Читать и скачать пдф по ссылке: ninaofterdingen.ru/2024/06/13/инициация-и-христ...
Записи с темой: антропология (8)
четверг, 13 июня 2024
В «Вестнике ТГУ» вышла моя статья о сохранении религиозных идей в современной секулярной литературе. Исследуется трансляция мифов в эстетической коммуникации в современном обществе на примере фэнтезийной повести современной русской писательницы Елены Хаецкой «Летающая Тэкла» (2007). Научная значимость работы заключается в решении вопроса о способности жанра фэнтези сохранять традицию в информационном пространстве, транслирующем идеи трансгуманизма и отказа от христианской антропологии. Методология исследования основана на структурно-семантическом анализе литературных произведений и коммуникативном подходе к художественным произведениям в философии культуры. В работе показано, что образы леса и дороги в фэнтезийной повести Хаецкой сохраняют связь с ритуалом инициации, отмеченную Владимиром Проппом. Испытания в ходе пути делают героя свидетелем конфликта двух систем ценностей: бессмертная жизнь идеального тела без души и смысла или короткая тяжелая жизнь искалеченного тела, одухотворенного любовью к людям. Этот конфликт решается с позиций христианской антропологии. В работе показано, что русское фэнтези может транслировать архаичный инициационный миф и христианские антропологические идеи, что практически значимо для сохранения православной культуры в информационном пространстве, параметры которого задаются западной цивилизацией.
Читать и скачать пдф по ссылке: ninaofterdingen.ru/2024/06/13/инициация-и-христ...
Читать и скачать пдф по ссылке: ninaofterdingen.ru/2024/06/13/инициация-и-христ...
вторник, 26 сентября 2023
Существует два противоположных взгляда на человеческую природу: человек по природе хорош, его портит общество – это позитивная антропология; человек по природе плох, его сдерживает общество – негативная антропология.
Антропология Гоббса негативная: человек человеку волк, и если бы не полиция, люди бы убивали каждый день, даже без выгоды для себя, просто так. Антропология анархистов позитивная: если убрать школу, церковь и особенно государство, все люди станут жить счастливо, потому что они по природе хороши.
Антропология Фрейда также позитивная: причина всех бед – психическая травма, которую надо проработать и изжить, и тогда первоначальное состояние восстановится, и человеку будет хорошо.
Современная западная антропология, выросшая из Фрейда, тоже позитивная: нужно раскрыть в человеке его истинную природу, и все его проблемы будут решены, поскольку подлинное состояние неразлучно с благом и красотой (тут даже явные платоновские идеи звучат, до сих пор).
Христианская антропология объединяет обе версии: человек изначально хорош, но испорчен, и без постоянной работы над собой и помощи извне в хорошем состоянии не останется.
Поэтому любое исцеление приведет человека в точку, где снова начнутся проблемы, только, возможно, другие.
Антропология Гоббса негативная: человек человеку волк, и если бы не полиция, люди бы убивали каждый день, даже без выгоды для себя, просто так. Антропология анархистов позитивная: если убрать школу, церковь и особенно государство, все люди станут жить счастливо, потому что они по природе хороши.
Антропология Фрейда также позитивная: причина всех бед – психическая травма, которую надо проработать и изжить, и тогда первоначальное состояние восстановится, и человеку будет хорошо.
Современная западная антропология, выросшая из Фрейда, тоже позитивная: нужно раскрыть в человеке его истинную природу, и все его проблемы будут решены, поскольку подлинное состояние неразлучно с благом и красотой (тут даже явные платоновские идеи звучат, до сих пор).
Христианская антропология объединяет обе версии: человек изначально хорош, но испорчен, и без постоянной работы над собой и помощи извне в хорошем состоянии не останется.
Поэтому любое исцеление приведет человека в точку, где снова начнутся проблемы, только, возможно, другие.
четверг, 15 июня 2023
Антрополог Архипова отреагировала на мой пост о ее работе с так называемыми российскими пацифистами (в моем блоге на Пикабу, где у меня 8 подписчиков, но не прошла мимо). Автор в своем посте снова показала себя специалистом по манипуляциям (t.me/anthro_fun/2279).
В центре внимания Александры Архиповой оказалась моя статья о том, что после начала СВО в России пацифизмом называется проукраинская позиция и призывы к миру маскируют работу для проигрыша России в войне (ninaofterdingen.ru/2022/11/29/призывы-к-миру-на...).
Архипова не стала утруждать себя научной критикой исследования. Как писал Пьер Бурдье, любое публичное выступление гуманитария сводится к тому, чтобы похвалить те организации, к которым выступающий имеет отношение, и поругать все остальные. Яркой иллюстрацией этой стратегии служит пост Архиповой. Досталось и кафедре музыкального искусства эстрады, где я раньше работала, и журналу «Вестник Тюменского института культуры», опубликовавшему мою статью.
После очернения организаций начинается очернение конкурента. Выдвигается обвинение в плагиате, причем автор несколько раз в своем коротком тексте назвала меня воровкой – это вызывает сильные эмоции, и публика тут же мобилизовалась на защиту своего любимого антрополога и собственного чувства избранности из-за приобщения к творчеству выдающегося ученого.
Если бы полные энтузиазма участники обсуждения потрудились прочитать статью до конца, они бы увидели, что на труд Архиповой «Опасные советские вещи» я несколько раз ссылаюсь в тексте. Я и писала эту статью, чтобы применить метод Архиповой не для анализа поведения советских граждан, которые уже не ответят, и не для демонстрации низкого уровня рациональности современников автора, живущих в России сейчас, а для анализа поведения совсем другой аудитории – интеллигентных, западно-ориентированных людей, выступивших против России в поддержку киевского режима, дискриминирующего, расчеловечивающего и убивающего русских Украины, Донбасса и России.
Опыт удался. Все мои идеи блестяще подтвердились. Благодарю добровольных участников эксперимента.
В центре внимания Александры Архиповой оказалась моя статья о том, что после начала СВО в России пацифизмом называется проукраинская позиция и призывы к миру маскируют работу для проигрыша России в войне (ninaofterdingen.ru/2022/11/29/призывы-к-миру-на...).
Архипова не стала утруждать себя научной критикой исследования. Как писал Пьер Бурдье, любое публичное выступление гуманитария сводится к тому, чтобы похвалить те организации, к которым выступающий имеет отношение, и поругать все остальные. Яркой иллюстрацией этой стратегии служит пост Архиповой. Досталось и кафедре музыкального искусства эстрады, где я раньше работала, и журналу «Вестник Тюменского института культуры», опубликовавшему мою статью.
После очернения организаций начинается очернение конкурента. Выдвигается обвинение в плагиате, причем автор несколько раз в своем коротком тексте назвала меня воровкой – это вызывает сильные эмоции, и публика тут же мобилизовалась на защиту своего любимого антрополога и собственного чувства избранности из-за приобщения к творчеству выдающегося ученого.
Если бы полные энтузиазма участники обсуждения потрудились прочитать статью до конца, они бы увидели, что на труд Архиповой «Опасные советские вещи» я несколько раз ссылаюсь в тексте. Я и писала эту статью, чтобы применить метод Архиповой не для анализа поведения советских граждан, которые уже не ответят, и не для демонстрации низкого уровня рациональности современников автора, живущих в России сейчас, а для анализа поведения совсем другой аудитории – интеллигентных, западно-ориентированных людей, выступивших против России в поддержку киевского режима, дискриминирующего, расчеловечивающего и убивающего русских Украины, Донбасса и России.
Опыт удался. Все мои идеи блестяще подтвердились. Благодарю добровольных участников эксперимента.
суббота, 15 апреля 2023
Благодаря Теоретическому журналу Российского эстетического общества Terra Aestheticae, № 1(9) 2022, открыла для себя автора, которого стоит читать на любую тему.
Это Елена Иваненко из Самары, научный сотрудник Лаборатории Философской Антропологии Жертвы. В альманахе представлена ее статья «”Техники Агамемнона” в “состоянии нерешительного возбуждения”, или глобальные семейные ценности в южнокорейском кино» – замечательный образец философско-антропологического исследования. Тот случай, когда техники постмодерна применяются для серьезного раскрытия темы, и можно только радоваться, что эти техники освоены и работают всем нам на радость.
Чтобы сориентироваться по содержанию, помещаю тут аннотацию:
«Данное эссе представляет собой результат наблюдения за кинематографическими клише в фильмах и сериалах, сформировавшимися в сфере западной популярной культуры. В фокусе исследовательского внимания располагается семья как прием или код, нацеленный на производство определенных аффектов у аудитории. В огромном пласте мейнстримовой кинопродукции именно семья предстает как главный и самый надежный социообразующий фактор, при этом связи внутри семьи оказываются не тождественными генетическому родству. Апеллирование к частным семейным ценностям подается как безусловное и всеобщее, и может быть рассмотрено как мобилизационный код, характерный для структур неолиберального капитализма и идеологии глобализации. Представляется интересным механизм экспансии подобных кодов, проникающих в пространство кинематографических образов других культур, в частности, в южнокорейское кино. В тексте предлагается анализ современных техник аффективного кодирования на материале южнокорейского фильма “Seungriho” (Мусорщики, 2020 г)».
Это Елена Иваненко из Самары, научный сотрудник Лаборатории Философской Антропологии Жертвы. В альманахе представлена ее статья «”Техники Агамемнона” в “состоянии нерешительного возбуждения”, или глобальные семейные ценности в южнокорейском кино» – замечательный образец философско-антропологического исследования. Тот случай, когда техники постмодерна применяются для серьезного раскрытия темы, и можно только радоваться, что эти техники освоены и работают всем нам на радость.
Чтобы сориентироваться по содержанию, помещаю тут аннотацию:
«Данное эссе представляет собой результат наблюдения за кинематографическими клише в фильмах и сериалах, сформировавшимися в сфере западной популярной культуры. В фокусе исследовательского внимания располагается семья как прием или код, нацеленный на производство определенных аффектов у аудитории. В огромном пласте мейнстримовой кинопродукции именно семья предстает как главный и самый надежный социообразующий фактор, при этом связи внутри семьи оказываются не тождественными генетическому родству. Апеллирование к частным семейным ценностям подается как безусловное и всеобщее, и может быть рассмотрено как мобилизационный код, характерный для структур неолиберального капитализма и идеологии глобализации. Представляется интересным механизм экспансии подобных кодов, проникающих в пространство кинематографических образов других культур, в частности, в южнокорейское кино. В тексте предлагается анализ современных техник аффективного кодирования на материале южнокорейского фильма “Seungriho” (Мусорщики, 2020 г)».
четверг, 06 апреля 2023
Шмитт пишет, что существование государства оправдывается негативной антропологией, то есть положением, что человек по природе зол. Подразумевается, что человек человеку волк, как и писал Гоббс. Если над человеком не будет стоять полиция, то человек будет убивать за копейку. Государство нужно, чтобы прекратить эту войну всех против всех.
В то же время демократия исходит из того, что каждый народ по природе добр. Достаточно чисто технически обеспечить точное знание воли народа путем голосования, референдума, плебисцита – и вы не ошибётесь. Останется только эту волю выполнять, а справедливость, благоденствие и всё хорошее наступят сами собой.
В то же время демократия исходит из того, что каждый народ по природе добр. Достаточно чисто технически обеспечить точное знание воли народа путем голосования, референдума, плебисцита – и вы не ошибётесь. Останется только эту волю выполнять, а справедливость, благоденствие и всё хорошее наступят сами собой.
суббота, 01 октября 2022
Психоаналитическая антропология является гуманистической, то есть исходит из того, что человек по природе хорош. Хотя сам Фрейд был крайне низкого мнения о человеческой природе, но его последователи пришли к однозначному гуманизму: человека портят травмы и комплексы, а без этого он был бы хорош, поскольку такова его природа. Человека можно окончательно вылечить, и он станет добрым и хорошим. Эта гуманистическая парадигма не выдерживает критики, но неявно используется в психоанализе.
Христианская антропология утверждает, что если человека избавить от травм и комплексов, он не станет хорошим, а останется моральным, то есть существом, способным к моральному выбору, выбору между добром и злом. Этот выбор нужно будет делать и с его последствиями сталкиваться. Психоанализ интериризирует внешнее духовное влияние на человека, склоняющее его к тому или иному решению. Это внешнее влияние психоанализ представляет в виде комплекса и травмы, в чем и заключается кардинальная ошибка:
«Как пишет Д. В. Новиков, психотерапевту, даже глубоко верующему, бывает трудно уйти от соблазна, интерпретировав эту двойственность как внутриличностный конфликт, использовать в своей работе соответствующие психотехники интеграции. Вместе с тем, данные христианской антропологии показывают, что такой терапевтический процесс обречен в подобном случае на неудачу просто потому, что данный конфликт не может быть разрешен на психологическом уровне. Ведь интегрировать можно то, что было изначально единым или, по крайней мере, принадлежащим одному роду. В данном же случае стремления, определяющие внутриличностный конфликт, имеют, согласно антропологическим воззрениям, совершенно разный онтологический статус».
С. Лурье, «Опыт переформатирования дисциплины: культурология на основании православной антропологии»
Христианская антропология утверждает, что если человека избавить от травм и комплексов, он не станет хорошим, а останется моральным, то есть существом, способным к моральному выбору, выбору между добром и злом. Этот выбор нужно будет делать и с его последствиями сталкиваться. Психоанализ интериризирует внешнее духовное влияние на человека, склоняющее его к тому или иному решению. Это внешнее влияние психоанализ представляет в виде комплекса и травмы, в чем и заключается кардинальная ошибка:
«Как пишет Д. В. Новиков, психотерапевту, даже глубоко верующему, бывает трудно уйти от соблазна, интерпретировав эту двойственность как внутриличностный конфликт, использовать в своей работе соответствующие психотехники интеграции. Вместе с тем, данные христианской антропологии показывают, что такой терапевтический процесс обречен в подобном случае на неудачу просто потому, что данный конфликт не может быть разрешен на психологическом уровне. Ведь интегрировать можно то, что было изначально единым или, по крайней мере, принадлежащим одному роду. В данном же случае стремления, определяющие внутриличностный конфликт, имеют, согласно антропологическим воззрениям, совершенно разный онтологический статус».
С. Лурье, «Опыт переформатирования дисциплины: культурология на основании православной антропологии»
воскресенье, 10 апреля 2022
Статья 2017 года, когда только начиналась работа над диссертацией о межкультурном взаимодействии цивилизаций. Опубликована в луганском научном онлайн-журнале «Философско-культурологические исследования», основателем и редактором которого была В. К. Суханцева.
В статье сравниваются результаты межкультурного взаимодействия европейской цивилизации с носителями культуры разного уровня: с первобытными племенами и с русской цивилизацией в целом. Для анализа межкультурной коммуникации с неграми-рабами Нового Cвета используются работы М. Дж. Херсковица. В целом это первая попытка использовать наработки западной культурной антропологии не с позиций объекта изучения, а как инструмент в продуктивной работе для Русского мира.
Скачать пдф на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/04/10/взаимодействие-су...
В статье сравниваются результаты межкультурного взаимодействия европейской цивилизации с носителями культуры разного уровня: с первобытными племенами и с русской цивилизацией в целом. Для анализа межкультурной коммуникации с неграми-рабами Нового Cвета используются работы М. Дж. Херсковица. В целом это первая попытка использовать наработки западной культурной антропологии не с позиций объекта изучения, а как инструмент в продуктивной работе для Русского мира.
Скачать пдф на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/04/10/взаимодействие-су...
пятница, 08 апреля 2022
Статья была опубликована в луганском издании «Terra культура» в 2017 году и в печатном сборнике, созданном по материалам издания в ЛГАКИ имени М. Матусовского.
В статье анализируются антропологические представления, общие различным культурам западного культурного ареала в Новое время, показан их преемственность с неоплатонической концепцией человека, которая разрабатывалась гуманистами Возрождения. Актуальность этой темы обусловлена тем масштабным кризисом, который переживает современная западная культура, и системообразующий элемент этого кризиса – кризис человека. Изучение представлений о человеке и механизмов их влияния на идеологию и социальное поведение представляется важной задачей.
Поставленная в статье задача решается методом теоретико-культурологического анализа влиятельного в секулярной западной культуре антропологического нарратива об интеллекте как главной составляющей человека как такового и интеллектуальной деятельности как формирующего признака современной элиты. Этот нарратив воплощается в концепции креативного класс Р. Флориды, в рамках которого на основе неоплатонической гуманистической идеологии формируется коллективная элитарность его представителей. Рассмотренный процесс актуален не только для западных культур, но и для русской и постсоветских культур, в частности проанализированный механизм формирования коллективной элитарности была задействован украинской интеллигенцией, поддержавшей государственный переворот в 2014 году для легитимации насилия против русских, которые были представлены в СМИ как группа-антагонист в том числе для украинских деятелей культуры.
Текст на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/04/08/платоновская-и-хр...
В статье анализируются антропологические представления, общие различным культурам западного культурного ареала в Новое время, показан их преемственность с неоплатонической концепцией человека, которая разрабатывалась гуманистами Возрождения. Актуальность этой темы обусловлена тем масштабным кризисом, который переживает современная западная культура, и системообразующий элемент этого кризиса – кризис человека. Изучение представлений о человеке и механизмов их влияния на идеологию и социальное поведение представляется важной задачей.
Поставленная в статье задача решается методом теоретико-культурологического анализа влиятельного в секулярной западной культуре антропологического нарратива об интеллекте как главной составляющей человека как такового и интеллектуальной деятельности как формирующего признака современной элиты. Этот нарратив воплощается в концепции креативного класс Р. Флориды, в рамках которого на основе неоплатонической гуманистической идеологии формируется коллективная элитарность его представителей. Рассмотренный процесс актуален не только для западных культур, но и для русской и постсоветских культур, в частности проанализированный механизм формирования коллективной элитарности была задействован украинской интеллигенцией, поддержавшей государственный переворот в 2014 году для легитимации насилия против русских, которые были представлены в СМИ как группа-антагонист в том числе для украинских деятелей культуры.
Текст на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/04/08/платоновская-и-хр...