Хронологически первая часть этого дневника посвящена циклу "Отблески Этерны" (тег "ОЭ"). Эта часть обновляться не будет. Я не отказываюсь обсуждать то, что уже написано, но в общем-то я в эти игрушки уже наигралась.

Вторая часть будет представлять собой собрание постов на общефилософские темы. Это посты часто не мои, но всегда те, что мне нравятся. Что-то вроде моего избранного.

Все посты можно комментировать в любое время независимо от времени их написания.

PS Немецкий миннезингер тут вместо случайного набора цифр, его не обязательно каждый раз воспроизводить.
URL
13:10 

«Размыкание» герметичного мира в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Татьяна Волоконская

"Благие намерения человека в художественном мире Гоголя не в силах превозмочь таящегося в нем зла, если они не подкреплены «стоянием перед Богом» – строительством души и очищением помыслов. Добро, в понимании Гоголя, деятельно, а статичное существование Башмачкина обречено на вторжение метаморфоз".
Ссылка на сайте
oduvan.org/chtivo/stati/razmyikanie-germetichno...

@темы: мысли друзей, Петербург, Гоголь

18:32 

Вопрос трехлетней давности

О книгах
Какие вы знаете книги добрые, светлые, умиротворяющие, чтобы хорошо кончались, давали веру в людей и в жизнь, поднимало настроение, без трагического катарсиса, не детектив?

Что я смогла вспомнить
"Застава на Якорном поле"
"Перстень Лёвеншёльдов"
"Момо"
"Школа в Кармартене"

И что-то больше не припоминается. Может, настроение не то, не знаю. Одним словом, нужна помощь.
Кое-что из тогдашнего списка я читаю сейчас.
ninaofterdingen.livejournal.com/481621.html

@темы: книги

16:15 

Ацтекские жертвоприношения

Отрывок из книги О. Ивик, «История человеческих жертвоприношений», М.: Ломоносовъ. – 2010 г. – 256 с.
Страницы 213 – 224.

Небольшая цитата, в основном испанский хронист:

…В феврале 1519 года к берегам Мексики причалила эскадра Эрнана Кортеса, состоявшая из одиннадцати кораблей. В распоряжении Кортеса находилось около шестисот пехотинцев, небольшой отряд кавалерии и полтора десятка пушек. У Кортеса, конечно, не было шансов с ходу завоевать могущественную империю, которая насчитывала сотни тысяч воинов. И тем не менее чудо свершилось. Испанцы утверждали, что Мотекусома принял их за посланцев бога Кетсалькоатля, а Кортеса, быть может, и за самого бога. Этот бог носил бороду и, как мы уже упоминали, уплыл на восток, но обещал вернуться в год «1 тростник» (по европейскому счету 1519 год н. э.). Поскольку люди Кортеса приплыли с востока в тот самый год, в который обещал вернуться Кетсалькоатль, носили бороды, а шлемы испанцев оказались похожи на головные уборы богов, Мотекусома II оказал Кортесу если не божественные, то по крайней мере царские почести. В качестве посланников богов Кортес и его спутники должны были посетить храмы столицы. Берналь Диас писал о том, как они поднялись на вершину главного храма и осмотрели Теночтитлан с высоты птичьего полета.
Мотекусома «…предложил войти в одну башенку из двух, по верху крыши которой были очень богатые зубцы, а внутри ее, в помещении в виде зала, находились два подобия алтаря, и при каждом алтаре было по гигантскому идолу, с очень высокими туловищами и весьма массивных. Первый, находившийся по правую руку, сказали они, был идол Уицилопочтли, их бог войны, его лицо и нос были весьма широкие, а глаза безобразные и свирепые; все его туловище было покрыто столь многими драгоценными камнями, золотом и жемчугом, прикрепленными мастикой, которую изготавливали в этой земле из каких-то корней, и голова была покрыта этим же, а туловище его было опоясано несколькими по виду большими ужами, сделанными из золота и драгоценных камешков, и в одной его руке находился лук, а в другой — несколько стрел.
Там вместе с ним был другой небольшой идол, сказали, что это его паж, он держал недлинное копье и щит весьма богатый, из золота и каменьев; и висело на шее Уитсилопочтли несколько лиц индейцев и иное, вроде сердец тех же индейцев, из золота и серебра, вместе с множеством синих камешков; и там было несколько жаровен ладана, которым был их копал (благовонная смола. — О. И.), с тремя сердцами индейцев, принесенных в жертву в тот день, их сжигали, и дым от того и от копала был тем жертвоприношением, совершенным ему.И были все стены и пол в этом святилище так залиты и черны от запекшейся крови, что все так сильно и скверно воняло. Затем, в другой стороне, по левую руку, рассмотрели находившегося там же другого гигантского идола высотой с Уитсилопочтли, а носом, как у медведя, а глаза его ярко сверкали, сделанные из их зеркал (из обсидиана)… И этот Тескатлипока был богом их преисподни и владел душами мешиков (т. е. мексиканцев.), и было опутано его туловище изображениями дьявольских карликов с хвостами в виде змей. И было на стенах столь много запекшейся крови, и весь пол был ею залит, и даже на бойнях Кастилии не было такого зловония. И там были преподнесенные этому идолу пять сердец, принесенных в тот день в жертву.читать дальше
oduvan.org/chtivo/stati/zhertvoprinosheniya-u-a...

@темы: ацтеки, Мексика, Кортес

12:41 

Квартирник Алексея Нежевца в Луганске

Нина Ищенко, Елена Заславская, Инга Теликанова

@темы: ЛНР, Луганск, фото

16:35 

Топоров, "Святость и святые..."

В девяностые годы Россия вернулась к той духовной культуре. от которой была оторвана в советское время. Одним из признаков этого возвращения стало появлени книги известного лингвиста В. Топорова "Святость и святые в русской духовной культуре"
predanie.ru/toporov-vladimir-nikolaevich/book/1...

Я её читала выборочно, те главы, которые были мне нужны. Но такое чтение я не люблю и по возможности стараюсь прочитывать книгу полностью, тем более если нравится, а мне понравилась вторая и третья глава. В новогодние каникулы я начала сначала, про Кирилла Философа.

Человек, продвигающий в России забытую святость, называет православных схизматиками, цитирует по этому поводу Папу Римского (с. 151), сообщает, что несмываемый грех раскола церкви лежит на константинопольском патриархе Фотии, а римская церковь, единственная из всех, сохраняет преемственность со времён апостолов (с. 186). Недооценённый момент в наследии Кирилла и Мефодия заключается в том, что они принимали посвящение от Папы и ни в коей мере не замешаны в расколе церкви, хоть и зависели от Фотия. Топоров также солидаризуется с С. Булгаковым, изгнанным из России советской властью, который пишет, что катастрофа 1917 года была не случайна, а предопределена всей историей России, и первый шаг на пути к этой катастрофе - крещение от греков (с. 190).читать дальше

@темы: Топоров, православие, Россия

17:00 

Земля землю ела...

В общем и целом становятся понятней некотрые связи в книге Топорова. которые я не замечала раньше. Например, десять страниц (с. 90 - 103) про заговоры южных славян и их систему образов - зачем там этот раздел, очень интересный сам по себе? Теперь я знаю и могу рассказать.

В образном строе славянских заговоров от укуса змеи Топоров находит остатки древней картины мира, в которой много магии и много общего с индийской мифологией. В частности, в этих заговорах, как и в Ригведе, земля отождествляется со змеёй, даже показывается, что земля и змея - анаграмма, и мировой змей, который и является землёй под нашими ногами - это реальность архаичного праславянского сознания.

Итак, первый шаг: земля = змея.

Это тождество развиватеся в двух направлениях: с землёй в русских народных верованиях отождествляли Богоматерь, а Богоматерь - это земное воплощение Премудрости Божией из Ветхого Завета, это Пистис-София гностиков, Мудрость, существовавшая до сотворения мира, творческое слово Бога и женственная личность, олицетворяющая материю, мироздание и мир.

В другую сторону тождество развивается элементарно, любой может догадаться: змея это змея, кусающая свой хвост, символ дохристианской бесконечности, круговорота сансары, метемпсихоза и прочих приятных вещей.

Итак, мы получаем: София-Премудрость = Богоматерь = земля = змея = офиты, гностики, языческая мистика и так далее. Самое же приятное в этом, что Премудрость (в христианском понимании) чрезвычайно почитал Кирилл, первоучитель славян, и таким образом в этот ряд можно поставить и Кирилла Философа, и русскую культуру в целом, которая куда же без кириллицы.

Может, я напрасно переживаю вообще? Может, именно этого нам и не хватало в советское время?

@темы: софийность, Топоров

16:48 

Сто книг про АТО: и бомбами, и книгами

Нина Ищенко, Елена Заславская

На днях на Украине был принят закон, в котором Россия признается агрессором, а территории ЛНР и ДНР — временно оккупированными, хотя доказательств присутствия российской армии на Донбассе до сих пор нет. Однако такое сотворение параллельной реальности неудивительно: Украине уже четвертый год воюет с Россией, разрушая города Донбасса и убивая жителей республик. И пишет об этом книги.

Четвертый год войны в Донбассе. Люди устали от бытовой неустроенности, постоянных проблем, блокады и войны. Нередко можно услышать, что худой мир лучше доброй ссоры, что мы рано или поздно вернемся на Украину, что без вмешательства России мы были бы в составе Украины и у нас не было бы никаких проблем. Основной летймотив этих рассуждений сводится к тому, что в высших сферах делят власть, а мы, простые люди, ничего против Украины не имеем.

Однако это не значит, что Украина не имеет ничего против нас. За годы войны украинская идеология нашла воплощение не только в политических ток-шоу и обстрелах донбасской земли, но и в целом ряде художественных произведений. Патриоты и свидомые украинцы, воюющие против сепаров и российских агрессоров — это уже не только штампы украинской пропаганды, это литературные образы, которые эмоционально более эффективны и долговечны, чем плакаты и газетные статьи (хотя их воздействие тоже никто не отменял)

В развитие мифа о Небесной Сотне, на котором строят современную украинскую идентичность, формируется и книжная сотня, как назвала свою работу киевлянка Анна Скорина. Это более ста опубликованных на Украине книг о войне с Россией на Донбассе, от детских стихов и сказок до военных мемуаров и поэтических хроник войны с украинской стороны. Среди авторов как известные писатели (Сергей Жадан), так и никому неизвестные волонтеры. Книги и на русском (40 книг), и на украинском языке (139 произведений). В разработке нового украинского культурного кода участвуют и бывшие луганчане. Лидер среди издательств военной литературы — харьковское издательство «Фолио».

Публикуем список Анны Скориной по ссылке:

oduvan.org/nashi-proekty/vojna-na-donbasse-oche...

@темы: Донбасс, Россия, Украина, книги, культурная политика

15:54 

Донецкий исход

Алексей Ивакин

Нет, это не о гражданской войне на Украине сегодня.

Это о Гражданской войне столетней давности.

Все знают, что такое «Ледяной поход». Надо отдать должное белодельцам и либерастам — они профи в пропаганде. Разрекламировали себя и свое бегство как подвиг.

Когда-то и я был либералом — молодость. Это нормально. Зауважал я красных тогда, когда понял одну вещь. Что для белых было подвигом, то для красных было повседневностью. Ну это вот вывезти московского мальчика в лес на шашлыки — ой, весь твиттер засрет героическим разжиганием мангала. А для сибирского мужика этот поход будет… Ну я даже слово не могу подобрать. В туристической среде это «матрасничество» называют.

Так вот. Сейчас я расскажу о походе, о котором знают единицы.

В феврале-марте 1918 года гайдамаки Центральной Рады и войска кайзеровской Германии начали продвижение на восток. Немцы и украинцы. Запомните это сочетание.

Современные белодельцы и либералы, потерявшие Россию, обвиняют большевиков в Брестском мире. Это я напоминаю. Мол, если бы не этот похабный мир — а он, действительно был похабным, но неизбежным — Россия была бы в стане победителей. (Фу, так писать, это я себе).

Именно в марте 1918 года в Луганск приехал «первый красный маршал» Ворошилов. 5 марта он обращается к рабочим Харькова, Донецка, Луганска, Кривого Рога. Полностью приводить не буду текст. Пару строк.читать дальше

oduvan.org/nashi-proekty/donbass-v-ogne/donetsk...

@темы: история, гражданская война, Донбасс

16:42 

От разжигателя к пацифисту: мастеркласс от Евгении Бильченко как переобуться в прыжке

Нина Ищенко, Елена Заславская

Слово мир очень часто звучит в Донбассе. Это одно из самых частых пожеланий на Новый год и Рождество. Вот уже четвертый год как слово мир наполнилось для жителей Донбасса конкретным содержанием: мир это когда не сжигают заживо людей, как 2 мая 2014 года в Одессе, мир это когда не наносят авиаудары по центру Луганска как 2 июня и не бомбят донбасские города, как бомбили Станицу Луганскую 3 июля 2014 года, мир это когда уроки начинаются 1 сентября, а не откладываются на месяц из-за обстрелов, мир это когда в библиотеке читают книги, а не выгребают осколки, мир это когда в родной город летают самолеты и ездят поезда, когда в домах есть свет, вода и газ, а ремонтников не убивают при починке коммуникаций, когда не боишься за жизнь родных и близких людей, когда окна в твоем доме не заклеены скотчем крест-на-крест, а вдоль улиц не появляются все новые дома разрушенные градами. Слово мир совершенно особенное для каждого жителя ЛНР и ДНР, и борьба за мир для нас не просто слова. Поэтому мы не смогли остаться в стороне от ситуации, когда борцами за мир себя называют те, кто еще недавно разжигал эту войну.

В начале прошлого года в числе борцов за мир оказалась украинская поэтесса, доктор культурологии и общественный деятель Евгения Бильченко. В 2014-м году она активно поддержала Майдан, гордилась тем, что состоит в организации украинских националистов Правый сектор (позывной Дон Кихот). После трагедии 2 мая в Одессе взгляды Евгении не изменились, и с лета 2014-го года она стала волонтером в так называемой зоне АТО: закупала для украинских военных вещи, амуницию, тактические обвесы для стрелкового оружия и собирала денежные средства на фронтовые нужды, выкладывая в своем блоге сканы квитанций и расписок от жертвователей, а также свои фотографии с благодарными военными. И вдруг на третий год войны Евгения прозрела. Она поняла, что война это плохо, и хочет донести это знание до жителей Москвы и Петербурга.

Странный выбор. Россия ни с кем не воюет. Идет война между Украиной и республиками Донбасса. Если человек хочет бороться за мир, то естественно было бы делать это на Украине и в Донбассе.

читать дальше
oduvan.org/chtivo/stati/ot-razzhigatelya-k-pats...

@темы: культурная политика, Украина, Россия, Майдан, Донбасс, Бильченко

14:42 

Казус Бильченко и Полозковой, взгляд из Донбасса

Текст редакции "Одуванчика", написанный в феврале 2017, почти год назад. Тема не затихает, а набирает обороты, так что нелишне напомнить.

"Нина Ищенко, Елена Заславская

В социальных сетях разворачиваются бурные дискуссии об ответственности публичных людей, людей слова за свои публичные высказывания.
Не так давно поэт и военкор Анна Долгарева высказалась в поддержку украинской поэтессы, культуролог,а доктора культурологии Евгении Бильченко, которая живёт в Киеве, активно поддерживала Майдан, была волонтёром Правого сектора. На данный момент Бильченко разочаровалась в современной украинской власти, но сохранила верность идеалам Майдана. Права человека, путинские танки, святая Небесная Сотня сомнению не подвергаются. В настоящее время собирается ехать в Петербург с поэтическими чтениями. С таким идейным багажом в России можно спокойно выступать и собирать аудиторию.

Анна пишет, что «налаживание диалога с теми, кто осознал происходящее в Киеве, — очень важно.»

Украинскую интеллигенцию не устраивает, что при новом режиме она не получила тех благ, на которые рассчитывала, а из-за общего обнищания в стране стала жить даже хуже. Винят они в этом в первую очередь Россию и Донбасс (что видно и в текстах Бильченко), и только потом — украинское правительство, от которого всячески теперь открещиваются, делая вид, что они сами не имеют никакого отношения к смене власти на Украине, и война, которая идёт третий год — не их вина. Единственное, что они осознали, это ущемление собственных интересов. Как может выглядеть продуктивный диалог с этими людьми?

читать дальше

@темы: Украина, Донбасс, Бильченко

08:03 

Третий Рим

Некая украинская профессор философии поминает в своей статье об идеалах Майдана инока Филофея как имперского идеолога:
eprints.oa.edu.ua/3881/1/9.pdf
Концепция статьи в целом, кто не знает украинского, сводится к тому, что на Майдане кратковременно слились две силы: либеральные европейцы и традиционные националисты, и все неприятности Украины от того, что эти силы в дальнейшем разъединились и к власти пришли традиционалисты, а либеральные европейцы всё ещё ждут своего часа.

Но я о Филофее с его афористичным "Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать". По своему происхождению, контексту и смыслу эта концепция является не политической, а религиозной. Падение двух Римов это вовсе не завоевание Рима варварами в пятом веке и не завоевние Константинополя турками в 1453 году, как многие думают. Отнюдь.

Падение первого Рима это отпадение римской церкви в Апполинариевскую ересь (знаменитое филиокве), которое Филофей условно относит к восьмому веку, потому что в восьмом веке был последний Вселенский собор. Падение второго Рима - это Флорентийская уния 1439 года, на которой греки предали свою религию, после чего их политическое крушение было предопределено. Это произошло где-то ориентировочно ещё через семьсот лет после падения первого Рима, что придаёт картине красивую симметричность.

Таким образом, первый Рим пал духовно (стены стоят, а православных в нём нет), а второй - политически (вера в результате сохранилась, но под властью турок). В России же есть и то и другое, потому Россия является третьей релизацией идеального Ромейского\Римского царства. Вечность Римского царства гарантируется тем, что в нём родился сам Христос ("вписался в римскую власть", как в те времена трактовали перепись при Августе), а присвоение этого достоинства царству русскому основано на том, что Рюрик происходил от кесаря Авгуса, а император Константин Мономах прислал свою шапку князю Владимиру того же имени. Это важнейшие точки тогдашней непротиворечивой культурно-исторической системы отсчёты, но сейчас они попросту неизвестны.

Когда Россия официально стала империей (при Петре и его дочери), это религиозное обоснование было полностью забыто, вытеснено из официоза (не в последнюю очередь потому, что вопрос падения истинной веры стал основной частью старообрядческой идеологии) и никогда не употреблялось. Политика и религия разошлись настолько, что в середине девятнадцатого века само имя Филофея было совершенно неизвестно. Интерес к русской старине в то время привёл к тому, что письмо Филофея было опубликовано вместе с другими древними рукописями как раз в период обострения восточного вопроса. Идея получила резонанс как политическая концепция без эсхатологического религиозного обоснования, которое и не могло быть популярно в просвещённый век Эраста Фандорина и первых маркситских кружков. Дальше она зажила своей жизнью скорее как идеологема, чем как философия истории (на меня не показывать).

Возвращаясь к статье (если надо к ней возвращаться), заметим, что автор принимает как должное тот континуитет русской культуры в двадцатом веке, который является проблемой для некоторой части наших идеологически активных современников. При взгляде снаружи красно-белого спора Российская империя, СССР и Российская Федерация - разные этапы развития одной культуры, и для объяснения советской политики привлекается и старец Филофей, и даже византийский дьякон Агапит. Эту культурную реальность предлагаю как минимум не игнорировать.

@темы: Третий Рим, Россия, Филофей, Украина

16:32 

Фрумкин К.Г. Альтернативно-историческая фантастика как форма исторической памяти // «Историческая экспертиза»

Не будет большим преувеличением сказать, что примерно на рубеже 1980-х и 90-х годов русская культура перестала быть литературоцентричной и стала «историоцентричной». Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, Россия оказалась в центре жестокого катаклизма, который не мог восприниматься иначе как именно исторический катаклизм – следствие предшествующего исторического развития. При этом советский режим считал одним из источников своей легитимации определенную философию истории, а «перестроечная» интеллектуальная революция, на фоне которой коммунистический режим рухнул, сама базировалась на отрицании этой философии истории, на альтернативном взгляде на место советского режима в мировом социальном развитии, и заодно на преодоление касавшейся исторической информации советской цензуры. Геополитический катаклизм 1991 года был одновременно революцией в сфере исторической памяти, все важнейшие события текущей политики оказалась под прицелом ориентированной на историзм оптики, при этом катастрофичность последовавших событий немедленно поставила вопрос о проблематичности и даже «ошибочности» предшествовавшей истории. И одним из отражений этой коллизии в художественной литературе стал расцвет так называемой альтернативно-исторической фантастики, то есть фантастики, предлагавшей воображаемое исправление реального хода истории и рисовавшей картины измененного, альтернативного течения исторических событий.

Конечно, альтернативно-историческая фантастика не является русским изобретением и возникла гораздо раньше эпохи Перестройки. На русском языке первые альтернативно-исторические произведения были написаны еще в начале 1920-х годов: это «Вторая жизнь Наполеона» и «Пугачев победитель» жившего в Италии русского эмигранта Михаила Первухина. В 1926 году трое писателей — Вениамин Гиршгорн, Иосиф Келлер и Борис Липатов – пишут «Бесцеремонный роман», в котором отправляют уральского инженера в наполеоновскую Францию, чтобы изменить историю и дать победу Наполеону. Затем был перерыв — и только в 1968 году советский фантаст Север Гансовский публикует рассказ «Демон истории» в котором герои с помощью машины времени пытаются изменить ход Второй мировой войны. Стоит при этом отметить, что в эту эпоху «Больших 60-х» и на западе пишутся известные романы об альтернативном сценарии Второй мировой войны — это «Человек в высоком замке» Филиппа Дика и «Фатерланд» Роберта Харриса.

В 1970-х годах на русском языке выходит всего две сколько-то запомнившихся историкам литературы публикации альтернативно-исторического направления (причем не художественных), а в 1980-х – три публикации. В 1975 году вышла книга Натана Эйдельмана «Апостол Сергий», в которую была включена «альтернативно-историческая» глава «Фантастический 1826-й» с предсказанием последствий гипотетической победы декабристов. В 1979 году на русский язык с десятилетним опозданием перевели эссе Арнольда Тойнби «Если бы Александр не умер во цвете лет», в котором воображалось существование империи Александра Македонского вплоть до наших дней.
читать дальше

@темы: попаданцы, альтернативная история, Фрумкин

14:59 

Первый из заслонивших

По крайней мере, из тех, кого я нашла.

Петрухин В. Я. //Из истории русской культуры. Т. I (Древняя Русь). - М.: Языки русской культуры, 2000. - 760 с. - (Язык. Семиотика. Культура). - с. 139
www.historicus.ru/is_istorii_russkoi_kulturi_to...

@темы: Петрухин, история, хазары

16:14 

Наука о доме

То есть о "Доме..." конечно же. В романе М. Петросян "Дом, в котором..." другая реальность доступна в том числе через сон. Изнанка Дома - мистический коррелят происходящих событий, иное измерение - воспринимается некоторыми персонажами как сон, общий для нескольких сновидцев. Явление это не уникально в истории культур. Успенский по этому поводу:

Б. А. Успенский. История и семиотика. Восприятие времени как семиотическая проблема.
platona.net/load/knigi_po_filosofii/kulturologi...

В некоторых социумах, например, у североамериканских индейцев, инициационные сны — в общем аналогичного содержания — могут иметь массовый характер, т. е. все, или почти все, члены социума на определенном воз­растном этапе переживают ритуальные сновидения такого рода (Уоллес, 1947, с. 252 и сл.). Мифологическая действительность, которую видят во сне, предполагается одной и той же для раз­ных сновидцев, и знаменательно, что обсуждая свои сны, люди могут поправлять друг друга; так, пожилой индеец может ска­зать молодому, повествующему о том, что он видел во сне: «Нет, это неверно, так не происходило тогда, когда я там был» (там же, с. 253, примеч.), — сновидение явно воспринимается при этом как посещение иного мира.

Итак, люди во сне оказыва­ются как бы в одной и той же действительности, в одном и том же сакральном мире и, соответственно, обмениваются опытом, уточняя свои представления об этой действительности. - с. 25

Ср. трактовку инициационных снов у Берка (1973, с. 332): «.. . Если молодые люди в некотором социуме видят сны в соответ­
ствии с мифами, принятыми в данном социуме, это усиливает веру в мифы. . . Мифы создают сны, но сны доказывают подлинность мифов. Этот круг способствует осознанию культурной преемственности».
При этом в целом ряде культур допускается — или даже предпо­лагается — определенная активность человека по отношению к своему сну: в принципе человек может творить свой сон, подобно тому как он может создавать или воспроизводить мифологический текст; в дру­гих случаях он может контролировать свои сновидения или же как-то влиять на них.

Так, на Гавайских островах различались заранее заду­ манные, т. е. запланированные сны, которым предшествует целенапра­вленная медитация (the premediated dream: i loaa mamuli о ka mana'o, procured in consequence of thought), и спонтанные, непреднамеренные сны (the unpremediated dream: me ka noonoo mua ole, without previous reflection); тем самым, сновидения могли выступать здесь как резуль­тат сознательной интеллектуальной деятельности, которая являлась при этом предметом специального обучения.

По словам туземного ин­форманта, «в свое время снотолкователи обучали снам, и их учение повсюду распространялось и сохраняется до сего дня. . . Значения снов запоминались, подобно катехизису, который заучивается в детстве. . . Было два вида снов: непреднамеренные сны и такие сны, которые бы­ ли результатом предварительной медитации сновидца» (Беквит, 1932,
с. 114; Хэнди, 1936, с. 119).
Итак, сны могут специально задумываться; точно так же они мо­гут и контролироваться. Так, например, североамериканские индейцы могут выбирать инициационные сновидения (и, тем самым, приемле­мую для них мифологическую действительность): если молодой чело­век в период инициации видит сон, который предвещает несчастье, он может получить рекомендацию продолжать инициационные ритуалы.до тех пор, пока он не увидит благоприятный сон (см.: Радин, 1936, с. 244-245, №5). - с. 54

@темы: Успенский, Дом

15:25 

Елена Хаецкая и святой Доминик

Некоторые вещи у Хаецкой я очень люблю и хвалю всем, некоторые же совсем не воспринимаю. Неровный для меня автор, но всегда есть надежда встретить что-то хорошее. Так я скачала недавно лангедокский цикл. В послесловии к первой книге "Жизнь и смерть Арнаута Каталана" автор пишет, что не надеется, конечно же, переломить общественное мнение, для которого катар всегда хороший, а инквизитор всегда плохой, осмелится только процитировать Честертона, может быть, кто-то над этим задумается:

"Святой Франциск и святой Доминик стоят в истории рядом, потому что они делали одно дело; однако мы разделяем их самым странным образом. Там, у себя, они — Небесные Близнецы, от которых льется один и тот же свет. Порою кажется, что у них — единое сияние; что их священная нищета — два рыцаря на одном коне. В нашем предании они похожи не больше, чем святой Георгий и дракон. Доминик для нас — палач, завинчивающий испанский сапог, Франциск — добряк, плачущий над мышеловкой. Нам, англичанам, имя Франциска кажется прекрасным, как цветок, и мы не удивляемся, что так звался Фрэнсис Томсон1. Назвать ребенка Домиником — почти то же самое, что назвать его Торквемадой2.

Здесь что-то не так. Правильно ли, что те, кто были союзниками дома, стали врагами на чужбине? Во всех других случаях ошибка была бы явной. Всякий, кто знает хоть немного о Доминике, знает, что он — миссионер, а не преследователь, что дар его — четки, а не дыба и дело его бессмысленно, если бы он не обращал людей."

Мне подумалось, что книга вышла довольно давно, в 2003, многие ее прочитали. Интересно, повлияла она как-то на общественное мнение? Среди моих знакомых есть люди, которые обеими руками за Первую Инквизицию, я сама к ним принадлежу, но все они пришли к своим взглядам от истории и философии, не от беллетристики. А вот в том другом кругу, который читает фэнтези, насколько это работает?

@темы: Первая Инквизиция

15:46 

Татьяна

Как работает фандом, никому рассказывать не надо. Основная проблема этого культурного феномена - отсутсвие талантливых авторов, которые хотели бы тратить силы на чужой мир вместо того, чтобы придумывать свой. Другими словами, Вергилиев мало, каждый хочет быть каким угодно, но Гомером. Тем не менее чудеса случаются, тексты автора Алва с мозгами тому пример. На данный момент переписаны первая и почти вся вторая книги, и мне они нравятся больше, чем канон. И один примечательный отрывок из этого текста для всех:
читать дальше

Кстати: ninaofterdingen.livejournal.com/704801.html

@темы: Пушкин, ОЭ

14:53 

Проявление русского культурного архетипа в годы войны на Донбассе

Мой доклад на Донецких чтениях-2017 (заочный)

Донбасс несколько десятилетий находился в составе Украины, которая занимает пограничное положение между двумя культурами – русской и европейской. Донбасс в этой поликультурной среде всегда имел собственную идентичность, и к 2014-му году оказался на границе между Россией и Украиной. Насколько оправдана культурно эта граница? Можно ли считать Донбасс в культурном плане частью русского мира? Реализуются ли на Донбассе в годы последней войны какие-то именно русские культурные константы?
Культуру можно определить как типичные для данного социума способы поведения и мышления, которые материализуются в системе искусственно созданных предметов, функционирующих в этом социуме, а в идеальном плане существуют в виде мировоззренческих конструкций, которые воплощаются в культурных архетипах.
Культурные архетипы суть архаические первообразы, символически представляющие человека, его место в мире и обществе. Культурные архетипы воплощают ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей данного социума [3].
Символический характер архетипа позволяет выражать онтологические основания культуры разными способами, то есть задаёт множество вариантов реализации в рамках одного образа. Кроме того, архетип позволяет поднимать статус индивидуального действия в рамках культуры до общезначимого, преодолевая и тем самым связывая разные уровни реальности [Там же].
Русский культурный архетип отличается двумя основными чертами. Первая черта выражается в нормативном требовании самоограничения, вторая – в апокалиптическом восприятии времени [4]. Обе они синтезируются в образе святого царства.
Согласно исследованиям Топорова [5], русская народная культура пансакральна и стремится освятить все жизненные проявления человека и природы. К дохристианскому периоду восходят представления о борьбе Правды и Кривды. Русский народный апокалипсис выражается в победе Кривды на земле [1]. Гиперсакральность в этом случае оборачивается своей противоположностью, десакрализованностью, мир воспринимается как лежащий во зле. Однако святое царство, царство Правды, принципиально достижимо. Оно является идеалом, и в силу этого задаёт модели поведения в нашем времени и пространстве, которые выражаются в нормативном самоограничении ради социального целого.
Под влиянием христианского учения, воспринятого через призму византийской традиции, образ святого царства трансформировался в образ странствующего царства, которое должно реализоваться в России. Архетип странствующего царства послужил основой для усвоения в русской культуре концепции России как третьего Рима – последней в этом мире православной империи.
Таким образом, русское государство понимается как пространство, где правда в принципе может быть реализована. Правда эта может выступать как православие, как единственно верное марксистское учение и передовой общественный строй и так далее. Русская жизнь представляет собой начало освящения, преобразования всего мира. Это постепенное изменение возможно при полной самоотдаче вплоть до самопожертвования всех причастных царству, реализующих таким образом правду на земле.
Война на Донбассе показала, что нормы социального действия больших групп людей в этом культурном регионе включают в себя самоотдачу, сострадание, стойкость, стремление защитить и помочь. Эти нормы ярко проявились в широком добровольческом движении, сформировавшем армии республик из людей не только Донбасса, но всего русского мира, которые бросили налаженную жизнь ради защиты невинных людей от несправедливости. Также эти нормы реализованы в поведении самих жителей Донбасса, которые старались делать всё возможное для помощи людям, страдающим от несправедливой войны. Например, в осаждённом Луганске летом 2014 года, когда не было света, газа воды, артисты кукольного театра играли спектакли бесплатно прямо на улицах города, чтобы развеселить детей, которые оказались под обстрелами (больше данных в [2]).
Участники войны со стороны республик воспринимают Донбасс как пространство, в котором может реализоваться альтернатива мировому капиталистическому обществу. Новороссия для многих добровольцев является символом территории, где может быть осуществлено правильное государственное устройство, а это основная черта архетипа странствующего царства.
Таким образом, в военной обстановке на Донбассе проявились обе характерные черты русского архетипа – самоограничение как норма и стремление защищать правду в конкретном пространстве, Донбассе, которое воспринимается как возможное начало переустройства всей жизни на Украине и в России на новых началах. Русский архетип странствующего царства устанавливает нормы и ценности, регулирующие совместное действие жителей Донбасса.


Литература
1. Василенко, И. А. Архетипические основы русской культуры и современная имиджевая политика России [Электронный ресурс] / И. А. Василенко // Перспективы: сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. 2015. Режим доступа: www.perspektivy.info/book/arkhetipicheskije_osn...
2. Заславская Е. А. Некоторые особенности культурного слоя Луганска // Четверть века с философией. Луганск, 2015. С. 120 – 129.
3. Любавин М. Н. Архетипическая матрица русской культуры [Электронный ресурс]: дис. на соиск. степ. канд. философских наук: 24.00.01 / Любавин Максим Николаевич; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Нижний Новгород, 2002. 245 с. Режим доступа: www.dissercat.com/content/arkhetipicheskaya-mat...
4. Некрасова Н. А. Социокультурные факторы модернизации России в современных условиях [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата социол. наук (22.00.06.) / Некрасова Наталья Александровна; Курский государственный технический университет. Курск, 2006. С. 8.
5. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. I. Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис, 1995. С. 8 – 9.

@темы: культорология, Донбасс, архетип, Донецкие чтения-2017

20:29 

Поэтесса из Луганска не дает спокойно жить украинским активистам

Елена Заславская: "Живешь себе спокойно, пишешь сказки, сочиняешь песни, преподаешь в вузе и вдруг оказывается, что где-то далеко, в Ивано-Франковске, «небайдужі мешканці, націоналісти та учасники АТО» (пожалуй, переведу для своих русскоязычных читателей: «неравнодушные жители, националисты и участники АТО) крайне возмущены, что «писательница так называемого ЛНР Елена Заславская» и «сомнительная личность Ярослав Минкин» основатели общественной организации СТАН, которая ныне действует в Ивано-Франковске.

Организация успела оскандалиться со своими «Акциями примирения и уменьшения уровня агрессии против россиян», а также выступлениями против запрета абортов. Несмотря на то, что я официально вышла из СТАНа, о чем публично сообщила, в каком-то реестре я числюсь основателем организации, и этим серьезно обеспокоен организатор пикета «В честь Заславской» Святослав Конрат, причем настолько остро обеспокоен, что кучу моих фоток в цвете в формате А4 распечатал! Кто не верит – Галыцькый корэспондэнт вам в помощь! (gk-press.if.ua/v-ivano-frankivsku-protestuvaly-...)

Реакция публики доставляет! Советуют сжечь организацию вместе с людьми! Это, как вы знаете, распространённый метод борьбы майданутых против людей с другой точкой зрения.

Я же пожелаю Ярославу оставаться верным европейским ценностям, а Станиславу напротив – сосредоточится на укреплении семейных устоев, а не печатать фотки поэтесс! Хотя…. Скоркин, кстати, как по мне тоже сомнительная личность, любил пошутить: «одной рукой я думал о Вас, а другой держал вашу фотографию»)))"

Ссылка с фотографиями

@темы: Заславская, Луганск, Украина

16:46 

Иванов-Петров: "Когда люди стали хорошими"

Иванов-Петров:
Я уже не раз рассказывал о том, что мне интересно - об изменении антропологии современного человека, и современного - это не "десять тысяч лет назад", а сейчас вот, только что. Этот мой интерес находится в приятном контрасте с мнением, что за последние 30000 лет с человеком ничего не произошло, и всякие там шумеры с египтянами были точно как мы, только с сериалами у них было плохо. И вот, вместо того, чтобы спорить про египтян, я смотрю в 2000 год, в год 2005 и такие вот недавние годы. Вдруг там чего случилось? ведь интересно же.

Так вот, есть такой приматолог Франс де Вааль, который написал несколько популярных книг по поведению. Недавно было замечено, что в современной науке поделены меж специальностями функции религии, за творение отвечает "тяжелая физика", а вот насчет всяких там моральных норм, альтруизма и заповедей у нас работает биология. И Вааль, конечно, отличный работник - он сам из атеистов будет, крепкий эволюционист, к тому же приматолог. Кто, как не он, знает, как возникала человеческая нравственность и разумность. При этом самым приятным образом Вааль - голландец, отчего в нем присутствует некоторое чувство меры, определенные интеллектуальные манеры и он более, чем религию, не любит догматизм, от чего многих атеистов даже кушать не может. А так - хорошая современная популяризация, наблюдения и опыты, слоны помогают друг другу, шимп откусывает человеку палец и еще через 20 лет помнит об этом, чувствуя себя виноватым. В общем, вполне душеспасительно; самцы шимпанзе иногда выхаживают сирот, заботясь, как мамы, а чтобы слон прошел зеркальный тест, зеркало должно быть большое.

Что же в этом во всем интересует меня? Ну конечно же зрители. Об этом в книгах очень мало, но мой интерес именно такой. Мне не интересны современные душеспасительные лекции о мирных сексуальных обезьянах, мнение приматолога об этике (и истории искусства, это он тоже любит) я, содрогаясь, пропускаю. А останавливаюсь и вчитываюсь в редком месте.

Понимаете, этот Вааль, приматолог, популяризатор, который на протяжении трех переведенных у нас и многих еще не успетых книг разгадывает загадки поведения животных, понимает слонов, шимпанзе, бонобо, кошек, он в одном редком месте признается, что встретил загадочное поведение и не знает его объяснения.

читать дальше

@темы: поведение, социокультура, ссылки

15:46 

Мой комментарий Луганскому информцентру о бесписьменной культуре русских на Украине

Украина продолжает укреплять на своей территории моноэтничное националистическое государство. На прифронтовых территориях Донбасса, оккупированных Украиной, идет так называемая "лагидна" (мягкая) украинизация – публичную сферу полностью переводят на украинский язык.

В приказном порядке жителей прифронтовых городов и деревень обязали поменять все вывески на украинские. На исконно русскоязычных территориях это оказалось проблемой, и даже в городке Дружковка, который выиграл денежный приз от местных властей, гражданские активисты нашли много ошибок. Поскольку государствообразующие инициативы предприниматели обязаны реализовывать за свой счет, понятно стремление обойтись малой кровью и поменять не всю вывеску, а одну букву, что в двадцать раз дешевле. Таким образом получаются улицы "Космонавтів", магазин "Посуд" из "Посуда" и даже магазин "Улібка" - шедевр неуклюжей украинизации по-донбасски.

Однако улыбаться не хочется. Эта инициатива украинских властей очередной раз высветила те проблемы, с которыми сталкиваются русскоязычные жители Украины, у которых отбирают их культуру и лишают права пользоваться родным языком в публичной сфере. Украинские общественные деятели не скрывают, что речь идет о русскоязычном регионе, где на украинском в быту никто не говорит. Это значит, что проблема потери украинского языка перед жителями не стоит - нельзя потерять то, чего не имеешь. Стоит задача навязать украинский тем, для кого он чужой. Эта задача не скрывается, и аргументируется теми же доводами, которые звучат в разном исполнении уже скоро три десятилетия на постсоветском пространстве: "Где мы живем? На Украине. Значит, и говорить должны на украинском". Никого не смущает конфликт этого лозунга с европейскими ценностями, согласно которым государство и чиновники – слуги индивида, который из своих налогов платит им зарплату и имеет право требовать обслуживания во всех сферах общественной жизни на своем родном языке.

Такая риторика всплывает, если речь идет о правах иноязычного меньшинства в русских регионах и никогда не упоминается, если стоит задача навязать язык европейской нации, которая к тому же имеет и армию, готовую стрелять в непокорных.

Почему же в прифронтовых районах, где люди страдают от разрушений, военного положения и разрыва экономических связей, тратятся ресурсы и деньги то на снос памятников, то на изменение названий городов, то на вывески? Украинская власть изменяет культурное пространство Донбасса в надежде изменить менталитет местных жителей и закрепить свою власть на этой земле.

Культурное пространство - это живая структура культурных объектов, которые создавались трудом, размышлениями и творчеством предыдущих поколений, и содержат в сжатом и свернутом виде те нормы и ценности, которые двигали, вдохновляли создателей этих работ. Архитектура, искусство, литература, речь, способы оформления улиц и организации городского пространства ненавязчиво, но постоянно учат жителей, как нужно себя вести и чувствовать, как поступать и чего ни в коем случае не надо делать. Никто не сомневается, что афинский Парфенон или римский собор Святого Петра имеют огромное культурное значение и содержат в себе эстетические и нравственные нормы их создателей. То же самое верно для каждого города планеты, для каждой улицы и вывески на ней: материальная структура формируется духовной сущностью народа. Именно сюда и нацелены удары украинской националистической власти: срыв лагидной украинизации в нулевые осознается как основная причина восстания Донбасса, и эту ошибку не хотят повторить.

Возникает вопрос, не разумнее ли успокоить мятежный регион, а не навязывать здесь чужой украинский язык, когда идет война и катализатор недовольства совсем близко? Действия украинских властей показывают, что этой опасности они не боятся: русские на Украине, а тем более в Донбассе давно и планомерно лишаются своих прав и возможностей их отстаивать, а Республики Донбасса позиционируются украинской стороной как действенная угроза для всех украинских граждан, которые вздумают отстаивать свои права: и с вами то же самое будет.

Россия молчит, а Республики Донбасса не имеют резервов помочь своим землякам на украинской территории, так что мягкая украинизация будет продолжаться беспрепятственно.

Русский язык на Украине вытесняется из официальной сферы, а с 2018 года и из сферы образования, то есть миллионы людей будут говорить на языке, на котором не могут писать. С научной точки зрения это интереснейшая ситуация, которая позволяет увидеть в действии механизмы сохранения бесписьменной культуры, за которыми раньше отправлялись фольклорные экспедиции в дебри Амазонки или в верховья Нила. Украинские власти создают сейчас такую ситуацию прямо в своей стране, когда-то одной из самых развитых респулик в составе СССР, и загоняют своих сограждан в культурную архаику с технологическим антуражем.

Хотелось бы, чтобы русскоязычных граждан Украины защищали не только древние механизмы сохранения культурной идентичности, но и политическая воля российских лидеров, а пока в Дружковке меняют вывески.

lug-info.com/comments/one/kulturolog-nina-ische...

@темы: Донбасс, Украина, бесписьменная культура, культурная архаика

ОЭ + философия социального

главная