В. Васильев. Трудная проблема сознания
platona.net/load/knigi_po_filosofii/analitiches...

Предварительные впечатления, без подробного разбора: это полная и подробная энциклопедия всех тех значимых и популярных философских идей, с которыми я не хотела знакомиться из соображений интеллектуальной гигиены и нежелания тратить время. И вот тут они все, авторы и создатели нашего философского ландшафта, со своими эгоистичными генами и нейронными коррелятами, меметикой и зомби, странными петлями и теориями тождества, танцующими роботами, Китайской комнатой и кочергой Витгенштейна. Они безусловно есть, и развидеть их нельзя.

Да, было дело, я читала Чалмерса, самого молодого и перспективного из этой когорты. Впечатление он безусловно произвёл. Позитивист, номиналист, редукционист, которому приходится говорить о трансцендентном, и такой человек, лишённый нормального философского языка как инструмента познания, мастерит что-то из подручных средств, анекдотов и комиксов, как из кокосов, палочек и камешков, совершенно варварски и бессистемно, и в результате получается Кант, корявый и косой, но Кант - это было эффектно. Один раз.

Но они же до сих пор переоткрывают Тита Лукреция, Ламетри и Христиана Вольфа! Декарт совершенно непреодолим, и высится в философском пространстве как гора Олимп. Радует, что теория предустановленной гармонии Лейбница до сих пор жива, мне она тоже нравится (ninaofterdingen.livejournal.com/214486.html) - в ней есть масштабность и остроумие, а что еще нужно великому философу в наше время?

Всё это пёстрое роение структурируется единым всепобеждающим желанием: доказать, что душа не существует. Любой ценой показать, что сознание материально. Это не получается, это контринтуитивно, непродуктивно, логически несостоятельно, путано и нелепо, но это надо, надо, надо. Императив не обсуждается.

@темы: аналитическая философия