• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:42 

"Мир русского слова", последний раз

Тот же номер, 2\2015.

Есть там прелестные статьи, чисто касталийские, например, О.К. Слабыш разбирает все значения глагола "гореть", Н.В. Кузнецова пишет о нерегламентированных способах записи числительных в русском языке (пример "2-ва" я беру с собой навсегда в вечность; зачем люди это делают?!), Л. Параккини рассматривает связь между модальностью и переносным значением времени глагола при изучении русского как иностранного, Ли Чжицян пишет о переводах на русский современной китайской поэзии. Такие вещи очень хороши, они всегда по сути, по делу, везде есть главная мысль, спокойное развитие темы, это интересно читать и этим можно заниматься.

Но всякий выход за профессиональные границы, всякая попытка заниматься не падежами и склонениями, а философским или социальным аспектом языка и литературы, это в лучшем случае беспомощный лепет (простите, генерирование гуманитарного текста), а в случае В.И. Шаховского - полный провал, эпик фейл, фейспалм и прочие неэкологические выражения.
Вот эта статья cyberleninka.ru/article/n/sinergetika-slova-v-s....

читать дальше

10:03 

"Короли-чудотворцы" Марка Блока

Вы правы, не прошло и пол-года. Тем не менее я эту книгу дочитала.

Королевские чудо исцеления золотушных рассматривается в развитии, в Англии и Франции, от Эдуарда Исповедника в 11-м веке и вплоть до Карла Десятого, который был последним европейским монархом, исцелившим золотушных (монашки из Корбени собрали соответствующие данные об исцелении). Основной вопрос книги - наложением рук нельзя исцелить туберкулезный аденит, так почему же несколько веков народы верили в королевское чудо?

читать дальше

@темы: Блок, ментальность, история

09:34 

Как сокращают филологи

Журнал "Мир русского слова", 2\2015, с.56, статья М.Шишкова "К вопросу о моделировании лингвосоциокультурной ситуации в исторической лингвокультурологии".

Я по-доброму, просто улыбнуло.

"Условные обозначения: КМ - картина мира, ЯК - категория языковой картины мира, СД - семантическая доминанта, ПР - внеязыковые процессы".

@темы: Мир русского слова

09:27 

О естественных науках

К статье С. Месяц о современной физике
psylib.org.ua/books/_mesya01.htm

Статья известной исследовательницы Аристотеля и Прокла написана давно, но прочитала я её только в ноябре прошлого года. По сути всё хорошо, но одно-единственное замечание есть у меня.

читать дальше

@темы: Кант, философия, Месяц

22:55 

Новый год-2016

06:58 

Маша, новогодний концерт в Доме творчества. Луганск, 27 декабря 2015

12:01 

Шолоховский сборник

Наконец-то вышел. Материалы Шолоховской конференции, которая прошла в Луганске 21 мая 2015. Моя первая статья на бумаге, изданная не мной :)

krylya.at.ua/news/v_luganske_vyshel_sholokhovsk...

ninaofterdingen.livejournal.com/575961.html

@темы: Шолохов, ЛНР

22:47 

Антисоветское гностическое подполье, или "наши исконные славянские корни"

В платоновском сборнике, который я второй месяц безуспешно пытаюсь прочитать, есть статья С. Зотова "Гностические образы в корпусе легенд Ордена российских тамплиеров", которую комментировать только портить. Нет, к изложению и стилю я претензий не имею, материал там богатый и сам по себе шикарный, так что лучше прочитать. Антисоветское гностическое подполье, погибшее в 1930-м, корпус легенд, сочиненный основателем лично - как можно было таким соблазниться, скажите мне, я до сих пор не понимаю.

Обратите внимание на мысль автора о том, что гностические идеи о многоступенчатой иерархии сущего отражают структуру социальной группы, исповедующей эту ересь. Это верно, пугать невинных непонятным - любимое дело и верный признак гностицизма в действии. Но это еще не всё. Гностические идеи об иерархии сущего, о тайнах, которые открываются постепенно и превращают в ложь открытое раньше, отражают гораздо больше, чем структуру отдельной социальной группы, еще и случайно сформировавшейся. Они отражают структуру мировоззрения целой культуры, а это значит, что подобные социальные группы формируются в этой культуре не случайно, а на постоянной основе.

Дочитайте до конца, не пропустите последнее замечание: корпус гностических легенд российских тамплиеров лёг в основу мифологии родноверов в девяностые, пути влияния и заимствования должны быть исследованы дополнительно и представляют задачу для будущих исследователей.

Вот почему родноверов так много среди современных офисных работников нашей Родины. Меня всегда это вчуже удивляло. Я могла это объяснить только тем, что мифология славян полностью выдумана, а в выдумку можно вложить что кому угодно. Нынешнее объяснение получше. У гностицизма давняя традиция развития в Европе, начиная с Возрождения, да и средневековые тайные культы тоже играли роль. Укоренено гностическое мировоззрение на Западе, это видно невооруженным глазом даже без работа Йейтс и без масонов. Гностические идеи о людях разного онтологического статуса витают в воздухе современного большого города. Рассуждения о талантливом креативном классе, которому положено всё за его врожденную креативность, являются примитивным переложением гностической доктрины о пневматиках, которые попадут на седьмое небо не по заслугам, а по природе. Неудивительно, что эта идеология притягивает своих носителей везде, где бы ни встретилась, в том числе и у родноверов. Где только заговаривают о мещанстве, серых буднях и тупости окружающих, там жди тайных знаний и иерархии сущего.

Подобным образом евразийцы-эмигранты признавали своим идеалом вроде бы империю Чингисхана, а устроена она была как Государство Платона, и сходства этого не скрывали сами авторы. В обоих случаях исконное и посконное оказывается философской фантазией на тему.

Я давно знала, что после индустриализации и НТР полноценного наивного язычества быть не может, отовсюду лезет черная магия. Еще одно тому подтверждение.

22:46 

Антисоветское гностическое подполье, или "наши исконные славянские корни"

В платоновском сборнике, который я второй месяц безуспешно пытаюсь прочитать, есть статья С. Зотова "Гностические образы в корпусе легенд Ордена российских тамплиеров", которую комментировать только портить. Нет, к изложению и стилю я претензий не имею, материал там богатый и сам по себе шикарный, так что лучше прочитать. Антисоветское гностическое подполье, погибшее в 1930-м, корпус легенд, сочиненный основателем лично - как можно было таким соблазниться, скажите мне, я до сих пор не понимаю.

Обратите внимание на мысль автора о том, что гностические идеи о многоступенчатой иерархии сущего отражают структуру социальной группы, исповедующей эту ересь. Это верно, пугать невинных непонятным - любимое дело и верный признак гностицизма в действии. Но это еще не всё. Гностические идеи об иерархии сущего, о тайнах, которые открываются постепенно и превращают в ложь открытое раньше, отражают гораздо больше, чем структуру отдельной социальной группы, еще и случайно сформировавшейся. Они отражают структуру мировоззрения целой культуры, а это значит, что подобные социальные группы формируются в этой культуре не случайно, а на постоянной основе.

Дочитайте до конца, не пропустите последнее замечание: корпус гностических легенд российских тамплиеров лёг в основу мифологии родноверов в девяностые, пути влияния и заимствования должны быть исследованы дополнительно и представляют задачу для будущих исследователей.

Вот почему родноверов так много среди современных офисных работников нашей Родины. Меня всегда это вчуже удивляло. Я могла это объяснить только тем, что мифология славян полностью выдумана, а в выдумку можно вложить что кому угодно. Нынешнее объяснение получше. У гностицизма давняя традиция развития в Европе, начиная с Возрождения, да и средневековые тайные культы тоже играли роль. Укоренено гностическое мировоззрение на Западе, это видно невооруженным глазом даже без работа Йейтс и без масонов. Гностические идеи о людях разного онтологического статуса витают в воздухе современного большого города. Рассуждения о талантливом креативном классе, которому положено всё за его врожденную креативность, являются примитивным переложением гностической доктрины о пневматиках, которые попадут на седьмое небо не по заслугам, а по природе. Неудивительно, что эта идеология притягивает своих носителей везде, где бы ни встретилась, в том числе и у родноверов. Где только заговаривают о мещанстве, серых буднях и тупости окружающих, там жди тайных знаний и иерархии сущего.

Подобным образом евразийцы-эмигранты признавали своим идеалом вроде бы империю Чингисхана, а устроена она была как Государство Платона, и сходства этого не скрывали сами авторы. В обоих случаях исконное и посконное оказывается философской фантазией на тему.

Я давно знала, что после индустриализации и НТР полноценного наивного язычества быть не может, отовсюду лезет черная магия. Еще одно тому подтверждение.

22:12 

Беда, беда, огорчение

Корректор Н.В. Лутц с набережной Лейтенанта Шмидта!
Получите от меня луч счастья за "может в вести в заблуждение" в журнале преподавателей русского языка и литературы "Мир русского слова"!

А я еще переживала, что плохо верстку вычитываю.

@темы: огорчение

19:38 

В рамках информационной войны

08:03 

Ассоциативное, по поводу последних событий

09:34 

Неделя Карамзина в ЛГАКИ

Наше счастье, что у нас есть Карамзин. Его книги это просто машина времени. По ним особенно ясно видно, что какой бы народ и какое время ни описывал бы писатель, он в первую очередь описывает свой народ и свое время. Так что если вам нужно паломничество в страну Востока или путешествие в свое внутреннее я, Карамзин не подходит, но если вы хотите попасть в Россию восемнадцатого века, то "История..." Карамзина - лучшее, что можно придумать.

@темы: история, Карамзин

08:19 

Карина Демина, "Невеста"

Женский роман в жанре фэнтези. Есть у нас "Ведьмин век" Дьяченок, и есть теперь где-то рядом "Невеста". Тут конечно флаффа больше, прямо romantic pink for you. Разработка сюжета скорее напоминает аниме (впрочем, женский романы я не читал очень уж давно): персонажи влюблены друг в друга, но до самой последней минуты и в каждой ситуации колеблются, сомневаются и задаются вопросом, а любит ли она меня и не лучше ли ее отпустить, чтобы сама сделала выбор. Я уже говорила, как меня бесит этот их непрерывный выбор по любому поводу? Ну да, когда ругалась где-то на "Ведьмака". Тут есть и попытка детектива, и грязные политические игры, но в целом все мило, романтично и однозначно.

@темы: книги, Демина

08:06 

Фроянов, "Грозная опричнина"

Хорошая книга по истории. Приводится обзор всех компетентных мнений по теме, с анализом, критикой и своей версией. К сожалению, рассказ доводится только до появления опричнины, главный герой на сцене так и не появляется, но и без того очень интересно.

В рассмотрении событий царствования Ивана Грозного историк неизменно берет за основу версию самого царя. Иван был очень образован и сознательно занимался историей своего времени, это даже не считая писем Курбскому, поэтому его версия как минимум заслуживает внимания и проверки. Например, если царь пишет, что во время ливонской войны несколько раз посылал за военачальниками в их вотчины, чтобы они ехали на войну летом, в период военных действий, нет оснований отмахиваться от этого показания, как делают многие историки, его надо проверить. Фроянов проверяет и каждый раз находит подтверждение.

История гибели царского первенца, Дмитрия, просто невероятная. Булгаковская как никакая другая. Во время поездки царя по Волге перевернулись сходни, по которым царевича несли на корабль, и ребенок утонул. Курбский в своей истории Иванова царствования пишет, что Иван сына сам погубил своим неразумием. Странный комментарий, если это просто случайность. А Иван, припоминая измены Курского со товарищи, пишет, что сына его "как Ирод, искали погубить". Но самый потрясающий момент, от которого мороз по коже, что двадцатилетнего Ивана перед поездкой два раза предупреждали: "Не ездил бы ты туда, царь-батюшка, как бы с ребенком твоим чего не случилось." И кто предупреждал? Феофан Грек через того же Андрея Курбского.
На эту бы историю обратить внимание хорошему писателю.

Книга о крещении Руси не пошла пока. Слишком другое общество, слишком трудно оценить правдоподобность гипотез. Большее внимание истории мировоззрений тут было бы полезней.

@темы: история, Фроянов

07:36 

Гватемальский Бэтмен

Всё-таки индейцы Мезоамерики как были инопланетянами, так ими и остались. Рассказ Астуриаса "Легенда о поющих табличках", двадцать страниц на читалке - совершенно непонятная вещь. Что это? Зачем это? О чем это? Для чего я это прочитала? Спектральный анализ звезд не так загадочек, как эта история об индейском поэте в маске Летучей Мыши. При чтении в голове все время звучат слова, произнесенные голосом Леонова: "думает на языках, продолжения которых не знает". Вот так и я тут никаких продолжений не знаю.

@темы: Астуриас, книги

07:25 

В плане закрытия гештальтов

Откуда советский ребенок мог узнать о Томасе Отвее и его пьесе "Спасенная Венеция"? Была какая-то книга, где кто-то пересказывал эпизод из этой пьесы: один друг приходит к другому среди ночи и говорит: "Ты мне нужен, надо спрятать труп"; тот молча одевается и спрашивает: "Куда идти?" И вывод, что вот это и есть настоящая дружба. Значимая такая книжка. Или казалась значимой в перестройку.

Подскажите, кто помнит. И где сейчас можно скачать пьесу. Почему-то хочется довести до конца эту линию.

@темы: книги, Отвей

20:41 

Моя работа

23:46 

Привет с улицы Рентгена, 1

Я стояла этим летом как раз возле дома 1 по улице Рентгена в Петербурге, потому теперь обратила особое внимание на то, что там печатают. А там печатают журнал «Мир русского слова» (осваиваем потихоньку привезенные Леной из Суздаля новинки). Второй номер за 2015 год.

На данный момент мой фаворит А. Беларев со статьей «Путешествие на Новую землю в романе Пауля Шеербарта «Я люблю тебя»». Это такой концентрированный сюр, что любые слова тут излишни. Эстетически самоценное произведение, наслаждайтесь.

Мои комментарии будут по поводу статьи Е.А. Поповой и О.С. Шуруповой «Роман И.В. Головкиной «Побежденные» как составляющая Петербургского текста русской литературы».

Роман этот люди моего поколения хорошо помнят. Я видела его даже в тех домах, где книг мало. Его печатали в «Роман-газете», моя дорогая Лариса Ивановна как библиотекарь давала нам почитать этот выпуск, и я до сих пор вспоминаю роман именно в том варианте. У кого-то стоит на полке толстая серая книга (у мамы моей она тоже стоит). Одно из первых произведений для советских читателей о России, которую мы потеряли (ТМ) . Специально искать разбор и критику этого текста я не стала бы (потому за все годы с тех пор ничего и не нашла), но раз само падает в руки, почему нет. Узнала заодно, что такое Петербургский текст русской литературы.

Петербургский текст русской литературы это все художественные произведения о Петербурге как единое целое. ПТРЛ включает в себя «Медного всадника», «Пиковую даму», «Преступление и наказание», стихи Мандельштама и Блока и вот даже роман «Побежденные». Идея хороша, борхесовская такая, принадлежит В. Топорову. Применение ее в данном конкретном случае вызывает замечания.

В романе Головкиной есть два смысловых полюса – Петербург и Ленинград. В Петербурге живут красивые дамы и храбрые офицеры, Петербург это всё светлое, чистое, торжественное, родное и живое. Ленинград соответственно это всё тёмное, грязное, убогое и бесовское, пролетарский муравейник и символ духовной деградации. Ну допустим.

Для иллюстрации того, как хорошо вписывается роман в ПТРЛ, авторы статьи напоминают нам, что все персонажи-петербуржцы 19-го века жили в каких-то трущобах, были бесприютны, бедны, несчастны и замучены – прямо как «Побежденные» в Ленинграде. И что вообще у Петербурга в литературе 19-го века очень много общих черт с Ленинградом романа. Как по мне, это доказывает совсем другой тезис, а именно: на уровне образов в художественном тексте никакого коренного слома при переходе от Петербурга к Ленинграду не произошло, последние двести лет он постоянно был одинаковым. Вот раньше да, в 18-м веке там было живо, весело и климат благословенный, не то что в Малороссии (ninaofterdingen.livejournal.com/513764.html), но персонажи-то ностальгируют по временам гораздо более новым.

К платоновскому сборнику вернусь еще, вернусь, отвлеклась, увлеклась. «Появляется контрактант 1 (Даркон), троекратно пытающийся претендовать на место актанта» - как можно пропустить такой пересказ «Дафниса и Хлои»? Кто бы пропустил? Никто бы не пропустил.

В платоновском сборнике есть статья Дмитрия Бирюкова, на которую очень серьезно обращаю ваше благосклонное внимание. О ней обязательно будет речь.

@темы: Головкина, ПТРЛ

23:32 

Не мое, о ГП опять

""Король звезды". Роман. Числится фанфиком к "Гарри Поттеру" и размещен на соответствующих сайтах. Хотя я бы лично законченную, качественно написанную книгу в полторы тысячи страниц с оригинальными, хорошо прописанными героями, внутренне обоснованной композицией и собственным образно-символическим рядом, пусть даже и опирающуюся на другое литературное произведение, записала в фанфики только при наличии веских внешних причин. По-видимому, такие причины есть. (Говорят, мадам Р. очень нервно относится к авторскому праву. Как Лукьяненко или даже хуже. Интересно, все адепты особого магического мира, скрывающегося от непосвященных, страдают копирастией в тяжелой форме или только эти двое? Если первое, то выявленная связь гностицизма и копирастии позволяет по-иному взглянуть... Меня опять утаскивает от темы волна ассоциаций, не позволим ей этого.)
Автор обозначен как "nora keller". У меня есть подозрение, кто скрывается под этим псевдонимом, но озвучивать не стану - по указанной выше причине. Во всяком случае, в первый опыт вдохновленного оригиналом фаната я не верю абсолютно. Рука, способная с первых строк так управляться со словами, определенно знавала тяжесть пера.
Роман глубокий, тонкий, "атмосферный". Местами неровный, к финалу несколько затянут. Метод - магический реализм.
Тем, кто не находит взаимопонимания с Федор Михалычем, категорически не рекомендуется.
Попытаюсь сказать о сути, не допуская спойлеров.
Я думаю, эту книгу вполне можно читать, вообще даже не снизойдя до знакомства с творениями мадам Р. Обстоятельства, характеры персонажей и их взаимоотношения освещены для этого достаточно.
В этом случае перед вами будет печальная, даже мрачная, книга о долгом пути преодоления одиночества, боли и сострадании, долге и умении платить по счетам, выборе и его неизбежности. Лейтмотив - христианская идея милосердия для всех.
Но когда одно литературное произведение так откровенно отсылает к другому, это не может быть просто так. И для того, чтобы понять идею во всей полноте, приходится учитывать оба.
Дело в том, что в мрачность атмосферы, возмущающую поклонников "Поттера", автором "Короля звезды" не внесено почти ничего.
Весь этот мрак присутствовал в первоисточнике. Но там он был прикрыт размалеванными листами картона. И, что самое противное, вам предлагалось пробежать по этой конструкции танцующей походочкой, чтобы не провалиться, и сделать вид, что вы ничего не заметили. Ни чудовищного равнодушия, ни цинизма, ни жуткой пустоты под всем.
"Nora Keller" вскрыает этот мрак, обнажает его для взгляда - и призывает по-русски понятого, то есть не знающего умеренности и пределов, ангела сострадания, чтобы все исправить. Чтобы так не саднило.
Надо понимать, мирок погряз настолько, что меньшими силами нечего было и соваться.
Ангелу тоже пришлось нелегко, но в конце концов у него - получилось."
Эдельберта
www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=49240...

@темы: нора келлер, Гарри Поттер

ОЭ + философия социального

главная