12:16 

По результатам обсуждения идей Ильенкова на ФМО в Луганске

Доклад о философии Ильенкова обсуждался на философском монтеневском обществе Луганска 13 апреля 2016 года. Пользуюсь случаем еще раз поблагодарить всех, кто пришёл, слушал, задавал вопросы и делал замечания. Хочу здесь отметить самые важные моменты обсуждения.

Критика в основном велась с антисоветских позиций. Те особенности антисоветского мировоззрения, которые делают его антирусским, были продемонстрированы очень наглядно. Прозвучало, что Бухенвальд и Освенцим не идут ни в какое сравнение с реальностью СССР, что наша культура и наука в двадцатом веке питались крохами с европейского стола. Это было рассмотрено не раз, и я позволю себе на разборе этих идей не останавливаться.

Ради отрицания самостоятельной ценности советского воплощения русской культуры приходится утверждать, что протестантизм на 90% совпадает с православием, и критика его с мировоззренческих позиций основана только на безграмотности. Это для меня было ново. Я не считаю, что антикатоличество само по себе непременно совпадает с православием и антикатолическая критика возможно только с наших позиций. Когда утверждается, что идеи Лютера и Кальвина восходят к Евангелию, нельзя упускать из виду, что все еретические идеи восходят к Евангелию, и нет сектанта, который бы в подтверждение своей ереси не ссылался бы на Библию. Ортодоксия отличается тем, что включает в себя не какие-то избранные идеи из Евангелия, а все идеи Нового Завета в целом. Этого протестантским сектам, равно как и католикам, достичь не удалось.

Я полагаю, что та защита от протестанских идей, которую СССР предоставил своим гражданам, была скорее благом, чем злом. Злом была не прерванная связь с Европой и ее гуманитрной средой, а стремление наших гуманитариев мыслить только в этих европейских рамках и отторжение, непонимание тех идей, которые выросли вне европейсокй традиции двадцатого века. Этот недостаток, к сожалению, не преодолён до сих пор.

В ходе обсуждения было упомянуто о классовом характере гуманитарных наук. Если несколько смягчить тезис, я с ним согласна: за любым мировоззрением нужно видеть общность, которая разделяет эти взгляды. Этот вопрос выводит нас на вопрос о роли интеллигенции в формировании мировоззрения народа или какой-то другой коллективной личности. Вопрос этот поднимался в моем журнале в связи с дискуссией о фильме про панфиловцев, еще до войны. Я полагаю (и могу сослаться в этом на Лосева, если кому-то нужно), что роль интеллигенции сводится не столько к формированию, сколько к оформлению мировоззрения.

В практической сфере это означает, что идеи Платона (или Ильенкова) могут разделять люди, которые никогда указанных авторов не читали. Как устроен язык, знает грамматик, но говорить на этом языке могут миллионы людей, не способных отличить сложносочиненное предложение от сложноподчиненного. То же самое касается философии и идеологии.

"Этого философа никто не читал, следовательно, его идей никто не разделяет и обсуждать эти идеи бессмысленно" столь же нерелевантный аргумент, как и противоположный: "Существует десять человек во всем мире, которые правильно понимают Гегеля, поэтому западная культура в целом (как породившая эти десять человек) является гегельянской по существу, а все остальные интерпретации не стоят внимания". Если за неправильным пониманием Гегеля стоит несколько миллионов человек, к такому пониманию стоит присмотреться, как бы ни отличалось оно от точного. О точном понимании мы говорили здесь ninaofterdingen.livejournal.com/606458.html?thr...:"если речь зашла о Декарте, вопрос о "ясном и отчётливом", а значит и точном, сводится к психологической убеждённости. То, что принимается таковым — ясным и отчётливым — и будет считаться истиной." bastardsonoftyr

Если вернуться к теме статьи, меня тут занимала не столько советская философия, сколько современный кризис общественного сознания в России, и по этому поводу взгляды собравшихся были одинаково пессимистичными, хоть у всех и по разным причинам. В любом случае, проблема осознаётся, а значит, будет решаться (я оптимистка).

Вопросу о соотношении русской и европейской идентичности, который тоже затрагивался, в этом журнале уже посвящены некоторые заметки, и в будущем я планирую этим заниматься, тема важна, и я над ней думаю.

@темы: Ильенков, Луганск, ФМО, философия

URL
   

ОЭ + философия социального

главная