Записи с темой: Веня Дркин (9)
В литературно-философском журнале «Топос» опубликована новая рецензия на самую загадочную песню Вени Дркина – «Раскаленный июль» (или «Июль»). Много лет она не давала мне покоя, пока я ее наконец не расшифровала в приемлемой для себя форме. За помощь в дешифровке благодарю Елену Заславскую и Валентину Патерыкину. Сегодня благодаря «Топосу» могу предложить это решение на суд читателей.

«Мы живем во времена не только пробуждения Бога, но и возвращения сказки. Старые формы сказки соединяются с новейшими приметами городской культуры, проявляются в музыке и в литературе. В России актуальность сохранения старых смыслов усиливается в связи с переменами, вызванными СВО в 2022 году, когда зависимость от культурного импорта начинает осознаваться как стратегический недостаток, а возрождение русской культуры становится одним из факторов стабильного развития общества. Особенно важно, что традиционная русская культура к настоящему времени включает в себя не только деревенскую народную архаичную культуру, но и культуру городскую. Посмотрим, как сказочный сюжет соединяется с городской рокерской традицией в песне Вени Дркина “Июль”».

Читать дальше на «Топосе»: www.topos.ru/article/iskusstvo/raskalennyy-iyul...

@темы: Веня Дркин, инициация, Раскаленный июль

Первая статья, опубликованная в календарном 2025 году, посвящена Вене Дркину. С Валентиной Васильевной Патерыкиной активно работаем над монографией о луганской андеграунде, где будет глава и о творчестве Вени.

Предметом исследования является мифопоэтика донбасского сказочника конца ХХ века Александра Литвинова (Вени Дркина), работающего в стиле пост-бард. Объектом исследования является сказка Литвинова «Про Белоснежку». Особое внимание уделяется многослойности образов, цитатности, инверсии известных сюжетов, позволяющих интегрировать несколько культурных пространств в границах единого текста. В статье подробно рассматриваются такие аспекты, как сохранение фольклорных сюжетов и образов в культуре постмодерна, трансляция смыслов в измененной городской среде глобальной культуры постсоветского периода, модификация фольклорного сюжета с помощью деталей городского быта, намеренных анахронизмов, цитат из книг, фильмов и мифологии. В статье анализируются способы включения в текст разных пространств для сохранения и трансформации сюжета путем дублирования персонажей и сюжетов, реализации двойной инициации – мужской и женской, а также инверсии характеристик персонажей и пространств. С помощью компаративистской методологии исследуется сохранение и трансляция фольклорных сюжетов и образов в культуре постмодерна на примере сказочного творчества Литвинова. Новизна исследования заключается в демонстрации способов, которыми в сказке интегрированы несколько культурных пространств: архаичное сказочное, рокерское, современное автору профанное бытовое, воровское и иномирное.

Патерыкина В.В., Ищенко Н.С. Белоснежка на границе миров: лиминальный персонаж в сказке Вени Дркина // Litera. 2024. № 12. С. 293-305. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.12.72654 EDN: OQODRO URL: nbpublish.com/library_read_article.php?id=72654

@темы: Белоснежка, Веня Дркин, инициация

В статье анализируется творчество луганского рок-поэта Александра Литвинова в контексте теории культурной памяти. Рассмотрены результаты изучения поэтики Литвинова современными учеными, показано место Литвинова в системе русской культуры как яркого представителя бард-рока. Рассмотрены принципы формирования культурной памяти как части коллективной памяти, а также проанализированы практики коммеморации, сохраняющие память об Александре Литвинове в наследии России. Изучены две коммеморативные практики, презентующие творчество Литвинова на Луганщине: международный рок-фестиваль «Веничкина радуга» и публичные лекции Валентины Патерыкиной в проекте «Лекции на “Чердаке”». Рок-фестиваль «Веничкина радуга» проходит недалеко от Свердловска с 2002 года по настоящее время. Фестиваль объединяет рок-, бард-, панк-исполнителей из разных регионов России. Лекции философа культуры, религиоведа Валентины Патерыкиной состоялись в Луганске в 2023 году. В своих выступлениях и научных статьях Патерыкина анализирует творчество Литвинова в ситуации постмодерна, раскрывая интертекстуальную связь его произведений как с фольклорными образами, так и с текстами поэтов современности. Обе коммеморативные практики связывают индивидуальную и региональную паять с общероссийской памятью-наследием, что особенно актуально в контексте интеграции новых регионов в состав РФ после 2022 года. Луганский ГАУ, где Литвинов обучался в 1991 — 1993 гг., в настоящее время не включен в коммеморацию. Перспективы такого включения рассмотрены в заключении.

Читать и скачать по ссылке: ninaofterdingen.ru/2024/11/15/студент-лгау-алек...

Ищенко, Н. С. Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации / Н. С. Ищенко // Научный вестник Луганского государственного аграрного университета. – 2023. – № 3-4(20-21). – С. 296-305.

@темы: Веня Дркин, Александр Литвинов

В третьем номере журнала «Пять стихий» за 2024 год опубликован мой текст о том, как сохраняется память о Вене Дркине на Луганщине. Веня Дркин (настоящее имя Александр Литвинов) – поэт, музыкант, яркий представитель советского бард-рока и пост-рока. Учился в Луганске (в аграрном университете), и последние годы жизни провел в нашем городе. Хоть Веня и умер 25 лет назад, почти не оставив качественных записей, память о нем не исчезает, а слава постепенно растет, что само по себе – удивительное явление русской культуры.

Читать и скачать пдф можно по ссылке: ninaofterdingen.ru/2024/09/14/память-о-вене-дрк...

@темы: Веня Дркин, Пять стихий

Журнал "Пять стихий", не прекращающий свою работу в Горловке все десять лет войны с Украиной, опубликовал мою рецензию о популярной песне Вени Дркина на актуальную в России тему противостояния официальной культуры и контр-культуры.

ninaofterdingen.ru/2022/09/23/рокер-прометей-пр...


@темы: Веня Дркин, Прометей, Пять стихий

В газете «Новый горизонт», ежеквартальном приложении к журналу «Пять стихий», опубликован мой новый текст об Александре Литвинове — о том, как Донбасс сохраняет память о Вене Дркине в эпоху СВО.

ninaofterdingen.ru/2024/03/03/память-о-вене-дрк...

@темы: Веня Дркин

Веня Дркин, он же Александр Литвинов – известный в девяностые бард-рокер Луганщины, чье творчество актуально до сих пор. Под Свердловском в ЛНР каждое лето проводится фестиваль «Веничкина радуга». В сериале «Плейлист волонтера» звучит его песня «Кошка» («Мне сегодня прольется…», женский вокал). В 2022 – 2023 гг. в Луганске Валентина Патерыкина, профессор Академии Матусовского, при поддержке Виктории Смоляр и «Территории смыслов», провела цикл лекций для широкой публики о творчестве Вени, в которых дан герменевтический анализ его песен и показаны их интертекстуальные связи.

Как и Валентина Патерыкина, я считаю, что поэтический мир Вени заслуживает внимания критиков. Мой небольшой вклад в осмысление его творчества представлен в альманахе «Крылья. Взмах семнадцатый». Это разбор пародийной песни «Про советскую милицию», где есть всё: текст, контекст и прототекст, христианство, русские сказки и луганский андеграунд.

ninaofterdingen.ru/2023/09/22/веня-дркин-в-альм...




@темы: критика, Крылья, Веня Дркин

В сборнике материалов Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Матусовские чтения» 2022 года опубликован доклад Нины Ищенко о «Песне про советскую милицию» Вени Дркина. Анализ прототекстов произведения дополнен историко-культурным очерком об одном из персонажей «Песни…», Олеге Ивашове (1965–2021), который последние годы жизни работал в Академии Матусовского в Луганске.

Ищенко, Н. С. Милиционер и рокер как главные антагонисты позднесоветской культуры в «Песне про советскую милицию» Вени Дркина / Н. С. Ищенко // Материалы ХV Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Матусовские чтения» (г. Луганск, 17 мая 2022 г.). – Луганск: Изд-во ГОУК ЛНР «ЛГАКИ им. М. Матусовского», 2022. – С. 161–168.

Читать и скачать по ссылке: ninaofterdingen.ru/2023/04/02/милиционер-и-роке...

@темы: Веня Дркин, Матусовские чтения, Олег Ивашов

На сайте "Топос" опубликована статья Нины Ищенко о творчестве донбасского рокера Александра Литвинова. Песня «Про советскую милицию» написана в 1995 году, в период творческого расцвета поэта, и популярна до сих пор. Популярность этой песни, на наш взгляд, объясняется тем, что она является пародийным произведением, создающим пространство диалога для нескольких пластов русской культуры.

В «Песне про советскую милицию» присутствуют пять прототекстов, которые поэт вовлекает в межкультурный диалог с рок-андеграундом: фольклорная песня, советская песня, народная сказка, библейский текст, античный миф о Прометее. Само произведение построено как русская народная колыбельная песня. Начало песни прямо отсылает к темам советской культуры, к прославлению человека труда. Кроме того, в тексте задействованы образы русского фольклора, персонажи народных сказок – Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Иванушка. В песне также упоминается Адам, причем в контексте рождения главного героя, что делает его появление структурно и семантически значимым. И наконец, все эти парадигмы объединены и обработаны с использованием тем современного автору рок-андеграундного движения: столкновения с милицией, запрещенная музыка, передача друг другу запрещенных записей, подпольные рок-фестивали. Динамика этих прототекстов рассматривается в рецензии.

Читать дальше на сайте: www.topos.ru/article/laboratoriya-slova/roker-p...

@темы: рок, Веня Дркин, Донбасс