Хронологически первая часть этого дневника посвящена циклу "Отблески Этерны" (тег "ОЭ"). Эта часть обновляться не будет. Я не отказываюсь обсуждать то, что уже написано, но в общем-то я в эти игрушки уже наигралась.

Вторая часть будет представлять собой собрание постов на общефилософские темы. Это посты часто не мои, но всегда те, что мне нравятся. Что-то вроде моего избранного.

Все посты можно комментировать в любое время независимо от времени их написания.

PS Немецкий миннезингер тут вместо случайного набора цифр, его не обязательно каждый раз воспроизводить.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:53 

Проявление русского культурного архетипа в годы войны на Донбассе

Мой доклад на Донецких чтениях-2017 (заочный)

Донбасс несколько десятилетий находился в составе Украины, которая занимает пограничное положение между двумя культурами – русской и европейской. Донбасс в этой поликультурной среде всегда имел собственную идентичность, и к 2014-му году оказался на границе между Россией и Украиной. Насколько оправдана культурно эта граница? Можно ли считать Донбасс в культурном плане частью русского мира? Реализуются ли на Донбассе в годы последней войны какие-то именно русские культурные константы?
Культуру можно определить как типичные для данного социума способы поведения и мышления, которые материализуются в системе искусственно созданных предметов, функционирующих в этом социуме, а в идеальном плане существуют в виде мировоззренческих конструкций, которые воплощаются в культурных архетипах.
Культурные архетипы суть архаические первообразы, символически представляющие человека, его место в мире и обществе. Культурные архетипы воплощают ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей данного социума [3].
Символический характер архетипа позволяет выражать онтологические основания культуры разными способами, то есть задаёт множество вариантов реализации в рамках одного образа. Кроме того, архетип позволяет поднимать статус индивидуального действия в рамках культуры до общезначимого, преодолевая и тем самым связывая разные уровни реальности [Там же].
Русский культурный архетип отличается двумя основными чертами. Первая черта выражается в нормативном требовании самоограничения, вторая – в апокалиптическом восприятии времени [4]. Обе они синтезируются в образе святого царства.
Согласно исследованиям Топорова [5], русская народная культура пансакральна и стремится освятить все жизненные проявления человека и природы. К дохристианскому периоду восходят представления о борьбе Правды и Кривды. Русский народный апокалипсис выражается в победе Кривды на земле [1]. Гиперсакральность в этом случае оборачивается своей противоположностью, десакрализованностью, мир воспринимается как лежащий во зле. Однако святое царство, царство Правды, принципиально достижимо. Оно является идеалом, и в силу этого задаёт модели поведения в нашем времени и пространстве, которые выражаются в нормативном самоограничении ради социального целого.
Под влиянием христианского учения, воспринятого через призму византийской традиции, образ святого царства трансформировался в образ странствующего царства, которое должно реализоваться в России. Архетип странствующего царства послужил основой для усвоения в русской культуре концепции России как третьего Рима – последней в этом мире православной империи.
Таким образом, русское государство понимается как пространство, где правда в принципе может быть реализована. Правда эта может выступать как православие, как единственно верное марксистское учение и передовой общественный строй и так далее. Русская жизнь представляет собой начало освящения, преобразования всего мира. Это постепенное изменение возможно при полной самоотдаче вплоть до самопожертвования всех причастных царству, реализующих таким образом правду на земле.
Война на Донбассе показала, что нормы социального действия больших групп людей в этом культурном регионе включают в себя самоотдачу, сострадание, стойкость, стремление защитить и помочь. Эти нормы ярко проявились в широком добровольческом движении, сформировавшем армии республик из людей не только Донбасса, но всего русского мира, которые бросили налаженную жизнь ради защиты невинных людей от несправедливости. Также эти нормы реализованы в поведении самих жителей Донбасса, которые старались делать всё возможное для помощи людям, страдающим от несправедливой войны. Например, в осаждённом Луганске летом 2014 года, когда не было света, газа воды, артисты кукольного театра играли спектакли бесплатно прямо на улицах города, чтобы развеселить детей, которые оказались под обстрелами (больше данных в [2]).
Участники войны со стороны республик воспринимают Донбасс как пространство, в котором может реализоваться альтернатива мировому капиталистическому обществу. Новороссия для многих добровольцев является символом территории, где может быть осуществлено правильное государственное устройство, а это основная черта архетипа странствующего царства.
Таким образом, в военной обстановке на Донбассе проявились обе характерные черты русского архетипа – самоограничение как норма и стремление защищать правду в конкретном пространстве, Донбассе, которое воспринимается как возможное начало переустройства всей жизни на Украине и в России на новых началах. Русский архетип странствующего царства устанавливает нормы и ценности, регулирующие совместное действие жителей Донбасса.


Литература
1. Василенко, И. А. Архетипические основы русской культуры и современная имиджевая политика России [Электронный ресурс] / И. А. Василенко // Перспективы: сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. 2015. Режим доступа: www.perspektivy.info/book/arkhetipicheskije_osn...
2. Заславская Е. А. Некоторые особенности культурного слоя Луганска // Четверть века с философией. Луганск, 2015. С. 120 – 129.
3. Любавин М. Н. Архетипическая матрица русской культуры [Электронный ресурс]: дис. на соиск. степ. канд. философских наук: 24.00.01 / Любавин Максим Николаевич; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Нижний Новгород, 2002. 245 с. Режим доступа: www.dissercat.com/content/arkhetipicheskaya-mat...
4. Некрасова Н. А. Социокультурные факторы модернизации России в современных условиях [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата социол. наук (22.00.06.) / Некрасова Наталья Александровна; Курский государственный технический университет. Курск, 2006. С. 8.
5. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. I. Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис, 1995. С. 8 – 9.

@темы: культорология, Донбасс, архетип, Донецкие чтения-2017

15:25 

Елена Хаецкая и святой Доминик

Некоторые вещи у Хаецкой я очень люблю и хвалю всем, некоторые же совсем не воспринимаю. Неровный для меня автор, но всегда есть надежда встретить что-то хорошее. Так я скачала недавно лангедокский цикл. В послесловии к первой книге "Жизнь и смерть Арнаута Каталана" автор пишет, что не надеется, конечно же, переломить общественное мнение, для которого катар всегда хороший, а инквизитор всегда плохой, осмелится только процитировать Честертона, может быть, кто-то над этим задумается:

"Святой Франциск и святой Доминик стоят в истории рядом, потому что они делали одно дело; однако мы разделяем их самым странным образом. Там, у себя, они — Небесные Близнецы, от которых льется один и тот же свет. Порою кажется, что у них — единое сияние; что их священная нищета — два рыцаря на одном коне. В нашем предании они похожи не больше, чем святой Георгий и дракон. Доминик для нас — палач, завинчивающий испанский сапог, Франциск — добряк, плачущий над мышеловкой. Нам, англичанам, имя Франциска кажется прекрасным, как цветок, и мы не удивляемся, что так звался Фрэнсис Томсон1. Назвать ребенка Домиником — почти то же самое, что назвать его Торквемадой2.

Здесь что-то не так. Правильно ли, что те, кто были союзниками дома, стали врагами на чужбине? Во всех других случаях ошибка была бы явной. Всякий, кто знает хоть немного о Доминике, знает, что он — миссионер, а не преследователь, что дар его — четки, а не дыба и дело его бессмысленно, если бы он не обращал людей."

Мне подумалось, что книга вышла довольно давно, в 2003, многие ее прочитали. Интересно, повлияла она как-то на общественное мнение? Среди моих знакомых есть люди, которые обеими руками за Первую Инквизицию, я сама к ним принадлежу, но все они пришли к своим взглядам от истории и философии, не от беллетристики. А вот в том другом кругу, который читает фэнтези, насколько это работает?

@темы: Первая Инквизиция

20:29 

Поэтесса из Луганска не дает спокойно жить украинским активистам

Елена Заславская: "Живешь себе спокойно, пишешь сказки, сочиняешь песни, преподаешь в вузе и вдруг оказывается, что где-то далеко, в Ивано-Франковске, «небайдужі мешканці, націоналісти та учасники АТО» (пожалуй, переведу для своих русскоязычных читателей: «неравнодушные жители, националисты и участники АТО) крайне возмущены, что «писательница так называемого ЛНР Елена Заславская» и «сомнительная личность Ярослав Минкин» основатели общественной организации СТАН, которая ныне действует в Ивано-Франковске.

Организация успела оскандалиться со своими «Акциями примирения и уменьшения уровня агрессии против россиян», а также выступлениями против запрета абортов. Несмотря на то, что я официально вышла из СТАНа, о чем публично сообщила, в каком-то реестре я числюсь основателем организации, и этим серьезно обеспокоен организатор пикета «В честь Заславской» Святослав Конрат, причем настолько остро обеспокоен, что кучу моих фоток в цвете в формате А4 распечатал! Кто не верит – Галыцькый корэспондэнт вам в помощь! (gk-press.if.ua/v-ivano-frankivsku-protestuvaly-...)

Реакция публики доставляет! Советуют сжечь организацию вместе с людьми! Это, как вы знаете, распространённый метод борьбы майданутых против людей с другой точкой зрения.

Я же пожелаю Ярославу оставаться верным европейским ценностям, а Станиславу напротив – сосредоточится на укреплении семейных устоев, а не печатать фотки поэтесс! Хотя…. Скоркин, кстати, как по мне тоже сомнительная личность, любил пошутить: «одной рукой я думал о Вас, а другой держал вашу фотографию»)))"

Ссылка с фотографиями

@темы: Заславская, Луганск, Украина

16:46 

Иванов-Петров: "Когда люди стали хорошими"

Иванов-Петров:
Я уже не раз рассказывал о том, что мне интересно - об изменении антропологии современного человека, и современного - это не "десять тысяч лет назад", а сейчас вот, только что. Этот мой интерес находится в приятном контрасте с мнением, что за последние 30000 лет с человеком ничего не произошло, и всякие там шумеры с египтянами были точно как мы, только с сериалами у них было плохо. И вот, вместо того, чтобы спорить про египтян, я смотрю в 2000 год, в год 2005 и такие вот недавние годы. Вдруг там чего случилось? ведь интересно же.

Так вот, есть такой приматолог Франс де Вааль, который написал несколько популярных книг по поведению. Недавно было замечено, что в современной науке поделены меж специальностями функции религии, за творение отвечает "тяжелая физика", а вот насчет всяких там моральных норм, альтруизма и заповедей у нас работает биология. И Вааль, конечно, отличный работник - он сам из атеистов будет, крепкий эволюционист, к тому же приматолог. Кто, как не он, знает, как возникала человеческая нравственность и разумность. При этом самым приятным образом Вааль - голландец, отчего в нем присутствует некоторое чувство меры, определенные интеллектуальные манеры и он более, чем религию, не любит догматизм, от чего многих атеистов даже кушать не может. А так - хорошая современная популяризация, наблюдения и опыты, слоны помогают друг другу, шимп откусывает человеку палец и еще через 20 лет помнит об этом, чувствуя себя виноватым. В общем, вполне душеспасительно; самцы шимпанзе иногда выхаживают сирот, заботясь, как мамы, а чтобы слон прошел зеркальный тест, зеркало должно быть большое.

Что же в этом во всем интересует меня? Ну конечно же зрители. Об этом в книгах очень мало, но мой интерес именно такой. Мне не интересны современные душеспасительные лекции о мирных сексуальных обезьянах, мнение приматолога об этике (и истории искусства, это он тоже любит) я, содрогаясь, пропускаю. А останавливаюсь и вчитываюсь в редком месте.

Понимаете, этот Вааль, приматолог, популяризатор, который на протяжении трех переведенных у нас и многих еще не успетых книг разгадывает загадки поведения животных, понимает слонов, шимпанзе, бонобо, кошек, он в одном редком месте признается, что встретил загадочное поведение и не знает его объяснения.

читать дальше

@темы: поведение, социокультура, ссылки

15:46 

Мой комментарий Луганскому информцентру о бесписьменной культуре русских на Украине

Украина продолжает укреплять на своей территории моноэтничное националистическое государство. На прифронтовых территориях Донбасса, оккупированных Украиной, идет так называемая "лагидна" (мягкая) украинизация – публичную сферу полностью переводят на украинский язык.

В приказном порядке жителей прифронтовых городов и деревень обязали поменять все вывески на украинские. На исконно русскоязычных территориях это оказалось проблемой, и даже в городке Дружковка, который выиграл денежный приз от местных властей, гражданские активисты нашли много ошибок. Поскольку государствообразующие инициативы предприниматели обязаны реализовывать за свой счет, понятно стремление обойтись малой кровью и поменять не всю вывеску, а одну букву, что в двадцать раз дешевле. Таким образом получаются улицы "Космонавтів", магазин "Посуд" из "Посуда" и даже магазин "Улібка" - шедевр неуклюжей украинизации по-донбасски.

Однако улыбаться не хочется. Эта инициатива украинских властей очередной раз высветила те проблемы, с которыми сталкиваются русскоязычные жители Украины, у которых отбирают их культуру и лишают права пользоваться родным языком в публичной сфере. Украинские общественные деятели не скрывают, что речь идет о русскоязычном регионе, где на украинском в быту никто не говорит. Это значит, что проблема потери украинского языка перед жителями не стоит - нельзя потерять то, чего не имеешь. Стоит задача навязать украинский тем, для кого он чужой. Эта задача не скрывается, и аргументируется теми же доводами, которые звучат в разном исполнении уже скоро три десятилетия на постсоветском пространстве: "Где мы живем? На Украине. Значит, и говорить должны на украинском". Никого не смущает конфликт этого лозунга с европейскими ценностями, согласно которым государство и чиновники – слуги индивида, который из своих налогов платит им зарплату и имеет право требовать обслуживания во всех сферах общественной жизни на своем родном языке.

Такая риторика всплывает, если речь идет о правах иноязычного меньшинства в русских регионах и никогда не упоминается, если стоит задача навязать язык европейской нации, которая к тому же имеет и армию, готовую стрелять в непокорных.

Почему же в прифронтовых районах, где люди страдают от разрушений, военного положения и разрыва экономических связей, тратятся ресурсы и деньги то на снос памятников, то на изменение названий городов, то на вывески? Украинская власть изменяет культурное пространство Донбасса в надежде изменить менталитет местных жителей и закрепить свою власть на этой земле.

Культурное пространство - это живая структура культурных объектов, которые создавались трудом, размышлениями и творчеством предыдущих поколений, и содержат в сжатом и свернутом виде те нормы и ценности, которые двигали, вдохновляли создателей этих работ. Архитектура, искусство, литература, речь, способы оформления улиц и организации городского пространства ненавязчиво, но постоянно учат жителей, как нужно себя вести и чувствовать, как поступать и чего ни в коем случае не надо делать. Никто не сомневается, что афинский Парфенон или римский собор Святого Петра имеют огромное культурное значение и содержат в себе эстетические и нравственные нормы их создателей. То же самое верно для каждого города планеты, для каждой улицы и вывески на ней: материальная структура формируется духовной сущностью народа. Именно сюда и нацелены удары украинской националистической власти: срыв лагидной украинизации в нулевые осознается как основная причина восстания Донбасса, и эту ошибку не хотят повторить.

Возникает вопрос, не разумнее ли успокоить мятежный регион, а не навязывать здесь чужой украинский язык, когда идет война и катализатор недовольства совсем близко? Действия украинских властей показывают, что этой опасности они не боятся: русские на Украине, а тем более в Донбассе давно и планомерно лишаются своих прав и возможностей их отстаивать, а Республики Донбасса позиционируются украинской стороной как действенная угроза для всех украинских граждан, которые вздумают отстаивать свои права: и с вами то же самое будет.

Россия молчит, а Республики Донбасса не имеют резервов помочь своим землякам на украинской территории, так что мягкая украинизация будет продолжаться беспрепятственно.

Русский язык на Украине вытесняется из официальной сферы, а с 2018 года и из сферы образования, то есть миллионы людей будут говорить на языке, на котором не могут писать. С научной точки зрения это интереснейшая ситуация, которая позволяет увидеть в действии механизмы сохранения бесписьменной культуры, за которыми раньше отправлялись фольклорные экспедиции в дебри Амазонки или в верховья Нила. Украинские власти создают сейчас такую ситуацию прямо в своей стране, когда-то одной из самых развитых респулик в составе СССР, и загоняют своих сограждан в культурную архаику с технологическим антуражем.

Хотелось бы, чтобы русскоязычных граждан Украины защищали не только древние механизмы сохранения культурной идентичности, но и политическая воля российских лидеров, а пока в Дружковке меняют вывески.

lug-info.com/comments/one/kulturolog-nina-ische...

@темы: Донбасс, Украина, бесписьменная культура, культурная архаика

15:37 

Византинисты в Харькове

Так сложилось, что книга этого года для меня - Назаренко, "Древняя Русь на международных путях". Я уже её здесь расхваливала, моё мнение не изменилось, когда я дочитала до конца, и я совершенно уверена, что ничего сравнимого по уровню до конца года мне не попадётся - разве что другая книга того же автора, но их больше нет в открытом доступе, увы.

Итак, благодаря Назаренко история домонгольской Руси у меня в актуальной памяти. Между тем в Харькове, в издательстве "Майдан" продолжают публиковать книги и статьи по византинистике. Из нового - Роменский А. А., "Империя ромеев и «тавроскифы». Очерки русско-византийских отношений последней четверти Х в. – Харьков: Майдан, 2017. – 340 с. (Нар текс. Byzantina Ukrainensia. Том 5)" antiquity.karazin.ua/romenskyi/

Десятый век, пройти мимо я не могла. Пара замечаний сразу:
Автор допускает, что Бурицлейф саги об Эймунде может быть Борисом (я об этом писала здесьninaofterdingen.livejournal.com/668333.html и ещё здесь ninaofterdingen.livejournal.com/668633.html)

вопрос о крещении Ярополка является дискуссионным и не может быть прояснён пр и нынешнем состоянии источников (Назаренко его проясняет в седьмой главе своей книги lib.sale/mejdunarodnyie-otnosheniya-knigi/nakan..., и сделать это лучше невозможно при любом состоянии источников).

Что дальше? Смотреть ли дальше? Не сегодня.

@темы: история, Харьков, Назаренко

14:58 

Мультфильм "Песня моря" (2014)

Как он раньше прошёл мимо меня, ведь многие в ленте любят кельтов? Северное море, Ирландия, музыка, всем, кто любит это всё, или воспитывает детей, рекомендую.

Все полтора часа просмотра я думала, как было бы чудесно, если бы этот мультфильм снял Миядзаки в свои лучшие годы, где-то во времена "Унесённых призраками" и "Замка Хаула". Сюжет как для него писан, некоторые моменты по мизансценам и деокрациям выглядят как отражение фильмов Миядзаки в мутной воде или тусклом стекле, когда к изображению примешивается что-то еще, даёт другой контекст, но исходный сюжет узнаваем.

@темы: Песня моря

22:32 

Репортёры

Репортёром в современной фантастике называется персонаж, от лица которого идёт рассказ. В сложных композиционно произведениях события показывают с точки зрения разных репортёров. В "Отблесках Этерны" это постоянно:

"Ярче всего эта лоскутность и бессистемность проявляется в обрисовке центральных персонажей. Так же, как сюжет камшовского цикла является сборным, так и героя следует назвать модульным. Модульный герой механически собирается из нескольких разнородных частей, а меняется он не по причине внутреннего развития, а по причине смены автором используемого шаблона.

Покажем это на примере главного героя первых книг цикла Ричарда Окделла. Сама В. Камша называет Ричарда Окделла «репортером», то есть персонажем, с точки зрения которого описываются некоторые события (отметим в скобках, что сам этот прием писательница позаимствовала из «Песни Льда и Пламени» Мартина). «Авторская позиция не озвучивалась, – определяет свое намерение автор. – Все должно было идти через “репортеров”, которые могли ошибаться, всего не знать, быть предвзятыми и так далее. Делать выводы должен был читатель. Так из числа репортеров автоматически выпадали основные игроки. На первый план выходили герои, которые в другое время и в другом месте никогда бы не вышли в ферзи. …Я довольно быстро сообразила, что один должен быть эмигрант из числа разбитых мятежников, а второй – из опальной семьи, но проживающий на родине» [220]."
avtoref.mgou.ru/new/d212.155.01/Lebedev/diss.pd...

Я ничего не имею против Мартина, но виртуозней всех этот приём использует Фолкнер, писавший сто лет назад. От имени основных персонажей он не говорит никогда - что думают Флем, Юла и майор де Спейн, для нас остаётся тайной. Главные рассказчики его саги - Стивенс и Рэтлиф - для сюжета герои второстепенные. Причём у Фолкнера содаётся именно целостное произведение, продуманный космос, где акцентируются нужные моменты и образы развиваются последовательно, а не меняются внезапно.

Тут где-то писали недавно, что нужно в блоге писать не о тех книгах, которые не любишь, а о тех, которые любишь: и в злых чувствах тебя никто не заподозрит, и для других это может стать ориентиром.
В исполнение этого пожелания: "Особняк", "Авессалом, Авессалом..."

@темы: ОЭ, Фолкнер

09:07 

Пиратство как часть системы римского господства над Средиземноморьем

Тимофей Алёшкин

Античные историки рассказывают, что пираты безраздельно властвовали на Средиземном море приблизительно с середины 70 годов до нашей эры и по 66 год, когда терпение римского народа иссякло и Помпей, получивший по закону Габиния верховное командование и власть на всём море и его берегах, за три месяца уничтожил пиратство. Я опишу свою версию того, как Рим использовал пиратов.

Римская Республика захватила первую провинцию в Азии – бывшее Пергамское царство – в 129 году, а около 100 года превратила в провинцию Киликию. Остальные города и царства Восточного Средиземноморья оставались более или менее независимы и подчинялись Риму как вассальные. В 100 году до н. э. в Риме был принят закон, направленный на борьбу с пиратством. Этот закон предписывал каждому из городов и государств бороться с пиратами на своей территории.

Но, насколько нам известно, как раз римляне-то на своей территории с пиратством и не боролись! Например, наместник Киликии в 79-75, Сервилий Исаврийский, все три года своего наместничества провёл в войнах с киликийцами, выиграл сражение с пиратами на море, но потом воевал в глубине страны с горными племенами и городами, а пираты на побережье за это время только усилились.

О деятельности следующих за Сервилием наместников Киликии – Лукулла в 74-67 и Марция Рекса в 67-66 известно многое, но ничего о том, как они боролись с пиратами в своей провинции. А между тем это были как раз годы наивысшего расцвета киликийского пиратства, а Киликия, наряду с Критом и была главным центром пиратства.

Итак, выходит, Рим запретил зависимым от него государствам бороться с пиратами, а на своей территории их практически не трогал. Попробуем предположить, какую роль пираты на самом деле играли в экономике и политике римской державы в 70-60 годах.читать дальше

Ссылка

@темы: Помпей, Рим, республика, Красс, пираты, Цезарь

08:44 

Мой вчерашний доклад на ФМО

На философском монтеневском обществе Луганска состоялось обсуждение популярного литературного жанра — хронотуризма. Появившийся в конце XIX века жанр оставался на периферии литературного процесса, а в наши дни, сто лет спустя, переживает настоящий бум. В чём причина такой востребованности попаданчества? Чем привлекательно это явление для культуролога и философа? Каковы перспективы его развития? Варианты ответов на эти и другие вопросы пытались найти философы Луганска на последнем в этом учебном году заседании ФМО. Аудиозапись по ссылке.

ФМО официально уходит на летние каникулы, заседания возобновятся в сентябре. Если у вас есть идеи докладов, вы хотите выступить, обсудить интересующую вас тему, пишите и делайте заявку! ФМО отрыто для всех, кто увлекается философией, культурологией, социологией и готов поделиться своими идеями!

oduvan.org/interesnosti/sdelano-v-donbasse/obsu...

@темы: ЛНР, Луганск, ФМО, попаданцы, философия, хронотуризм

15:35 

Круг чтения мещан XVIII века

В данном случае мещане означает горожане, прямое значение слова. В предисловии к тертьему изданию "Живописца" 1775 года Николай Новиков, один из первых журналистов России, пишет, что издаются по несколько раз книги, которые просвещёнными людьми не читаются, а популярны только среди мещан. "Сии книги суть:
"Троянская история"
"Синопсис"
"Юности честное зерцало"
"Совершенное воспитание детей"
"Азовская история" и другие некоторые."

Две книги посвящены воспитанию детей, одна - античной истории, ещё одна - российской, а синопсис не знаю чему. Можно было бы сделать такой сборник - круг чтения в России во время восстания Емельяна Пугачёва.

@темы: книги, Новиков

12:03 

Весна-лето 2017

Продолжение

3. "Космобиолухи" Ольги Громыко. Прочитала весь цикл, очень понравилось, больше всего конечно Ден со сгущёнкой, а ещё Маша и шоаррские инструкции. Фантастический мир произведений конечно ужасен: рабство там системообразующий фактор как общества, так и сюжета. Я всё ожидала, как же разрешится главная проблема разумных киборгов и как всё устроится в том же светлом ключе. Устроилось следующим образом: главная компания работорговцев финансировалась ворованными деньгами, то есть при её ликвидации ни один честно заработанный капитал не пострадал; военным резко перестали быть нужны дешёвые солдаты, богачам - дешёвая прислуга, бандитам - пособники, с которыми не надо делиться. Учёные стали с энтузиазмом проявлять научную добросовестность, миллиардеры в ужасе отшатнулись от денег, сделанных на работорговле, СМИ радостно включились в кампанию по очеловечеванию вчерашних рабов и наступила полная благодать, весёлая и интересная жизнь для всех! Ну а так-то очень живо, мило и хочу на бумаге!

4. Ещё одно произведение про киборгов - сериал "Почти человек". 13 серий, очень динамично и эффектно, я искренне благодарна всем тем, кто мне его советовал, некоторые ещё до войны. В каждой серии - новое дело, которое ведут напарники - человек и киборг. С юмором, впечатляет, но больше всего меня впечатлил сайт Киного, на котором мы смотрели сериал, когда предлагал посмотреть похожие фильмы: там высвечивались "Идеальный хозяин", "К9. Собачья работа" и что-то ещё про домашних питомцев. Так сказать, чтобы не расслаблялись и видели, в каком мире мы живём.

Продолжение следует....

ninaofterdingen.livejournal.com/680026.html

@темы: фильмы, книги, Почти человек, Космобиолухи, Громыко

12:26 

Весна-лето 2017

Окончание

5. "Город героев". Чудесный смешной мультфильм, первая половина просто великолепна, даже неизменное стремление западной культуры представить учёного как волшебника и шоумена держится в рамках. Со второй половины оно берёт верх, магия побеждает науку, учёный не может делать добрые дела, не напялив суперменский костюм, и заключаются эти добрые дела в старой доброй драке со злодеем лицом к лицу. Лаборатория не мастерская, как полагал Базаров, а цирк, где делают фокусы (если это не экономическое предприятие, где делают деньги).

6. Настоящий детектив.
Очень хвалили самые разные люди, начала смотреть. Очень меня напрягают катарские комментарии, которые главный герой отпускает каждые полчаса экранного времени по всем ключевым вопросам.

- У вас есть дети?
- Трое.
- Это какое самомнение надо иметь, чтобы затащить живую душу сюда, в эту мрачную вселенскую помойку!

- Моя дочь погибла в автокатастрофе. Она избавила меня от греха быть отцом.

- Лучше умереть в детстве, пока ещё не начал ничего понимать. Потом всё, жизнь тебя потрепала, ты уже грязный (напоминаю, что катар означает чистый)

- Я убеждаю себя, что я только наблюдатель в этой жизни, я сам в ней не участвую.

Любое иpложение катарской доктрины, хоть у Шафаревича shafarevich.voskres.ru/a4.htm, хоть у Ле Руа Ладюри www.rulit.me/author/ladyuri-emmanuel-le-rua/mon..., содержит эти основные пункты. Что будет дальше, я не знаю, но пока главный герой, красавец и интеллектуал, высказывается именно так. Может, идея в том, что несмотря на свои взгляды, он делает доброе дело и защищает людей от зла?

Ну и конечно, если моральные и религиозные идеи создают общественные нормы поведения,которые объективируются в артефактах и формах социального взаимодействия, то возможно, наблюдая реализованные в обществе формы общественного поведения, пройти обратным путём - построить эмпирически теологию, которая бы всё окружающее описывала. Из западной культуры самый умный из персонажей вычитывает такую теологию, катарскую. Надеюсь, не в этом причина популярности сериала, затмившего "Игру престолов"

@темы: фильмы, катары, Настоящий детектив

13:50 

"Рассвет"

Вчера был идеальный вечер, никто меня не трогал, я пила чай во дворе и читала "Рассвет".

Мэллит я изначально не любила, вообще мне вся эта линия не нравилась. Когда Робер её разлюбил, я вздохнула спокойно, а когда её стали сватать Валентину, снова встревожилась, но при всей моей к ней антипатии, это всё же слишком сурово. Слишком с ней жестоко обошлись, Окделла и то от такого уберегли.

@темы: ЛНР, Луганск, Мэллит, ОЭ, житейское

14:14 

О германцах.

Автор: Дмитрий Беликов

«Духовно я германец» (Сытин).
Кто такие германцы и в чем истоки их ненависти к «Русскому миру»?
Германцы (современные немцы, австрийцы, скандинавы, англо-саксы, а также исторические предки других европейцев - франки и бургунды, испанские свевы и вестготы, североитальянские остготы и лангобарды) - костяк, основа современного Запада. «Фаустовская» воля к власти есть «Прасимвол» западной (германской) Культуры/цивилизации. Обе мировые войны были, прежде всего, «внутригерманскими» войнами – борьбой за то, какая из двух ветвей германского мира (немецкая или англо-саксонская) станет доминирующей и возглавит борьбу за мировое господство. Россия (СССР) выступала лишь орудием (или помехой) в этой борьбе.
Почему германец с неописуемым ужасом смотрит на Русский мир?
Представьте, что вы веками покоряли и истребляли соседей и не соседей, упорно пытаясь осуществить свою заветную мечту о «Pax Germanica», убили десятки, сотни миллионов разнообразных людей, а «воз и ныне там» - надежно захвачены только те земли, на которых совсем (или почти совсем) не осталось коренного населения – Австралия, США, Канада. Все остальные, чуть стоит ослабить хватку (или уменьшить финансирование) – тут же избавляются от ига «Германского мира».
А рядом – загадочный «Русский мир», сумевший объединить множество народов. Что должен думать о нем порядочный германец? Правильно: «Какому насилию должны были русские подвергнуть (и подвергать до сих пор) остальные народы, чтобы удерживать их в своём «Русском мире»? Он видит огни адского пламени и запах серы.
Германец наблюдает своё отражение на нашем щите и ужасается «противостоящему косматому варвару».

@темы: Русский мир, Дмитрий Беликов, Германский мир

15:05 

Рим как колыбель цивилизаций: восточная политика поздней республики

От редакции. Внимание, которое Одуванчик уделяет римской тематике (метка «Рим») объясняется тем, что для народов христианской культуры именно Рим является основой идентичности. Разные народы отошли на разное расстояние от Рима в культурном и политическом плане, однако и сейчас претензии европейской цивилизации на культурную гегемонию в современном мире явно или неявно основаны на том, что Европа является наследницей античности, то есть Греции и Рима.

Для правильного понимания ситуации важно знать, что до XI века существует единая христианская цивилизация. Можно ее назвать и по составным частям, входящим в ее состав: европейско-варварско-ромейской. Неправомерно использовать слово Европа как название целого, всей цивилизации, потому что это на тот момент одна только часть цивилизации, и не самая важная — поздно христианизированная, не имеющая письменной культуры и цивилизованных форм общежития. Если уж использовать название одной из частей для названия целого, естественно говорить о ромейской, византийской цивилизации. За это и преемственность от Рима, и культурное влияние, и политическое единство.

Далее, в XI-м веке происходит раскол единой прежде цивилизации на две — католическую Европу и православную Византию. Различия между этими цивилизациями проявились очень ярко и проявляются до сих пор, и вопрос о преемственности по отношению к Риму всё ещё является актуальным как в научной, так и в культурной сфере.

Чтобы иметь возможность принять какую-то сторону в ведущейся дискуссии и определиться по существу, нужно как минимум лучше знать римскую культуру. Свой посильный вклад в этот процесс делает Одуванчик и его авторы.

Сегодня мы представляем своим читателям первую часть работы Тимофея Алёшкина о Риме накануне парфянской войны и о предыстории похода на восток римского полководца Красса. Имея сил не меньше, чем за три века до этого Александр Великий, Красс потерпел сокрушительное поражение, изменившее вектор восточной политики республики на много десятилетий вперёд. В чём причина поражения? Почему сильному Риму не удалось то, что получилось у не столь сильной Македонии? И шире, что правит историей — случай или закономерность? Чтобы разобраться в этих вопросах на конкретном примере, читайте эссе о Крассе, в котором доступно и просто объясняются сложные вопросы истории, экономики и политики.

Ссылка на скачивание на сайте
oduvan.org/chtivo/esse/rim-kak-kolyibel-tsivili...

@темы: история, Рим, Красс

12:04 

Антихрист, но не в дурном смысле

Из описания секты братьев свободного духа в Германии и Италии, XIV век:

"В XIII и XIV веках по всей Франции, Германии, Швейцарии и Австрии распространилась секта, учение которой было близко ко взглядам амальрикан. Ее последователи называли себя братьями и сестрами свободного духа или "свободными духами".

Основным ядром доктрины этой секты была вера в возможность "преображения в бога". Так как душа каждого человека состоит из божественной субстанции, то такого состояния "божественности" может достигнуть в принципе каждый человек. Для этого он должен пройти многолетний искус в их секте: отказаться от всякой собственности, семьи, от своей воли и жить, собирая милостыню. После этого он достигает состояния "божественности" и становится одним из "свободных духов". Сохранились многочисленные описания мировоззрения секты, данные "свободными духами" - либо раскаявшимися как, например, Иоганн из Брюнна, 8 лет находившийся в этом состоянии, а до этого 20 лет проходивший искус, (14, с. 56), либо допрошенными инквизицией - как Иоганн Гартман из Астманштеттена близ Эрфурта(15, с. 136), Конрад Канлер из Эйхштедта(16, с. 110), Герман Кюхенер из Вюрцбурга(16, с. 119), Константин из Эрфурта (17, с. 160), и другие. Они сходятся на том, что "божественность" - не временный экстаз, а постоянно длящееся состояние. Гартман охарактеризовал это состояние как "полное исчезновение мучительных укоров совести". Иными словами, "свободный дух" освобождался от всех нравственных и моральных ограничений. Он выше Христа, который был смертным человеком и, вступив в их секту, достиг "божественности" лишь на кресте. Он становился полностью равным Богу, "без каких-либо различий". Ввиду этого его воля есть воля Бога, и понятие греха для него становится бессмысленным.

Распространенные в секте взгляды с различных сторон характеризовали эту безгрешность "свободных духов", их свободу от моральных ограничений. Так, "свободный дух" - царь и властитель всего сущего. Ему принадлежит все, и он может всем распоряжаться по своему усмотрению, а кто ему в этом воспрепятствует, того он может убить, будь это хоть сам император. Ничто, совершенное плотью такого человека, не может ни уменьшить, ни увеличить его божественности. Поэтому он может предоставить ей полную свободу:

"пусть лучше погибнет целое государство, чем он воздержится от того, чего требует его природа",- говорит Гартман (15, с. 141). Близость с любой женщиной, хотя бы сестрой или матерью, не может загрязнить его и лишь увеличит ее святость. Многочисленные источники(Иоганн Герзон из Иль де Франс, 1423; Вильгельм Прокуратор из Кельна, 1325; цистерцианский аббат монастыря близ Клагенфурта, 1326; и другие) сообщают о ритуалах секты, включавших беспорядочное соединение полов. В Италии эти "мессы" называли "барилотто", в Германии сообщается о специально для этого предназначенных убежищах "парадизах".

Современный исследователь Г. Грундман (18) обращает в связи с этим внимание на то, что как раз в позднем Средневековье, для того, чтобы придерживаться сколько угодно свободных взглядов и практики в области отношений полов, не было никакой нужды принадлежать к какой-либо секте. Основа этих "месс" была чисто идеологическая. В душе достигшего "божественности" "свободного духа" происходил полный разрыв со всей прежней жизнью. То, что раньше было для них кощунством(и оставалось им для остальных "грубых" людей), становилось знаком конца одной исторической эпохи и начало другой - нового эона. Так они могли осознать и выразить свое новое рождение, разрыв со старым эоном.

Очевидно, что "свободные духи" не нуждались в том пути спасения, который предлагала католическая церковь: покаянии, исповеди, отпущении грехов, причащении. Более того, церковь была им враждебна, ибо узурпировала право вязать и решать, принадлежавшее им одним. Резкая антицерковность пронизывает все высказывания "святых духов" и выражается в люциферианстве, поклонении Сатане, часто возникавшем в их секте.

В центре идеологии секты стоял не Бог - а Человек, обожествленный, избавленный от представления о своей греховности, ставший центром мироздания. Поэтому в их учениях столь большую роль играл Адам - не грешник Ветхого Завета, но совершенный человек. Многие из "свободных духов" называли себя "новым Адамом", а Конрад Канлер - и Антихристом, "но не в дурном смысле". Нам представляется, что здесь, в масштабе этой небольшой секты, мы впервые сталкиваемся с моделью идеологии ГУМАНИЗМА, позже проявившейся в масштабе всего человечества."

Шафаревич shafarevich.voskres.ru/a4.htm

@темы: Шафаревич, гуманизм, секты

13:33 

Над Україной плине смутку дим…

В редакцию «Одуванчика» обратился житель Украины, который пишет стихи в жанре гражданской лирики. Ситуация со свободой слова на Украине не позволяет поэту опубликовать там свои произведения. Поскольку война на Донбассе и её отражение в современной украинской культуре является одной из приоритетных тем для «Одуванчика», мы всегда рады предоставить площадку для высказывания тех взглядов, которые не совпадают с официальной националистической идеологией современной Украины. Редакция видит залог нормализации отношений между нашими странами только в изживании Украиной националистической риторики как в идеологической, так и в культурной сфере. Сайт «Одуванчик» с радостью представляет своим читателям современного украинского автора Андрея Советского.

***

Над Україной плине смутку дим,

Радійте,всі хто стрибав на майдані.

Тепер пишаєтесь здобутком ви своїм,

Вітчизной,що підняли ви на палі?

Хотіли ви в Європу?Їжте,жріть,

Кричали:»Банду геть»,і хто у влади?

Став весь народ у злиднях животіть,

І ви цьому мабуть безмежно раді.

Хто жер в три,й далі так жере,

Хто крав мільярди,той і далі краде.

А ви,безмозгле стадо і тупе,

Тепер стогнЕте,що навколо зрада.

Радійте,то не зрада,то для вас,

Як для дітей,маленьких і не вмитих,

Наука буде,школа,перший клас,

Щоб ви згадали пращурів великих.

Згадали пращурів,не тих,хто рідний край

Міняв чужим на сало і на мило,

А тих хто сміло й мужньо ляхів бив,

Тевтонцям і литовцям дав у рило.

Не той герой,що взявши волі стяг,

У шведів і у німців пив какао,

А той хто кров пролив,життя віддав,

Здобувши для Вітчизни вічну славу.

Замисліться,шановні земляки,

Хто став для вас сьогодні любий й серцю милий.

Чи не прийдеться плакать гірко вам,

Над Україною,що вклали ви в могилу.

oduvan.org/chtivo/stixi/nad-ukrayinoy-pline-smu...

@темы: стихи, Украина

11:14 

Юрганов, "Категории русской средневековой культуры"

Эта книга очень меня порадовала, после Шеллинга (ninaofterdingen.livejournal.com/448698.html) это первая такая хорошая вещь. Вот она здесь:
platona.net/load/knigi_po_filosofii/kulturologi...

Русская средневековая культура это до Петра Первого включительно, то есть исторический промежуток большой. Обзор серьёзный, крупными мазками, но не упущено главное.

Статья об опричнине (4. 2) - лучшее, что я вообще читала об Иване Грозном. Наконец-то какое-то внятное объяснение его поведения, которое не скатывается в надоевший психологизм. Автор описывает идейный ландшафт, те нормы коллективного сознания, в рамках которых действовал царь и воспринимались его поступки. Эту главу рекомендую особенно.

Будут еще заметки по этой книге, но тут отмечу самый важный вывод:
Пётр Первый и XVIII век как таковой стали возможны только потому, что Страшный Суд не наступил в 1666 г (и раньше). Не в смысле позитивной причинности, а как отмена фактора, формирующего менталитет. Почти семь веков веры, ожидания, деятельности в горизонте этого события не увенчались ничем, пришлось перестраивать всё, всю структуру коллективного сознания и бессознательного, менять самосознание и строить наново. Когда видишь эти глубины и размах изменений... Я склоняюсь к тому, что процесс не кончился до сих пор и в этом направлении нужно работать.

@темы: Россия, Юрганов

11:44 

Межкультурное взаимодействие на примере Андрея Курбского

Речь идёт о различии между западным и русским общественным устройством, которое описано в частности здесь (smirnoff-v.livejournal.com/245496.html). О том, что в Европе король - первый среди равных, то есть по определению один из феодалов, а в России есть понимание того, что император стоит выше сословных различий. Теперь Юрганов, стр. 234:

@темы: Иван Грозный, Курбский

ОЭ + философия социального

главная