Записи с темой: фэнтези (6)
В сборнике докладов конференции «Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций» (Санкт-Петербург, 2023 год) опубликован мой доклад о романе «Голодный грек». В докладе анализируются несторианские идеи, представленные
в фэнтезийном романе современной российской писательницы Елены Хаецкой. Действие романа разворачивается в середине XIII в. Фигура главного героя и форма романа-путешествия сближает книгу Хаецкой с романом Умберто Эко «Баудолино». Главные герои обоих романов живут и действуют в обширных евразийских степях, в тени важнейшего события XIII в. — падения Константинополя, Баудолино — до происшествия, а Феодул после. Оба путешествуют не только в географическом, но и в культурном пространстве, попадая в страны, населенные вымышленными народами, стоящими между человеческой
и нечеловеческой природой. Соединение двух природ в полулюдях имеет параллель в несторианском богословии, исследующем взаимоотношения двух природ Христа. Биография Нестория и его учение также является предметом изображения в романе. Таким образом, проблема соединения двух природ в одном существе решается в книге как на уровне художественного оформления материала, так и на уровне авторской рефлексии. Оба уровня исследуются в статье.

Читать и скачать на сайте: ninaofterdingen.ru/2024/01/23/репрезентация-нес...

@темы: фэнтези, Византия, Елена Хаецкая

Журнал русской словесности «Литературные соты» опубликовал мою рецензию на книгу Елены Хаецкой «Голодный грек, или Странствия Феодула». Это небольшая часть моего огромного долга любимой писательнице, чьи книги я читаю и люблю уже больше десяти лет.

«Голодного грека» я сначала читала как русского Баудолино. Потом узнала, что он написан за два года до итальянского романа. Почему независимо друг от друга итальянский и русский авторы выбрали одно ключевое событие – падение Константинополя, и написали о путешествии на восток от Ромейской империи по вымышленным пространствам? Эту загадку я и попыталась решить в рецензии, попутно расшифровав несторианскую логику по учебнику византийской философии.

Несторианство – одна из христологических ересей V века, потрясшая и расколовшая православный мир. Разновидностью несторианства ромеи считали католичество, что уже говорит о важности темы. Насколько мне удалось установить, роман Хаецкой – первое на русском языке художественное произведение о Нестории, низложенном константинопольском патриархе, который отказался считать Марию Богородицей.

Рекомендую эту книгу всем, кто интересуется византийской историей, православным богословием, философией евразийства, культурным диалогом Руси, Византии и Орды, эпохой Крестовых походов, интертекстуальностью и смертью автора. Ну и просто любителям фантастики.

litsota.ru/nestorianskoe-bogoslovie-v-romane-xa...

@темы: фэнтези, Елена Хаецкая

В Луганск прибыл третий том проекта «Тайная история Тартарии». Книга называется «Что скрывает глухомань?» (2023). Рассказы и повести сборника созданы в жанре фантастика, сайнс фикшен, альтернативная история, мистический реализм. Авторы поставили себе задачу исследовать, что же находится в русской глубинке, вдалеке от центров принятия решений, в местах, где веками ничего не меняется. Так ли это? Так ли безмятежна и неизменна провинциальная жизнь? Ответы у каждого из авторов сборника свои, они часто неожиданные и всегда интересные.

Редакторы «Одуванчика» приняли участие в проекте «Тайная история Тартарии». В книге помещено стихотворение Елены Заславской "Маргиналии Дикого Поля (zaslavskaja.com/poeziya/marginalii-dikogo-polya...)", а завершается сборник послесловием Нины Ищенко под названием "Дорога рабства и тропа свободы в дебрях Глухомани (www.topos.ru/article/literaturnaya-kritika/doro...)".

Книга есть на Лабиринте (www.labirint.ru/books/900143/) и скоро будет на Литресе.





@темы: фэнтези, Тартария, Глухомань

В ходе работы над проектом «Тайна история Тартарии» я смогла прочитать неопубликованную повесть Вука Задунайского «Черта». Это историко-мистическое фэнтези, посвященное русской истории и конкретному географическому топосу на границе Московской и Калужской областей – городу Боровску, возле которого, как у невидимой черты, не раз останавливались вражеские нашествия на Москву. Эта непреодолимая черта и описывается в повести.

«Тайная история Тартарии» – литературный проект российских и донбасских писателей-фантастов, работающих в жанре мистического и исторического фэнтези. В книгах проекта собраны произведения, посвященные граням и рубежам русской истории и культуры, географическим и хронологическим границам между народами, племенами, будущими нациями, а также между мирами и временами, реальностью, историей и магией. Эти темы раскрываются и в повести «Черта» редактора проекта, Вука Задунайского. Повесть готовится к публикации, и данная рецензия предварительно знакомит читателя с произведением, которое скоро увидит свет.

Короткая повесть «Черта» имеет необычный хронотоп. Действие разворачивается в городе Боровске или его окрестностях в течение четырех разных исторических периодов. В хронологическом порядке это июль 1610 года, октябрь 1812 года, декабрь 1941 года и май 1987 года. Порядок эпизодов в повести иной и подчиняется художественному замыслу автора.

Первые три даты известны в русской истории – это периоды иноземных нашествий на Россию. В XVII веке, в период Смуты, в Боровск пришли поляки и немцы, в XVIII веке возле Боровска оказалась французская армия императора Наполеона, в ХХ веке через Боровск к Москве подходила немецкая армия Третьего Рейха. Исторические события, которые автор описывает точно, складываются в интересную картину: каждый раз вражеское нашествие останавливалось в Боровске или возле Боровска. Именно здесь в каждый из описываемых периодов происходит резкий перелом, и дранг нах остен сменяется контрнаступлением русской армии. Таким образом, загадка, которую автор задает читателю, ясна: почему именно маленький Боровск, с интервалом в несколько столетий, становится исходной точкой таких масштабных перемен?

Для ответа на этот вопрос автор переходит в мистическую и фэнтезийную реальность. Читатель входит в этом фэнтезийный мир постепенно, с первой части, посвященной ничем не примечательному 1987 году, одному из последних спокойных лет в истории позднего СССР. Спокойная размеренная жизнь позднесоветской провинции прорастает в другие измерения: в геополитическое и магическое. Именно в 1987 году на Красной площади приземлился самолет немецкого летчика Матиаса Руста. Этот перелет не был зафиксирован и отражен советской системой ПВО, что произвело в тот период эффект разорвавшейся бомбы, показав беззащитность СССР перед возможным нападением с воздуха. Не меньшее впечатление этот факт производит и сейчас. Для объяснения этой фантастической истории автор прибегает к фантастическому же допущению и обращается к древней языческой магии, к известной из русского фольклора истории об Алатырь-камне.

Продолжение на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/04/30/магия-и-реальност...

@темы: фэнтези, критика, Вук Задунайский

Заседание, посвященное книге Нины Ищенко «Борьба цивилизаций в «Отблесках Этерны»» (oduvan.org/wp-content/uploads/Ishhenko-Borba-ts...) состоялось 2 февраля 2022 года в Луганске. В Русском центре библиотеки Горького прозвучал доклад Арсентия Атояна «Взлёт и падение жанра фэнтези. О новой книге Нины Ищенко». Мнения автора книги и докладчика разошлись.

Докладчик подчеркнул, что перед читателем научная книга, в которой реализован философско-культурологический подход к произведению жанра фэнтези — циклу романов Веры Камши, по которому снимается сериал «Этерна».

«Перед нами именно серьёзное исследование о – не больше и не меньше, как о борьбе цивилизаций – русской и западной! Так полагать лёгкое и серьёзное в целостной сообщаемости эмоций и мыслей, возьмётся не каждый. Для этого нужно быть Ниной Ищенко – пионером метода параллельных реконструкций применительно к «Отблескам Этерны». Погрузиться в волшебный мир и наблюдать его критическим оком – таково искусство критика фэнтези и сериального рода чувствований», — заметил Арсентий Атоян.

Даёт ли фэнтези основание для рассмотрения последних и первых проклятых проблем бытия? Докладчик считает, что Нина Ищенко, где явно, а где и по случайному стечению мыслей, высоко оценивая цикл Веры Камши, имела причину и повод довести рассуждения не только до ворот империи, но и до грани смыслового перехода к вечному. Романная структура позволяет говорить философскими притчами и воплощать философию своего времени на самом разнообразном материале.

В чрезвычайно интересной, захватывающей и одновременно основательной философской книге Нины Ищенко через бесконечно удачные примеры и сентенции, претендующие на значимые обобщения, есть редукция борьбы цивилизаций, противопоставления западного и русского мира как непререкаемых и неизменных сущностей. По мнению автора книги, модели поведения настолько исключают друг друга, что конфликт и крах одной из сторон неизбежен. Однако докладчик считает, что нет хороших и плохих культур, шанс их сохранения – шанс разнообразного будущего. Взаимопроникновение культур, перемены кода неизбежны, и популярные жанры искусства имеют к этому отношение, ибо идентичность преследуется во всех сферах как желанный берег. Все цивилизации не вечны, а значит в чём-то плохи. Нет смысла противопоставлять здесь хорошее и плохое. Преобразование нравов нуждается во взаимном внимании.

В ходе обсуждения присутствующие затронули такие вопросы как инфантилизация культуры, массовизация литературы, противопоставление фантастики и реализма, роль гуманизма и общечеловеческих ценностей в становлении литературы, возможные критерии литературности, лежащие вне рамок литературы как таковой, воспитывающее воздействие литературы и искусства, а также расцвет жанра фэнтези как признак общества потребления.

Подводя итоги обсуждению новаторской книги Нины Ищенко, докладчик подчеркнул, что хотя фэнтези выступает как клапан пересоздания чувственности современных «антигероев пустынных горизонтов общества потребления», эволюция цикла, проанализированная в книге «Борьба цивлизаций…» ведет к преодолению инфантилизации, снятию игровой культуры и к постановке серьезных проблем.

Аудиоверсию доклада, вопросов и обсуждения можно скачать на сайте Одуванчик: oduvan.org/nashi-proekty/fmo/k-chemu-privedet-b...

@темы: Отблески Этерны, фэнтези, ОЭ, Вера Камша, Луганск, Этерны, ФМО, Нина Ищенко

Недавно я подписалась на Олди в фб, чтобы оценить духовных климат украинского Харькова. Последние новости с этого направления были неутешительны – эпопея с «я – бандеровец» в 2016 (???) году не прошла мимо меня. Хоть из фб она была удалена, в моей памяти запечатлелась навечно. Так вот, после подписки в ленте стали появляться восторженные отзывы читателей, и тема Олди актуализировалась. Кое-что из ахейского цикла Олди я читала и даже дарила. «Герой должен быть один», «Одиссей, сын Лаэрта», «Внук Персея». Поначалу меня эти книги очень впечатлили, но попытки перечитывания провалились, и с тех пор вспоминаются они крайне редко. Решила сегодня сформулировать, почему.
Во время чтения мне очень понравилась аналитика мифа – реконструкция известных античных сюжетов, причем мне известных не хуже и не лучше авторов. Те элементы пазла, которые они складывали в новую картинку, мне были известны и раньше, поэтому новое прочтение дарило радость узнавания и восхищение смелостью игры.
Однако с мимезисом у авторов очень плохо. Показать событие не через авторскую речь, а через подражание реальности, вызвать эмоциональную вовлеченность – это им удается очень редко и, кажется, в моем случае, не там, где планировалось. Восхищение богатством языка, которое находят у них некоторые читатели, показывает, какие непритязательные книги обычно читают эти бедные читатели.
Социологическая трактовка тут будет очень к месту: мой жизненный опыт, прочитанные книги, просмотренные фильмы, паттерны общения, нормы социального взаимодействия сильно отличаются от такового же у авторов, потому от их текста ощущение «и красивы вы некстати, и умны вы невпопад». И хотя их книг по старой памяти много у меня в читалке, вряд ли я когда-нибудь к ним вернусь.


@темы: Украина, фэнтези, Олди, ахейский цикл