект «Телеграмма товарищам». Автор так описывает цели проекта: «Минута открыток и улыбок. Первое из энного количества послание товарищам о городе и жизни, о жизни города, о живом городе».

Телеграмма товарищам №1 «Всюду красивые люди»

oduvan.org/?p=4164

@темы: Луганск, Легещич

12:31 

ЛИСТ ПОХОРОНКИ

Стихотворение на украинском языке, написанное в военное время донбасской поэтессой Еленой Заславской. Опубликовано киевским сайтом, перепост в фейсбуке блокируется. Помещаю его здесь.

Спочатку ти відчуваєш подив,
Що все скінчається так раптово,
І кров гаряча стікає
Горлом,
І біль обіймає,
А потім
Холод.
Хребетний стовп
Твій,
Неначе стовбур,
Всихає.
Не буде плоду,
Ні груш, ні глоду,
Ні сина, ні доньки.
Останній листок твій –
Лист похоронки
Зронили материні долоні.

@темы: Заславская

19:01 

Об онтологическом статусе

Поклонникам Гартмана не стоит употреблять термин «онтологический статус». Гартман немало убедительных страниц посвятил обоснованию того, что бытийный статус одинаков у хронологически первого и последнего, у материального и идеального, развитого и неразвитого, факта и мысли. Найти основание бытия это не значит найти истинное бытие – истинно бытийствуют все ступени любой классификации сущего и иного, какую только можно придумать. Поэтому доказательства вторичности или искусственности какого-либо объекта ничего не меняет в его бытийном статусе.
Можно сколько угодно доказывать, что украинцев придумали австрийцы и внедрили эту идеологию с помощью террора – на онтологическом статусе украинцев это не отражается, они суть ничуть не менее, чем русские. Украинские националисты совершают ту же самую ошибку, повторяя, что русские это финно-угры или татаро-мордва по происхождению. На бытийный статус русских это не влияет.
Тут пожалуй лучше говорить не об онтологии, а об аксиологии, о ценностном статусе.

@темы: Гартман

18:59 

Неоплатоники о сотворении мира

Зло в мире не заслуживает порицания, потому что мир не был сотворен по заранее продуманному плану, возник не в результате желания и целенаправленного творения, а появился как эманация, проявление творческих сил божества, чтобы они не оставались праздными.
ГКЧ прав, теология и философия всегда имеют ощутимые последствия в повседневной жизни.

@темы: Плотин

18:58 

О смерти

Ещё одно расхождении с христианством – Плотин не считает смерть злом. Это конечно общее место античной философии со времён Эпикура и стоиков: когда мы есть, смерти нет, и наоборот, потому зла это никому не причиняет. А для платоников, которые верят в возвращение души из телесного плена в надлунный мир вечных эйдосов, смерть прекрасна и желанна – некий ученик Платона покончил с собой, прочитав «Федон», дабы поскорей увидеть все прелести будущей жизни. Если подходить к вопросу строго догматически, он не так безобиден.

@темы: Плотин

18:56 

Гражданские добродетели

Плотин пишет, что с помощью гражданских добродетелей (честности, смелости, верности и так далее) невозможно достичь высшей цели земной жизни, то есть уподобиться Богу. Добродетели должны порождаться из чего-то иного, а порождающий их Дух вне и выше всяческих добродетелей.
В эту идею мы постоянно упираемся в дискуссиях о советском строе: гражданские добродетели там демонстрировались небывалые и массово, однако это совершенно безразлично как для личного спасения, так и для оценки приближения общества к христианскому идеалу.
Или нет?

@темы: СССР, Плотин

18:53 

«За живой и мёртвой водой»

Из-за страшной грозы были повреждены провода, мы сидели без света и ещё дольше без интернета. Расслабились, надо сказать – свечей нет, фонарь не заряжен, исправляемся.
Накануне муж купил за двадцать рублей трилогию про Ромашку в одном томе. Я её прочитала в один присест, как в детстве, такая великолепная вещь. Любимые много лет назад книги после большого перерыва часто теряют свою прелесть, но это не тот случай. Ромашка лучше Штирлица, даже если вынести за скобки актуальность романа в современных условиях.
Обратил на себя внимание один эпизод - размышления радистки партизанского отряда. Она думает, что ничего героического не совершает и вообще как будто в войне не участвует: сидит в тёплой землянке, в полной безопасности, отсылает радиограммы о чужих подвигах, даже не зная толком из-за шифра, что там происходило.
Я бы сказала, что наше время склонно к рассуждениям в таком ключе – сразу принимает их как очевидные и самые убедительные, и немало найдётся людей, которые тут же скажут, что девушка и в самом деле ничего особенного не сделала, а если ещё всё прошло нормально, её не ранили и не убили, то можно со спокойной совестью считать, что она просидела в тылу всю войну.

@темы: эсбэ, большевики, бандеровцы, Украина, Ромашка, Война

18:51 

О противоречии между неоплатониками и христианами

Плотин, Эннеады (I.2 1)
«Поскольку зло, «сковав мир законом необходимости», присутствует здесь повсеместно, душа же всячески стремится избежать зла, Значит, самим нам следует спасаться бегством.»
Мы считаем, что нужно бороться, а не убегать.

@темы: Плотин

18:50 

Благо и идеальное

Неоплатоники не признают зла в духе – зло только в материи, в неспособности воспринять духовное, в несовершенстве принимающей материи. В то же время по давней традиции, идущей от самого Платона, они признают переселение душ как наказание за проступки предыдущей жизни. Чётко проблему формулирует Плотин в Первой эннеаде (I.1 12):
«Но если душа без греха, зачем тогда кара? И как это совместить с утверждениями тех, кто верит в её греховность, возмездие в аду, последующее исправление и возрождение в новом теле? Это вполне возможно, ибо в первом случае под душой понимают нечто чистое и простое, сущностно сродное мировой Душе, во втором же к ней присоединяют её низшую, смешанную часть, наполненную страстями и смешанную по своей природе. Соединённая в одно целое, такая сложная душа грешит и мучится, и несёт покарание.»
На мой взгляд, не очень последовательно, потому что в такой системе материальное оказывается сильней идеального, но что поделаешь.

@темы: Плотин

12:38 

Ричардсон

Как о нём Пушкин высказался, что Грандисон наводит сон, так это и остаётся, между прочим, несправедливо. Руссо не каждого автора называл современным Гомером. Популярные писатели заслуживают внимания уже из-за своей популярности - какие-то общезначимые вещи они проговаривают, пусть потом это и становится скучно.

"Кларисса" мне очень понравилась. Эту книгу я бы даже хотела иметь на бумаге. Если бы какое-нибудь издательство выпустило репринт издания 18-го века, я бы постаралась поставить его на полку. С той же старой орфографией, и даже помня, как Карамзин критикует перевод. Ну и что? Теперь-то это окно в другой мир, вместе со всеми своими особенностями.

В числе прочего, роман Ричардсона показывает, на каком фоне заблистал Вальмон. Великий обольститель Ловелас, чьё имя даже стало нарицательным, окончил свои обольщения тем, что изнасиловал бедную Клариссу! Вальмон бы до такого никогда не опустился.

Первый роман, "Памела", был так популярна, что породил фандом, в котором писал сам Филдинг. "История Джозефа Эндрюса, брата знаменитой Памелы Эндрюс" была первой книгой, которую я купила после войны в Луганске. Мы пошли гулять по городу сразу после возвращения. Воды нет, света нет, работы нет, но вечный букинист стоит на своём привычном месте, не смогли пройти мимо. И читала я его при естественном освещении, в световой день у окна.

Так что и "Грандисона" прочитаю, не буду дожидаться холодной зимы.

@темы: Ричардсон, книги

16:01 

Субетто о русском вопросе

www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001d/00123205.htm
А.И. Субетто
Русский вопрос и борьба против глобального империализма в пространстве социалистической революции в XXI веке (в диалоге с Ю.П.Беловым)

К вопросу о том, какие идеи этого труда я разделяю. Насколько общепризнанными являются эти идеи в современном коммунистическом или социалистическом движении в России я знать не могу и за это не отвечаю. Кто знает, может подсказать.

Итак, с чем я согласна.

1. Еще Р.Люксембург в работе «Накопление капитала», которая стала одним из оснований источников теории империализма В.И.Ленина (в его работе «Империализм как высшая стадия капитализма», 1916), показала, что предположение К.Маркса, легшее в основу балансовых уравнений «Капитала», о том, что «мир» представляет собой «одну-единственную нацию» и «капиталистическое производство установлено повсеместно и во всех отраслях промышленности», является невыполнимым. Почему? В.И.Ленин показывает, что в цикл расширенного воспроизводства капиталистической экономики Запада непрерывно впрыскиваются огромные средства извне. Он пишет, анализируя воспроизводство английского капитализма: «Народный доход Англии приблизительно удвоился с 1865 по 1898г., а доход «от заграницы» за это время вырос в девять раз» (В.И.Ленин. Соч., 5 изд., т. 27, с. 403). С.Г.Кара-Мурза справедливо замечает по этому поводу: «…оказывается, что цикл расширенного воспроизводства не может быть замкнут только благодаря труду занятых в нем рабочих, за счет прибавочной стоимости. Для него необходимо непрерывное привлечение ресурсов извне капиталистической системы (из деревни, из колоний, из «третьего мира»).

Я понятия не имела, что об этом писала Роза Люксембург, это очень приятно. Надо к Восьмому марта её почитать. В любом случае я считаю это правильным.

Рассматривать капиталистическое общество в отрыве от третьего мира - грубейшая ошибка. Гуманизм и цивилизованность отдельно, а колонии отдельно - так не получится, это всё равно что отделить скорость паровоза от топки, в которую кочегар кидает уголь. Западные достижения нужно рассматривать в комплексе, не только на территории собственно Европы, но во всей системе. Брать себе за образец одну небольшую часть системы, игнорируя необходимые для достижения результата средства - тупиковый путь. Неудивительно, что небольшая часть огромной системы удовлетворяет некоторым критериям гуманности или стандартам потребления. На отдельно взятой даче Тимошенко тоже сейчас всё нормально, мирно и приятно, нельзя же отсюда делать вывод, что на Украине в целом всё хорошо, а война в Донбассе от этого островка блаженства никак не зависит.

Продолжение следует...

@темы: Субетто

09:41 

Например, из Маркеса

И больше всего отравляла ей жизнь мысль о том, что она
пожизненно приговорена к ежедневному приготовлению обедов. Их
следовало не только подавать вовремя: еда должна была быть
превосходной и именно той, какую ему хотелось, однако вопросов
заранее задавать не полагалось. Если ей как-нибудь и случалось
спросить - просто так, выполняя еще одну бессмысленную
церемонию в ряду обыденных и бессмысленных домашних обычаев, -
он, даже не подняв глаз от газеты, отвечал: "Что-нибудь". Он
полагал, что говорит правду, и говорил это приветливым тоном,
ибо, по его мнению, не было на свете менее деспотичного
супруга. Но вот наступал час обеда, и тут уж подавалось не
что-нибудь, а именно то, что он любил, и никакого промаха не
позволялось: мясо не имело права выглядеть мясом, а рыба -
рыбой, свинине не следовало походить на свинину, а курице - на
пернатое. И даже когда для спаржи был не сезон, надлежало
достать ее любой ценою, чтобы он мог вдоволь насладиться
горячим благоуханием мочи. Она его не винила: виновата была
сама жизнь. Хватало малейшего сомнения, чтобы он отодвинул
тарелку со словами: "Еда приготовлена без любви".

@темы: Маркес

09:05 

Например, из Маркеса

И больше всего отравляла ей жизнь мысль о том, что она
пожизненно приговорена к ежедневному приготовлению обедов. Их
следовало не только подавать вовремя: еда должна была быть
превосходной и именно той, какую ему хотелось, однако вопросов
заранее задавать не полагалось. Если ей как-нибудь и случалось
спросить - просто так, выполняя еще одну бессмысленную
церемонию в ряду обыденных и бессмысленных домашних обычаев, -
он, даже не подняв глаз от газеты, отвечал: "Что-нибудь". Он
полагал, что говорит правду, и говорил это приветливым тоном,
ибо, по его мнению, не было на свете менее деспотичного
супруга. Но вот наступал час обеда, и тут уж подавалось не
что-нибудь, а именно то, что он любил, и никакого промаха не
позволялось: мясо не имело права выглядеть мясом, а рыба -
рыбой, свинине не следовало походить на свинину, а курице - на
пернатое. И даже когда для спаржи был не сезон, надлежало
достать ее любой ценою, чтобы он мог вдоволь насладиться
горячим благоуханием мочи. Она его не винила: виновата была
сама жизнь. Хватало малейшего сомнения, чтобы он отодвинул
тарелку со словами: "Еда приготовлена без любви".

19:50 

"Любовь во время чумы"

Этим летом закрываются гештальты, которым по двадцать лет. Этот роман Маркеса - один из них. Когда его очень хотелось, его не было на бумаге, когда появился интернет, его задвинули какие-то более актуальные вещи, а теперь я очень рада, что не прочитала его раньше. Он в самый раз именно сейчас. Любовь, смерть, семейная жизнь, старость - это такие темы, которые без жизненного опыта нельзя правильно оценить.

Маркес именно так хорош, как я помню, подарил мне три чудесных дня, оживил и возродил этим жарким летом. Одно замечание: раньше не бросалось в глаза, как он изумительно похож на Павича по стилю, причём у обоих авторов те образы и метафоры, которые раньше поражали фантастичностью и вычурностью, сейчас воспринимаются как сухие и точные описания совершенно обыденных явлений.

Роман по смысловому фону очень напоминает Кустурицу: безумная смесь высокого и низкого, вечной любви, фантастических происшествий в повседенвной реальности и невероятных нелепостей. Всё время чтения мне хотелось пересмотреть фильм "Чёрная кошка, белый кот" как что-то близкое и почитать Ричардсона как полную противоложность. Если бы "Кавалер Грандисон" не был в три раза длиннее, я бы рискнула, но столько чопорности, чинности и спокойствия всё-таки без особого настроя не вынести ярким жарким летом. А тёмной холодной зимой вообще замёрзнешь, когда же читать английского Гомера? Засада.

Возвращаясь к теме, Маркеса можно читать всегда, кто не дошёл ещё до этого романа, отлично проведёт время.

@темы: Маркес, книги

ОЭ + философия социального

главная