• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:39 

Дом, в котором... Македонский

Во время последней болезни, когда трудно воспринимать новое, начала перечитывать "Дом...". Впервые я его прочитала летом 2014-го - успела скачать перед самым отключением интернета, и с тех пор меня эта книга не отпускает. Роскошная вещь, великолепная.

В этот раз я общую канву помнила хорошо и могла отвлекаться на детали. Теперь могу ответить на любой вопрос о том, кто и где оказался после выпуска. Кто меня спрашивал, куда делся Македонский? Отвечаю: Македонский ушёл со Слепым. Когда провожали тех, кто уезжал на автобусе, Македонский был в спальне:

"...Македонский помог мне влезть на подоконник, и оттуда мы смотрели, как они пересекают двор.

...Сфинкс сел на пол рядом с кроватью, на которой устроился Слепой, и Табаки тут же перестал ездить по комнате и тоже перелез к ним. А еще через какое-то время подсел Македонский.
Слепой еле слышно тренькал на гитаре, Табаки насвистывал, Сфинкс с Македонским сидели молча. Утро все не наступало.
Я, так и не дождавшись его, заснул. Уж не знаю, сколько еще терпели остальные."
Курильщик
Когда Сфинкс после выпуска и своей жизни в общежитие приходит в полуразрушенный Дом, не единственной уцелевшей стене он видит рисунок:

"...присмотревшись, он увидит, что среди хорошо знакомых изображений затесались другие, так же хорошо знакомые, но никогда не находившиеся рядом — белый бык на тонких ногах, дракон с голубоватым камешком вместо глаза… и знакомые, но не изображавшиеся никогда и нигде — еще один дракон, огненно-красный, и рыбка с привязанным к хвосту колокольчиком… колокольчик будет настоящим."

Дракон с голубоватым камешком вместо глаз - это Лорд. Табаки нарисовал этот рисунок, залив весь пол краской, и приделал камешек, когда Лорда увезли из Дома и все ждали его возвращения. А красный дракон - это без сомнения Македонский.

@темы: Македонский, Дом

10:27 

Достопочтенный отец Мальбранш

Гегель пишет, что Мальбранш развивал картезианскую систему и был добрым католиком. Таковым же Мальбранша почитают Лейбниц и его муза - многоучёный господин Бейль. В своем словаре (т. 1, стр. 210, статья "Зенон") Бейль приводит цитату из Мальбранша, аргумент в полемике с господином Арно (тоже философ, теолог и полемист не из последних):

Цитата по ссылке ninaofterdingen.livejournal.com/670937.html

Мой вопрос об этом согрешении десять или двадцать тысяч лет назад. Я так понимаю, это было до сотворения мира, тогда ведь ещё признавали традиционную дату, около пяти тысяч лет до Рождества Христова. Это предсуществование одних душ, без тел, способных согрешить до сотворения мира, насколько это общее место, и главное для кого? Для рационалистов-картезианцев? Для католиков? Последнее особенно интересно.

@темы: Мальбранш, католичество, рационализм, философия

12:20 

К истории апории

Глубокомысленный господин Бейль, так впечатливший Лейбница, удостоился личной отповеди от Гегеля в его истории философии. Надо помнить, что Бейль жил на сто лет раньше Гегеля, это как если нам обсуждать и критиковать Соловьёва - это уже не воспринимается живо, как "мы", но ещё в принципе довольно ново. Итак, лекции по истории философии, том 1, стр. 279 (здесь filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000389...):

"Общее разрешение этого противоречия, даваемое Аристотелем, заключается в том, что пространство и время не бесконечно разделены, а лишь бесконечно делимы. Но может показаться и действительно кажется, что, будучи делимы, т. е. разделены в возможности, они должны быть разделены также и в действительности, ибо в противном случае их нельзя было бы делить до бесконечности. Таков всеобщий ответ, которым пользуется представление для опровержения решения, предлагаемого Аристотелем. Бэйль (Тот. IV, art. Zenon, not. E.) говорит поэтому об ответе Аристотеля, что он pitoyable (жалок).

«Пользоваться этой доктриной значит просто издеваться над нами; ибо если материя делима до бесконечности, то она содержит в себе бесконечное число частей. Это, следовательно, не потенциальная бесконечность, это — актуально существующая бесконечность. Но если бы даже мы уступили в этом пункте и признали существование этого потенциально бесконечного, которое сделается бесконечным благодаря действительному делению его частей, мы все же не потеряем своей выгодной позиции, ибо движение есть нечто такое, что обладает такой же силой, как и деление. Оно касается одной части пространства, не касаясь другой, и касается всех точек пространства, одной за другой. Но не является ли это различением их в действительности? Не есть ли это то же самое, что сделал бы геометр на доске, проведя линии, обозначающие все полудюймы? Он не разламывает доску на полудюймы, но, тем не менее, делает на ней деления, отмечающие актуальное деление частей; и я не думаю, чтобы Аристотель хотел отрицать, что если бы мы провели бесконечное количество линий на дюйме материи, мы не ввели бы деления, превращающего в актуальное бесконечное то, что, согласно ему, было раньше только потенциально бесконечным».

Это «si» («если бы») великолепно."

В первом томе словаря Бейля, который можно скачать здесь www.klex.ru/7cn, этот пассаж на стр. 188.

Возражение Гегеля (и Аристотеля) против Зенона заключается в том, что бесконечности нельзя поделить пополам. Там где есть половина, есть тем самым начало и конец, а это уже не бесконечность. Аристотель также говорит, что апория Зенона рассыпается, если не признавать время состоящим из "теперь", а поскольку время состоит из настоящего, будущего и прошедшего, оно не может состоять из "теперь", и софизм неверен.

@темы: Гегель, Аристотель, философия, Зенон

14:43 

Любовь моя, прости

Елена Заславская

Любовь моя, прости, что не любя
Другим дарю то, что твое по праву
Забыть тебя стараюсь, но себя
Лишь снова предаю и забываю.

Любовь моя, случись же, как апрель
Случается неотвратим и неизбежен,
Пусть белых яблонь легкая метель
Укроет нас с тобой от жизни прежней.

Иначе мы не сбудемся вовек,
О счастьи зная только понаслышке,
Как черновик исчерчен черно-век,
И мы с тобой меж будущим и бывшим.

zaslavskaja.com/2017/04/11/lyubov-moya-prosti.h...

@темы: Заславская

10:42 

Где я встречала Шерлока Холмса в этом году

Все места старые, но может кто забыл. Итак.

"Зелёный фургон", Володя Патрикеев. Зачитывается рассказами о Шерлоке Холмсе и идёт работать в милицию не в последнюю очередь из-за этого своего увлечения.

Как я узнала на собрании поэтического клуба Академии, поэт Хармс хотел походить на Шерлока Холмса и курил трубку.

"Гиперборейская чума", саксофонист Вулич. Тут никакой маскировки даже нет: частный детектив, принимает клиентов у себя на квартире, где проживает ещё старушка и доктор Стрельцов, получивший ранение в Афганистане; имеется брат в органах для решения сложных проблем, которого так и называют, братец Майкрофт.

"Дом, в котором...", бывший директор. При первом чтении я как-то не остановилась на этом моменте, там было столько всего! А при энном перечитывании замечаешь детали: курит трубку, собирает картотеку, маскируется и эффектно разоблачается.

Двадцатые годы и девяностые, начало и конец советской власти. В промежутке Ливанов и Соломин стали центром притяжения всех возможных вариантов. Или был ещё кто-то?

@темы: Шерлок Холмс

13:10 

А что вы читаете такое смешное? Орфографический словарь!

Большая часть "Теодицеи" Лейбница посвящена полемике с глубокомысленным и образованнейшим господином Бейлем. Самые лучшие страницы вдохновлены тезисами Бейля. Опровергнуть Бейля, судя по всему, сверхзадача "Теодицеи". Заинтересовалась, посмотрела кто же это такой. XVII век, успел побывать и католиком и протестантом, составил себе славу диалектика, против которого не может устоять ни одна религиозная система. Умер до того, как Лейбниц окончил свою с ним полемику. Главное произведение - "Исторический и критический словарь", два тома. Скачала этот словарь - второй день не могу оторваться. Никогда бы не поверила, что можно с таким интересом читать книгу такого жанра!

Сначала, разумеется, задето было самолюбие эрудита: когда среди статей, посвященных Еве, Аристотелю и Гоббсу появляется совершенно непонятное имя Забарелла, как не заволноваться? Логика текста предполагает, что для автора это величины одного уровня, а ты не то что не знаешь, кто это такой, но даже слова такого никогда раньше не слышал!

Принципы автора выяснились достаточно быстро. Он распределяет материал по следующим рубрикам: мифологические персонажи, библейские и античные, античные философы, средневековые теологи, нехристианские религиозные системы (брахманы, манихеи), христианские секты (тут самое интересное - каиниты, маркиониты) и больше всего неизвестных имён - протестантские и католические теологи и философы, современники автора. От этого пласта нам осталось совсем немного, редко кто устоял.

Тем не мнее, интерес остался, увлекательнейшее чтение этот словарь. Думаю, пришла пора мне читать Страбона - описание общих мест в прямом и переносном смысле, культурный ландшафт, в котором действуют персонажи, в котором выстраиваются системы мышления, который определяет стратегии и парадигмы.

@темы: Бейль, словарь, философия

11:44 

Межкультурное взаимодействие на примере Андрея Курбского

Речь идёт о различии между западным и русским общественным устройством, которое описано в частности здесь (smirnoff-v.livejournal.com/245496.html). О том, что в Европе король - первый среди равных, то есть по определению один из феодалов, а в России есть понимание того, что император стоит выше сословных различий. Теперь Юрганов, стр. 234:

@темы: Иван Грозный, Курбский

11:14 

Юрганов, "Категории русской средневековой культуры"

Эта книга очень меня порадовала, после Шеллинга (ninaofterdingen.livejournal.com/448698.html) это первая такая хорошая вещь. Вот она здесь:
platona.net/load/knigi_po_filosofii/kulturologi...

Русская средневековая культура это до Петра Первого включительно, то есть исторический промежуток большой. Обзор серьёзный, крупными мазками, но не упущено главное.

Статья об опричнине (4. 2) - лучшее, что я вообще читала об Иване Грозном. Наконец-то какое-то внятное объяснение его поведения, которое не скатывается в надоевший психологизм. Автор описывает идейный ландшафт, те нормы коллективного сознания, в рамках которых действовал царь и воспринимались его поступки. Эту главу рекомендую особенно.

Будут еще заметки по этой книге, но тут отмечу самый важный вывод:
Пётр Первый и XVIII век как таковой стали возможны только потому, что Страшный Суд не наступил в 1666 г (и раньше). Не в смысле позитивной причинности, а как отмена фактора, формирующего менталитет. Почти семь веков веры, ожидания, деятельности в горизонте этого события не увенчались ничем, пришлось перестраивать всё, всю структуру коллективного сознания и бессознательного, менять самосознание и строить наново. Когда видишь эти глубины и размах изменений... Я склоняюсь к тому, что процесс не кончился до сих пор и в этом направлении нужно работать.

@темы: Россия, Юрганов

09:37 

Рим магический. Тайная книга.

Продолжаем публикацию комикса «Тайная история», в котором излагается альтернативная версия событий в Риме во времена Юлия Цезаря и Цицерона.

Историки XIX века, пережившие бурный расцвет капитализма в Европе, находили в античности буржуа и коммерсантов, искали движущие пружины событий в серебряных рудниках, ссудах под залог и биржевых спекуляциях. Современные авторы (с полным основанием) находят в Риме хтоническую магию, мистические ритуалы и загадочный обряды. Это говорит что-то о нашем времени не меньше, чем об античности, но что именно мы должны понять? Поищем ответ в «Тайной книге» Тимофея Алёшкина.
oduvan.org/chtivo/books/rim-magicheskiy-taynaya...

@темы: Рим, комикс, магия

10:30 

По поводу Ярослава и Бориса подробей

Продолжение вот этого
ninaofterdingen.livejournal.com/264549.html

В целом понятно, откуда растут ноги у идеи, что первый братоубийца земли Русской, ставленник поляков, чьё имя стало нарицательным для злодея, ни в чём не виноват, а все злодеяния совершает верховный русский князь из столицы. Я могу себе представить, какие блестящие горизонты открылись перед историком, который первым до этого додумался.

Дело же вот в чём. Норвежские саги, на которые опирается эта версия, указывают, что у князя Владимира было три сына, в том числе Ярицлейф и Бурицав. Те же саги сообщают, что Ярицлейф убил Бурицлава. Заворожённые сходством этого имени с именем Бориса, историки строят свою версию - князь Ярослав убил своего брата Бориса, есть опора на источники, не подкопаешься.

Однако не всё так просто. Во-первых, тут указаны не все сыновья. Владимира до крещения сравнивали с Соломоном, у которого был гарем из тысячи жён. Если оставить в стороне библейские ассоциации, это значит, что у князя до византийской принцессы Анны было много жён и соответственно много детей. Ваяржский источник прочих братьев просто не упоминает, не говоря уже о том, чтобы назвать их по имени, то есть в этом пункте его информация неточна. Можно предположить, что она не точна и в другом случае, а именно:

Конунга Бурицлава исследователи традиционно отождествляют со Святополком Владимировичем (Окаянным), князем туровским, с 1015 по 1019 г. великим князем киевским. Несходство имен объясняется тем, что в борьбе Ярослава со Святополком значительную роль играл польский князь Болеслав I Храбрый (992-1025), его тесть. А. И. Лященко подчеркивает, что "русская летопись при описании этих столкновений имя Болеслава ставит первым", и "в лагере Ярослава говорится прежде всего о борьбе с Болеславом" [Лященко 1926: 1072] (2). Замена поэтому понятна, тем более что имя Бурицлав нередко встречается в древнескандинавской литературе.

Варяжский источник знает о борьбе Ярицлейфа с Бурицлавом, в которой последний погиб. Это искажённое описание через третьи руки борьбы Ярослава с Святополком, ставленником польского короля Болеслава. Святополк действительно погиб, а Ярослав победил, но тут уже никакой сенсации нет: Святополк как архетипический русский Каин и так остался в народной памяти.

@темы: Ярослав, саги

14:04 

Страдания животных

После философских работ Декарта стало популярным представление о том, что животные не чувствуют страданий и удовольствий, представляют собой своеобразные органические машины. Декатр утверж дал необходимость разума для самосознания, для того, чтобы быть субъектом ощущений. У животных очевидно разума нет, следовательно, и ощущений они не воспринимают, реагируют механически, как прибор, механизм.
Апогей этого мировоззрения - книга Ламетри "Человек-машина", написанная уже в XVIII веке. С этой точкой зрения боролся наш добрый Жан-Жак Руссо, утверждавший некий пусть не суверенитет, так хоть автономию эмоциональной сферы в человеке и любом живом существе.

Я сегодня узнала, что это странное учение о бесчувственности животных имело теологические основания (как же без этого). Лейбниц в "Теодицее" пишет:
"Многие картезианцы именно на основании ложного довода относительно страданий животных старались доказать, будто они суть только машины, quoniam sub Deo justo nemo innocens miser est , поскольку невозможно, чтобы невинный был несчастным у такого правителя, как Бог." (часть 3, глава 250, стр. 301-302 filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000543...)

Логика этого рассуждения такова: животные страдают физически, хотя и не грешил ни в каком смысле - не нарушали моральных заповедей и не причастны первородному греху, поскольку не являются потомками Адама;
следовательно, животные страдают безвинно, то есть Бог либо несправедлив, либо зол, раз это допускает. Чтобы сохранить справедливость и благость Божию, картезианцы предпочитают постулировать бесчувственность животных.

Вот так благочестиво.

@темы: Лейбниц, Декарт, философия

13:25 

О фиксации пулемётом

Иосиф Бродский

Роттердамский дневник (1973)

I

Дождь в Роттердаме. Сумерки. Среда.
Раскрывши зонт, я поднимаю ворот.
Четыре дня они бомбили город,
и города не стало. Города
не люди и не прячутся в подъезде
во время ливня. Улицы, дома
не сходят в этих случаях с ума
и, падая, не призывают к мести.

II

Июльский полдень. Капает из вафли
на брючину. Хор детских голосов.
Вокруг -- громады новых корпусов.
У Корбюзье то общее с Люфтваффе,
что оба потрудились от души
над переменой облика Европы.
Что позабудут в ярости циклопы,
то трезво завершат карандаши.

III

Как время ни целебно, но культя,
не видя средств отличия от цели,
саднит. И тем сильней -- от панацеи.
Ночь. Три десятилетия спустя
мы пьем вино при крупных летних звездах
в квартире на двадцатом этаже --
на уровне, достигнутом уже
взлетевшими здесь некогда на воздух.

@темы: Бродский, Хайдеггер, стихи

13:23 

Хайдеггер

Из МХ
Лекции о Гераклите, то издание, которое скачивается в сети по этому запросу.

"Даже Гегель и Шеллинг попадали в жернова диалектики" (с. 55)

"Пулемёт, фотоаппарат, "слово", плакат - всё это имеет одно и то же основное предназначение: надёжную фиксацию предметов." (с. 97)

@темы: Хайдеггер

13:18 

Вопрос

Кто-то спрашивал в сети, но я не проследила за судьбой ответа: мы потеряли Россию в 1917-м в феврале или в ноябре?

К этому periskop.livejournal.com/1682912.html

@темы: Революция, Майдан

14:01 

Аскарида революции достоинства

Отличный текст Елены Заславской!
Не копирую из-за проблем с форматированием, но он стоит прочтения.
ukraina.ru/opinion/20170228/1018351024.html

@темы: Заславская

11:44 

Визволення

Писатели Украины о Великой Отечественное войне:

Микола Братан

Не замети — сонце, як розплата,
Визволення — березень, весна!
Усміхнулась біла наша хата,
Вчора ще і чорна, і смутна.

Даленіють відгомони бою,
Школа, наче вулик, загула.
І малечу не лякає зброя,
Що з громами весну принесла.

Люди оновилися неначе,
Щось у них — від березневих віт.
Ув однім-єдиниі слові «НАШІ»
Відкривався многоцвітно світ.

«Вічний вогонь». Поезії. Київ. 1975

@темы: Украина

14:17 

«Тайная книга». Комикс из мира Второй войны богов

Первая война богов, в которую были вовлечены люди, это война Троянская. По замыслу авторов, вторая война богов начинается примерно тысячу лет спустя, в Риме, во времена Юлия Цезаря. Известные из истории события конца Республики имеют очень сильный мифический, мистический и оккультный фон, который был несколько размыт под действием рационалистического видения истории, восторжествовавшего в эпоху Просвещения, но явственно ощущается при чтении первоисточников. Именно эта магическая стихия вдохновила современных российских авторов создать книгу, первую часть которой вы можете сегодня скачать на «Одуванчике».

Жанр комикса — криминальная драма с магией в исторических декорациях. При всей фантастике сюжета авторы старались максимально соблюдать историческую достоверность. В комиксе изображен Рим второй половины 1 века до н.э., не мраморный, а больше кирпичный, магия в произведении античная, и даже демоны-лемуры — тоже исконно-римские. Насчёт одежды и бытовых деталей — всё почти так, как было, всё-таки это альтернативная вселенная.

Автор сценария Тимофей Алёшкин, художник обложки и комикса Валерия Гудкова, авторы идеи Тимофей Алёшкин и Фарит Ахмеджанов, исторический консультант Кирилл Рец, все права на комикс принадлежат ООО «Вторая война богов».

История начинается 17 июня в год консулов Брута и Антония. Самого божественного Цезаря, пожизненного диктатора, и прочая, и прочая, в Риме нет — он отправился на войну с Парфией (правильно, в этом мире его не убили заговорщики). И вот однажды в Риме задрожала земля, загорелись храмы Юпитера, а из-под земли по ночам стали появляться демоны-лемуры и нападать на людей. В конце концов консул Брут собрал из тех граждан, кто не убежал и не побоялся, ночную стражу, обрёк себя подземным богам и, получив сверхъестественную силу, победил и загнал лемуров обратно под землю. Вот сразу после этого и начинается наша история, в которой отряд ночных стражников использует открывшиеся возможности чтобы разбогатеть и подняться.

Ссылка

@темы: Вторая война богов, Тимофей Алёшкин, комикс

20:36 

"Училка"

В продолжение предыдущей темы - еще одно произведение того же ряда с Ириной Купченко. Я не могу сказать, откуда именно авторы стащили этот сюжет и персонажей, но голливудские киноштампы тут видны невооруженным глазом.

"Вы все тупые уроды, но вы ничего мне не сделаете, я здесь главный, потому что у меня есть БОЛЬШАЯ ПУШКА!" - это реплика персонажа из третьесортного боевика, рассчитанного на зрителей, которые
- давно и прочно убеждены в благотворности ношения оружия,
- часто видят в новостях сюжеты о расстрелах одноклассников нервным школьником;
- поэтому могут оценить инверсию: не школьник стреляет, а учительница, эффект обманутых ожиданий добавляет привлекательности.

До конца я не досмотрела, потому что эта фраза в устах Ирины Купченко ("Орхидеи еще не зацвели") вырубила меня полностью, буквально вышибла из кресла на кухню отпиваться чаем.

Ещё раз - берегите свою душу и голову. В смысле, если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот, когда силы зла властвуют безраздельно.

@темы: Купченко, Шерлок Холмс, кино

20:36 

"Училка"

В продолжение предыдущей темы - еще одно произведение того же ряда с Ириной Купченко. Я не могу сказать, откуда именно авторы стащили этот сюжет и персонажей, но голливудские киноштампы тут видны невооруженным глазом.

"Вы все тупые уроды, но вы ничего мне не сделаете, я здесь главный, потому что у меня есть БОЛЬШАЯ ПУШКА!" - это реплика персонажа из третьесортного боевика, рассчитанного на зрителей, которые
- давно и прочно убеждены в благотворности ношения оружия,
- часто видят в новостях сюжеты о расстрелах одноклассников нервным школьником;
- поэтому могут оценить инверсию: не школьник стреляет, а учительница, эффект обманутых ожиданий добавляет привлекательности.

До конца я не досмотрела, потому что эта фраза в устах Ирины Купченко ("Орхидеи еще не зацвели") вырубила меня полностью, буквально вышибла из кресла на кухню отпиваться чаем.

Ещё раз - берегите свою душу и голову. В смысле, если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот, когда силы зла властвуют безраздельно.

20:16 

"Перепер вашу бургундскую полечку на язык родных осин"

"Перепёр вашу бургундскую полечку на язык родных осин"
Фильм "Ученик" ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%...(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
Снят режиссером либеральных взглядов Кириллом Серебрянниковым. В 2008 году, во врем войны с Грузией, он выразил желание пройтись по Москве с плакатом "Я - грузин", вписывался за Пусси Райот, выступал против запрещения американцам усыновлять русских детей, которое было вызвано случаями убийства детей приемными родителями-американцами, и так далее по списку, биография доступна в сети. Считает Россию страной невежества и мракобесия. Лауреат множества премий. Фильм "Ученик" получил приз Каннского фестиваля. Был закуплен рядом европейских стран.

Действие фильма происходит в обычном русском городе и обычной русской школе. В основе фильма - пьеса Мариуса фон Майенбурга, современного немецкого драматурга, о немецком юноше, который стал религиозным фанатиком.

Пьеса европейского драматурга на эту тему не вызывает удивления. Чтобы объяснить почему, начнем немного издалека. читать дальше

@темы: Европа, Ученик, кино

ОЭ + философия социального

главная