Записи с темой: История (список заголовков)
09:21 

Альтернативная история

Если бы Николай II остался у власти, Второй мировой бы не было, потому что...

Я не встречала раньше этого силлогизма, но понимаю откуда он может вырасти. Одно из "потому что" остановило взгляд: потому что Германию окончательно добили бы в 1918-м.

Германию и в нашей реальности добили окончательно в 1918-м. Чего еще более окончательного можно потребовать? Разбить на несколько частей и отдать в управление французам и полякам? Надо полагать, после этого на планете не осталось бы ни одной страны, имеющей возможности и желание развязать войну, и вырастить для этой цели активного зомби. История с Украиной ничему не учит.

@темы: история, война, Германия

13:52 

Донбасс в огне

Материалы, которые были собраны и обработаны в ходе проекта «Донбасс в огне», публикуются единым сборником в электронном виде.

Проект «Донбасс в огне», который был начат на Одуванчике в прошлом году, посвящен столетию Революции 1917 года. В ходе работы мы ставили себе задачу собрать под одной обложкой материал для осмысления событий, которые происходили на донбасской земле с разницей в сто лет. Наши авторы предлагают разные версии осмысления происходящего, причин и взаимосвязей исторических событий. Собранные в сборнике статьи, очерки, стихи и рассказы позволяют читателю прикоснуться к истории, увидеть разные стороны происходящего, лучше понять людей того времени и наших современников, составить или скорректировать собственное мнение о том, что происходит в Донбассе вот уже четвертый год. Читайте, размышляйте, делитесь своим впечатлением.
Ссылка на скачивание на сайте:
oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/donbass...

@темы: революция, история, Россия, Донбасс в огне, Донбасс

16:43 

Первый заговор Катилины и Помпей

Предлагаем нашим читателям новое эссе постоянного автора Одуванчика Тимофея Алёшкина о политической борьбе в последние годы Римской республики. Период римской демократии за двадцать лет до возвышения Цезаря: интриги, шпионы, драки на форуме, уличные банды и политические заговоры. В этой обстановке действуют знакомые лица, будущие великие политики, маркирующие своими именами целых культурные феномены: Цезарь, Помпей, Красс, Катон, Цицерон, Катилина.

Как это было, как Цезарь завоевал доверие миллиардера Красса, почему Помпей в конце концов проиграл будущую гражданскую войну, какой политический расчет стоит за блестящими речами Цицерона — читайте в исторически-конспирологическом рассуждении «Первый заговор Катилины и Помпей»

oduvan.org/wp-content/uploads/2018/04/Alyoshkin...

@темы: Рим, история

13:52 

Возродить славные традиции!

Панченко А. М. О русской истории и культуре.

"...Петр начал собирать редкости еще в первое свое путешествие по Европе, и государево к ним пристрастие сделалось широко известным. Традиционалисты его не одобряли.
Дело в том, что монстров по старинной привычке (и православной, и католической) считали сатанинским отродьем. Указ учитывает эту традицию и стремится ее опровергнуть, приводя аргументы богословского и медицинского свойства и просто взывая к здравому смыслу: только невежды могут полагать, что «уроды родятся от действа дьявольского»: творец всей твари — Бог, а не дьявол; уродство — это физиологическая аномалия.
Эти рассуждения для многих были гласом вопиющего в пустыне, и на первых порах Кунсткамера была «пустынным» музеем, в котором монстров было больше, чем «нормальных» посетителей. Людям древнерусского воспитания уроды казались «страшилищами». Поэтому Петр отверг предложение генерал–прокурора Сената С. П. Ягужинского, который советовал назначить плату за посещение Кунсткамеры. Петр не только сделал свой музей бесплатным, но и выделил деньги для угощения тех, кто сумеет преодолеть страх перед «страшилищами». Шумахеру отпускалось на это четыреста рублей в год. Угощения посетителей Кунсткамеры продолжались и в царствования Екатерины I и Анны Иоанновны."

400 рублей сейчас стоит один билет!

@темы: Петр, история

09:01 

Консула до пояса зарывают в землю

Из книги "Сид Кампеадор", Рамон Менендес Пидаль. Рассказывается о поступке Сида с изменившим вассалом, и делается экскурс в историю вплоть до Римской республики:

"Там собрался суд (corte), в состав которого входили христиане и мавры, прежде всего те, перед кем преступник давал ложную клятву, и Сид, величественно восседавший на помосте, приказал новому кадию города и виднейшим маврам судить того, кто убил их государя и преступил клятву, по своему закону. Кадий вынес приговор — побить камнями, и мавры сказали Сиду: «Мы поступили по закону, но вы, государь, делайте то, что сочтете за благо; просим вас лишь пощадить его сына — ведь в том, что совершил отец, ребенок не виноват: отпустите его». Сид из любви к ним простил мальчика с условием, что тог покинет город, потому что не хотел, чтобы здесь жил сын предателя. «Что касается Ибн Джаххафа, — добавил он, - наш христианский закон велит, чтобы его сожгли». Под конец виднейшие мавританские патриции поднялись, чтобы поцеловать ноги и руки Кампеадору в благодарность за милость, оказанную сыну преступника. Такое милосердие стоило благодарности, если учесть господствовавший в то время принцип семейной солидарности в отношении преступлений и наказаний. Законы и обычаи того времени, когда самым прочным основанием общественной жизни по сути была вассальная верность, были настолько жестоки к вассалам-изменникам, что для них любого наказания казалось мало: не только вся семья того, кто замышлял против короля, приговаривалась к смерти, но даже неодушевленные предметы должны были нести наказание — дом предателя следовало разрушить до фундамента. Цареубийцу (как гласит «Фуэро Куэнки») надо было сжечь «вместе со всей семьей», а в древности в городах Средиземноморья практика была такова, что перед сожжением преступника до пояса зарывали в землю — таким образом в 107 г. до н. э. казнили консула Метелла в Африке и в 43 г. до н. э. квестора Бальба в Гадесе."

Хочу грамотный комментарий от компетентных лиц, а конкретно от специалиста по Метеллам Тимофея Алёшкина: что случилось с консулом в Африке? Судьба квестора в период гражданских войн не так удивляет, там естественно могло быть всякое.

@темы: история, Сид, Рим, Испания

14:28 

Роль эсхатологических ожиданий в трансформациях русской культуры в XVII веке

Доклад на философском монтеневском обществе 28 февраля 2018 года

Нина Ищенко

Изучение социокультурных трансформации в результате межкультурной коммуникации особенно актуально в наши дни, когда информационные, экономические и культурные связи охватывают большую часть человечества, создавая единое целое из разных народов, до сих пор развивавшихся независимо. Это общепланетное единство начало формироваться в эпоху Великих географических открытий в XV веке, и окончательно сложилось в XX веке. Это объединение происходило под влиянием европейской культуры, которая проводила его целенаправленно, с использованием политических и культурных ресурсов. В результате этих процессов все обещства, с которыми столкнулись европейцы, трансформируются. Социокультурные трансформации неевропейского общества, возникшие под влиянием европейской культуры, получили название модернизации.

Под модернизацией понимают усвоение обществом единого комплекса ценностей. Этот комплекс составляют идеи о том, что существуют законы развития любых обществ, которые действуют везде одинаково; под действием этих законов все общества развиваются, проходя одинаковые стадии развития; некоторые общества продвинулись на этом пути дальше, чем остальные, и должны служить примером, по которому перестраивают свою жизнь все другие народы; в этой перестройке помогает наука и научный прогресс, а также планомерные изменения социальной структуры общества в сторону усвоения демократических ценностей, построения правового государства и так далее. Повсеместное движение всех народов Земли по европейскому пути развития приведет ко всеобщей модернизации и увеличению счастья и разумности обществ.

Критика разных положений этой концепции привела к развитию теории множественных модерностей, которая утверждает, что процесс выработки культуры модерна в европейских странах и процесс ее усвоения неевропейскими обществами принципиально отличны друг от друга, и каждое общество вырабатывает свой вариант развития модерности на основе собственной культуры [1, с. 43].

Началом и основой русской модернизации считаются изменения русского общества, которые начались в XVII веке, в период преобразований Петра Первого [4]. Эти изменения называются европеизацией, вестернизацией, модернизацией. Они происходили под сильным европейским влиянием. Однако тут есть вопрос, который требует ответа: межкультурное взаимодействие России и Европы длилось не одно столетие, Россия сталкивалась с Европой католической и Европой протестантской, вплоть до эпохи Петра Европа не становилась образцом для подражания. Почему же европейское влияние оказалось так сильно именно в это время и изменило русскую жизнь так, что последствия этого мы ощущаем до сих пор?
читать дальше

@темы: Луганск, Россия, ФМО, история, культурные трансформации, культурология, философия

17:04 

Сериал "Троцкий": история революции в реальности и на экране

Очередное заседание философского монтеневского общества города Луганска было посвящено сериалу “Троцкий”, в главной роли Константин Хабенский. Докладчик, преподаватель Академии Матусовского Андрей Кондауров сравнивал несколько образов революционера. Первый медийный образ был создан самим Троцким в автобиографии, второй создавался в советское время, изменяясь в зависимости от побед Троцкого и от его поражений, и последний образ создается в наши дни средствами постмодерна.
На заседании присутствовали студенты, преподаватели, любители философии и культурологии, киноискусства и истории.
В ходе обсуждения основатель философского общества Арсентий Атоян высказал идею, что создатели сериала “Троцкий” повторили коллизию Тургенева и Базарова: выполняя госзаказ создать отрицательный образ революционера и революции режиссер Алекснадр Котта и его команда сделали фильм, в котором Троцкий оказывается самым привлекательным сильным и ярким персонажем. В мире до сих пор существует разветвленная сеть Четвертого Интернационала, основателем которого был Троцкий и мечта о справедливом общества живет как в странах третьего мира, так и в странах золотого миллиарда: по последним данным из рассекреченных британских архивов Джон Леннон активно помогал левому движению и его убийство могло быть политическим.
С интересом обсуждались вопросы о роли личности в истории, о соотношении образа и реальности, о сравнении исторического момента сто лет назад и в наши дни.

@темы: революция, постмодерн, история, Троцкий

13:44 

Революция как необходимость и проявление исторической суверенности России

Константин Тулинов

Введение
В рамках русского мира (возможно, и шире: славянского, но этот вопрос выходит за рамки темы) существует распространенная болезнь мировоззрения, которую можно образно назвать «украинством». Она не связана сущностно ни с украинцами в этническом плане, ни с Украиной как источником: скорее, на Украине она лишь проявилась наиболее ярко и узнаваемо.

У него есть две существенные черты.

Химерическое сочетание превознесения своей страны, культуры, истории – с фактическим полаганием ее фундаментальной несамостоятельности и страдательности.
Для «украинствующего» сознания на Украине ее историю со всеми ее бедами определяет злобная и агрессивная Россия. Для такого же «украинствующего» сознания в России всю ее историю со всеми ее бедами определяет злобный и агрессивный Запад и его агенты. В контексте нашей темы для диагностики такого заболевания достаточно трактовки одного события, Революции 1917 года, события бесспорно важнейшего в истории страны, как реализации каких-то внешних происков, а не ее собственного дела.

Выдумывание побед на месте поражений и поражений на месте побед.
Здесь и выводимые хитрой софистикой «победа» в русско-японской и «украденная победа» в первой мировой, и «невиданные успехи» в экономике и всех социальных сферах накануне революции; и при этом — отрицание спасительного рывка в развитии в послереволюционный межвоенный период, Победы 1945-го, выхода страны в мировые лидеры — в том числе в лидеры идейные. Все эти утверждения не обязательно присутствуют в поврежденном мировоззрении в полном комплекте, но достаточно и части.

Бороться с этой болезнью можно только последовательным осмыслением Революции как необходимого момента собственной и самостоятельной истории России, и Советского периода как органичного этапа истории России, преемственного как относительно предыдущих этапов, так и внутри себя.

Необходимость можно рассмотреть в двух смыслах.читать дальше
oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/revolyu...

@темы: цивилизационный подход, история, Россия, Донбасс в огне

12:20 

Революция 1917 года как цивилизационная агрессия Запада

Виталий Даренский

Революции происходили во многих странах, но только для России Революция стала фактом не только историческим, но метафизическим – то есть таким, который ставит под вопрос само ее бытие в качестве России и приобретает эсхатологический смысл. Только русская (хотя и эмпирически, и метафизически она антирусская) Революция – это не просто сокрушение государства и целой цивилизации, это – событие, несущее в себе явный символ и прообраз апокалипсиса и Страшного Суда. Ибо здесь сокрушается не только государство и цивилизация, но сам богоустановленный порядок земного человеческого бытия, причем сокрушается сознательно богоборческими силами, столь же сознательно служащими и врагу рода человеческого в различных его обличьях.

Из всех других «национальных» (а на самом деле антинациональных) революций одна лишь Французская революция 1789 года несла в себе столь же явный метафизический смысл сокрушения богоустановленного порядка, и это сразу было ясно понято ее действующими противниками, начиная с Ф. Шатобриана. Реакция на эту революцию породила все благороднейшие течения европейской мысли и культуры XIX-XX веков – от романтиков до традиционалистов; а когда ныне эта реакция иссякла, смерть европейской культуры можно фиксировать как медицинский факт.читать дальше

@темы: Донбасс в огне, Даренский, цивилизационный подход, революция, история

13:33 

Прерванный поход Антиоха Эпифана

Замечательная статья С. В. Новикова и А. С. Анохина о восточной политике Селевкидов вообще и Антиоха IV в частности.

Обычный образованный человек, не увлечённый историей, представляет себе историю античного мира примерно так: Александр Македонский, а потом Рим. Но между походами Александра и гегемонией Рима прошло двести лет, когда восточные наследники империи Александра, эллинистические царства, играли первую роль и в культуре, и в политике. Именно себя они с полным основанием воспринимали как центр ойкумены, а западную периферию — как западную периферию. Самым блестящим из этих государств было царство Селевкидов, которому и посвящена эта блестящая, хоть и короткая статья.

С. В. Новикова редакцию рекомендует всем, кто ценит хорошую прозу научного стиля, причем независимо от того, какой наукой вы интересуетесь.
Ссылка на сайте

@темы: история, Селевкиды, Антиох Эпифан

11:38 

Правительство ДКР в Луганске

Тимур Хакимов

Расширенное заседание Совнаркома ДКР постановило объединить все вооруженные силы республики в одну армию и создать Главное командование советских войск в регионе, пока не занятом немцами. Следует особо подчеркнуть: все назначения в 5-й армии, все оборонительные работы, все переговоры с Москвой велись исключительно от имени Донецкой республики. Никаких упоминаний о Советской Украине, о таганрогской Цикуке, о Скрыпнике, как бы обязанных руководить координацией обороны республик Юга, уже нет и в помине.

16 апреля правительство Донецкой республики, находясь в Луганске, вынесло постановление: «Советом народных комиссаров Донецкой республики назначается командующим V армией т. К. Ворошилов».

Приводим текст телеграммы К. Е. Ворошилова Главнокомандующему Советскими войсками на Украине о его согласии принять командование 5-й армией:

«[15 апреля 1918 г.]

Из Луганска, 15 апреля, № 577

Главковерху Антонову

Сообщаю народным комиссарам Донецкой республики о разговоре с Вами и предложении принять на себя командование 5-й армией. Я согласен и прошу о телеграфном предписании т. Сиверсу сдать мне армию со всеми поездами снабжения, вооружения, обмундирования, штаба и денежных сумм. Сегодня выезжаю в направлении Купянска.

Командарм Ворошилов».

Но просьба К. Е. Ворошилова не осуществилась, так как в остатках 5-й армии шло полное разложение: из приказа Сиверса по 5-й армии № 11 – «…Вместо боевого расположения солдаты массами покидают свои участки и ловят рыбу в реке Осколе. Караулы на линии играют в карты и спят. Через фронт идут всякие шпионы. Происходит дикая ружейная стрельба, притупляющая возможность распознавания – где происходит хулиганская трата патронов, а где действительно идет бой…». В итоге 18 апреля Сиверс получил приказ: «Ваша армия переименовывается во 2-ю особую. 5-й армией является армия тов. Ворошилова, штаб – Кабанье. Ваша бездеятельность у Купянска губительна… ». Таким образом, к армии Ворошилова перешло только ее название.
oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/pravite...

@темы: Донбасс, ДКР, Ворошилов, история

13:38 

Командирша бронепоезда спасает правительство ДКР

Тимур Хакимов

Путь отступления правительства ДКР лежал через станции Основа и Змиев на Луганск. На ст. Основа к эшелону присоединились луганские отряды во главе с Ворошиловым, которые все это время сдерживали немцев, значительно превосходивших их по численности и вооружению. Тут же Артем получил телефонограмму о том, что немцы уже заняли город и станцию Змиев — единственный путь, по которому можно было пробиться на Луганск. Фактически правительство ДКР оказалось в окружении. После короткого совещания, в котором участвовали Артем, Рухимович и Ворошилов, было решено во что бы то ни стало пробиваться через Змиев. Вряд ли члены правительства ДКР смогли бы осуществить свой дерзкий план, если бы им на помощь не пришел бронепоезд Людмилы Мокиевской-Зубок, единственной в истории женщины – командира бронепоезда, осуществивший невероятный прорыв немецких линий и вышедший в тыл наступавшим немцам. Антонов-Овсеенко так вспоминал этот эпизод: «Наши части, успешно сражавшиеся на харьковском направлении, оказались отрезанными от основных сил Красной армии. Тогда бронепоезд Мокиевской прорвался к Харькову и вывел из окружения штаб и оборонявшие город советские войска». 9 апреля правительство Донецкой республики прибыло в Луганск, идеологический и организационный оплот Клима Ворошилова. Хотя и в этом «оплоте» было неспокойно. В. В. Корнилов приводит воспоминания Селявкина, который командовал одним из бронепоездов, сопровождавших ценные грузы из Харькова: «в городе бесчинствовали анархисты и эсеры, наводя панику на население… Пронюхав, что мы эвакуируем большие ценности, анархисты решили захватить их и под прикрытием трех автобронемашин напали на комендатуру. Команда бронепоезда, стоявшего вблизи здания комендатуры, открыла огонь из скорострельных пушек и рассеяла бандитов»

oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/komandi...

@темы: ДКР, Россия, история, Донбасс

13:33 

Белёв, от патриотических манифестаций к нехватке хлеба...

]thagastan

Первую мировую провинциальная Россия встречала настроениями ура-патриотическими и шапкозакидательскими. Свидетельством тому

«Рапорт
исправника Белёвского уезда от 28 июля 1914 года
тульскому губернатору
о патриотической манифестации жителей г. Белёва в связи с объявлением войны

В[есьма] срочно.
Секретно.
Доношу вашему превосходительству, что устроенная жителями г. Белёва патриотическая манифестация началась в центре города около 10 час. 30 мин. вечера и первая по пути ея была квартира уездного воинского начальника, у которой она остановилась. Когда же уездный воинский начальник подполковник Подкопаев вышел к толпе, то некоторые стали просить его послать телеграмму с выражением верноподданнейших чувств, на что подполковник Подкопаев согласился и немедленно послал означенную телеграмму. К дому городского головы манифестация не подходила, так как жителям города Белёва известно, что городской голова всегда ложится спать около 9 часов вечера.

И. об. исправника [Подпись]
Резолюция:
30 июля представить м[инист]ру для всеподданнейшего доклада».

ГАТО. Ф. 90. Оп. 1. Т. 47. Д. 41532. Л. 87.

Как видим из резолюции, имперские губернаторы не избегали похвастаться перед начальством патриотизмом народной массы, испытываемыми ей верноподданнеческими чувствами… Только вот настроения населения имеют свойства меняться. И первым заметили это не укрывшиеся в Берне эмигранты, не бойкие журналисты, а скромный полицейский чин. Напоминает об этом хранящееся в «жандармском» фонде
читать дальше

oduvan.org/chtivo/esse/belyov-ot-patrioticheski...

@темы: история, Тула, Россия, 1914

13:25 

Проблема исторической памяти в малороссийских текстах «Арабесок» Н.В. Гоголя

Татьяна Волоконская

«…ключевой аспект заявленной в теме исследования проблемы наблюдается в возможности отождествления исторической памяти и нарративного отображения исторических представлений индивида или народа. Именно это отождествление происходит при переориентации исторической памяти с прошлого на будущее — процессе, в котором к функции сохранения истории неприметно добавляется функция её произвольного конструирования. Изучение поэтики гоголевских текстов с этой позиции представляется нам весьма актуальным«.

Скачать статью: bonjour.sgu.ru/sites/bonjour.sgu.ru/files/08_vo...

От редакции: проблема сохранения памяти в отсутствие возможности письменной фиксации событий стала необычайно актуальной в наше время. Ситуация в бывших республиках СССР развивается таким образом, что русские люди, живущие там, лишены возможности получать образование на родном языке, и русская культура в этих местах выживает с опорой на народную память, передаваемую устно и не фиксируемую письменно. В этих условиях актуализируются структуры сохранения общей памяти, которые существовали задолго до Гуттенберга. Одна из возможностей такого рода описана в статье, которая предлагается вашему вниманию.
oduvan.org/chtivo/stati/problema-istoricheskoy-...

@темы: Гоголь, память, история

16:26 

Как умирают империи

Надежда Пахмутова

На страницах «Одуванчика» последнее время появлялось немало публикаций, посвящённых революционной эпохе (имеются в виду как Октябрьская, так и февральская революции) и периоду становления советской власти в Новороссии.

Особенный уклад жизни Донбасса обусловил особые вызовы и угрозы, с которыми пришлось столкнуться русским западной окраины Российской империи. Однако в предоктябрьский период по всей стране имели место схожие кризисные процессы, которые не смогла ликвидировать или хотя бы затормозить администрация Временного правительства.

О причинах недееспособности российских властей в разгар Первой мировой войны – непосредственно перед февральской революцией и в межреволюционный период – мы предоставляем судить читателям на основе подборки документальных свидетельств того времени. Их публикует в своём блоге под рубрикой «Как умирают империи» старожил города Тулы, инженер по профессии, пользователь ЖЖ thagastan.

Как выглядели призывники 1914 года, выросшие в деревне на экологически чистых продуктах? Была ли царская Россия тем индустриальным «тигром», которого нам рисует либеральная пропаганда? Так ли сыто жилось высококвалифицированным тульским оружейникам при царе-батюшке? Как выражали свой патриотизм помещики-заводчики?

Предлагаем вашему вниманию первую публикации подборки.

«Богатыри, не мы…»

Принято считать, что раньше люди, выросшие на экологически чистых продуктах, в занятиях здоровым крестьянским трудом, были здоровее. Но вот:

Сведения о результатах врачебного осмотра лиц в июле 1914 года,
подлежащих призыву в 1914 году по Алексинскому уезду Тульской губернии

1. По разверстке назначено к приему на службу — … [число не вписано].
2. Внесено в призывные списки по окончательной перед жеребеметанием поверке:
а) в общие (ст. 122 Устава) — 1075
б) в дополнительные А, Б и В — 81
Всего — 1156.
3. Для пополнения назначенного числа новобранцев всего подвергалось
освидетельствованию — 804.
Из числа освидетельствованных:
а) признано совсем неспособными к военной службе — 154;
б) признано неспособными к службе в постоянных войсках, но годными
к зачислению в ополчение 2-го разряда — 4;
в) признано подлежащими отсрочке по невозмужалости и для излечения болезней — 61;
г) признано подлежащими отсрочке и зачислено в ратники ополчения
2-го разряда на основ[ании] примеч[ания] к ст. 172 Устава — отменено3;
д) признано годными к военной службе и внесено в приемную роспись — 495;
е) назначено к переосвидетельствованию — 9;
ж) назначено к отправлению на испытание в лечебные заведения — 54.
4. В числе принятых на военную службу было ростом:
в 2 арш.1 2 ½ верш.2— 2
до 2 арш. 3 верш., включительно — 21
до 2 арш. 4 верш., включительно — 71
до 2 арш. 5 верш., включительно — 135
до 2 арш. 6 верш., включительно — 125
до 2 арш. 7 верш., включительно — 87
до 2 арш. 8 верш., включительно — 34
до 2 арш. 9 верш., включительно — 13.
Кроме того, охотников, не подвергавшихся измерению,— 7.
Итого — 495.
ГАТО. Ф. 744. Оп. 3. Д. 6. Л. 15.

То есть — из 1156 человек, дышавших чистым деревенским воздухом, признано годными к военной службе и внесено в приемную роспись — 495. И большинство призывников, 260 человек, имело рост в пределах 160 до 169 сантиметров.
oduvan.org/chtivo/esse/kak-umirayut-imperii/

@темы: история, Россия, 1914

13:43 

CODEX CUMANICUS

ПОЛОВЕЦКИЕ МОЛИТВЫ, ГИМНЫ И ЗАГАДКИ XIII-XIV ВЕКОВ

Известный письменный памятник куманского (старокыпчакского) языка начала XIV века (1303 г.). В настоящее время единственный список произведения (из бумаг Франческо Петрарки) хранится в библиотеке собора Святого Марка в Венеции.

Составлен миссионерами на основе разговорного языка западной ветви кыпчаков. Основное назначение «Кодекса» было практическим: для изучения кыпчакского языка миссионерами и знакомства населения Золотой Орды с христианством.

Манускрипт состоит из 82 бумажных листов размером приблизительно 20 х 14 см, текст — на обеих сторонах листов. Рукопись состоит из итальянской (стр. 1-110, латино-персидско-куманский словарь) и немецкой (стр. 111—164, кумано-немецкий словарь и тексты) частей. Для передачи кыпчакского языка использована латинская графика, при этом на латыни кыпчакский язык назван comanicum (куманский), на самом кыпчакском — tatar tili (татарский язык). На первой странице «Кодекса» указана дата — 11 июля 1303 (MCCCIII) г.

Итальянская часть состоит из вступления на латыни и трехъязычного словаря, написанного в три колонки — на латыни, персидском и куманском. Этот словарь, в свою очередь, состоит из двух списков — алфавитного из 1560 латинских слов и тематического из 1120 слов. В обоих списках перевод латинской колонки неполон, так, в тематическом списке отсутствуют перевод около 200 латинских слов.

Немецкая часть, в отличие от итальянской, несистематизирована и написана различными почерками, она содержит куманско-немецкий и куманско-латинский словарь из неупорядоченного набора слов и фраз, христианские тексты на куманском языке, куманские переводы латинских текстов и латинские переводы куманских.

Обе части содержат заметки по грамматике куманского языка — сведения о спряжении глаголов, склонении и изменении местоимений, прилагательных и существительных.

В Кодексе представлены самая ранняя в истории коллекция из 47 тюркских загадок и впервые переведённые на язык кыпчаков-куманов-половцев «Десять Божьих Заповедей», фрагменты из «Книги притч» Соломона, Евангелия, сочинений богословов свв. Григория Богослова (329/330-389/390), Амвросия (339—397), Иеронима(340/345-420), Августина (354—430), «Символ веры», молитвы «Отче наш» и «Аве, Мария (Радуйся, Мария)», гимны Целия Седулия (ум. 450), Венанция Фортуната (530/540-600), Теофила из Сент-Обена (XII—XIII вв.) и других латинских поэтов — «Радуйся, дверь рая», «Иисусе, наш выкуп», «Слово стало плотью», «Знамена Царя», «Вспоминая бесценную кровь», «От угла восхода солнца» и оригинальные куманские проповеди.

Скачать на сайте
oduvan.org/chtivo/books/codex-cumanicus/

@темы: половцы, кыпчаки, куманы, история

14:14 

Большевики Донбасса и Киева против УНР

Тимур Хакимов

За два месяца до провозглашения Донецко-Криворожской Советской Республики 4 (17) декабря 1917 года в Киеве по инициативе большевиков был созван Первый советский съезд Украины для попытки перевыборов Центральной рады и создания советской Украины. Но на съезд прибыли без приглашения 670 делегатов от «Селянской спилки» и 905 делегатов от украинских армейских организаций. Прибывшие сами выписали себе мандаты делегатов, после чего 125 большевиков оказались в меньшинстве. Под давлением разъяренной, к тому же разогретой спиртным толпы, мандатной комиссии пришлось самораспуститься. Открывавший съезд председатель киевского комитета большевиков Владимир Петрович Затонский был попросту избит националистами. Примерно в это же время (9 декабря), в Харькове открылся III Областной съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов. В газете «Известия юга» сообщалось: «часть из покинувших краевой (киевский, прим.) съезд прибыла в Харьков и предлагает областному съезду… объединиться для совместного обсуждения политических вопросов». То есть, никто киевских большевиков в Харьков особо не приглашал.

Было решено назвать съезд «Съездом Советов рабочих и солдатских депутатов Украины при участии части крестьянских депутатов». Впоследствии – I Всеукраинский съезд Советов. Избран верховный орган власти — Центральный Исполнительный Комитет Всеукраинской Рады Рабочих, солдатских и крестьянских депутатов УНР (ВУЦИК, современники называли его «Цикука»), образовано правительство — Народный секретариат. Украина объявлена Республикой Советов рабочих, солдатских и селянских депутатов.

Интересны выдержки из резолюций: «съезд… признавая Украинскую Республику, как федеративную часть Российской республики, объявляет решительную борьбу гибельной… политике Центральной Рады…»

И отдельная резолюция о Донбассе:

…Донецкий и Криворожский бассейны представляют собою область однородную в хозяйственном отношении,

…съезд… протестует против преступной империалистической политики руководителей казачьей и украинской буржуазных республик, пытающихся поделить между собою Донецкий бассейн, и будет добиваться единства Донецкого бассейна в пределах Советской Республики».
oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/bolshev...

@темы: история, Украина, Донбасс

16:33 

Товарищ Артем поднимает шахтерское рабочее движение в Австралии и Донбассе

Тимур Хакимов

Федор Андреевич Сергеев, более известный как «товарищ Артем» (подписывался «Артем (Сергеев)»), (7 (19) марта 1883 года — 24 июля 1921 года) — российский революционер, советский политический деятель.Член РСДРП(б) с 1902 года, основатель Донецко-Криворожской советской республики, близкий друг Сергея Кирова и Иосифа Сталина. Родился в 1883 году в селе Глебово Фатежского уезда Курской губернии в семье государственного крестьянина Андрея Арефьевича Сергеева, ставшего подрядчиком-артельщиком по строительству. В 1888 вместе с семьей переехал в Екатеринослав, где в 1892—1901 учился в местном реальном училище, которое окончил. Затем с 1901 года обучался в Императорском Московском техническом училище (ныне МГТУ им. Баумана). В том же году вступил в РСДРП. 2 марта 1902 года организовал студенческую демонстрацию, был арестован, исключен из училища и полгода отсидел в воронежской тюрьме. Получив «волчий билет» (запрет обучаться в вузах России), решил продолжить образование за границей. В 1902 эмигрировал в Париж, где обучался в Русской высшей школе общественных наук М. Ковалевского, слушал лекции Ленина, сблизился с семьей известного ученого Мечникова.

15 марта 1903 года возвращается в Россию и начинает нелегальную революционную деятельность в Донбассе. В январе 1905 года прибыл в Харьков, работая на паровозостроительном заводе, организовал революционную группу «Вперед», готовившую вооруженное восстание, возглавил большевистскую организацию. В декабре возглавил восстание в Харькове, быстро подавленное войсками. В декабре 1909 Особое присутствие Харьковской Судебной палаты приговорило его к пожизненной ссылке в Восточную Сибирь. Этапирован в село Ипыманское на Ангаре, Иркутской губернии. В 1910 году бежал за границу через Японию, Корею, Китай в Австралию. Жил в Харбине, Нагасаки, Гонконге, в Шанхае около года проработал в качестве кули. К июню 1911 он появился в Австралии, где основную часть времени прожил в Брисбене. К концу 1911 стал влиятельным лидером в Ассоциации Русских Эмигрантов Брисбена. Участвовал в деятельности Австралийской Социалистической Рабочей Партии, за организацию несанкционированных митингов сидел в Брисбенской тюрьме. За усилия объединить русских и австралийских рабочих, с его слов, «как класс, единую общественную группу» Артема до сих пор помнят в кругу радикалов штата Квинсленд. Был известен под псевдонимом «Большой Том» и под именами Артем, Артимон, получил британское подданство. Эпизоды из его жизни положены в основу романа современного австралийского писателя Тома Кенилли «Народный поезд» (Tom Keneally, The People’s Train), опубликованного в 2009 г.1 мая 1917 организовал маевку в городе Дарвин, после чего вернулся в Россию через Владивосток. В июле 1917 прибыл в Харьков и вскоре возглавил большевистскую фракцию Харьковского совета, в 1918 году возглавил Донецко-Криворожскую советскую республику. Погиб в 1921 г. во время испытания аэровагона, возвращаясь из Тулы в Москву. Похоронен на Красной площади в Москве в братской могиле. Сын Артема, взятый после смерти отца на воспитание Сталиным, верил в то, что катастрофа была подстроена:— Катастрофа аэровагона, в котором возвращалась делегация после посещения Подмосковного угольного бассейна, судя по всему, была делом рук Троцкого…— Думаете, катастрофа была подстроена?— Безусловно. Как говорил Сталин, если случайность имеет политические последствия, к этому надо присмотреться. Выяснено, что путь аэровагона был завален камнями. Кроме того, было две комиссии. Одну возглавлял Енукидзе, и она увидела причину катастрофы в недостатках конструкции вагона, но Дзержинский говорил моей матери, что с этим нужно разобраться: камни с неба не падают. Дело в том, что для противодействия влиянию Троцкого Артем, по указанию Ленина, создавал Международный союз горнорабочих как наиболее передового отряда промышленного пролетариата. Оргкомитет этого союза был создан за несколько дней до катастрофы. Троцкий в то время представлял очень большую силу…»
oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/tovaris...

@темы: история, Украина, Россия, Донбасс

12:30 

"Киевское письмо"

08:21 

История как прообраз будущего: столкновение УНР и ДКР в Донбассе

Нина Ищенко

Существует мнение, что история только мешает современности. Происходят события, на которые нужно реагировать сейчас, и какая разница, что было здесь сто лет назад. Провоцировать конфликты из-за того, что происходило в прошлом, значит мешать настоящему и будущему.

Однако именно прошлым определяется настоящее, и если мы сами забудем, кто мы, откуда и что было здесь, на этой земле в прошлом, то будем пожинать горькие плоды. Сто лет спустя после событий Революции и Гражданской войны это особенно ясно. Именно поэтому мы говорим сегодня о событиях, которые имели место в Донбассе, России и на Украине сто лет назад.

Сейчас, как и в начале XX века, Донбасс полыхает – тут идёт война, гибнут люди, создаётся идентичность и формируется новый этап русской культуры.

События такой же важности происходили на этой земле и в 1918 году, когда в Киеве была провозглашена Украинская народная республика, а в Харькове Донецко-Криворожская республика. Эти события стали важной частью современной политической мифологии. Присмотримся к ним внимательнее.

В феврале 1917 года в России происходит буржуазная революция, и после отречения царя к власти приходит Временное правительство по главе с Керенским. Полгода правления Временного правительства ознаменовались углублением социального и экономического кризиса и парадом суверенитетов, когда множество окраин Российской империи объявили о своей независимости. Украина была одной из первых.

Сами себя избрали

В марте 1917 группа людей во главе с историком Грушевским провозгласила Украинскую народную республику. Особо нужно подчеркнуть, что в тот период, в пору повсеместных голосований и учреждения советов, когда даже солдат регулярной армии можно было отправить в атаку только по согласованию с Советом солдатских депутатов, этих людей в Киеве никто не выбирал и официальных полномочий они ни от кого не получали. В том коллапсе государственной власти, который образовался в Киеве после падения монархии, такие события оказались возможны.

УНР претендовала и на Новороссию, и на часть Донбасса, однако комиссия Временного правительства ограничила власть УНР несколькими губерниями в центральной Украине. После роспуска Учредительного собрания в январе 1918 года УНР начинает войну с Советской Россией. В рамках этой стратегии УНР заключает договоры с Центральными державами – Германией и Австро-Венгрией, поступаясь своим суверенитетом ради военной помощи против России. В феврале 1918-го года начинается фактическая оккупация Украины немцами. Армии Германии и Австро-Венгрии занимают украинские территории и продвигаются к Донбассу.

Донбасс против немцев в 1918 году

Именно в этих условиях в феврале 1918 года провозглашается Донецко-Криворожская республика, установившая советскую власть в Донбассе и части Новороссии. Председатель правительства ДКР – знаменитый Артём, коммунист, поднимавший рабочее движение не только в России и Донбассе, но и в Австралии, где оказался после побега с каторги. Среди австралийских социалистов известен как Большой Том, в 2009 году австралийский писатель Том Кинили выпустил книгу, посвященную Артёму и его деятельности в Австралии.

В 1918 году Артём снова в России, в Донбассе, и собирает все имеющиеся в его распоряжении силы для защиты этих территорий от немцев. По оценкам историков, Красная Армия на Украине имела в своем распоряжении 15 000 солдат против нескольких германских и австрийских дивизий численностью до 200 000 человек. Однако и в этих условиях армия ДКР под командованием Ворошилова продолжает сражаться, отступая с боями перед превосходящими силами противника.

Поход на Царицын

В апреле 1918-го немцы занимают Донбасс, а руководство ДКР начинает знаменитый поход на Царицын. В ходе этого похода из Луганска эвакуируется около 50 000 человек, не только военных, но и рабочих с их семьями, вывозится оружие и оборудование. С боями несколько бронепоездов прорываются по Южной России к Волге, ведя бои как с немцами, так и с белоказаками. Воссоединившись с частями Красной Армии в Царицыне, отряды ДКР участвуют в обороне этого города, которая переломила ход Гражданской войны.

Донбасс как фронтир

Эти события столетней давности разворачиваются в примечательном культурном пространстве, которое может быть понято и оценено только в целом, с учётом последующих событий. Донбасс оказывается между Украиной и Россией, Киевом и революционным Петроградом. Бои с немцами предвещали бои на тех же рубежах чуть более двадцати лет спустя, а оборона Царицына, в которой участвовали жители Донбасса и Новороссии, повторилась гораздо мощнее и ярче в обороне Сталинграда в 1942-1943 гг.

Те же самые культурные структуры, которые имели место в период Гражданской войны, повторяются в том же пространстве сто лет спустя: Донбасс снова проявляет себя как фронтир русского мира, пограничье между Россией и надвинувшейся в южнорусские степи Европой. Киевская власть, возникшая как буржуазная демократия, реализует все политические права и свободы, принятые в цивилизованной Европе, однако оказывается не в силах обеспечить реальную независимость своей страны и прикрывает красивыми словами о свободе и демократии антинародную политику, отдавшую Украину под власть европейских держав, для их выгоды.

История повторяется

В наши дни история повторяется. Постсоветская Украина провозгласила себя наследницей УНР, которая привела на Украину немцев сто лет назад. Только забвение делает это возможным. Не напрасно с 1991 года независимая Украина тратила огромные силы и ресурсы на переписывание истории и внедрение иных представлений о мире и обществе: оккупация Украины Германией называлась европеизацией, вхождением в семью европейских народов, антирусская истерия – ростом национального самосознания, кризис и разруха под властью буржуазной демократии – расцветом и развитием государственности. То же самое продолжается и сейчас: Украина переживает экономический и политический кризис, четвёртый год ведёт войну против бывших своих территорий, однако находит силы и возможности проводить декоммунизацию и переименования своих городов и сёл. Это делается не напрасно. Такие действия эффективны в долгосрочной перспективе, потому что таким образом меняется состав культурного ядра украинской культуры и как следствие идентичность её носителей.

Война символов

Культурное пространство любой культуры содержит в снятом виде культурные объекты, задающие социально одобряемые эмоции, нормы поведения и творчества. Сохранение культурного ядра или его закономерные трансформации являются залогом сохранения культуры как целого и социокультурной идентичности всех членов общества. Соответственно, разрушение культурных объектов, входящих в культурное ядро, приводит к повреждению культуры и уничтожению культурной идентичности. Культурных объекты, входящие в состав ядра, и имеющие наибольшее значение для сохранения всей системы, являются сакральными для данной культуры даже в тех случаях, когда речь не идет о религиозном их значении. Уничтожение сакральных культурных объектов может совершаться двумя способами, которые тесно связан друг с другом. Это либо разрушение материальных объектов данной культуры, как-то её идеальных памятников которое может происходить либо в виде псевдорациональной критики какой-либо культурообразующей идеи, важной для общества (память о героях войны, исторических событиях), либо в виде переименования города, праздника, события. Такие действия в символическом аспекте означают уничтожение.

Любой серьёзный конфликт между двумя этнокультурными сообществами сопровождается не только уничтожением материальных объектов или людей, но и уничтожением элементов культурного пространства. Верно и обратное: уничтожение элементов культурного пространства какой-либо культуры является признаком агрессии, так как приводит к коррозии и уничтожению социокультурной общности. Именно такая политика проводится на Украине начиная с 2014 года, когда Украина резко активизировала уничтожение русской культуры на своей территории обоими указанными способами. В апреле 2014 г Украина начала войну в русскоязычном регионе Донбассе, разрушая города и объекты инфраструктуры, и убивая носителей русской культуры физически. Также с 2015 года Украина проводит политику декоммунизации, уничтожая памятники предыдущего исторического периода, переименовывая города как на своей территории, так и на территории республик Донбасса, которые она не контролирует. Процессы в культурной сфере, инициированные и поддерживаемые украинским государством, направлены на уничтожение сакральных культурных объектов, созданных русскими или в период русского влияния на Украине, то есть ведут к уничтожение русской культуры на украинской территории и лишают множество граждан Украины их социокультурной идентичности.

Только история учит, как противостоять этим процессам. История показывает, как подобные кризисы преодолевались раньше, и какие культурные константы сохраняются на нашей земле из века в век. Это любовь к родному краю и населяющим его людям, стремление беречь и защищать, строить и творить в любых, самых сложных и трудных условиях. У Донбасса есть эта сила, и Донбасс её не потеряет.

lugansk1.info/46323-istoriya-kak-proobraz-budus...

@темы: история, Украина, Россия, Донбасс

ОЭ + философия социального

главная