11:20 

Дети поражения

В "Исповеди сына века" Мюссе рассказывает о поколении сыновей наполеоновских покорителей мира, о наследниках рухнувшей империи, о детях проигравших.

"Мальчики вышли из коллежей и, не видя более ни сабель, ни кирас, ни пехотинцев, ни кавалеристов, в свою очередь спросили, где же их отцы. Но им ответили, что война кончена, что Цезарь умер и что портреты Веллингтона и Блюхера висят теперь в передних французских консульств и посольств с надписью "Salvatoribus mundi" [спасителям мира (лат.)].

И тогда на развалинах мира уселась встревоженная юность. Все эти дети были каплями горячей крови, затопившей землю. Они родились в чреве войны и для войны. Пятнадцать лет мечтали они о снегах Москвы и о солнце пирамид. Они никогда не выходили за пределы своих городов, но им сказали, что через каждую заставу этих городов можно попасть в одну из европейских столиц, и мысленно они владели всем миром. И вот они смотрели на землю, на небо, на улицы и дороги: везде было пусто - только звон церковных колоколов
раздавался где-то вдали."

В этом пассаже - вся завязка "Опоздавшей молодежи" Оэ, только в японских реалиях. Оэ изучал французскую литературу, и самое известно произведение французского романтизма не могло пройти мимо его внимания. Тем не менее дальше Оэ явно идет за Стендалем, а не за Мюссе. Постоянный персонаж Оэ - молоодой честолюбец, который хочет жениться на дочке влиятельного политика ради своей карьеры - это японский Жюльен Сорель, но никак не Октав. Для японского автора общественные отношения важнее любовных. Его герой не мог бы сказать как Октав:

"...всякая мысль о чувственном наслаждении сочеталась в моем мозгу с мыслью о любви, и это губило меня: не в силах удержаться от того, чтобы не думать все время о
женщинах, я в то же время денно и нощно перебирал в уме все те мысли о распутстве, о притворной любовной страсти и изменах, которыми я был полон. Для меня обладать женщиной означало любить ее, а я, только и думая о женщинах, не верил больше в возможность настоящей любви."

У персонажей Оэ есть дела поважней любви и чувственности. Перенаправить бунт в любовь - странная идея для японского автора, в его мире такие вещи невозможны.

@темы: Мюссе, Оэ, Франция, Япония, литература

URL
   

ОЭ + философия социального

главная