Преамбула:
Феноменология работает с данностями человеческого разума и пытается прийти к бытийному слою явлений, отталкиваясь от того, что по интересующей теме думают "все". Как говорит Хайдеггер, man sagt. Анализ этих установок, которые общи всем, позволяет выявить универсальную же сущностную основу процесса. Васильев использует феноменологический анализ в аналитической философии. Его интересует эпифеноменализм квалитативных состояний.

Всё ещё преамбула:
Квалитативные состояния, квалиа - это сознательные состояния: эмоции, интеллект, воображение, но не просто как таковые, а в модусе ответа на вопрос "каково это быть таким-то?", "каково это делать то-то?": каково это осознавать свою радость, каково это быть внимательным? каково это думать такую-то мысль? Чалмерс уточняет, почему это важно: потому что нет ответа на вопрос, зачем же нужны эти состояния. Ведь все функции мозга как информационного центра и физического органа могла бы и не сопровоздаться сознанием. Передавать импульсы и проводить химические реакции можно и "в темноте", не сопровождая образами, эмоциями, словами и так дале. Это и есть трудная проблема сознания - философский термин в аналитической философии и когнитивистике. Сформулировал эту проблему первым не Чалмерс, но именно Чалмерс сделал ее популярной в девяностые на своем легендарном выступлении в Туссане. Итак, трудная проблема сознания: почему процессы в мозге сопровождаются квалитативными состояниями?

Это что такое квалитативные состояния. Теперь что такое эпифеноменализм. Для ответа на этот вопрос нужно знать, что такое каузальная замкнутость физического. Это просто: любое физическое явление имеет физическую же причину (кауза по-латыни). Человек поднимает руку, чтобы кого-то ударить, например. Рука - физический объект, и потому ее движения объясняются физическими причинами: мышцы крепятся к костям, сгибают кости, электронные импульсы передают сигнал, и вся вот эта биохимия. Итак, причина поднятия руки чисто физическая, и других, нефизических причин у физических явлений быть не может - это называется каузальная замкнутость физического.

Какую же роль в этом действии играет желание ударить врага? Это желание - квалитативное состояние. Здравый смысл, который берут во внимание все феноменологи, говорит нам, что именно это желание является причиной действия. Однако это противоречит каузальной замкнутости физического. Попытки примирить эти два положения представляют собой историю аналитической философии 20-21 века.

Преамбула затянулась. Продолжение следует.

@темы: аналитическая философия