13:30 

Олег Вещий\Вольга Всеславьич

Читая о Киевской Руси, встречаешь иногда представление о том, что в первые века русской книжности, в домонгольской Руси христианские писатели старались принизить значение в русской истории Вещего Олега и потихоньку вели против него идейную борьбу. Кто-то с этим представлением полемизирует, кто-то принимает как данность, мне особо это не было нужно и я своего мнения не составляла. Случайно узнала, что идея эта в полном и разработанном виде формулируется в следующей статье:
Комарович В. Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI—XIII вв / В. Л. Комарович // Из истории русской культуры. Т. II; Кн. 1: Киевская и Московская Русь. Сост. А. Ф. Литвина, Б. А. Успенский. – М. : Языки славянской культуры, 2002. – С. 8–29.
Почитать можно здесь:
lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/16_to...

В своей статье автор показывает, что во-первых культ рода в княжеской среде существовал. Фигура родоначальника в таком случае играет важнейшую роль, персонифицируя эту родовую целостность. Связь поколений осуществляется через имя - внукам даются имена дедов. Кроме того без всякой дополнительной родственной связи детям даются имена родоначальника. И тут автор замечает, что популярность в княжеской среде имени Рюрик не идет ни в какое сравнение с популярностью имени Олег.
читать дальше

@темы: Олег Вещий, былины, литература

12:05 

"Иду на грозу" Гранина

Очень хорошая книга. Прочитала перед Новым годом, впечатлена.
Оригинал той стилистической игры, которую устроили АБС в "Понедельнике".
Собственно, все знают. Теперь и я знаю.

@темы: литература, книги, Гранин

08:21 

История как прообраз будущего: столкновение УНР и ДКР в Донбассе

Нина Ищенко

Существует мнение, что история только мешает современности. Происходят события, на которые нужно реагировать сейчас, и какая разница, что было здесь сто лет назад. Провоцировать конфликты из-за того, что происходило в прошлом, значит мешать настоящему и будущему.

Однако именно прошлым определяется настоящее, и если мы сами забудем, кто мы, откуда и что было здесь, на этой земле в прошлом, то будем пожинать горькие плоды. Сто лет спустя после событий Революции и Гражданской войны это особенно ясно. Именно поэтому мы говорим сегодня о событиях, которые имели место в Донбассе, России и на Украине сто лет назад.

Сейчас, как и в начале XX века, Донбасс полыхает – тут идёт война, гибнут люди, создаётся идентичность и формируется новый этап русской культуры.

События такой же важности происходили на этой земле и в 1918 году, когда в Киеве была провозглашена Украинская народная республика, а в Харькове Донецко-Криворожская республика. Эти события стали важной частью современной политической мифологии. Присмотримся к ним внимательнее.

В феврале 1917 года в России происходит буржуазная революция, и после отречения царя к власти приходит Временное правительство по главе с Керенским. Полгода правления Временного правительства ознаменовались углублением социального и экономического кризиса и парадом суверенитетов, когда множество окраин Российской империи объявили о своей независимости. Украина была одной из первых.

Сами себя избрали

В марте 1917 группа людей во главе с историком Грушевским провозгласила Украинскую народную республику. Особо нужно подчеркнуть, что в тот период, в пору повсеместных голосований и учреждения советов, когда даже солдат регулярной армии можно было отправить в атаку только по согласованию с Советом солдатских депутатов, этих людей в Киеве никто не выбирал и официальных полномочий они ни от кого не получали. В том коллапсе государственной власти, который образовался в Киеве после падения монархии, такие события оказались возможны.

УНР претендовала и на Новороссию, и на часть Донбасса, однако комиссия Временного правительства ограничила власть УНР несколькими губерниями в центральной Украине. После роспуска Учредительного собрания в январе 1918 года УНР начинает войну с Советской Россией. В рамках этой стратегии УНР заключает договоры с Центральными державами – Германией и Австро-Венгрией, поступаясь своим суверенитетом ради военной помощи против России. В феврале 1918-го года начинается фактическая оккупация Украины немцами. Армии Германии и Австро-Венгрии занимают украинские территории и продвигаются к Донбассу.

Донбасс против немцев в 1918 году

Именно в этих условиях в феврале 1918 года провозглашается Донецко-Криворожская республика, установившая советскую власть в Донбассе и части Новороссии. Председатель правительства ДКР – знаменитый Артём, коммунист, поднимавший рабочее движение не только в России и Донбассе, но и в Австралии, где оказался после побега с каторги. Среди австралийских социалистов известен как Большой Том, в 2009 году австралийский писатель Том Кинили выпустил книгу, посвященную Артёму и его деятельности в Австралии.

В 1918 году Артём снова в России, в Донбассе, и собирает все имеющиеся в его распоряжении силы для защиты этих территорий от немцев. По оценкам историков, Красная Армия на Украине имела в своем распоряжении 15 000 солдат против нескольких германских и австрийских дивизий численностью до 200 000 человек. Однако и в этих условиях армия ДКР под командованием Ворошилова продолжает сражаться, отступая с боями перед превосходящими силами противника.

Поход на Царицын

В апреле 1918-го немцы занимают Донбасс, а руководство ДКР начинает знаменитый поход на Царицын. В ходе этого похода из Луганска эвакуируется около 50 000 человек, не только военных, но и рабочих с их семьями, вывозится оружие и оборудование. С боями несколько бронепоездов прорываются по Южной России к Волге, ведя бои как с немцами, так и с белоказаками. Воссоединившись с частями Красной Армии в Царицыне, отряды ДКР участвуют в обороне этого города, которая переломила ход Гражданской войны.

Донбасс как фронтир

Эти события столетней давности разворачиваются в примечательном культурном пространстве, которое может быть понято и оценено только в целом, с учётом последующих событий. Донбасс оказывается между Украиной и Россией, Киевом и революционным Петроградом. Бои с немцами предвещали бои на тех же рубежах чуть более двадцати лет спустя, а оборона Царицына, в которой участвовали жители Донбасса и Новороссии, повторилась гораздо мощнее и ярче в обороне Сталинграда в 1942-1943 гг.

Те же самые культурные структуры, которые имели место в период Гражданской войны, повторяются в том же пространстве сто лет спустя: Донбасс снова проявляет себя как фронтир русского мира, пограничье между Россией и надвинувшейся в южнорусские степи Европой. Киевская власть, возникшая как буржуазная демократия, реализует все политические права и свободы, принятые в цивилизованной Европе, однако оказывается не в силах обеспечить реальную независимость своей страны и прикрывает красивыми словами о свободе и демократии антинародную политику, отдавшую Украину под власть европейских держав, для их выгоды.

История повторяется

В наши дни история повторяется. Постсоветская Украина провозгласила себя наследницей УНР, которая привела на Украину немцев сто лет назад. Только забвение делает это возможным. Не напрасно с 1991 года независимая Украина тратила огромные силы и ресурсы на переписывание истории и внедрение иных представлений о мире и обществе: оккупация Украины Германией называлась европеизацией, вхождением в семью европейских народов, антирусская истерия – ростом национального самосознания, кризис и разруха под властью буржуазной демократии – расцветом и развитием государственности. То же самое продолжается и сейчас: Украина переживает экономический и политический кризис, четвёртый год ведёт войну против бывших своих территорий, однако находит силы и возможности проводить декоммунизацию и переименования своих городов и сёл. Это делается не напрасно. Такие действия эффективны в долгосрочной перспективе, потому что таким образом меняется состав культурного ядра украинской культуры и как следствие идентичность её носителей.

Война символов

Культурное пространство любой культуры содержит в снятом виде культурные объекты, задающие социально одобряемые эмоции, нормы поведения и творчества. Сохранение культурного ядра или его закономерные трансформации являются залогом сохранения культуры как целого и социокультурной идентичности всех членов общества. Соответственно, разрушение культурных объектов, входящих в культурное ядро, приводит к повреждению культуры и уничтожению культурной идентичности. Культурных объекты, входящие в состав ядра, и имеющие наибольшее значение для сохранения всей системы, являются сакральными для данной культуры даже в тех случаях, когда речь не идет о религиозном их значении. Уничтожение сакральных культурных объектов может совершаться двумя способами, которые тесно связан друг с другом. Это либо разрушение материальных объектов данной культуры, как-то её идеальных памятников которое может происходить либо в виде псевдорациональной критики какой-либо культурообразующей идеи, важной для общества (память о героях войны, исторических событиях), либо в виде переименования города, праздника, события. Такие действия в символическом аспекте означают уничтожение.

Любой серьёзный конфликт между двумя этнокультурными сообществами сопровождается не только уничтожением материальных объектов или людей, но и уничтожением элементов культурного пространства. Верно и обратное: уничтожение элементов культурного пространства какой-либо культуры является признаком агрессии, так как приводит к коррозии и уничтожению социокультурной общности. Именно такая политика проводится на Украине начиная с 2014 года, когда Украина резко активизировала уничтожение русской культуры на своей территории обоими указанными способами. В апреле 2014 г Украина начала войну в русскоязычном регионе Донбассе, разрушая города и объекты инфраструктуры, и убивая носителей русской культуры физически. Также с 2015 года Украина проводит политику декоммунизации, уничтожая памятники предыдущего исторического периода, переименовывая города как на своей территории, так и на территории республик Донбасса, которые она не контролирует. Процессы в культурной сфере, инициированные и поддерживаемые украинским государством, направлены на уничтожение сакральных культурных объектов, созданных русскими или в период русского влияния на Украине, то есть ведут к уничтожение русской культуры на украинской территории и лишают множество граждан Украины их социокультурной идентичности.

Только история учит, как противостоять этим процессам. История показывает, как подобные кризисы преодолевались раньше, и какие культурные константы сохраняются на нашей земле из века в век. Это любовь к родному краю и населяющим его людям, стремление беречь и защищать, строить и творить в любых, самых сложных и трудных условиях. У Донбасса есть эта сила, и Донбасс её не потеряет.

lugansk1.info/46323-istoriya-kak-proobraz-budus...

@темы: история, Украина, Россия, Донбасс

13:50 

Белая Церковь, 1941

Перевод документов - Игорь Петров

Белая церковь. август 1941 г. документы (I)
I. Показания Фридриха Либе перед земельным судом, Франкфурт, 14 июня 1965 г.
Меня зовут Фридрих Вильгельм Либе. Я — биолог. Мне известно, что такое показания под присягой и каковы уголовно-правовые последствия дачи ложных показаний. Я служил в авиационной группе связи особого назначения 13 и находился в 1941 году в Белой Церкви. Я был кандидатом в офицеры и кандидатом в чиновники старшего ранга.
С моим подразделением я находился в Белой Церкви с середины июля по середину-конец августа. Я знаю точно, что 15 августа мы еще были в Б[елой] Ц[еркви]. Конкретно я могу вспомнить разговор с товарищами про то, что солнце уже не дает загара, и постепенно приходит осень. Мы были настолько загорелыми, что солнце не могло сделать нашу кожу еще более коричневой. Мы располагались в здании института наследственной биологии. Я еще тогда беседовал с профессором института об изменении наследственных факторов, потому что это меня интересовало. Я как раз вспомнил, что тогдашний военврач был из Бад-Мергентхайма. Я вместе с ним ходил по институту, чтобы найти запчасти для рентгеновского аппарата.
Когда нам нечего было делать, мы по вечерам шатались по окрестностям. Я помню, что как-то вечером шел мимо территории казарм с задней стороны. Я увидел часового, стоящего перед маленьким домиком. Насколько я могу вспомнить, с примкнутым штыком. Это был эсэсовец, совсем не старик, лет 26. Часовой стоял у угла домика. Неподалеку от него сидели три молодые девушки. Одна из них справляла нужду, мне бросилось это в глаза. То, что часовой охранял эту девушку, пока она оправлялась, да еще с примкнутым штыком, было дико смешным. Девушки еще смеялись и хихикали. Часовой обратился ко мне и сказал: "Вам туда нельзя, здесь проводится казнь". В ответ я рассмеялся и сказал, показав на девушек: "Их что ли?" Я думал, он ответит, что девушки не имеют к этому никакого отношения. Но он сказал лишь: "Вам позволено смотреть". Я ответил: "Благодарю покорно" и развернулся.
Но мысли об этой казни меня не отпускали, и я пошел посмотреть, что происходит. Место казни было огорожено стеной, вход к нему преграждали высокие решетчатые ворота, которые были заперты. Поэтому внутрь я уже не смог зайти. Вместе с другими солдатами и гражданскими я остался стоять перед воротами и видел место расстрела через решетку. Оно находилось примерно в 80 метрах. Я видел, что перед глубокой ямой стояли около 9 девушек или женщин. Они стояли на коленях лицом к яме. Следующие 9 девушек ждали перед домиком, перед которым тогда оправлялась та девушка и который охранялся часовым-эсэсовцем. Что мне особенно бросилось в глаза — спокойствие и дисциплина этих людей. За девушками, стоявшими на коленях перед ямой стояли стрелки, по два на девушку. Это были эсэсовцы. По приказу начальника они стреляли из винтовок в головы казнимым, которые, когда в них попадали пули, падали в яму. Порой они сталкивались. Порой можно было видеть, как разлетаются куски черепа. То было ужасная картина. Я могу вспомнить, что эсэсовский начальник подошел к яме и начал стрелять туда из автомата. Он прошел сначала по длинной стороне ямы, а потом по короткой. Сначала он стоял у короткой стороны, справа. Оттуда он давал приказы открывать огонь. В петлицах этого эсэсовца, насколько я помню, было 3 звезды и полоска. Крупный мужчина, думаю, лет 35. читать дальше
labas.livejournal.com/1177744.html

@темы: история, Украина, Россия, Игорь Петров, Германия

13:41 

Скрипка

#Донбассвогне

Скрипка

Дмитрий Крутиков

Родился в Москве в семье рабочего. Дважды был ранен на фронтах первой мировой войны (ему угрожала слепота). С 1919 года сражался в рядах Первой Конной Армии. Начав заниматься литературой, чтобы набрать жизненный материал, исходил пешком центральную часть России, Украину, работал чернорабочим на шахтах Донбасса, в рыбацких артелях на Азовском море. В 1925 году вышла его первая книжка “Голуби”, на следующий год – “Васька-кочеток” (обе для детей). Профессиональная работа писателя продолжалась всего семь лет, но за этот короткий срок он успел написать несколько повестей. По одной из них (“Белый Канн”, 1930 г.) режиссер Я. Протазанов поставил один из первых звуковых фильмов “Две встречи”. Наибольшую известность получил сборник рассказов “Люди конные” (1928).

***
Я отбрасываю воспоминания о месте. На земле, говорю я, и беру только то, что касается ночи, человека и скрипки. Не у Воли ли Карабутовой случилось то, о чем я хочу рассказать? Кажется, нет. Но тогда где же?

В обозе, на широком украинском возу лежал я, щурясь вот в такое же небо. В нем все необычайно. Вот этот звездный мир, что сверкал в меня отраженным солнечным голубовато–холодным светом. Небо словно лесная поляна, усеянная любовными фонариками Ивановой ночи. А дальше, а выше сонмы таких же миров, которых я не вижу. И Федька Шуляк не видит, а Федька необычайно зорок. Он видит звезды днем. Никто, кроме меня, ему в этом не верит, и он хлестко ругается. Федька сидел с Ясеком на соседнем возу, сосредоточенно курил, слушал и, может быть, думал свою думу о далеком хуторе, над которым висит такая же ночь.

Ясек – Ясь Стрижалковский – доброволец, воспитанник сиротского дома. Он строен и миловиден, как девушка. Голос его журчит перекатами, и лицо с большими, всегда чему–то удивленными глазами, побледнело от лунного света и волнения. Я следил за ними.

– Федя, – говорил Ясек и прикладывал руки к груди.читать дальше

oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/skripka...

@темы: история, Крутиков, Донбассвогне

13:37 

Донецко-Криворожская Республика

#Донбассвогне

Тимур Хакимов

Почему необходимо так подробно остановиться на истории подписания Брестского мира? Дело в том, что с этим событием самым непосредственным образом связано создание Донецко-Криворожской Республики. 30 января (12 февраля) 1918 г., за несколько дней до начала австро-германской оккупации, и в тот же день, когда Советское правительство Украины переехало из Харькова в Киев, на IV областном съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов в Харькове, в отеле «Метрополь», была провозглашена Донецко-Криворожская Советская Республика. 14 февраля был избран Совнарком республики под председательством Артема (Федора Андреевича Сергеева). Наркомы: по делам управления — С.Ф. Васильченко, по делам финансов — В.Н. Межлаук, труда — Б.И. Магидов, народного просвещения — М.П. Жаков, по судебным делам — В.Г. Филов, по военным делам — М.Л. Рухимович, госконтроля — А.З. Каменский. Символично, что этот день был первым в новом летоисчислении, или «новом стиле». На сегодняшний день история ДКР видимо, подробнее всего описана донецким политологом и историком В.В. Корниловым в его книге «Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта».

На съезде с докладом об организации власти в Донбассе и Криворожье выступил С. Ф. Васильченко, придерживавшийся мнения, что в основе создания Советского государства должен лежать принцип территориально-производственной общности областей: «самодовлеющей в хозяйственном отношении единицей является Донецкий и Криворожский бассейн. Донецкая республика может стать образцом социалистического хозяйства для других республик». Провозглашенная автономия претендовала на Екатеринославскую, Харьковскую, часть территории Херсонской губернии, а также территорию нынешней Ростовской области с Ростовом-на-Дону, Таганрогом и Новочеркасском.читать дальше
oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/donetsk...

@темы: история, Украина, Россия, Донбассвогне, Донбасс

16:48 

Сто книг про АТО: и бомбами, и книгами

Нина Ищенко, Елена Заславская

На днях на Украине был принят закон, в котором Россия признается агрессором, а территории ЛНР и ДНР — временно оккупированными, хотя доказательств присутствия российской армии на Донбассе до сих пор нет. Однако такое сотворение параллельной реальности неудивительно: Украине уже четвертый год воюет с Россией, разрушая города Донбасса и убивая жителей республик. И пишет об этом книги.

Четвертый год войны в Донбассе. Люди устали от бытовой неустроенности, постоянных проблем, блокады и войны. Нередко можно услышать, что худой мир лучше доброй ссоры, что мы рано или поздно вернемся на Украину, что без вмешательства России мы были бы в составе Украины и у нас не было бы никаких проблем. Основной летймотив этих рассуждений сводится к тому, что в высших сферах делят власть, а мы, простые люди, ничего против Украины не имеем.

Однако это не значит, что Украина не имеет ничего против нас. За годы войны украинская идеология нашла воплощение не только в политических ток-шоу и обстрелах донбасской земли, но и в целом ряде художественных произведений. Патриоты и свидомые украинцы, воюющие против сепаров и российских агрессоров — это уже не только штампы украинской пропаганды, это литературные образы, которые эмоционально более эффективны и долговечны, чем плакаты и газетные статьи (хотя их воздействие тоже никто не отменял)

В развитие мифа о Небесной Сотне, на котором строят современную украинскую идентичность, формируется и книжная сотня, как назвала свою работу киевлянка Анна Скорина. Это более ста опубликованных на Украине книг о войне с Россией на Донбассе, от детских стихов и сказок до военных мемуаров и поэтических хроник войны с украинской стороны. Среди авторов как известные писатели (Сергей Жадан), так и никому неизвестные волонтеры. Книги и на русском (40 книг), и на украинском языке (139 произведений). В разработке нового украинского культурного кода участвуют и бывшие луганчане. Лидер среди издательств военной литературы — харьковское издательство «Фолио».

Публикуем список Анны Скориной по ссылке:

oduvan.org/nashi-proekty/vojna-na-donbasse-oche...

@темы: Донбасс, Россия, Украина, книги, культурная политика

13:08 

Брестский мир

#Донбассвогне

Тимур Хакимов

Брестский мир — мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в Брест-Литовске представителями Советской России с одной стороны и Центральных держав (Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарского царства) — с другой.

Ратифицирован Чрезвычайным IV Всероссийским Съездом Советов 15 марта и германским императором Вильгельмом II — 26 марта 1918 года.

26 октября (8 ноября) Второй всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире, в котором предложил всем воюющим государствам немедленно заключить перемирие и начать мирные переговоры. Но отказ Антанты поддержать мирную инициативу Советского правительства вынудил Совнарком стать на путь сепаратных переговоров о мире с Центральными державами, которые были крайне заинтересованы в ликвидации своего Восточного фронта и пополнении истощившихся ресурсов за счет восстановления экономических отношений с Россией и поэтому немедленно откликнулись на советское предложение.

Очень интересно описывает ход Брестских переговоров главнокомандующий германской армией генерал Эрих Фридрих Вильгельм Людендорф в книге «Мои воспоминания о войне 1914-1918 гг.»: «вопрос сводился к тому, будут ли эти переговоры вестись так, чтобы мы могли перейти в наступление и успешно закончить эту титаническую борьбу, чтобы избежать печальной судьбы побежденных… все лозунги Антанты о праве наций на самоопределение, об отказе от аннексий и контрибуций, о разоружении и свободе морей были сплошной химерой».

читать дальше
oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/brestsk...

@темы: история, Украина, Россия, Донбасс в огне

15:54 

Донецкий исход

Алексей Ивакин

Нет, это не о гражданской войне на Украине сегодня.

Это о Гражданской войне столетней давности.

Все знают, что такое «Ледяной поход». Надо отдать должное белодельцам и либерастам — они профи в пропаганде. Разрекламировали себя и свое бегство как подвиг.

Когда-то и я был либералом — молодость. Это нормально. Зауважал я красных тогда, когда понял одну вещь. Что для белых было подвигом, то для красных было повседневностью. Ну это вот вывезти московского мальчика в лес на шашлыки — ой, весь твиттер засрет героическим разжиганием мангала. А для сибирского мужика этот поход будет… Ну я даже слово не могу подобрать. В туристической среде это «матрасничество» называют.

Так вот. Сейчас я расскажу о походе, о котором знают единицы.

В феврале-марте 1918 года гайдамаки Центральной Рады и войска кайзеровской Германии начали продвижение на восток. Немцы и украинцы. Запомните это сочетание.

Современные белодельцы и либералы, потерявшие Россию, обвиняют большевиков в Брестском мире. Это я напоминаю. Мол, если бы не этот похабный мир — а он, действительно был похабным, но неизбежным — Россия была бы в стане победителей. (Фу, так писать, это я себе).

Именно в марте 1918 года в Луганск приехал «первый красный маршал» Ворошилов. 5 марта он обращается к рабочим Харькова, Донецка, Луганска, Кривого Рога. Полностью приводить не буду текст. Пару строк.читать дальше

oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/donetsk...

@темы: история, гражданская война, Донбасс

15:49 

Северный летучий отряд летит на помощь Донбассу

Тимур Хакимов

В Донбасс среди других групп были отправлены 1-й Московский революционный отряд под командованием Юрия Владимировича Саблина, Петроградский «Северный летучий отряд» Рудольфа Фердинандовича Сиверса, рязанский отряд красногвардейцев Григория Константиновича Петрова, а также 3500 моряков Черноморского флота.

Сиверс двигался из Харькова в направлении Никитовка-Юзовка, Петров – через Чертково на Миллерово, Саблин – на Луганск. Об этих личностях нужно рассказать отдельно:

читать дальше

@темы: революция, история, Донбасс

08:52 

Инициация Луганском, или Будущее одной новой старой идеи

Продолжаем проект "Донбасс в огне": осмысление истории нашего края

Арсентий Атоян

… Вот живет человек и забывает где… «О то кони!» — сказала как-то старушка, теснясь в очереди на избирательный участок, не то про живых, не то про каменных существ. Маршал поднимал руку в приветствии городу на привычном месте против горисполкома.

Родной город может и не казаться историческим и предназначенным для великих откровений эпохи, источником фундаментальных идей и практик, изменивших современный мир, ибо лицо в лицо не увидать и большое видится на расстоянии, а расстояние историческое в сто, а то и больше лет, делает предметы то слишком большими, то чересчур отдаленными. Между тем город наш связан с Октябрем, столетие которого приходится на этот год, теснейшими узами памяти поколений. Связан узами, может быть, даже больше, чем с вновь испеченными, как это мягче сказать, национальными «сарай-берке» центровых и периферийных ханов. Это после того, как по народному выражению, Мамай прошел. С места в карьер, ускорения, перестройки, недостройки, деидеологизации, приватизации, вестернизации, демократизации сезонные и оптовые, украинизации, декриминализации, евроинтеграции… «Инфляция, девальвация, временный спад… все по науке, — как говорил бард в старом советском фильме, — а тебе нужно только до получки дотянуть». Хрустальный дворец великого проекта или великой утопии уступил место саморобным псевдоказенным сараям и сарайчикам… Лачугам пасынков и должников истории, словом. Вновь же прибывающие на перрон истории к поезду, учились и учились, но так и не выучились: история оставила их на второй год. На повторный курс, хотя справок об образовании у них достаточно (у некоторых по два-три высших образования, хотя, по правде, без среднего, но это к слову).

Споры об октябрьском перевороте (человеческое сочувствие пострадавшим) или величайшего события в истории человечества (приветствие трудящимся всех долгот и широт) не с нами начались и не нами закончатся. Характер Октября вообще и в Луганске – предмет всяческих штудий и баснословия нескольких поколений. И пролетарский, и социалистический, и вооруженный, и судьбоносный… Но прежде всего этого этот характер такой же, как и у большинства луганчан старших поколений. Это советский характер.

Нынешние события в Донбассе начались как бунт советских против подозрительно не нашего хода процессов последних трех десятилетий, которые догадались наконец-то, что нет общего будущего у большинства обманутых и меньшинства обманывающих. А под завесой обещаний – пустота европейского кукиша, но не обыкновенного, а какого-то особо мерзкого, ибо показать народу элите уже больше нечего, все видели, и это тоже видели, а потому повторение пройденного в мировой практике. Откуда фашизм? Из Европы, вестимо! «Бандеры» еще тропу торили – пришел час. Ведь почти сорок последних лет детям в школе не объясняли, что подлость и предательство не пример для подражания. Пеаны про национальное примирение и про разных героев в ушах зависли. И сказали молодые друг другу: в этом что-то есть, неспроста гитлеров и бандер советские не любят, отринем отстой, извернемся на пупе, может правда и явится не с той стороны, откуда отстойные ждали ее? Что может быть круче нацизма, разве что бомба атомная на голову, так ведь и ту не фашисты бросили. И повели их в чужой стан. А старички, они про великое рассказывали. Звали к светлому. «А нам темное нравится… Пиво должно быть правильным». Новое поколение называет «приколами» пережеванные слоганы рекламных халтурщиков.

Зачин мой затянулся. Итак, автор ничего не утверждает, он только рассуждает вслух. О будущем советской идеи.

Когда-то, будучи молодым, слышал на лекции по истории партии, что преподаватели истфака (память сохранила и фамилии (С. П. Калпахчьян, К. К. Каганашвили, Г. М. Намдаров, В. И. Мотренко и кто-то еще) писали письмо в ЦК КПСС. Про то, что в Луганске Совет возник и победил потом раньше, чем в Иваново-Вознесенске. Вроде бы им ответили, что нет смысла пересматривать общепринятые установки и не дело переписывать то, что уже устоялось. Как-то так. Город наш у истоков Советской власти стоит и без уточнений дат и имен. Фрунзе или Ворошилов возглавил первый Совет, конечно, интересно, но не более ли интересно, что стало с самой этой идеей? У сатирика В. Войновича книжка есть «Антисоветский Советский Союз». А вдруг вся беда в том, что Советский Союз не был достаточно советским, и потому мы находимся в том самом месте сегодня, в котором и находимся…

Где исток нашей народной республики? Прожить жизнь в городе и ни разу не услыхать про луганских сепаратистов? А ведь верно: не было их никогда. Их в Киеве придумали! На Москву свалили.читать дальше

oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/initsia...

08:41 

«...считать Раду в состоянии войны с нами»

Продолжаем проект "Донбасс в огне", посвященный прошлому и настоящему нашего края.

Тимур Хакимов

"5 декабря 1917 г. Совнарком РСФСР постановил «считать Раду в состоянии войны с нами». На следующий день был сформирован Южный революционный фронт по борьбе с контрреволюцией, который возглавил В.А. Антонов-Овсеенко.

Влади́мир Алекса́ндрович Анто́нов-Овсе́енко (наст. Фамилия — Овсе́енко, псевдонимы в партии — Штык и Ники́та, литературный псевдоним А. Га́льский; 9 (21) марта 1883, Чернигов, Российская империя — 10 февраля 1938, Москва) — русский революционер, меньшевик до 1914 года, в 1917 году вступил в партию большевиков, после Октябрьской революции — советский партийно-государственный и военный деятель, юрист, публицист. Именно Антонов-Овсеенко руководил арестом и заключением в Петропавловскую крепость министров Временного правительства. В декабре 1917 г. был направлен на юг России руководить боевыми действиями против Каледина и Центральной рады.

В конце августа — начале сентября 1918 года во главе советской делегации был направлен в Берлин для заключения соглашения с представителями германского командования о возможности участия немецких войск в вооруженной борьбе с воинскими контингентами Антанты, высадившимися в Северной области.

С 4 января по 15 июня 1919 года — командующий Украинским фронтом, В середине февраля 1921 года был назначен председателем Полномочной комиссии ВЦИК по борьбе с бандитизмом в Тамбовской губернии. Активно выступая против усиления власти Сталина, поддержал Льва Троцкого и примкнул к Левой оппозиции. 27 декабря 1923 года направил в Политбюро письмо с предупреждением, что «если тронут Троцкого, то вся Красная Армия встанет на защиту». Во время Гражданской войны в Испании был генеральным консулом СССР в Барселоне. В конце 1937 отозван. Расстрелян в 1938 г. «за принадлежность к троцкистской террористической и шпионской организации». Оставил бесценный для историков труд «Записки о Гражданской войне».

Находившийся в Харькове штаб советских войск по борьбе с контрреволюцией на юге страны разработал план военных операций против Рады и войск Каледина. Советские войска должны были перерезать все пути, ведущие с Украины на Дон, чтобы тем самым порвать связи Каледина с Центральной радой и с Юго-Западным и Румынским фронтами. Предполагалось, что после этого одна группа советских войск развернет наступление через Донбасс на Дон против Каледина, другая — на Киев против войск Центральной рады."

oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/schitat...

@темы: Донбасс в огне

11:20 

Оруэлл отдыхает

История переписывается на наших глазах: Евгения Бильченко никогда не была волонтером Правого сектора и никогда не радовалась победе Майдана.

ukraina.ru/exclusive/20180110/1019755299.html

@темы: Бильченко, Россия, Украина

16:27 

Тавроскифы

Византийцы называли себя римлянами, а любые народы, живущие в Причерноморье, вплоть до конца существования империи, в византийсокй литературе называются скифами. Известно, что жители второго Рима говорили по-гречески и этнически римлянами не были - им это было известно не хуже, чем нам. Что же касается скифов на Украине или наоборот - украинцев в Скифии, то эта благодатная тема более чем активно используется современной украинской исторической мифологией и на этом вопросе нет смысла останавливаться.

Сохранение этнической номенклатуры означает культурный континуитет тех народов, которые дают названия, а не тех, которые под эти названия подпадают. Я это всё к тому, что интриговавшие меня тавроскифы, которые в европейском средневековье оказываются локализованы в разных местах восточной и северной Европы, не имеют никакого отношения к Тавриде, то есть Крыму. Объяснение тут гораздо проще.

Как известно, боги потребовали в жертву Ифигению, дочку царя Агамемнона, за что обещали даровать попутный ветер ахейцам, плывущим в Трою. Артемида спасла девушку от смерти, перенеся ее в Тавриду. В Тавриде Ифигения прожила много лет, будучи жрицей Артемиды. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы, и Ифигения этим занималась, пока очередной жертвой не оказался ее чудесным образом попавший в Тавриду брат Орест. Ифигения счастливо сбежала с Орестом из Тавриды, а тавроскифы остались.

С тех пор в греческой классической традиции тавроскифами может называться любой варварский народ без собственной государственности, который практикует человеческие жертвоприношения. При обживании дохристианской Европы название пригодилось.

@темы: тавроскифы, Византия

16:09 

Живов о юристах

Статья о праве на Руси:
vkist.ru/32987/index.html

Автор прослеживает судьбу византийского права на русской почве и приходит к выводу, что рецепции этого права не было:
- нет традиции комментирования, разъяснения сложных случаев, извлечений для разных целей - эта литература не существует как таковая, не появилась за несколько веков;
- копорация юристов не сложилась за несколько столетий, вплоть до 19-го века;
- один и тот же термин в одном и том же документе понимается по-разному, термины искажаются при переписке и не поясняются, за одно и тоже преступление определяются разные наказания, по утверждению автора систематически;
- вплоть до Петра Первого и позже издаются указы с презумпцией неисполнения.

Автор делает вывод, что на Руси было две системы права - одно кодифицированное, культурно значимое, переводное, основанное на византийской традиции; другое - неписанное, с низким культурным статусом, основанное на руских местных обычаях (которые в отличие от традиции не рефлексируются и меняются постоянно, незаметно для носителей). Характерным признаком первого права было то, что оно не исполнялось.

читать дальше

@темы: Живов, Лотман, русская культура

15:34 

"Потемкинские деревни"

Статья А. М. Панченко об этой мифологеме, как она возникла и почему.
ec-dejavu.ru/p/Potemkin_village.html

Если кратко, о том, что Потёмкину нечего показывать императрице в недавно завоеванных степях Новороссии, Екатерину предупреждали хором за несколько месяцев до поездки, разные люди и с разными мотивами. Императрица изначально была настроена довольно скептически, однако пожезка превзошла все ожидания: князь сумел сделать невозможное и устроить столько символических имперских зрелищ, что любая критика должна была умолкнуть. Среди множества подготовленных князем мероприятий были:

- рота амазонок в Балаклаве («юпки из малинового бархата, обшитые золотым галуном и золотою бахромою, курточки зеленого бархата, обшитые также золотым галуном; на головах тюрбаны из белой дымки, вышитые золотом и блестками, с белыми страусовыми перьями», сто дам под командованием Елены Сардановой, жены ротного капитана);

- фейерверки («Иллюминация обелиска с вензелем императрицы была весьма удачна, так же милы были жирандоль с букетом, в четыре тысячи ракет, и огненная гора, которая казалась лавою»; «Император говорит, что он никогда не видел ничего подобного. Сноп состоял из 20 тысяч больших ракет. Император [Иосиф II] призывал фейерверкера и расспрашивал его, сколько было ракет, "на случай, - говорил он, - чтобы знать, что именно заказать, ежели придется сжечь хороший фейерверк". Я видел повторение иллюминации, бывшей в день фейерверка; все горы были увенчаны вензелями императрицы, составленными из 55-ти тысяч плошек. Сады тоже были иллюминированы; я никогда не видел такого великолепия!»)

- флот (Екатерина со спутниками едет по Днепру в специально построенных галерах в окружении малых судов, спуск на воду трех военнхы кораблей, один из которых любезно назван "Иосиф II" в честь гостя императрицы);

- армия ( «Переехав через Борисфен, мы увидели детей знатнейших татар, собравшихся тут, чтобы приветствовать императрицу. Поговорив с ними, мы двинулись к каменному мосту, до которого оставалось более 30 верст... Тут ожидало нас до трех тысяч донских казаков со своим атаманом...» и так далее, войска регулярные, иррегулярные, смотры, учения в течение всего путешествия);

- закладка нового города - Екатеринослава (который сейчас украинцы называют Днипро), новой церкви в нем. Екатеринослав должен строился в пандан Петербургу. Как Петр Первый утвердился на Балтийском море, так Екатерина Вторая - на Чёрном, тут и преемственность, и развитие, и единство политики. Екатеринослав не стал близнецом Петербурга, егно судьба оказалась значительно скромнее, но на тот момент никто и не скрывал, что это проект, идея, и строительство идет буквально на пустом месте.

И многое другое, читайте статью.

Таким образом, миф о потемкинских деревнях это один из вариантов мифа о том, что на российской варварской почве западная цивилизация не приживается и всегда оказывается поверхностной. Как миф это и нужно воспринимать.
ninaofterdingen.livejournal.com/711795.html

@темы: история, Россия, Потемкин, Екатерина

16:42 

От разжигателя к пацифисту: мастеркласс от Евгении Бильченко как переобуться в прыжке

Нина Ищенко, Елена Заславская

Слово мир очень часто звучит в Донбассе. Это одно из самых частых пожеланий на Новый год и Рождество. Вот уже четвертый год как слово мир наполнилось для жителей Донбасса конкретным содержанием: мир это когда не сжигают заживо людей, как 2 мая 2014 года в Одессе, мир это когда не наносят авиаудары по центру Луганска как 2 июня и не бомбят донбасские города, как бомбили Станицу Луганскую 3 июля 2014 года, мир это когда уроки начинаются 1 сентября, а не откладываются на месяц из-за обстрелов, мир это когда в библиотеке читают книги, а не выгребают осколки, мир это когда в родной город летают самолеты и ездят поезда, когда в домах есть свет, вода и газ, а ремонтников не убивают при починке коммуникаций, когда не боишься за жизнь родных и близких людей, когда окна в твоем доме не заклеены скотчем крест-на-крест, а вдоль улиц не появляются все новые дома разрушенные градами. Слово мир совершенно особенное для каждого жителя ЛНР и ДНР, и борьба за мир для нас не просто слова. Поэтому мы не смогли остаться в стороне от ситуации, когда борцами за мир себя называют те, кто еще недавно разжигал эту войну.

В начале прошлого года в числе борцов за мир оказалась украинская поэтесса, доктор культурологии и общественный деятель Евгения Бильченко. В 2014-м году она активно поддержала Майдан, гордилась тем, что состоит в организации украинских националистов Правый сектор (позывной Дон Кихот). После трагедии 2 мая в Одессе взгляды Евгении не изменились, и с лета 2014-го года она стала волонтером в так называемой зоне АТО: закупала для украинских военных вещи, амуницию, тактические обвесы для стрелкового оружия и собирала денежные средства на фронтовые нужды, выкладывая в своем блоге сканы квитанций и расписок от жертвователей, а также свои фотографии с благодарными военными. И вдруг на третий год войны Евгения прозрела. Она поняла, что война это плохо, и хочет донести это знание до жителей Москвы и Петербурга.

Странный выбор. Россия ни с кем не воюет. Идет война между Украиной и республиками Донбасса. Если человек хочет бороться за мир, то естественно было бы делать это на Украине и в Донбассе.

читать дальше
oduvan.org/chtivo/stati/ot-razzhigatelya-k-pats...

@темы: культурная политика, Украина, Россия, Майдан, Донбасс, Бильченко

17:35 

Культурные образцы

Увидела, как Дживс ставит Вустеру вторую подушку под спину, чтобы удобней было читать.

Слов нет, одни междометия. Почему я не знала этого раньше?!?!

@темы: житейское

14:42 

Казус Бильченко и Полозковой, взгляд из Донбасса

Текст редакции "Одуванчика", написанный в феврале 2017, почти год назад. Тема не затихает, а набирает обороты, так что нелишне напомнить.

"Нина Ищенко, Елена Заславская

В социальных сетях разворачиваются бурные дискуссии об ответственности публичных людей, людей слова за свои публичные высказывания.
Не так давно поэт и военкор Анна Долгарева высказалась в поддержку украинской поэтессы, культуролог,а доктора культурологии Евгении Бильченко, которая живёт в Киеве, активно поддерживала Майдан, была волонтёром Правого сектора. На данный момент Бильченко разочаровалась в современной украинской власти, но сохранила верность идеалам Майдана. Права человека, путинские танки, святая Небесная Сотня сомнению не подвергаются. В настоящее время собирается ехать в Петербург с поэтическими чтениями. С таким идейным багажом в России можно спокойно выступать и собирать аудиторию.

Анна пишет, что «налаживание диалога с теми, кто осознал происходящее в Киеве, — очень важно.»

Украинскую интеллигенцию не устраивает, что при новом режиме она не получила тех благ, на которые рассчитывала, а из-за общего обнищания в стране стала жить даже хуже. Винят они в этом в первую очередь Россию и Донбасс (что видно и в текстах Бильченко), и только потом — украинское правительство, от которого всячески теперь открещиваются, делая вид, что они сами не имеют никакого отношения к смене власти на Украине, и война, которая идёт третий год — не их вина. Единственное, что они осознали, это ущемление собственных интересов. Как может выглядеть продуктивный диалог с этими людьми?

читать дальше

@темы: Украина, Донбасс, Бильченко

14:37 

Что мы знали о Бильченко в 2015-м.

Елена Заславская:
"Купить танк или сапоги?!
22.09.2015Блогбаечки, Евгения Бильченко, московские записки, Таня Березовская Изменить
Как всегда в веселой компании, а именно такой и была наша компашка писателей из Донбасса, рассказывали разные байки. В частности рассказывали, что киевская поэтесса Евгения Бильченко, известная сторонница единой Украины, за свои деньги приобрела целый танк, на котором красовалась надпись: «На Луганск».
Наша луганская мысткыня Таня Березовская решила не остаться в стороне от подобной благостной инициативы и занялась сбором средств на АТО, но потом передумала и купила на вырученные деньги себе сапоги.
Такие они поэтессы ветреные бывают! )))))"
zaslavskaja.com/2017/02/15/kazus-bilchenko-i-ka...

@темы: Украина, Донбасс, Бильченко

ОЭ + философия социального

главная