• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:26 

Для сведения

Загоска - кукушка.

22:24 

"Рославлев" Загоскина и "Рославлев" Пушкина

В наше время знание о том, что такое фандом и фанфик, выходит за пределы каких-то субкультур. Сейчас никого не удивляет желание взять хороший сюжет плохого автора и переписать его как надо - убрать лишнее, добавить нужное, точнее обрисовать характеры, в общем, приблизить к идеалу. Во времена Пушкина такие вещи были внове, хотя некоторый опыт всё же имелся.

В 1740-м году в Англии вышел роман Ричардсона "Памела". Книга стала очень популярна, вызвала появление целого потока подражателей и переделок. Самый лучший автор из впечатленных, великий Филдинг написал "Приключения Джозефа Эндрюса", где главный герой - брат знаменитой Памелы Эндрюс. Ричардсона читает Татьяна Ларина и Лиза, героиня "Романа в письмах", так что о популярности "Памелы" Пушкин конечно знал.

Пушкин хотел сделать что-то похожее с историческим романом Загоскина "Рославлев, или Русские в 1812-м году". Разница в том, что Пушкин не писал продолжение или дополнение, он писал свой вариант того же сюжета. Пушкин сменил рассказчика и главного героя: у Загоскина это роман о Владимире Рославлеве, у Пушкина - воспоминания подруги о невесте Владимира, Полине.

Кстати, если мне не изменяет память, считается, что рассказ Мэвилла "Бартлби" - первое в мировой литературе произведение, где персонаж-автор произведения, который пишет от первого лица, не совпадает с главным героем. До Мэлвилла существовали романы в виде воспоминаний, написанных от первого лица, но это всегда были воспоминания главного героя. В рассказе Пушкина использован этот же прием задолго до Мэлвилла: воспоминания пишет подруга Полины, а главная героиня - Полина, а не подруга и даже не Рославлев.

Внимание Пушкина к роману Загоскина само по себе рекомендация и пробуждает понятный интерес. Я эту книжку скачала, тем более что Загоскин мне нравится, и уже начала читать. Очень актуальная вещь. Кое-чем скоро поделюсь.

@темы: книги, Пушкин, Загоскин

22:24 

"Рославлев" Загоскина и "Рославлев" Пушкина

В наше время знание о том, что такое фандом и фанфик, выходит за пределы каких-то субкультур. Сейчас никого не удивляет желание взять хороший сюжет плохого автора и переписать его как надо - убрать лишнее, добавить нужное, точнее обрисовать характеры, в общем, приблизить к идеалу. Во времена Пушкина такие вещи были внове, хотя некоторый опыт всё же имелся.

В 1740-м году в Англии вышел роман Ричардсона "Памела". Книга стала очень популярна, вызвала появление целого потока подражателей и переделок. Самый лучший автор из впечатленных, великий Филдинг написал "Приключения Джозефа Эндрюса", где главный герой - брат знаменитой Памелы Эндрюс. Ричардсона читает Татьяна Ларина и Саша, героиня "Романа в письмах", так что о популярности "Памелы" Пушкин конечно знал.

Пушкин хотел сделать что-то похожее с историческим романом Загоскина "Рославлев, или Русские в 1812-м году". Разница в том, что Пушкин не писал продолжение или дополнение, он писал свой вариант того же сюжета. Пушкин сменил рассказчика и главного героя: у Загоскина это роман о Владимире Рославлеве, у Пушкина - воспоминания подруги о невесте Владимира, Полине.

Кстати, если мне не изменяет память, считается, что рассказ Мэвилла "Бартлби" - первое в мировой литературе произведение, где персонаж-автор произведения, который пишет от первого лица, не совпадает с главным героем. До Мэлвилла существовали романы в виде воспоминаний, написанных от первого лица, но это всегда были воспоминания главного героя. В рассказе Пушкина использован этот же прием задолго до Мэлвилла: воспоминания пишет подруга Полины, а главная героиня - Полина, а не подруга и даже не Рославлев.

Внимание Пушкина к роману Загоскина само по себе рекомендация и пробуждает понятный интерес. Я эту книжку скачала, тем более что Загоскин мне нравится, и уже начала читать. Очень актуальная вещь. Кое-чем скоро поделюсь.

21:52 

Анимешное-2

Интонации у переводчиков на Анидабе очень странные. Я не лингвист и точнее выразить это не могу. Может, они японцев копируют или что еще? Не первый раз уже замечаю.

@темы: аниме

21:49 

Анимешное

"Врата Штейна" по многочисленным (целых три весомых рекомендации) наконец-то попали в просмотр.

Я знала, что это сериал про ученого до того, как начала смотреть. Очень грустно, что ученый сейчас это по умолчанию сумасшедший ученый - одинокий, в какой-то каморке, которую он величает лабораторией, среди самодельных приборов, все вокруг считают его ненормальным, но он на самом деле непризнанный гений.

Еще один характерный момент - научная деятельность ученого заключается в том, что он разгадывает шифры и борется с теневым правительством. Загадки природы не то что отошли на второй план, они вообще потеряли всякое значение. Естественнонаучный пафос Жюль Верна кончился, он тут совершенно не к месту и был бы совсем непонятен. Современная наука вся о власти над миром и о способах подчинять людей. Во всяком случае, такой она видится в современной Японии и я не знаю современного произведения, в котором науку показывали бы иначе.

"Психопаспорт-2" - чисто чтобы закрыть гештальт. Некрофильская эстетика, кислотная музыка, идейное содержание по сравнению с первым сезоном не представляет собой ничего нового.

@темы: Врата Штейна, аниме

00:20 

Пушкин о войне

Летом я с семьей два месяца жила не в Луганске, но в ЛНР. Украинской армии, слава Богу, в нашем городке не было. Проживало там множество приезжих из Луганска и других городов ЛНР и ДНР, которые спасались там от обстрелов. Мое тогдашнее настроение слово в слово описано у Пушкина. Правда, там речь о событиях 1812-го года, двести лет прошло, а всё то же:

"Мы приехали в **, огромное село в двадцати верстах от губернского города. Около нас было множество соседей, большею частию приезжих из Москвы. Всякий день все бывали вместе; наша деревенская жизнь походила на городскую. Письма из армии приходили почти каждый день, старушки искали на карте местечка бивака и сердились, не находя его. Полина занималась одною политикою, ничего не читала, кроме газет, растопчинских афишек, и не открывала ни одной книги. Окруженная людьми, коих понятия были ограничены, слыша постоянно суждения нелепые и новости неосновательные, она впала в глубокое уныние; томность овладела ее душою. Она отчаивалась в спасении отечества, казалось ей, что Россия быстро приближается к своему падению, всякая реляция усугубляла ее безнадежность, полицейские объявления графа Растопчина выводили ее из терпения. Шутливый слог их казался ей верхом неприличия, а меры, им принимаемые, варварством нестерпимым. Она не постигала мысли тогдашнего времени, столь великой в своем ужасе, мысли, которой смелое исполнение спасло Россию и освободило Европу. Целые часы проводила она, облокотясь на карту России, рассчитывая версты, следуя за быстрыми движениями войск."

Пушкин, "Рославлев"

У меня и сейчас такое настроение, только по карте я уже ни за чем не слежу. И мысли нынешнего времени так и не постигаю.

@темы: Донбасс, Пушкин, Россия

11:20 

Дети поражения

В "Исповеди сына века" Мюссе рассказывает о поколении сыновей наполеоновских покорителей мира, о наследниках рухнувшей империи, о детях проигравших.

читать дальше

@темы: Мюссе, Оэ, Франция, Япония, литература

10:57 

Зарождение исторического релятивизма

В «Петровских чтениях» у Соловьева есть очень интересное рассуждение о подходе к истории известных личностей и о теологическом основании всяческого разоблачательства.

«По слабости своей природы человек с большим трудом привыкает к многосторонности взгляда, для него гораздо легче, покойнее и приятнее видеть одну сторону предмета, явления, на одну сторону клонить свои отзывы, бранить так бранить, хвалить так хвалить. Найдут хорошее качество, хороший поступок, хорошее слово у какого-нибудь Нерона и пишут целые сочинения, что напрасно считают Нерона Нероном, он был хороший человек, и найдутся люди, которые восхищаются: «Ах, какая новая мысль: Нерон был хороший человек; честь и слава историку, который открыл такую новость, наука двинулась вперед». Отыщут дурное качество или дурной поступок у человека, который пользовался славою, противоположною славе Нерона, и начинаются толки, что напрасно величали его благодетельную деятельность, вот какой дурной поступок он сделал тогда-то; а другие восстают с ожесточением на дерзкого, осмелившегося заявить, что в солнце есть пятна; в солнце не может быть пятен, в деятельности такого-то знаменитого деятеля не может быть темных сторон, в ней все хорошо, кто находит, что не все хорошо, тот — человек злонамеренный, и вот этого злонамеренного благонамеренные стараются принести в жертву памяти знаменитого человека; жертва языческая, заклание человека теням умерших! А все оттого, что забывается, чему учат в раннем детстве, забываются две первые заповеди, что Бог един, одно только существо совершенное и не должно иметь других богов, не должно творить себе кумиров из существ несовершенных. Памятование этих заповедей есть первая обязанность историка, если он действительно хочет двигать вперед свою науку, хочет представлять живых людей, с светлыми и темными сторонами их умственной и нравственной деятельности, называя знаменитыми тех, у кого результаты деятельности светлых сторон далеко превысили результаты деятельности темных, называя великими тех, которые по свету и теплоте своей деятельности являются солнцами, хотя и не без пятен, которые окупили свои темные стороны великими делами, великими жертвами, которым много оставляется, потому что возлюбили много.»

@темы: история, Соловьев

10:52 

Роль общества в воспитании

Встречается в сети такая точка зрения, что воспитание человека должно быть личным делом его и его семьи. Используется этот тезис в дискуссиях о свободе слова и свободе СМИ. Пусть по телевизору показывают безвкусицу, а вы не смотрите, сделайте сознательный выбор. Пусть в СМИ печатают откровенную вражескую пропаганду, а вы не читайте, будьте умнее. Ограничивать как-то СМИ нельзя, это покушение на свободу слова, нужно чтобы каждый сам за себя отвечал, сам выбирал бы, что ему смотреть и слушать, в этом проявляется зрелость личности и в целом это полезный воспитательный момент. Чтобы не быть голословной, в таком ключе часто рассуждает в жж zina_korzina.

Далее обычно утверждается, что ситуация с общественным сознанием в постсоветские и советские времена ничем не отличалась. Власовщина, антисталинизм, восхваление нацистких карателей, прославление европейских ценностей и пили бы баварское – всё это в СССР и сейчас одинаково, «просто тогда это говорили немногие на кухнях, а сейчас говорят многие публично». Только и всего.

Об этом «только и всего» - историк С.М.Соловьев, «Петровские чтения», 6.
читать дальше

@темы: общественное сознание, история, Соловьев

09:35 

Текущее

Маша выздоровела и пошла сегодня в садик.
Интернет у меня дома так и не появился - провода порвались, а монтеры в бесплатном отпуске.
Зарплаты еще нет.
Наступила настоящая весна.

@темы: Луганск, житейское

09:32 

Смысл истории по Соловьеву

Народы, подобно людям, переживают в своем развитии две эпохи – эпоху чувств и эпоху разума. Переход от одной к другой как в индивидуальном развитии, так и для народа в целом, сопровождается более-менее бурными потрясениями.

читать дальше

@темы: Соловьев, история

09:31 

Скрытые утверждения

«Конечно, для славянина, т.е. преимущественно для русского, есть сильное искушение предположить, что племя, которое при всех самых неблагоприятных условиях сумело устоять, окруженное варварством, умело сохранить свой европейско-христианский образ, образовать могущественное государство, подчинить Азию Европе, что такое племя обнаружило необыкновенное могущество духовных сил, и, естественно, рождается вопрос: племя германское, поставленное в такие неблагоприятные условия, сумело ли бы сделать то же самое? Но неприятное восхваление своей национальности, какое позволяют себе немецкие писатели, не может увлечь русских последовать их примеру.»
«Россия перед эпохою преобразований» Соловьева

Оставим пока в стороне «европейское» как положительную характеристику и присмотримся к самой структуре выражения. Если немцы безудержные хвастуны, разве это отменяет саму проблематику? Разве не может одно племя или государство быть сильнее другого? Это совершенно обычное дело во множестве других случаев. Почему же в данном случае нельзя делать эту тему предметом научных изысканий? Пусть немцы пишут что угодно, разве может недобросовестность исследователей отменить научную проблему? Вопрос всё равно имеет ответ, и ответ этот можно найти.

@темы: Соловьев, история

09:29 

«История России с древнейших времен» Соловьева

«Во второй половине 18-го века замечаем новое направление: заимствование плодов европейской цивилизации с единственною целию материального благосостояния оказывается недостаточным, является потребность в духовном, нравственном просвещении, потребность вложить душу в приготовленное прежде тело, как выражались лучшие люди эпохи.»

Не праздный вопрос: кто именно так выражался?

Легко понять, почему я считаю такие идеи вредными. Не всем понятно, почему я считаю их ложными и не соответствующими действительности. «Тело» в виде империи, объединяющей разные народы, не может существовать без «души». Соответствующее самосознание народа не возникает постфактум, а формирует структуры государственного управления и общественной жизни изначально, служит их основой.

При определенной теоретической установке этого не видно. Считается, что Россия «просто большая» и никакой идеи за этим не стоит. В России не находится обычных для Европы управленческих структур и общественных институтов, потому европейски-ориентированный мыслитель считает что в России нет вообще никаких структур, «болото бессобытийности», и Россия должна учиться государственному строительству в Европе. Однако это не так. Без объединяющей идеи не может существовать даже такая небольшая общность, как школьный класс или деревня, тем более это верно для государства, которое в течение сотен лет объединяет десятки разных народов.

Даже если современники Екатерины или Петра не понимали таких вещей, от этого они не становятся ложными и не перестают играть свою решающую роль в функционировании общества.

@темы: Европа, Россия, Соловьев

09:28 

Критика эмпиризма у Гуссерля

…очень хороша. Например:

«…принцип обоснования любого познания фактов опытом сам по себе не может быть усмотрен на основании опыта – как и всякий принцип, как и всякое сущностное познание вообще.»

@темы: Гуссерль, феноменология, философия

09:27 

Генерализация и формализация

Генерализация это переход от эмпирического к эйдетическому в факте и явлении. Формализация это обобщение содержательного в чисто логически формальное, то есть абстрагирование. Это два разных процесса, которые отличаются сущностно.

Закономерности, открытые для первого рода, не будут верны для второго, и наоборот.

@темы: Гуссерль, феноменология, философия

09:24 

Науки о сущностях

«Имеются чистые науки о сущностях… в них никакой опыт не может принимать на себя функцию обоснования именно как опыт…»

«Идеи к чистой феноменологии…», 7.

@темы: Гуссерль, феноменология, философия

09:23 

К проблеме универсалий

Эйдетическое имеет характер всеобщности и безусловности. Что верно для идеального треугольника, верно для любого реального треугольника. Как это возможно – центральный вопрос проблемы универсалий. Для его решения придумываютя разные теории и вводятся разные критерии (подробно разобранные в книге Левина «Проблема универсалий»).

Номиналист считает, что верность тут относительная. По сути невозможно доказать, что верное для идеального треугольника верно для всех реальных Это утверждение основано просто на индукции. Теорема Пифагора условно верна, считается верной только потому, что мы еще не обнаружили фактов, которые бы ей противоречили, но такая возможность никогда не исключена. Феноменолог усматривает идеальный треугольник в реальном, переходит к эйдетическому слою и работает с ним.

Эйдетические корреляты естественных наук- поле феноменологии и специфическая зона интереса философии. Больше всего внимания Гуссерль уделяет эйдетической психологии, феноменологическому учению о сознании. Психология в том виде, в каком она существовала в его времена и существует до сих пор, эйдетической наукой не является.

@темы: феноменология, философия

09:21 

Идеация

Наряду с фактами, данными в ощущениях, Гуссерль рассматривает эйдосы вещей и явлений, которые в ощущениях не даны, являются идеальным коррелятом вещей и постигаются не постфактум в виде размышлений и умозаключений, а сразу же в акте восприятия посредством особой интуиции.

Эйдосы суть чистые сущности, смыслы вещей и явлений. Эйдетическая структура явлений не совпадает с фактическое. Эйдетическое не дается эмпирически. Эйдетическое не выводится из фактов, какую бы работу с фактами ни проводили ученые, и наоборот: «истины относительно чистых сущностей не содержат ни малейших утверждений касательно фактов».

Усмотрение эйдоса какого-то факта называется идеацией.

@темы: феноменология, философия

09:20 

Типы бытия

В схоластике, а потом у Декарта различались два типа бытия – бытие Бога, которое самодостаточно и ни на что не опирается, и бытие вещи, которое нуждается в некоторой субстанции как своей основе. Бытие первого типа полностью самостоятельно, бытие второго типа полностью зависимо. Собственно, не стоило бы и называть их одним словом, так сильно они различаются.

Бытие Бога феноменология не рассматривает, а наряду с бытием вещи выделяет еще один тип бытия – бытие личности, бытие как присутствие, вот-бытие, здесь-бытие, дазайн.

В обсуждениях работы Чалмерса была высказана мысль, что единичные вещи, идеи и сознание суть три несводимых друг к другу вида реальности (не в смысле вида материального, а в платоновском смысле). Соответственно должно быть и три типа бытия: бытие как наличность, умопостигаемое бытие, бытие как присутствие.

@темы: Гуссерль, Хайдеггер, феноменология, философия

09:18 

Реальное по Платону

Реально то, что может воздействовать или претерпевать воздействие.

На этом определении базируется следующее определение: реально то, что опасно игнорировать (schwalbeman.livejournal.com/50576.html).

ОЭ + философия социального

главная