Записи с темой: кино (16)
Судзумэ, закрывающая дверь.
Огонь.
Шпион, выйди вон.
Быстрее пули.
Мир Дикого Запада.
Счастье (дорама).
Холоп-2.
По щучьему веленью.
Майор Гром. Трудное детство.
Майор Гром. Игра.
Клетка.
Запределье.
Бюро легенд. 1 сезон.
Кунфу Панда-4.
Сто лет тому вперед.
Ампир V.
Шугар.
Фоллаут.
Андор.
Слушатель (дорама).
Открытие ведьм. 1 сезон.
Кирику и колдунья.
Гордость, предубеждение и зомби.
Мальчик и птица.
Воспоминания о Марни.
Маленький принц (2015).
Турист (2021).
Экстремальная работа.
Сон смешного человека (мультфильм).
Перевал Дятлова.
Великан.
Час пик – 1, 2, 3.
Треугольник (2009).
Земля приливов.
Алхимия душ.
Достать ножи-2.
В лучшем мире.
Существо из Кёнсона.
Чикагская пишущая машинка.
Гакситаль.
Весна, лето, осень, зима и снова весна.
RRR.

Смотрю и надеюсь досмотреть в этом году: У края бездны. К2. Хороший доктор (Южная Корея).

@темы: кино, итги года

В день рождения Алисы включила «Страну приливов» Терри Гильяма. Книжку об Алисе я прочитала уже взрослой, советский мультфильм хорош, но не из самых любимых, пластинка с Высоцким меня не коснулась, поскольку я уже следующее поколение, так что сюжет этот для меня периферийный. За датами я не слежу и о том, что сегодня день Алисы, узнала от Екатерины Ракитиной в сети, а о том, что фильм Гильяма про Алису, я не помнила совершенно. Фильм я видела лет пятнадцать назад, и он меня поразил до такой степени, что подробностей память не сохранила: остался в сознании целостный гештальт, без деталей, ударяющий по нервам как молния. Почему, спустя много лет, именно сегодня? Астральный шнур.

С первой минуты весь фильм насыщен отсылками к Алисе: Джелиза-Роза, восьмилетняя девочка, читает «Алису» вслух и рассматривает картинки, в сюжете есть кроличья нора, в которую кто-то проваливается, Черная, она же Красная, Королева, зеркало, головы, отделенные от плеч, и прочие чудища, которых я наверняка узнала бы, если бы любила эту книгу так сильно, как режиссер.

Страна приливов – это американская глубинка, которая символизирует Ютландию, землю болот, фьордов, викингов и мертвых королев, сжигаемых после смерти. Всё это происходит на глазах у новой Алисы. Только Страна чудес и Зазеркалье, куда она попадает на этот раз, – страна мертвых. В ней обитают призраки, мертвецы и странные люди, то ли призраки, то ли мертвецы. Алиса спускается в ад из ада, без Вергилия и без кролика, с волшебными помощниками нечеловеческой природы, и остается нормальной в ненормальном мире. Правда, мир от этого нормальным не становится.

Не для семейного просмотра, только для взрослых, на свой страх и риск.




@темы: кино, Алиса, Страна приливов, Терри Гиллиам

После второго просмотра сериал стал только лучше. Главный вывод, который подтвердился после фильма: терроризм не лучше нацизма. Главный отрицательный персонаж – ужас всех миров Джулиана Крейн. Все герои, кроме Джулианы, поражают адекватностью и психическим здоровьем несмотря ни на что. Книгу я не продвинула дальше второй главы. Большая часть текста – визуализация нового альтернативного мира после победы Рейха, а это гораздо лучше и быстрее делает кино. Отлично, что эта книга вдохновила Фрэнка Спотница на создание сериала, а больше мне от нее ничего и не нужно.

Больше всего в сериале меня интересует проблема интеграции в состав имперского народа. Показаны две империи на территории нынешних США: Великий Нацистский Рейх и Японские Тихоокеанские Штаты, разделенные нейтральной зоной. В Рейхе полностью зачистили евреев и негров, но белые американцы интегрированы в элиту, служат и в СС, и в министерстве пропаганды, и сражаются за Рейх не из-под палки. В ЯТШ всё гораздо хуже. Там нет ни одной группы из местных, на кого японцы могли бы опереться. Классический японский национализм, который позволяет японской нации сохраниться и переработать себе на пользу все инокультурные заимствования, не позволяет включить в состав имперского народа никакую другую этнокультурную группу. В полиции, армии и администрации только японцы. Даже такие искренне очарованные японской культурой местные как Чилден навеки остаются вторым сортом, у Японии нет средств его поощрить за это, разве что кемпейтай не будет громить его магазин. Порог ассимиляции очень высокий. Так в России XIX века относились к крещенным полякам: с глубоким недоверием и без малейших перспектив. Разве что какой-то налог можно не платить, но социального капитала за интеграцию ноль. Я пока не поняла, как предлагают решать эту проблему современные русские националисты, начиная с Крылова.

Звезда сериала – Руфус Сьюэл, обергруппенфюрер Джон Смит. Не хуже Джоэль де ла Фуэнте, старший инспектор Такеши Кидо. Кто не смотрел, у тех впереди много удовольствия. А я теперь ищу что-то подобное. Вот пробую «Андор».

@темы: кино, Человек в высоком замке

В новом фильме про майора Грома есть столько всего, что невозможно оторваться от экрана: и летающий киборг, и бунт машин, и заговор против полиции, и сумасшедший гений, и врач, ставящий опыты на людях, и отряд мертвецов – что угодно! Но человека, выросшего в СССР, больше всего впечатляет ответ Жеглову в финальной сцене.
Для советского зрителя спор Жеглова с Шараповым – один из краеугольных камней идентичности. Каждый знает, в чем суть спора, и каждый как-то определился по этому вопросу. Жеглов подкладывает карманнику Кирпичу в карман кошелек, который тот вытащил из сумки пассажирки автобуса, но успел бросить на пол. Благодаря этому Кирпич отправляется в тюрьму, и как говорит Жеглов, «вор должен сидеть в тюрьме, и людей не интересует, каким образом я его туда посажу». Шарапов отвечает на это, что суд бы кошелек не признал, и Кирпича отпустил, и это правильно!
Вот в финале «Майора Грома» идет суд, и именно по вопросу превышения должностных полномочий полицейскими, которые ловят преступников. Майор Гром никогда не боялся превышать – для пользы дела и безопасности жителей. На суде он осознает свою ошибку и прямо говорит, что цель не оправдывает средства, и его нужно судить по всей строгости закона.
За сорок лет Жеглов превратился в Игоря Грома.


@темы: кино, Глеб Жеглов, Майор Гром

Волшебный фильм RRR заставил вспомнить классический текст Александра Секацкого «Шпион и разведчик как инструменты философии».

Книга построена на сериале «Семнадцать мгновений весны». Каждую ночь Штирлиц включает передатчик, чтобы получить радиограмму от Алекса Юстасу, с тем самым важным заданием всей жизни. Ждет, когда оно придет, его мгновение. А до тех пор укрепляет свою легенду: отлично работает в разведке, добивается высоких постов, получает награды от рейхсфюрера. Время идет, Алекс не выходит на связь, мгновение не приходит. И Штирлиц начинает понимать, что все эти годы он просто работал на врага.

В той же ситуации оказался главный герой RRR: ради своей миссии он служит в полиции, арестовывает лидеров сопротивления и чуть не убил лучшего друга – героя освободительной борьбы. Ужасная Британская империя подавляет отважных индийских патриотов благодаря его безукоризненной легенде. Он сам – творец многих отвратительных явлений, которые он больше всего и ненавидит.

Секацкий видит в этой истории один из вечных сюжетов каждой человеческой жизни. У индийского полицейского получилось вырваться в другой – когда он стал богом огня.

@темы: кино, RRR, Секацкий

Фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Михаила Локшина я смотрела в Луганске, в кинотеатре. Роман люблю с детства, видела все экранизации. Мое главное впечатление после просмотра этой можно передать словами: «Наконец-то и эта книга дождалась нормального киновоплощения».

При всем уважении к создателям предыдущих версий и признании их творческих находок, в этом случае получилась наконец связная цельная история, логичная и недлинная. Не все булгаковские образы и идеи нашли воплощение, но основные моменты сохранены, и они все принадлежат автору.

Многоязычие в ленте – интересный ход, и идея Булгакова. Он не пишет по-латыни или по-гречески, но всегда указывает, на каком языке говорят герои. Маргарита получилась даже приятней, чем у автора. В романе было «Заломы рук! Закаты глаз! Я вам устрою декаданс!», а в кино она гораздо более адекватная. Двойная смерть в финале – строго по тексту. Проявлены все подтексты о писательской борьбе, критиках, статусе и протестах, возможно, понятные без слов в советские времена, но уже требующие расшифровки сейчас. Расшифровка дана.
Наконец-то правильно показан Пилат, как человек средних лет, энергичный и решительный. Очень жаль, что линия с Иудой не доведена до конца, но смысл ее в общем подытожил Алоизий и свою роль она сыграла.

Несомненный плюс фильма – свита Воланда показан инфернальными исчадиями ада, никакого гламура или интеллектуальности, никакой привлекательности, отходит на второй план даже признание их некоторой необходимости в мироустройстве, поскольку они карают моральных уродов и преступников. За Маргариту просто страшно, что она связалась с такими отморозками.

Лучше всех Воланд. Это лучший Воланд из тех, что я видела, и лучший актер в фильме. Отлично, что его смогли привлечь, его работа великолепна.

Меня всё устраивает. Я буду пересматривать. И перечитывать.

@темы: кино, Мастер и Маргарита

Кинотексты «Трудно быть богом» обсудят в Луганске. Философское монтеневское общество приглашает всех любителей фантастики, кино и философии на доклад Валентины Патерыкиной в среду 7 февраля!

Начало в 15.30 в Русском центре Библиотеки Горького. Вход свободный.




@темы: кино, фантастика, ТББ, ФМО

Замечательный фильм 2021 года о том, как пожарники тушат лесной пожар в Карелии. В главных ролях – Константин Хабенский, Тихон Жизневский, Иван Янковский. Всё очень хорошо. Буря эмоций. Рекомендую для семейного просмотра однозначно.

@темы: кино

Фильмы последних лет, которые я посмотрела несмотря на неоднозначные или прямо отрицательные отзывы, и не пожалела:
«Союз Спасения»;
«Лёд»;
«Ход королевы»;
«Однажды в Голливуде»;
«Барби».
И сюда же инверсия: фильм, который я посмотрела с самыми лучшими рекомендациями, и была страшно разочарована:
«Самый лучший день» (да, я знаю, кто его снимал).


@темы: кино

Религиозные традиции в современных обществах подвергаются трансформации под воздействием экспансивной западной культуры, транслирующей свои ценности в межкультурной коммуникации. Современная секулярная культура западной цивилизации формировалась под сильным влиянием идей Просвещения, выраженных в философии деизма. Философия деизма в Европе оказалась переходной стадией на пути к атеизму и секуляризации культуры. Религиозный вакуум в XIX–XX вв. был заполнен оккультизмом, различными духовными практиками, учениями сект, сформировавших духовный климат постхристианской современной культуры. Антиклерикальные идеи эпохи Просвещения, направленные на борьбу с традиционными религиями, актуализируются в странах, где традиционные верования до сих пор сильны. Одной из таких стран является Индия. Трансформация традиций в сторону терпимости к разным религиям под влиянием идей европейского Просвещения наблюдается в Индии, которая является пространством взаимодействия европейских и местных культур в течение нескольких столетий. Рассмотрим реализацию антиклерикальных идей Просвещения в фильме «ПиКей».

ПиКей – здравый смысл против религии

«ПиКей», альтернативное название «Гость» – индийская научно-фантастическая комедия, снятая режиссёром Раджкумаром Хирани в 2014 году на языке хинди. Сюжет рассказывает об инопланетянине, прибывшем на землю и втянутом в противостояние с религиозным гуру. Главную роль в фильме исполнил известный болливудский актер Аамир Хан.
Основная тема фильма – борьба против религиозной нетерпимости. ПиКей, прилетевший на Землю из космоса, не имеет никаких религиозных, расовых, культурных предрассудков, он судит обо всем, что ему встречается, с позиций чистого разума, здравого смысла, который подсказывает, как поступить. Основная философская идея фильма заключается в том, что Бог един, люди почитают его под разными именами, и ссорятся из-за своего понимания Бога, в то время как по сути поклоняются одному и тому же высшему существу.
Борьба героя против религиозной нетерпимости выступает как последовательный антиклерикализм. Создатели фильма убеждают зрителя, что все религиозные споры – продукт интриг священнослужителей разных культов, которые заинтересованы в том, чтобы их паства была необразованной, невежественной, запуганной и одновременно агрессивной. Такими людьми легко управлять, натравливать их друг на друга, не давать им задуматься о смысле своей жизни, своем внутреннем мире, мере своей ответственности за собственные поступки и религиозную жизнь. Подобное управление людьми отключает их от религиозного опыта, переживаемого как внутреннее духовное самосовершенствование, превращает их в послушных рабов лидера тоталитарной секты. Парадоксальным образом в фильме религиозная жизнь снимается, сущностно уничтожается. Необходимость разрушить власть служителей культура обусловлена тем, что религиозной жизни как таковой не существует, в финале духовного развития личности находится разумный человек, следующий законам здравого смысла и не связанный ни с какими потусторонними личностями.
В своей борьбе против религиозных лидеров разных культов и конфессий ПиКей опирается на две силы – это простые люди Индии и рационально устроенные по европейскому образцу средства массовой информации. Простые люди Индии, обманываемые и обворовываемые священниками всех мастей, воплощают в себе здравый человеческий смысл, который рвется наружу и способен привести человека к правильному решению, если убрать церкви и секты, которые ему мешают. СМИ Индии, поддерживающие ПиКея в его борьбе, представляют собой просвещенную элиту общества, которая понимает, что происходит на самом деле, и стремится распространить свое знание во всех слоях общества, чтобы освободить заблуждающихся сограждан и привести их к мирному сосуществованию, устранив нетерпимость на религиозной почве.
Итак, ключевые идеи фильма – антиклерикализм, поддержанный здравым человеческим смыслом и просвещенными на европейский лад элитами. Вся эта система идей строится на мысли, что Бог един, все познают его по-разному, а любые церкви стоят между людьми и Богом ради наживы священников. Более того, общение людей с Богом невозможно в принципе, Бог создал мир, но не вмешивается в его дела и не поддерживает никого из людей в их сиюминутной глупой борьбе. Указанные идеи представляют собой идеологию европейского Просвещения XVIII века, ярко выраженную в творчестве Вольтера.

Деизм Просвещения: разум против религии

В эпоху Просвещения происходит отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания. Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения, которое считается первоисточником всех ошибок и суеверий. Просветители борются против власти церкви, выступают за свободу научного и философского мышления (при условии, что оно либеральное и материалистическое). Основным мировоззрением становится деизм. Большинство философов Просвещения, включая Вольтера, являются деистами, но в эпоху Просвещения появляется и много атеистов.
Концепция деизма выражается в идее Бога как часовщика с опорой на идеи рационализма. В философии рационализм вселенная понимается как сложный механизм, моделью которого могут быть часы, состоящие из множества прилаженных друг к другу деталей. Бог завел часы в первый миг творения, и больше не вмешивается в работу механизма, дальше все идет своим чередом. Если в Средние века люди постоянно общались с Богом в молитвах, жили на глазах у Бога, знали, что Бог может им помочь или помешать, то в философии Просвещения это признается предрассудком, с которым надо бороться. Самым разумным является устройство мира-механизма, и Бог должен был поступить разумно, как философ-рационалист, то есть создать механизм, в работу которого не нужно вмешиваться.

Либералы против церкви

В обезбоженном мире всякое общение с Богом теряет смысл, и тем более становится бесполезной церковь как инстанция, обеспечивающая такое общение. Уничтожение авторитета церкви является одной из главных целей просветителей. Либеральными философами эпохи Просвещения провозглашается право каждого человека на самостоятельное суждение и принятие самостоятельных решений, не опираясь на любые авторитеты, в первую очередь на авторитет церкви. В этой связи Вольтеру приписывается фраза, отражающая дух эпохи Просвещения: «Я не разделяю Ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать». На самом деле авторство принадлежит английской писательнице Эвелин Холл и прозвучало в её книге-биографии Вольтера «The Friends of Voltaire»: «I disapprove of what you say, but I will defend to the death your right to say it».
Эта фраза является одним из девизов либералов вплоть до наших дней, однако в реальности она никогда не исполняется и используется для манипуляций. Либералы наших дней не отличаются критическим мышлением и не поощряют разнообразие взглядов. Если речь идет об одобренной повестке, то малейшее отклонение в сторону запрещено. Либеральное учение строится по типу тоталитарной секты. Либералы – это не люди разных взглядов, а люди, которые думают одно и то же по ключевым вопросам, таким как права меньшинств, традиционные религии, Black lives matter, вегетарианство и так далее. В этих вопросах никакое разнообразие не только не поощряется, но категорически запрещается. Французский историк начала ХХ века Огюстен Кошен показал, что такова была и ситуация во времена Вольтера: существовал ряд вопросов (борьба с католицизмом, ненависть к монархии), по которым малейшее разногласие во мнениях было запрещено.

Вольтер против церкви

Важнейшей темой философов Просвещения, сохранившей свое значение с XVIII века до наших дней, является антиклерикализм. Религиозный фанатизм как следствие клерикализма занимает видное место в философской критике просветителей, включая Вольтера. Наиболее полно вольтеровский антиклерикализм, неразрывно соединенный с критическим изучением религий и церквей в их прошлом и настоящем, выражен в таких его произведениях, как «Важное исследование милорда Болинброка, или Могила фанатизма» (1767), «Боги люди» (1769), «Письма Амабеда» (1769), «Наконец-то объясненная Библия» (1776), «История установления христианства» (1777).
Вольтер – неутомимый и беспощадный критик церкви и клерикалов, которых он преследует как аргументами логики, так и сарказмом. В этой связи его лозунг, направленный против католической церкви, гласил: «Écrasez l’infâme» («Раздавите гадину»). Этот лозунг показывает, что Вольтер отнюдь не собирался отдавать жизнь за право человека высказывать мнение, отличное от мнения Вольтера, если этот человек принадлежал к католической церкви.
Преодоление религиозной вражды на основе здравого смысла является для Вольтера важнейшей задачей. Радикально опасность религиозного фанатизма будет устранена, считал Вольтер, лишь в результате эффективного просвещения философией всего человечества.
Для устройства счастливой жизни Вольтер считал необходимым прекратить все теологические споры и диспуты о преимуществах какой-либо религии перед другими. Люди должны читать не пронизанные религиозным фанатизмом книжицы, являющиеся «попросту пищей для гражданской войны дураков», а написанные в духе свободомыслия произведения Цицерона, Монтеня, Лафонтена, так как «подобное чтение незаметно располагает людей к согласию, до сих пор вызывавшему отвращение у всех теологов». Люди тогда станут смотреть друг на друга, как на братьев, «будь то деист, турок, язычник, христианин-грек или христианин-латинянин, англиканин или скандинав, иудей или атеист...».
Таким образом, в философии Вольтера мы находим деистическую концепцию Просвещения в отношении религиозной жизни. Религиозные различия возникли искусственно, они не имеют значения, поскольку религиозная жизнь как таковая невозможна. Бог-часовщик не занимается миром, поэтому смешно претендовать на то, что какая-то конкретная церковь правильно его почитает, поскольку никакое общение между человеком и Богом невозможно. Религиозная нетерпимость исчезнет, когда все люди поймут, что фактически Бога нет, или Он есть, но с Ним невозможно общаться, что одно и то же. Так деизм приходит к атеизму, выплескивая с водой ребенка. Достижение всеобщей религиозной терпимости возможно путем устранения религиозной жизни как таковой, замены религиозного общения на моральные нормы и культ здравого смысла.

Объективность мифологии в философии Шеллинга

История показала недостижимость этого идеала, ущербность которого можно обосновать и философски, привлекая для этого философию религии, в частности, философию мифологии Й. В. Ф. Шеллинга.
Немецкий философ Шеллинг в своих работах обосновывает объективность мифологии. Он показывает, что мифология не может быть выдумкой отдельных людей, которая силой навязана остальным. Мифологические представления обладают такой объективной силой, что могут перевесить требования природы, жадность и жалость: люди приносили в жертву богам необходимые вещи, своих детей и собственную жизнь. Выдумка отдельного человека никогда не смогла бы получить такую власть над целыми народами.
Мифология также не является аллегорической схемой, в которую облекают открытые ранее философами научные представления о природе и человеке. Мифология по сути является теогонией, историей богов. Мифология в сознании представляет собой теогонический процесс, имеющий объективные основания. Боги в теогоническом процессе выступают с непререкаемой объективностью, у сознания нет выбора, принимать их или нет.
На христианском религиозном языке это означает, что хотя Бог един, помимо Бога существуют другие личности, которые могут вступать в общение с человеком. Общение с конкретными языческими богами формирует язык и нравы конкретного этноса. Таким образом, каждый народ молится своим богам, и реальность этих богов утверждена в его языке и нравах. Уничтожить религиозную сферу рациональной критикой невозможно, можно только заменить одних богов на других.

Тоталитарная секта как просвещенческий идеал

В то время как христианство предлагает человеку не ампутировать религиозное чувство, а направить его на нужный объект – Бога, создателя неба и земли, то деизм просветителей под лозунгом борьбы против религии поставил на место Бога такие не подлежащие критике объекты как разум, научность, демократия. Общение с этими объектами невозможно, поэтому духовная жизнь просвещенного человека сводится к слепому подчинению лидерам, через которых транслируются просветительские ценности.
Таким образом, в описании церкви просветители объективировали свой собственный идеал, воплотили то устройство мира, которое они считают нормальным и естественно следующим из общих положений здравого смысла. Антиклерикальная критика Вольтера и просветителей направлена на уничтожение традиционных религий и замену их тоталитарными сектами, предписывающими слепое повиновение тому, что лидеры понимают под разумом.

Простодушный в Индии

Фильм «ПиКей» связан с Вольтером не только общей идеей деизма и антиклерикальной критики, но и образом главного героя. Центральный образ фильма – инопланетянин ПиКей, прибывший из другого мира, не зараженный предрассудками местных жителей и способный увидеть ошибочность их поведения. Это помещенный в современный контекст персонаж книги Вольтера «Простодушный».
Главный герой повести – сын французского аристократа, потерянный в детстве в Новом свете и воспитанный гуронами. Когда он вырос, его нашли и вернули во французское общество, значительное место в котором он должен занимать по праву рождения. Простодушный оказывается во Франции, не зараженный предрассудками цивилизованного общества, судит обо всем с позиций здравого смысла и разума, видит все нелепости и глупости общественного устройства. Острие критики направлено в первую очередь против церкви и религиозных предрассудков. Очевидно, что по основным характеристикам образа и сюжета Простодушный совпадает с ПиКеем. Кроме того, любовная история Простодушного заканчивается несчастливо – его любимая умирает, сраженная несовершенством общества. В фильме любовная линия ПиКея тоже заканчивается несчастливо, хоть и оптимистично: ПиКей отказывается от любимой, которая обретает своего возлюбленного после того, как ПиКей разрушил заговор лидера религиозной секты, намеревавшегося разлучить влюбленных разных религий. В фильме разные ипостаси Простодушного получают разное экранное воплощение: антиклерикальная борьба отделяется от любовной истории, и каждую линию воплощает свой персонаж. В то же время общие контуры сюжета сохраняются согласно канонам постмодернистской эстетики.
Таким образом, в индийском ильме «ПиКей» воплощено идейное содержание, основные повороты сюжета и главный герой повести Вольтера «Простодушный». Традиционная индийская религиозная жизнь критикуется в фильме с позиций просветительской философии. Создатели фильма транслируют деистическую философскую позицию, показывая, что религиозные споры не имеют смысла, поскольку Бог не вмешивается в дела людей, и все вопросы можно решить с позиций здравого смысла. Антиклерикальная борьба ведется двумя силами – простыми людьми Индии, носителями здравого смысла, и просвещенными элитами, носителями западных идей. Необходимость антиклерикальной борьбы обусловлена тем, что служители культа являются манипуляторами, которые наживаются на невежестве прихожан, запугивая их в корыстных целях.

Культ разума – тоже культ

Фактически антиклерикальная критика, направленная против традиционных религий, приводит к насаждению культа разума, который требует слепого подчинения тому, что считается разумным и научным в настоящий момент. Подлинная борьба с политеизмом, приводящим к нетерпимости, возможна не на пространстве просвещенного разума, которое сконструировано искусственно и не может существовать без целенаправленного насаждения деистических и атеистических идей, а на религиозном поле. В этом случае религиозное чувство сохраняется, но направляется на общение с Богом. Подлинное освобождение от нетерпимости – это не Просвещение, а христианизация, что в условиях поликультурной и поликонфессиональной Индии является очень сложной задачей. В то же время попытки представить традиционные религии как плод манипуляций служителей культа подменяют проблему и не позволяют не только ее решить, но и четко сформулировать.
Итак, в фильме «ПиКей» показано на уровне образов и выражено в структурном оформлении материала взаимодействие традиционной индийской религиозности и философии эпохи Просвещения. Идеи Вольтера применяются на современном материале. Замена конкретных культов абстрактным культом разума может быть успешной в силу общей десакрализации мира, однако в настоящее время, в период пробуждения Бога, которое началось в конце ХХ века, такая попытка деконструировать культы скорее приведет к замене их какими-то нетрадиционными формами религиозности, то есть оккультизмом, духовными практиками и так далее, которые также разрушительны для духовной жизни человека.
2023


@темы: кино, Вольтер, ПиКей

Японский фильм «Страшная воля богов» (2014) показывает, что боги во множественном числе – это всегда бесы. Именно так в христианской традиции изображаются черти и их взаимодействие с человеком: издевательства, обман и чистая злоба.

В книге Иова, когда Сатане разрешается соблазнить праведника, не появляются слоны на длинных ножках, томные красавицы и дивные сокровища, а начинаются пытки и издевательства. Это показывает, что на бывших и нынешних христианских территориях бесы пока несколько ограничены в своих возможностях творить зло и вынуждены мимикрировать, действовать тоньше (ненамного тоньше, но тем не менее).

В японском фильме показано, что бывает, когда их не ограничивают: трупы штабелями, крови по колено и непременная цель – заставить людей подставлять друг друга, закрываться другими, чтобы выжить самому. Хотя даже в этих жутких обстоятельствах система дала сбой, когда девушка пожертвовала собой, но внятного объяснения происходящего нет и правильные действия возможны только бессознательно.

Так что в целом выхода нет. В этом и подобных фильмах эмпирически фиксируется тот факт религиозной жизни, что у людей нет шансов против злобы и могущества так называемых богов, но в то же время нет ответа, почему они так относятся к людям. Этот ответ дается за пределами Азии, в христианской священной истории.

@темы: кино, Япония, Страшная воля богов

Доклад Нины Ищенко опубликован в сборнике материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Традиционные общества: неизвестное прошлое», которая состоялась 25–26 мая 2022 г. в Челябинске. Доклад «Идеи эпохи Просвещения в индийском фильме «ПиКей» (2014)» посвящен анализу межкультурного взаимодействия европейской и индийской культур на примере индийской киноадаптации «Простодушного» с известным индийским актером Ахмед Ханом в главной роли.

Создатели фильма транслируют деистическую философскую позицию, показывая, что религиозные споры не имеют смысла, поскольку Бог не вмешивается в дела людей, и все вопросы можно решить с позиций здравого смысла. Антиклерикальная борьба ведется двумя силами – простыми людьми Индии, носителями здравого смысла, и просвещенными элитами, носителями западных идей. Необходимость антиклерикальной борьбы обусловлена тем, что служители культа являются манипуляторами, которые наживаются на невежестве прихожан, запугивая их в корыстных целях. Фактически антиклерикальная критика, направленная против традиционных религий, приводит к насаждению культа разума, который требует слепого подчинения тому, что считается разумным и научным в настоящий момент. Подлинная борьба с политеизмом, приводящим к нетерпимости, возможна не на пространстве просвещенного разума, которое сконструировано искусственно и не может существовать без целенаправленного насаждения деистических и атеистических идей, а на религиозном поле. В этом случае религиозное чувство сохраняется, но направляется на общение с Богом. Подлинное освобождение от нетерпимости – это не Просвещение, а христианизация, что в условиях поликультурной и поликонфессиональной Индии является очень сложной задачей. В то же время попытки представить традиционные религии как плод манипуляций служителей культа подменяют проблему и не позволяют не только ее решить, но и четко сформулировать.

Скачать бесплатно на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/11/23/идеи-эпохи-просвещения-в-индийском-фи/

@темы: кино, Индия, Просвещение

В самарском журнале «Семиотические исследования» опубликована статья Нины Ищенко, посвященная семиотическому анализу образов современного кино, отсылающих к гностической мифологии. В статье структурно-семантическим методом проанализированы план выражения и план содержания американского фильма «USS Каллистер» (2017). Рассмотрены четыре уровня анализа знаков в кино: знаки трех типов, из которых складывается характерологический признак персонажа, отсылающий к характеру, понимаемому как личность, которая, в свою очередь, является символическим выражением мифа. В кинотексте «USS Каллистер» средствами кинематографа созданы
гностические образы Демиурга и Софии, а также реализованы такие гностические идеи, как иерархия миров, гнушение плотью, жизнь душ в материальном мире под властью злого Демиурга и спасение–разрушение мира Софией.

Скачать бесплатно на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/11/02/демиург-и-софия-в...

@темы: кино, гностики, Каллистер

Короткий сериал (6 серий) об испытаниях атомной бомбы в Австралии в пятидесятые годы. Помимо раздвигания окна Овертона по применению ядерного оружия, фильм интересен тем, как здорово в нем воспроизводится атмосфера опасного пограничья, в которой Донбасс существует с начала войны 2014 года. Военные, чиновники, журналисты, испытания, проверки, отчеты, невменяемое начальство, внезапные аборигены, шантажисты, маньяки и двойные агенты сменяют друг друга и сосуществуют вместе. При абсолютной жизненности деталей градус сюра нарастает с каждой серией, и совершенно очевидно, что после финальных титров эта жизнь продолжается точно так же.
Сильный эффект узнавания. Если смотреть, то из-за этого.


@темы: кино

В современном постхристианском мире в ситуации пробуждения Бога актуализируются различные религиозные системы, которые транслируются в разные семантические среды. Для человека массовой культуры усвоение литературного текста становится проблемой, и основные идеи, имеющие мировоззренческую ценность, воплощаются с помощью новых знаковых систем, включая язык кино. Наряду с традиционными религиозными системами в культурном пространстве распространяются и маргинальные религиозные системы, включая гностическую. Рассмотрим воплощение гностических идей в британском фильме «USS Каллистер» (2017).
Фильм «USS Каллистер» является первой серией четвертого сезона британского телесериала «Черное зеркало» (2011 – 2019). Каждая серия представляет собой сюжетно законченное повествование, актерский состав в сериях не повторяется. Серия «USS Каллистер» – аллюзия на сериал «Звездный путь» (англ. Star Trek, Стартрек), представляющий собой американскую научно-фантастическую медиафраншизу, то есть несколько телесериалов и полнометражных фильмов. Проект «Стартрек» внес существенный вклад в массовую культуру и породил оригинальную субкультуру, к которой отсылают визуальные образы фильма «USS Каллистер».
В этом фильме средствами кинематографа создана интерпретация гностических образов Демиурга и Софии, а также воплощены такие гностические идеи как иерархия миров, гнушение плотью, похищение Демиургом душ из высших космических сфер, жизнь душ в материальном мире под властью злого Демиурга и спасение-разрушение мира Софией. В кинофильме также полемически опровергается гностическое представление о том, что Бог Ветхого Завета является злым Демиургом гностического космоса.
Учение гностиков возникло в начале нашей эры в средиземноморской ойкумене. Для гностиков характерно представление об иерархии миров, порождающих друг друга, причем каждый последующий мир хуже предыдущего, потому что согласно основному принципу платонической философии порождаемое хуже, чем порождающее. Разные гностические направления насчитывают от тридцати до трехсот шестидесяти пяти миров, каждый из которых немного хуже предыдущего.
Наша Земля для гностиков – это самый худший их миров, созданный из самой материи зла. Создатель нашего мира Демиург на самом деле только упорядочил материю космоса. В некоторых гностических учениях Демиург также называется Умом. Демиург не в силах создать души людей, и вынужден воровать их из высших сфера, зато является полным властелином над материей, являющейся злом. Чтобы держать людей в подчинении, Демиург их обманывает и запугивает. От людей Демиургу нужно восхваление и почитание, которого он не заслуживает, поскольку не является Первым Богом, но это почитание он получает от запуганных им людей, заставляя их участвовать в бессмысленных ритуалах.
Цель человеческой жизни для гностика – осознать ситуацию и выйти из этого мира, вернуться в высшие божественные сферы. Тело для гностиков отвратительно, поскольку это часть материального мира. Выйти из нашего мира должна только душа. Выход души из мира обеспечивается тайным знанием – гнозисом, откуда название «гностики». Это знание о сути мира и знание о конкретных ритуалах, которые нужно провести, чтобы его покинуть. В рамках гностической теологии самоубийство – продуктивная стратегия, однако гностики редко его практиковали, поскольку верили в переселение душ, а выход из тела без нужного знания не позволяет уйти в высшие сферы космоса, а лишь заставляет душу вселиться в новое тело.

Дальше читать на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/04/07/демиург-и-софия-в...

@темы: кино, гностики, Черное зеркало

Я читатель, а не зритель. Если есть свободное время, я лучше посижу с книжкой, чем перед экраном. Кроме того, современный мир кино и аниме так велик, непредсказуем и мало настроен под меня, что многое я не досматриваю, и поэтому многое пересматриваю, но эти пересмотры в список не попали. Кроме того, список фильмов я веду не очень аккуратно, кое-что осталось за кадром. Но в общем и целом 2021 год выглядел так:
1. Белая принцесса (отлично, шекспировский размах; но нужно смотреть после «Белой королевы»).
2. Эффект Манделы (беспомощная ерунда).
3. Избави нас от лукавого.
4. Киллер Джо (жесть, но с хорошим концом, как в сказке).
5. Мисс Петигрю живет одним днем.
6. Шерлок в России (неплохо).
7. Неадекватные люди-2 (какой-то кошмар).
8. Великолепный мистер Фокс (отлично).
9. Женщина в золотом.
10. Мумбайский дневник (неожиданно и нелегко, необычное амплуа Ахмед Хана («Три идиота»), но в целом жизнеутверждающе).
11. Клетки за работой. Темная сторона.
12. Доктор Стоун.
13. Фокус.
14. Иллюзия обмана.
15. Шал, повелитель волков (отлично).
16. Универсам Пегас (здорово).
17. Клинок, рассекающий демонов.
18. Дьявол в деталях.
19. Джонатан Стрейндж и мистер Норрел (своеобразно; скорее да, чем нет).
20. Перо маркиза де Сада (для умников, а не для людей).
21. Побег из Данеморы (на мой взгляд, странный слитый финал – когда на последней стадии плана герои сломались на ровном месте).
22. Помни (впечатляет).
23. Прежде, чем я усну.
24. Здесь была Бритт-Мари.
25. Игра в кальмара.

Начато, не досмотрено, но шансы есть:
1. Отчаянные романтики.
2. Карточный домик.
3. Метод Комински.
4. Небесный замок.
5. Доктор-заключенный.

@темы: кино, аниме, сериал