Записи с темой: дети (2)
Из книги К. Калверт, «Дети в доме»:

«Веками европейцы и американцы считали, что потребление алкоголя идет на пользу людям всех возрастов. Мясо и эль делают мужчин крепкими, и эль, безусловно, более здоровый напиток, чем быстро портящиеся вода и молоко. Отнимая детей от груди, родители давали им пиво или вино, чтобы одновременно и укрепить их, и успокоить.

До тех пор, пока в первой половине XIX века движение за трезвость не получило широкой поддержки, практика давать детям алкогольные напитки не подвергалась критике. Еще в начале XIX века далеко не все были согласны с тем, что немного пива или вина может причинить ребенку вред. Одна пожилая женщина ворчала в 1834 году на «тот вред, которые принесли эти общества трезвости». Все было гораздо лучше, когда ее дети были маленькими. «Дети так не орали, когда я была молодой, – вспоминала она, – я и подумать не могла, что смогу справиться с ребенком без графинчика джина. Ничего лучше не помогает от колик».

Получив немного джина, пива или вина (с водой или без нее), каждый ребенок спал долго и беззвучно, хотя, может быть, и не очень хорошо. А поскольку многие матери продолжали верить в то, что алкоголь укрепляет детей, он казался отличным выходом из положения.

В 1830 году Лидия Чайльд рекомендовала давать детям парегорик (камфорную настойку, содержащую опиум) в случаях крайней необходимости, а «Лекарь для матерей», советы которого звучали весьма авторитетно, защищал право матери иметь в доме небольшую аптечку, необходимую для ухода за ребенком. Лидия предпочитала «слабое успокоительное, основанное на парегорике, или сироп из белого мака», чтобы успокоить младенца в период появления зубов или отнятия от груди, и «несколько гранов опиума, смешанного с тремя или четырьмя гранами ипекакуаны (рвотного корня), в виде таблеток с сиропом из головок белого мака», чтобы лечить недомогающего ребенка. Она защищала свой подход к лечению на том основании, что «все может вызвать эксцессы», полагая, что «абсурдно» «совершенно запрещать использование опиума на том основании, что он приводит к смерти, если его передозировать». Другие домашние средства для беспокойных детей включали в себя кошачью мяту, ананасовый корень, морфин, камфору, копченый чай (который на самом деле делался из сажи дымохода) и подслащенную табачную воду» (К. Калверт, Дети в доме, С. 114-116).

Каждый, кто думает, что уж в наше-то просвещенное время всё делается правильно, пусть вспомнит Лидию Чайльд и ее парегорик.

@темы: дети, историческая антропология

Книга Карин Калверт «Дети в доме» посвящена детству в США и Европе до начала ХХ века. Идеи Руссо о естественном человеке стали эпохальным переломом в воспитании. До 1750-х гг. основы обращения с детьми были следующие.

Тугое пеленание до трех-шести месяцев. Врач того времени писал, что пеленки надо менять хотя бы раз в сутки, будем надеяться, что это делалось. Считалось, что без пеленания с четкой фиксацией рук и ног ребенка ждет рахит, искривление позвоночника и прочие проблемы с костями. Сон на боку, а тем более в позе эмбриона исключался полностью, так как это вредит будущей осанке. Нужно постоянно выравнивать, вытягивать и фиксировать, укладывать на спину. Если ребенок кричит, это не значит, что ему плохо, он просто развивает легкие, на это не надо реагировать.

Категорически не допускалось ползание. Ползают животные и дикари, цивилизованный человек должен стоять и ходить. Общее мнение эпохи – если позволить ребенку ползать, он никогда не научится ходить. Поэтому сразу после прекращения пеленания детей ставили в табуреты для стояния или в ходунки. Они были устроены так, что ребенок не мог присесть. Дети стояли в них часами, плакали и теряли сознание, это считалось неизбежным этапом роста.

До шести-семи лет всех детей независимо от пола одевали в платья и юбки. Потом девочки оставались в юбках на всю жизнь, а мальчики получали брюки, что означало изменение статуса. На картине по центру стоит старший мальчик, справа от него тоже мальчик, слева – две девочки, причем старший ребенок на картине – самая левая девочка. Композицию определяет статус.

Не было представления, что дети должны играть и у них должны быть игрушки. Игрушки делались для взрослых, в игры тоже играли взрослые, а детям разрешалось в них участвовать. В пуританских семьях игры запрещались всем по религиозным соображениям.

Концепция детства до середины XVIII века такова: ребенок – маленький взрослый; все черты внешности и поведения, отличающие ребенка от взрослого, должны быть искоренены как можно скорее, и поблажки в этом деле недопустимы.

Нравы прошлых эпох – настоящий хоррор.

@темы: дети