Советские дети, смотревшие сериал "В поисках капитана Гранта", где были вставки про Жюль Верна, хорошо знают, что время писателя, XIX век, это время науки и прогресса, веры в науку и прогресс, которые решат все проблемы человечества с помощью рационального управления и овладения тайнами природы. Бороться и искать, найти и не сдаваться!

О том же говорит и Базаров, и Саня Григорьев в "Двух капитанах", и герои Стругацких. Линия ясна, и хоть расцвела она в XX веке, истоки ее лежат в XIX-м, именно в тогдашнем европейском мейнстриме. Цайтгайст XIX-го века властно внушал идеи прогресса всем мыслящим людям

Ясперс однако рисует другую картину. В 1931 году он написал свою работу "Духовная ситуация времени", где впервые употребил слова "экзистенциальный кризис", чем и привлёк моё вялое внимание. В течение учебного года было совершенно не до того, а в отпуске тучи немного рассеялись, и я открыла сегодня его труд, чтобы узнать следующее.

Пиком и вершиной прогрессизма в европейской истории был XVIII век, а вовсе не XIX-й. Всё это столетие, начиная с 1830-х годов, лучшие умы Европы пишут о надвигающемся кризисе, смерти, разложении, о том, что мы не можем сделать ничего, разве что несколько подготовить своих детей к грядущей и неизбежной гибели. В общем, Шпенглер в 1916-м, своим "Закатом Европы" выразил, по Ясперсу, давно известное общее место - alles geht zugrunde, всё закатывается, никакого оптимизма и перспективы. К XX-му веку кризис углубился, но возник он не после Первой мировой, а на сто лет раньше.

Странно для меня, если это так. Получается, мы в своем русском зеркале опять не так всё отразили.

@темы: прогресс, Ясперс