Хронологически первая часть этого дневника посвящена циклу "Отблески Этерны" (тег "ОЭ"). Эта часть обновляться не будет. Я не отказываюсь обсуждать то, что уже написано, но в общем-то я в эти игрушки уже наигралась.

Вторая часть будет представлять собой собрание постов на общефилософские темы. Это посты часто не мои, но всегда те, что мне нравятся. Что-то вроде моего избранного.

Все посты можно комментировать в любое время независимо от времени их написания.

PS Немецкий миннезингер тут вместо случайного набора цифр, его не обязательно каждый раз воспроизводить.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
08:44 

Мой вчерашний доклад на ФМО

На философском монтеневском обществе Луганска состоялось обсуждение популярного литературного жанра — хронотуризма. Появившийся в конце XIX века жанр оставался на периферии литературного процесса, а в наши дни, сто лет спустя, переживает настоящий бум. В чём причина такой востребованности попаданчества? Чем привлекательно это явление для культуролога и философа? Каковы перспективы его развития? Варианты ответов на эти и другие вопросы пытались найти философы Луганска на последнем в этом учебном году заседании ФМО. Аудиозапись по ссылке.

ФМО официально уходит на летние каникулы, заседания возобновятся в сентябре. Если у вас есть идеи докладов, вы хотите выступить, обсудить интересующую вас тему, пишите и делайте заявку! ФМО отрыто для всех, кто увлекается философией, культурологией, социологией и готов поделиться своими идеями!

oduvan.org/interesnosti/sdelano-v-donbasse/obsu...

@темы: ЛНР, Луганск, ФМО, попаданцы, философия, хронотуризм

15:35 

Круг чтения мещан XVIII века

В данном случае мещане означает горожане, прямое значение слова. В предисловии к тертьему изданию "Живописца" 1775 года Николай Новиков, один из первых журналистов России, пишет, что издаются по несколько раз книги, которые просвещёнными людьми не читаются, а популярны только среди мещан. "Сии книги суть:
"Троянская история"
"Синопсис"
"Юности честное зерцало"
"Совершенное воспитание детей"
"Азовская история" и другие некоторые."

Две книги посвящены воспитанию детей, одна - античной истории, ещё одна - российской, а синопсис не знаю чему. Можно было бы сделать такой сборник - круг чтения в России во время восстания Емельяна Пугачёва.

@темы: книги, Новиков

12:03 

Весна-лето 2017

Продолжение

3. "Космобиолухи" Ольги Громыко. Прочитала весь цикл, очень понравилось, больше всего конечно Ден со сгущёнкой, а ещё Маша и шоаррские инструкции. Фантастический мир произведений конечно ужасен: рабство там системообразующий фактор как общества, так и сюжета. Я всё ожидала, как же разрешится главная проблема разумных киборгов и как всё устроится в том же светлом ключе. Устроилось следующим образом: главная компания работорговцев финансировалась ворованными деньгами, то есть при её ликвидации ни один честно заработанный капитал не пострадал; военным резко перестали быть нужны дешёвые солдаты, богачам - дешёвая прислуга, бандитам - пособники, с которыми не надо делиться. Учёные стали с энтузиазмом проявлять научную добросовестность, миллиардеры в ужасе отшатнулись от денег, сделанных на работорговле, СМИ радостно включились в кампанию по очеловечеванию вчерашних рабов и наступила полная благодать, весёлая и интересная жизнь для всех! Ну а так-то очень живо, мило и хочу на бумаге!

4. Ещё одно произведение про киборгов - сериал "Почти человек". 13 серий, очень динамично и эффектно, я искренне благодарна всем тем, кто мне его советовал, некоторые ещё до войны. В каждой серии - новое дело, которое ведут напарники - человек и киборг. С юмором, впечатляет, но больше всего меня впечатлил сайт Киного, на котором мы смотрели сериал, когда предлагал посмотреть похожие фильмы: там высвечивались "Идеальный хозяин", "К9. Собачья работа" и что-то ещё про домашних питомцев. Так сказать, чтобы не расслаблялись и видели, в каком мире мы живём.

Продолжение следует....

ninaofterdingen.livejournal.com/680026.html

@темы: фильмы, книги, Почти человек, Космобиолухи, Громыко

12:26 

Весна-лето 2017

Окончание

5. "Город героев". Чудесный смешной мультфильм, первая половина просто великолепна, даже неизменное стремление западной культуры представить учёного как волшебника и шоумена держится в рамках. Со второй половины оно берёт верх, магия побеждает науку, учёный не может делать добрые дела, не напялив суперменский костюм, и заключаются эти добрые дела в старой доброй драке со злодеем лицом к лицу. Лаборатория не мастерская, как полагал Базаров, а цирк, где делают фокусы (если это не экономическое предприятие, где делают деньги).

6. Настоящий детектив.
Очень хвалили самые разные люди, начала смотреть. Очень меня напрягают катарские комментарии, которые главный герой отпускает каждые полчаса экранного времени по всем ключевым вопросам.

- У вас есть дети?
- Трое.
- Это какое самомнение надо иметь, чтобы затащить живую душу сюда, в эту мрачную вселенскую помойку!

- Моя дочь погибла в автокатастрофе. Она избавила меня от греха быть отцом.

- Лучше умереть в детстве, пока ещё не начал ничего понимать. Потом всё, жизнь тебя потрепала, ты уже грязный (напоминаю, что катар означает чистый)

- Я убеждаю себя, что я только наблюдатель в этой жизни, я сам в ней не участвую.

Любое иpложение катарской доктрины, хоть у Шафаревича shafarevich.voskres.ru/a4.htm, хоть у Ле Руа Ладюри www.rulit.me/author/ladyuri-emmanuel-le-rua/mon..., содержит эти основные пункты. Что будет дальше, я не знаю, но пока главный герой, красавец и интеллектуал, высказывается именно так. Может, идея в том, что несмотря на свои взгляды, он делает доброе дело и защищает людей от зла?

Ну и конечно, если моральные и религиозные идеи создают общественные нормы поведения,которые объективируются в артефактах и формах социального взаимодействия, то возможно, наблюдая реализованные в обществе формы общественного поведения, пройти обратным путём - построить эмпирически теологию, которая бы всё окружающее описывала. Из западной культуры самый умный из персонажей вычитывает такую теологию, катарскую. Надеюсь, не в этом причина популярности сериала, затмившего "Игру престолов"

@темы: фильмы, катары, Настоящий детектив

13:50 

"Рассвет"

Вчера был идеальный вечер, никто меня не трогал, я пила чай во дворе и читала "Рассвет".

Мэллит я изначально не любила, вообще мне вся эта линия не нравилась. Когда Робер её разлюбил, я вздохнула спокойно, а когда её стали сватать Валентину, снова встревожилась, но при всей моей к ней антипатии, это всё же слишком сурово. Слишком с ней жестоко обошлись, Окделла и то от такого уберегли.

@темы: ЛНР, Луганск, Мэллит, ОЭ, житейское

14:14 

О германцах.

Автор: Дмитрий Беликов

«Духовно я германец» (Сытин).
Кто такие германцы и в чем истоки их ненависти к «Русскому миру»?
Германцы (современные немцы, австрийцы, скандинавы, англо-саксы, а также исторические предки других европейцев - франки и бургунды, испанские свевы и вестготы, североитальянские остготы и лангобарды) - костяк, основа современного Запада. «Фаустовская» воля к власти есть «Прасимвол» западной (германской) Культуры/цивилизации. Обе мировые войны были, прежде всего, «внутригерманскими» войнами – борьбой за то, какая из двух ветвей германского мира (немецкая или англо-саксонская) станет доминирующей и возглавит борьбу за мировое господство. Россия (СССР) выступала лишь орудием (или помехой) в этой борьбе.
Почему германец с неописуемым ужасом смотрит на Русский мир?
Представьте, что вы веками покоряли и истребляли соседей и не соседей, упорно пытаясь осуществить свою заветную мечту о «Pax Germanica», убили десятки, сотни миллионов разнообразных людей, а «воз и ныне там» - надежно захвачены только те земли, на которых совсем (или почти совсем) не осталось коренного населения – Австралия, США, Канада. Все остальные, чуть стоит ослабить хватку (или уменьшить финансирование) – тут же избавляются от ига «Германского мира».
А рядом – загадочный «Русский мир», сумевший объединить множество народов. Что должен думать о нем порядочный германец? Правильно: «Какому насилию должны были русские подвергнуть (и подвергать до сих пор) остальные народы, чтобы удерживать их в своём «Русском мире»? Он видит огни адского пламени и запах серы.
Германец наблюдает своё отражение на нашем щите и ужасается «противостоящему косматому варвару».

@темы: Русский мир, Дмитрий Беликов, Германский мир

15:05 

Рим как колыбель цивилизаций: восточная политика поздней республики

От редакции. Внимание, которое Одуванчик уделяет римской тематике (метка «Рим») объясняется тем, что для народов христианской культуры именно Рим является основой идентичности. Разные народы отошли на разное расстояние от Рима в культурном и политическом плане, однако и сейчас претензии европейской цивилизации на культурную гегемонию в современном мире явно или неявно основаны на том, что Европа является наследницей античности, то есть Греции и Рима.

Для правильного понимания ситуации важно знать, что до XI века существует единая христианская цивилизация. Можно ее назвать и по составным частям, входящим в ее состав: европейско-варварско-ромейской. Неправомерно использовать слово Европа как название целого, всей цивилизации, потому что это на тот момент одна только часть цивилизации, и не самая важная — поздно христианизированная, не имеющая письменной культуры и цивилизованных форм общежития. Если уж использовать название одной из частей для названия целого, естественно говорить о ромейской, византийской цивилизации. За это и преемственность от Рима, и культурное влияние, и политическое единство.

Далее, в XI-м веке происходит раскол единой прежде цивилизации на две — католическую Европу и православную Византию. Различия между этими цивилизациями проявились очень ярко и проявляются до сих пор, и вопрос о преемственности по отношению к Риму всё ещё является актуальным как в научной, так и в культурной сфере.

Чтобы иметь возможность принять какую-то сторону в ведущейся дискуссии и определиться по существу, нужно как минимум лучше знать римскую культуру. Свой посильный вклад в этот процесс делает Одуванчик и его авторы.

Сегодня мы представляем своим читателям первую часть работы Тимофея Алёшкина о Риме накануне парфянской войны и о предыстории похода на восток римского полководца Красса. Имея сил не меньше, чем за три века до этого Александр Великий, Красс потерпел сокрушительное поражение, изменившее вектор восточной политики республики на много десятилетий вперёд. В чём причина поражения? Почему сильному Риму не удалось то, что получилось у не столь сильной Македонии? И шире, что правит историей — случай или закономерность? Чтобы разобраться в этих вопросах на конкретном примере, читайте эссе о Крассе, в котором доступно и просто объясняются сложные вопросы истории, экономики и политики.

Ссылка на скачивание на сайте
oduvan.org/chtivo/esse/rim-kak-kolyibel-tsivili...

@темы: история, Рим, Красс

12:04 

Антихрист, но не в дурном смысле

Из описания секты братьев свободного духа в Германии и Италии, XIV век:

"В XIII и XIV веках по всей Франции, Германии, Швейцарии и Австрии распространилась секта, учение которой было близко ко взглядам амальрикан. Ее последователи называли себя братьями и сестрами свободного духа или "свободными духами".

Основным ядром доктрины этой секты была вера в возможность "преображения в бога". Так как душа каждого человека состоит из божественной субстанции, то такого состояния "божественности" может достигнуть в принципе каждый человек. Для этого он должен пройти многолетний искус в их секте: отказаться от всякой собственности, семьи, от своей воли и жить, собирая милостыню. После этого он достигает состояния "божественности" и становится одним из "свободных духов". Сохранились многочисленные описания мировоззрения секты, данные "свободными духами" - либо раскаявшимися как, например, Иоганн из Брюнна, 8 лет находившийся в этом состоянии, а до этого 20 лет проходивший искус, (14, с. 56), либо допрошенными инквизицией - как Иоганн Гартман из Астманштеттена близ Эрфурта(15, с. 136), Конрад Канлер из Эйхштедта(16, с. 110), Герман Кюхенер из Вюрцбурга(16, с. 119), Константин из Эрфурта (17, с. 160), и другие. Они сходятся на том, что "божественность" - не временный экстаз, а постоянно длящееся состояние. Гартман охарактеризовал это состояние как "полное исчезновение мучительных укоров совести". Иными словами, "свободный дух" освобождался от всех нравственных и моральных ограничений. Он выше Христа, который был смертным человеком и, вступив в их секту, достиг "божественности" лишь на кресте. Он становился полностью равным Богу, "без каких-либо различий". Ввиду этого его воля есть воля Бога, и понятие греха для него становится бессмысленным.

Распространенные в секте взгляды с различных сторон характеризовали эту безгрешность "свободных духов", их свободу от моральных ограничений. Так, "свободный дух" - царь и властитель всего сущего. Ему принадлежит все, и он может всем распоряжаться по своему усмотрению, а кто ему в этом воспрепятствует, того он может убить, будь это хоть сам император. Ничто, совершенное плотью такого человека, не может ни уменьшить, ни увеличить его божественности. Поэтому он может предоставить ей полную свободу:

"пусть лучше погибнет целое государство, чем он воздержится от того, чего требует его природа",- говорит Гартман (15, с. 141). Близость с любой женщиной, хотя бы сестрой или матерью, не может загрязнить его и лишь увеличит ее святость. Многочисленные источники(Иоганн Герзон из Иль де Франс, 1423; Вильгельм Прокуратор из Кельна, 1325; цистерцианский аббат монастыря близ Клагенфурта, 1326; и другие) сообщают о ритуалах секты, включавших беспорядочное соединение полов. В Италии эти "мессы" называли "барилотто", в Германии сообщается о специально для этого предназначенных убежищах "парадизах".

Современный исследователь Г. Грундман (18) обращает в связи с этим внимание на то, что как раз в позднем Средневековье, для того, чтобы придерживаться сколько угодно свободных взглядов и практики в области отношений полов, не было никакой нужды принадлежать к какой-либо секте. Основа этих "месс" была чисто идеологическая. В душе достигшего "божественности" "свободного духа" происходил полный разрыв со всей прежней жизнью. То, что раньше было для них кощунством(и оставалось им для остальных "грубых" людей), становилось знаком конца одной исторической эпохи и начало другой - нового эона. Так они могли осознать и выразить свое новое рождение, разрыв со старым эоном.

Очевидно, что "свободные духи" не нуждались в том пути спасения, который предлагала католическая церковь: покаянии, исповеди, отпущении грехов, причащении. Более того, церковь была им враждебна, ибо узурпировала право вязать и решать, принадлежавшее им одним. Резкая антицерковность пронизывает все высказывания "святых духов" и выражается в люциферианстве, поклонении Сатане, часто возникавшем в их секте.

В центре идеологии секты стоял не Бог - а Человек, обожествленный, избавленный от представления о своей греховности, ставший центром мироздания. Поэтому в их учениях столь большую роль играл Адам - не грешник Ветхого Завета, но совершенный человек. Многие из "свободных духов" называли себя "новым Адамом", а Конрад Канлер - и Антихристом, "но не в дурном смысле". Нам представляется, что здесь, в масштабе этой небольшой секты, мы впервые сталкиваемся с моделью идеологии ГУМАНИЗМА, позже проявившейся в масштабе всего человечества."

Шафаревич shafarevich.voskres.ru/a4.htm

@темы: Шафаревич, гуманизм, секты

13:33 

Над Україной плине смутку дим…

В редакцию «Одуванчика» обратился житель Украины, который пишет стихи в жанре гражданской лирики. Ситуация со свободой слова на Украине не позволяет поэту опубликовать там свои произведения. Поскольку война на Донбассе и её отражение в современной украинской культуре является одной из приоритетных тем для «Одуванчика», мы всегда рады предоставить площадку для высказывания тех взглядов, которые не совпадают с официальной националистической идеологией современной Украины. Редакция видит залог нормализации отношений между нашими странами только в изживании Украиной националистической риторики как в идеологической, так и в культурной сфере. Сайт «Одуванчик» с радостью представляет своим читателям современного украинского автора Андрея Советского.

***

Над Україной плине смутку дим,

Радійте,всі хто стрибав на майдані.

Тепер пишаєтесь здобутком ви своїм,

Вітчизной,що підняли ви на палі?

Хотіли ви в Європу?Їжте,жріть,

Кричали:»Банду геть»,і хто у влади?

Став весь народ у злиднях животіть,

І ви цьому мабуть безмежно раді.

Хто жер в три,й далі так жере,

Хто крав мільярди,той і далі краде.

А ви,безмозгле стадо і тупе,

Тепер стогнЕте,що навколо зрада.

Радійте,то не зрада,то для вас,

Як для дітей,маленьких і не вмитих,

Наука буде,школа,перший клас,

Щоб ви згадали пращурів великих.

Згадали пращурів,не тих,хто рідний край

Міняв чужим на сало і на мило,

А тих хто сміло й мужньо ляхів бив,

Тевтонцям і литовцям дав у рило.

Не той герой,що взявши волі стяг,

У шведів і у німців пив какао,

А той хто кров пролив,життя віддав,

Здобувши для Вітчизни вічну славу.

Замисліться,шановні земляки,

Хто став для вас сьогодні любий й серцю милий.

Чи не прийдеться плакать гірко вам,

Над Україною,що вклали ви в могилу.

oduvan.org/chtivo/stixi/nad-ukrayinoy-pline-smu...

@темы: стихи, Украина

11:14 

Юрганов, "Категории русской средневековой культуры"

Эта книга очень меня порадовала, после Шеллинга (ninaofterdingen.livejournal.com/448698.html) это первая такая хорошая вещь. Вот она здесь:
platona.net/load/knigi_po_filosofii/kulturologi...

Русская средневековая культура это до Петра Первого включительно, то есть исторический промежуток большой. Обзор серьёзный, крупными мазками, но не упущено главное.

Статья об опричнине (4. 2) - лучшее, что я вообще читала об Иване Грозном. Наконец-то какое-то внятное объяснение его поведения, которое не скатывается в надоевший психологизм. Автор описывает идейный ландшафт, те нормы коллективного сознания, в рамках которых действовал царь и воспринимались его поступки. Эту главу рекомендую особенно.

Будут еще заметки по этой книге, но тут отмечу самый важный вывод:
Пётр Первый и XVIII век как таковой стали возможны только потому, что Страшный Суд не наступил в 1666 г (и раньше). Не в смысле позитивной причинности, а как отмена фактора, формирующего менталитет. Почти семь веков веры, ожидания, деятельности в горизонте этого события не увенчались ничем, пришлось перестраивать всё, всю структуру коллективного сознания и бессознательного, менять самосознание и строить наново. Когда видишь эти глубины и размах изменений... Я склоняюсь к тому, что процесс не кончился до сих пор и в этом направлении нужно работать.

@темы: Россия, Юрганов

11:44 

Межкультурное взаимодействие на примере Андрея Курбского

Речь идёт о различии между западным и русским общественным устройством, которое описано в частности здесь (smirnoff-v.livejournal.com/245496.html). О том, что в Европе король - первый среди равных, то есть по определению один из феодалов, а в России есть понимание того, что император стоит выше сословных различий. Теперь Юрганов, стр. 234:

@темы: Иван Грозный, Курбский

11:26 

Огюстен Кошен "Философы"

Предлагаем вниманию читателей Одуванчика классический текст Огюстена Кошена (1876 - 1916), историка Великой Французской революции и предшествующего периода. В докладе "Философы" Кошен впервые в философии культуры рассматривает деятельность коллективного субъекта, чьи качества не сводятся к общественным факторам (война, голод и т. д.) и не объясняются из психологии отдельных людей, составляющих этот феномен. Такой коллективный субъект исторического действия у Кошена называется общества, философы, малый народ (в отличие от большого народа) и в других работах якобинизм. Актуальность этого произведения не уменьшается, а растёт пропорционально росту информационных технологий и распространению методик цветных революций. В Киеве в 2014 году действовали те же закономерности, которые первым подметил Кошен в своём докладе.

По ссылке: oduvan.org/chtivo/stati/ogyusten-koshen-filosof...

@темы: Кошен, малый народ, антисистемы, Майдан

14:04 

Страдания животных

После философских работ Декарта стало популярным представление о том, что животные не чувствуют страданий и удовольствий, представляют собой своеобразные органические машины. Декатр утверж дал необходимость разума для самосознания, для того, чтобы быть субъектом ощущений. У животных очевидно разума нет, следовательно, и ощущений они не воспринимают, реагируют механически, как прибор, механизм.
Апогей этого мировоззрения - книга Ламетри "Человек-машина", написанная уже в XVIII веке. С этой точкой зрения боролся наш добрый Жан-Жак Руссо, утверждавший некий пусть не суверенитет, так хоть автономию эмоциональной сферы в человеке и любом живом существе.

Я сегодня узнала, что это странное учение о бесчувственности животных имело теологические основания (как же без этого). Лейбниц в "Теодицее" пишет:
"Многие картезианцы именно на основании ложного довода относительно страданий животных старались доказать, будто они суть только машины, quoniam sub Deo justo nemo innocens miser est , поскольку невозможно, чтобы невинный был несчастным у такого правителя, как Бог." (часть 3, глава 250, стр. 301-302 filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000543...)

Логика этого рассуждения такова: животные страдают физически, хотя и не грешил ни в каком смысле - не нарушали моральных заповедей и не причастны первородному греху, поскольку не являются потомками Адама;
следовательно, животные страдают безвинно, то есть Бог либо несправедлив, либо зол, раз это допускает. Чтобы сохранить справедливость и благость Божию, картезианцы предпочитают постулировать бесчувственность животных.

Вот так благочестиво.

@темы: Лейбниц, Декарт, философия

11:57 

Медитации на месте виселиц, Или что будет вместо киевского Ленина

Статья Елены Заславской о культурной политике на Украине
ukraina.ru/opinion/20170502/1018609994.html

@темы: Заславская

14:00 

Дом, в котором... Сказки той стороны

Стало понятно, кто есть кто на той стороне.

Развозит детей на грузовике - Горбач, помогает Крыса.

Человек в чёрном, который живёт один в доме как сторож, и к нему привозят девочку - Стервятник, а неприятная девочка ясно кто.

Официантка с ребенком - Рыжая и Толстый. Их папа, Прекрасный Принц Не Отсюда, который похож на дракона с голубым глазом, игрушку Толстого, - Лорд.

@темы: Дом, книги

10:30 

По поводу Ярослава и Бориса подробей

Продолжение вот этого
ninaofterdingen.livejournal.com/264549.html

В целом понятно, откуда растут ноги у идеи, что первый братоубийца земли Русской, ставленник поляков, чьё имя стало нарицательным для злодея, ни в чём не виноват, а все злодеяния совершает верховный русский князь из столицы. Я могу себе представить, какие блестящие горизонты открылись перед историком, который первым до этого додумался.

Дело же вот в чём. Норвежские саги, на которые опирается эта версия, указывают, что у князя Владимира было три сына, в том числе Ярицлейф и Бурицав. Те же саги сообщают, что Ярицлейф убил Бурицлава. Заворожённые сходством этого имени с именем Бориса, историки строят свою версию - князь Ярослав убил своего брата Бориса, есть опора на источники, не подкопаешься.

Однако не всё так просто. Во-первых, тут указаны не все сыновья. Владимира до крещения сравнивали с Соломоном, у которого был гарем из тысячи жён. Если оставить в стороне библейские ассоциации, это значит, что у князя до византийской принцессы Анны было много жён и соответственно много детей. Ваяржский источник прочих братьев просто не упоминает, не говоря уже о том, чтобы назвать их по имени, то есть в этом пункте его информация неточна. Можно предположить, что она не точна и в другом случае, а именно:

Конунга Бурицлава исследователи традиционно отождествляют со Святополком Владимировичем (Окаянным), князем туровским, с 1015 по 1019 г. великим князем киевским. Несходство имен объясняется тем, что в борьбе Ярослава со Святополком значительную роль играл польский князь Болеслав I Храбрый (992-1025), его тесть. А. И. Лященко подчеркивает, что "русская летопись при описании этих столкновений имя Болеслава ставит первым", и "в лагере Ярослава говорится прежде всего о борьбе с Болеславом" [Лященко 1926: 1072] (2). Замена поэтому понятна, тем более что имя Бурицлав нередко встречается в древнескандинавской литературе.

Варяжский источник знает о борьбе Ярицлейфа с Бурицлавом, в которой последний погиб. Это искажённое описание через третьи руки борьбы Ярослава с Святополком, ставленником польского короля Болеслава. Святополк действительно погиб, а Ярослав победил, но тут уже никакой сенсации нет: Святополк как архетипический русский Каин и так остался в народной памяти.

@темы: Ярослав, саги

20:16 

"Перепер вашу бургундскую полечку на язык родных осин"

"Перепёр вашу бургундскую полечку на язык родных осин"
Фильм "Ученик" ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%...(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
Снят режиссером либеральных взглядов Кириллом Серебрянниковым. В 2008 году, во врем войны с Грузией, он выразил желание пройтись по Москве с плакатом "Я - грузин", вписывался за Пусси Райот, выступал против запрещения американцам усыновлять русских детей, которое было вызвано случаями убийства детей приемными родителями-американцами, и так далее по списку, биография доступна в сети. Считает Россию страной невежества и мракобесия. Лауреат множества премий. Фильм "Ученик" получил приз Каннского фестиваля. Был закуплен рядом европейских стран.

Действие фильма происходит в обычном русском городе и обычной русской школе. В основе фильма - пьеса Мариуса фон Майенбурга, современного немецкого драматурга, о немецком юноше, который стал религиозным фанатиком.

Пьеса европейского драматурга на эту тему не вызывает удивления. Чтобы объяснить почему, начнем немного издалека. читать дальше

@темы: Европа, Ученик, кино

09:00 

Если кто-то

Дискуссия по поводу российских и украинских писателей продолжается. Предлагается для обсуждения текст Надежды Пахмутовой:

Если кто-то
Написано было по просьбе редакции "Одуванчика", но в дело не пошло.
Причина -- та самая, по которой в России не случилось военного переворота за последние 30 лет.
Лодку раскачивать можно, а расколотый титаник империи -- нельзя, есть священные запреты для людей фронтира, для добрых терциариев, волокущих на себе страну.
Любых союзников надо лелеять и беречь, даже прилепиных, даже любительниц женского экстрима, катающихся по передовой с гармошками.
Я не настолько щепетильна, чего добру пропадать.


Фактура, коротко: Прилепин обещал въехать в Донецк на белом коне, Веро4ка Полозкова обложила его по матери и обещала пить шампанское, когда оного Прилепина пристрелят, в Москве страждет выступать анка-пулемётчица Бильченко (из укропоэтов), а анка-пулемётчица Долгарёва из "наших" автостопщиц на передовой (пишет неграмотно, но гуманитарку вроде тоже возит) говорит, что линчевать Бильченку в Москве не нать, это не наши методы.
Но аттическая, аттическая соль, товарищи: Пелевин в блоге Прилепину позавидовал и тоже обложил!
Какую биографию лепят рыжему.

Say for the devil: тут ещё и фантасты погавкались, главпатриот Лукьяненко что-то там отозвал.
Отзывай не отзывай, двадцать лет антисоветчиной свои книжки шпиговал, психиатр ...в. Двадцать лет травил молодёжь. Теперь не нравится?

Под катом разжигание

читать дальше

pahmutova.livejournal.com/766922.html

@темы: поэзия, литература, казус Бильченко, Украина, Россия, Прилепин, Полозкова, Пахмутова, Донбасс, Долгарева

08:59 

Пельмесь против пельменя

Колонка редактора "Одуванчика" Елены Заславской о языковой ситуации на Украине.

Недавно на страницах Фейсбука наткнулась на украинского сторонника «лингвогигиены», который сокрушался, что «слово пельмешка — не українське за конструкцією». Френды предложили широкий выбор вариантов чистого, с точки зрения украинской лингвогигиены, названия пельменя: «пельмеся, пельменик, пельмешко, пельмесько», а так же «вареник з м"ясом». Впрочем, такие казалось бы несерьезные вопросы имеют под собой серьезную основу, а именно законопроект №5670 «О языке», зарегистрированный в Верховной Раде Украины.
Читать далее: ukraina.ru/exclusive/20170221/1018329002.html

@темы: лингвополиция, Украина, Заславская

07:53 

Неожиданная встреча

"- Это не с вас ли Боборыкин писал амбарного Сократа, "Василия Теркина"? - бесцеремонно спросил его Робинзон.

- Плохое сочинение, однакож - не без правды, - ответил Радеев, держа на животе пухлые ручки и крутя большие пальцы один вокруг другого. - Нe с меня, конечно, а, полагаю, - с натуры все-таки. И среди купечества народились некоторые размышляющие."
Максим Горький, "Жизнь Клима Самгина"
rulibrary.ru/gorkiy/zhizn_klima_samgina_(chast_1)/256


Для советского человека Василий Теркин однозначно связан с Александром Твардовским, так что это было довольно-таки неожиданно. Оказывается, и тут есть простор для сопоставлений в стиле Борхеса:
роман Петра Боборыкина "Василий Теркин", 1882 г: www.e-reading.club/book.php?book=123023

@темы: Теркин, Борхес

ОЭ + философия социального

главная