Записи с темой: Терри Гиллиам (2)
Необычный фильм Терри Гиллиама «Страна приливов», обильно цитирующий «Алису в Стране чудес», имеет еще и экзистенциальный смысл.

Философия экзистенциализма расцвела в ХХ веке (Хайдеггер, Сартр, Камю). Это философия преимущественно атеистическая, и основной ее категорией является заброшенность-в-мир. Человек с рождения заброшен в мир, где происходят странные события, начала которых человек не знает; нужно жить по правилам, которые сам человек не устанавливал и не выбирал; и главное – никто ничего не объясняет и не обязан объяснять. В этом мире люди принимают наркотики, не заботятся о детях, не решают свои психологические проблемы, выплескивают на окружающих свой страх и агрессию, ненамеренно и намеренно вредят друг другу, болеют и умирают. Иногда это прикрывается нормами вежливости, условностями, налаженным бытом внутри сложившегося микро-коллектива, но в любой момент возможен прорыв хтонического ужаса бытия сквозь тонкий и непрочный покров рутины, который держится только на ненадежных человеческих договоренностях. В такой момент человеку открывается экзистенциальная несоразмерность мира и личности, полное отсутствие в мире смысла и ценности, глухое безразличие вселенной к эмоциям, желаниям и мечтам.

В фильме Терри Гиллиама эта экзистенциальная бессмысленность мироздания проявляется в каждом событии, покров рутины сорван полностью, отсутствие смыслов и ценностей составляет главное содержание жизни. И в этом обессмысленном мире человек проходит свой путь, создавая для себя дружбу, любовь, семью из себя и из ничего, из самого неподходящего для этого материала: поломанной куклы, рваной одежды, разрушенного дома, искалеченных людей, призраков, мумий и мертвецов.

«Страна приливов» – модель атеистического внеморального мира экзистенциальной философии, в одном ряду с «Тошнотой» Сартра и «Калигулой» Камю.



@темы: экзистенциализм, Страна приливов, Терри Гиллиам

В день рождения Алисы включила «Страну приливов» Терри Гильяма. Книжку об Алисе я прочитала уже взрослой, советский мультфильм хорош, но не из самых любимых, пластинка с Высоцким меня не коснулась, поскольку я уже следующее поколение, так что сюжет этот для меня периферийный. За датами я не слежу и о том, что сегодня день Алисы, узнала от Екатерины Ракитиной в сети, а о том, что фильм Гильяма про Алису, я не помнила совершенно. Фильм я видела лет пятнадцать назад, и он меня поразил до такой степени, что подробностей память не сохранила: остался в сознании целостный гештальт, без деталей, ударяющий по нервам как молния. Почему, спустя много лет, именно сегодня? Астральный шнур.

С первой минуты весь фильм насыщен отсылками к Алисе: Джелиза-Роза, восьмилетняя девочка, читает «Алису» вслух и рассматривает картинки, в сюжете есть кроличья нора, в которую кто-то проваливается, Черная, она же Красная, Королева, зеркало, головы, отделенные от плеч, и прочие чудища, которых я наверняка узнала бы, если бы любила эту книгу так сильно, как режиссер.

Страна приливов – это американская глубинка, которая символизирует Ютландию, землю болот, фьордов, викингов и мертвых королев, сжигаемых после смерти. Всё это происходит на глазах у новой Алисы. Только Страна чудес и Зазеркалье, куда она попадает на этот раз, – страна мертвых. В ней обитают призраки, мертвецы и странные люди, то ли призраки, то ли мертвецы. Алиса спускается в ад из ада, без Вергилия и без кролика, с волшебными помощниками нечеловеческой природы, и остается нормальной в ненормальном мире. Правда, мир от этого нормальным не становится.

Не для семейного просмотра, только для взрослых, на свой страх и риск.




@темы: кино, Алиса, Страна приливов, Терри Гиллиам