Записи с темой: гностицизм (9)
В Челябинске опубликован сборник материалов конференции «Традиционные общества: неизвестное прошлое», в которой я принимала участие. В книге напечатан мой доклад о гностических архетипах в современной культуре.

После начала СВО в 2022 году некоторые носители либеральных прозападных взглядов покинули Россию, то есть релоцировались из страны. Это бегство носило во многом иррациональный характер. Если мужчины призывного возраста могли опасаться мобилизации, то женщинам и пожилым людям это не угрожало. Кроме того, для трансляции прозападных идей их носителям нужно было бы оставаться в России, потому что их единственный символический ресурс – влияние на русскую аудиторию, и другой ценности в социальном пространстве они не представляют. Тем не менее российские западники и либералы отправились в эмиграцию, поступив неразумно, вопреки своим собственным интересам. Почему это произошло? Ответ на вопрос дается в тексте.

Читать и скачать пдф по ссылке: ninaofterdingen.ru/2024/05/26/образ-пилигрима-к...


@темы: гностицизм, релоканты

На заседании Философского монтеневского общества 20 марта 2024 года обсуждался доклад Нины Ищенко о романе петербургской писательницы Елены Хаецкой «Падение Софии». В докладе проанализировано взаимодействие гностического мифа о прогрессе и усадебного мифа дворянского гнезда в современном фантастическом романе «Падение Софии». В художественном мире книги сталкиваются два представления об истории и месте России в истории, распространенные в современном общественном сознании: прогрессивное развитие к имманетному эсхатону, коммунистическому или либеральному, и постэсхатологическое отключение от движения истории ради спокойной частной жизни. В исследовании показано, как в романе опровергается гностический миф о прогрессе на основе христианской концепции свободного выбора между добром и злом.

В ходе вопросов затронуты такие темы как противоречивость опоры на традицию в современном мировоззрении, изменение концепции прогресса, противоречивость понятия христианского гуманизма, устройство сакрального пространства диалога, исключающего верующих до и без обсуждения их позиции, гностицизм Стругацких, коллективизм и индивидуализм христианства, гностицизм среди ученых, программа стерилизации женщин под эгидой ВОЗ, обязанность писателей воспитывать свою публику.

Обсуждение соединило Петербург и Луганск, Пушкина и космос. Аудио доклада и вопросов можно прослушать по ссылке:
oduvan.online/nashi-proekty/fmo/обсуждение-прог...

@темы: гностицизм, гуманизм, Елена Хаецкая, ФМО

«Второе средство предупреждения неудобной критики является необходимым дополнением к первому.

Гностический коран есть кодификация истины, и как таковой он служит духовной и интеллектуальной пищей правоверных. Из современного опыта, касающегося тоталитарных движений, хорошо известно о чрезвычайной надежности данного средства, основанного на добровольной самоцензуре приверженцев; верный член движения никогда не прикоснется к литературе, где вы­ сказываются возражения или неуважение в адрес разделяемых им верований. Тем не менее число верующих может остаться небольшим, а экспансия и политический успех серьезно затруднятся, если истина гностического учения будет постоянно подвергаться действенной критике с разных сторон. Это препятствие можно отчасти уменьшить и практически устранить наложением табу на инструменты критики; лицо, использующее запретные инструменты, подвергнется социальному бойкоту и, если возможно, политической дискредитации.

Запрет на инструменты критики, бесспорно, использовался с высочайшей эффективностью гностическими движениями везде, где они добивались определенного политического успеха. Конкретно говоря, после Реформации табу было наложено на классическую философию и схоластическую теологию, а поскольку они составляют большую и, несомненно, важнейшую часть западной интеллектуальной культуры, то эта культура оказалась повреждена настолько, насколько было эффективным табу. Фактически разрушение зашло так далеко, что западное общество полностью так и не оправилось от удара (Фёгелин, Новая наука политики, с. 288-289).

@темы: модерн, цензура, гностицизм

«Сочинение Кальвина было первым, но не последним в таком роде; кроме того, этот род имел предысторию. На ранних этапах западного гностического сектантства роль корана играли сочинения Скота Эриугены и Дионисия Ареопаrита, а в иоахимистском движении аналогичную функцию выполняли труды Иоахима Флорского под заглавием "Evangelium aeternum".

В более поздней истории Запада, в период секуляризации, каждая волна этого движения приносила новые кораны. В XVIII в. Дидро и Д'Аламбер приписывали кораническую функцию своей «Французской энциклопедии» как всеобъемлющей экспозиции всего человеческого знания, заслуживающего сохранения. По их замыслу, ни у кого не должна была бы возникать потребность обращаться к какому-либо сочинению, предшествующему «Энциклопедии», и все будущие знания должны были бы иметь форму дополнений к этому великому собранию знания.

В XIX в. Огюст Конт создал собственный труд в качестве корана для позитивистского будущего человечества, но великодушно сопроводил его списком ста великих книг, – эта идея до сих пор сохранила свою привлекательность. Наконец, в коммунистическом движении кораном для правоверных стали труды Карла Маркса, дополняемые патристической литературой ленинизма-сталинизма» (Фёгелин, Новая наука политики, с. 287-288).


@темы: модерн, гностицизм, коран

Фёгелин анализирует два недостатка гностицизма, «способные уничтожить сферу рационального дискурса, а также социальную функцию убеждения». Это создание корана и табу на критику.

На первых порах проповедь откровенно антихристианского учения еще была невозможна. Пуритане маскировали свое учение под библейское и христианское. «Чтобы сделать библейский камуфляж эффективным, следовало стандартизировать избранные места Писания, а также сопровождающее их толкование. Реальная свобода интерпретации Библии для каждого в соответствии с его предпочтениями и уровнем образования привела бы к хаотической ситуации, характерной для первых лет Реформации. Кроме того, при знав, что одно толкование не хуже другого, невозможно иметь ничего против традиции церкви, которая в конце концов тоже основана на толковании Писания.

Из этой дилеммы между хаосом и традицией возникло первое средство, а именно систематическое формулирование новой доктрины в библейских терминах, как это было сделано в «Наставлении» Кальвина. Сочинение подобного рода преследует двойную цель, являясь руководством к правильному прочтению Писания и обеспечивая аутентичную формулировку истины, которая избавит от необходимости обращения к более ранним текстам. Для определения такой гностической литературы требуется специальный термин, и поскольку исследователи гностических феноменов еще не успели его выработать, в данный момент подойдет арабское слово koran. Таким образом, сочинение Кальвина может быть названо первым намеренно созданным гностическим кораном» (Фёгелин, Новая наука политики, с. 285-286).


@темы: гностицизм, Кальвин, коран, Фёгелин

«Когда сформирована такая социальная среда, ее трудно, если вообще возможно, разрушить с помощью убеждения. «Стоит кому-то, кто придерживается противоположного мнения, открыть рот и попытаться их в чем-то убедить, как они тут же затыкают уши, не воспринимают никакие аргументы, а в ответ твердят слова Иоанна: «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас. Что касается всех остальных, то вы – от мира, и, стало быть, все, что вы говорите, есть мирская суета и тщета, и мир, к которому вы принадлежите, слушает вас».

Они глухи к доводам, а их ответы заучены наизусть. Скажите им, что они некомпетентны в таких вопросах, и они ответят: «Бог выбрал простых». Продемонстрируйте им убедительно, что они говорят бессмыслицу, и вы услышите: «Самого апостола Христова считали безумным». Только посмейте заикнуться о наказании, и они разразятся по поводу «жестокости кровожадных людей», войдя в роль «невинных, гонимых за правду».

Одним словом, психологически это железобетонная позиция, которую не поколебать никакими аргументами» (Фёгелин, Новая наука политики, с. 283-284).

Удалось ли депрограммировать английских пуритан? Ответ, как известно, отрицательный: они уплыли в Америку на корабле «Мэйфлауэр», и их прибытие в Новый свет до сих пор отмечается в США как День благодарения в ноябре. Там уже депрограммировать было некому: при контакте местных сообществ с пуританами погибало 90-95% индейцев, за что пуритане благодарили бога и шли дальше.


@темы: модерн, гностицизм, пуритане

«Если движение, подобное пуританскому, полагается на авторитет письменного источника, тогда лидерам приходится формировать сами понятия и представления в человеческих умах таким образом, чтобы последователи автоматически связывали фрагменты и термины текстов с их собственным учением, какой бы необоснованной ни была такая связь, и чтобы с таким же автоматизмом они проявляли бы невосприимчивость к тому содержанию Писания, которое с этим учением несовместимо. За этим следует решающий шаг консолидации гностической позиции, то есть «убежде­ние людей доверчивых и весьма предрасположенных к столь полезным заблуждениям в том, что это благодаря особой озаренности Святым Духом они так восприимчивы к слову, как никто другой из читателей». Они начинают ощущать себя избранными, и этот опыт приводит к «окончательному отстранению таких людей от остального мира», так что в результате человечество оказывается поделенным на «братьев» и «мирских».

После консолидации гностического опыта социальный материал готов к тому, чтобы его экзистенциально представлял лидер. В связи с тем, продолжает Хукер, что такие люди предпочитают компанию друг друга остальному миру, они добровольно принимают советы и указания своих наставников, забрасывают собственные занятия и посвящают все время служению делу, а также оказывают щедрую материальную помощь лидерам движения.

Особо важную функцию в формировании подобных сообществ играют женщины, поскольку они слабы в рассуждениях, более восприимчивы эмоционально и занимают тактически выгодную позицию, что позволяет через них влиять на мужей, детей, слуг и друзей; их легче, нежели мужчин, использовать для получения информации о настроениях среди окружающих, а также они охотнее оказывают финансовую помощь» (Фёгелин, Новая наука политики, с. 282-283).


@темы: модерн, гностицизм, пуритане

«Для инициирования движения в первую очередь должен быть кто-то, у кого есть «дело». Из контекста у Хукера становится ясно, что термин «дело» был использован в Политике недавно, и, возможно, именно пуритане изобрели это грозное оружие гностических революционеров. Чтобы продвинуть свое «дело», его обладатель «ВО всеуслышание перед толпой» начинает сурово обличать социальное зло и, в частности, поведение правящих классов. Регулярный показ такого представления создает у слушателей впечатление, что ораторы должны быть людьми потрясающей честности, усердия и святости, потому что лишь исключительно добрых людей может столь глубоко возмущать несправедливость.

В качестве следующего шага требуется сфокусировать народный гнев на существующем правительстве. Психологически задача выполняется объяснением всех просчетов и пороков, существующих в мире по при чине человеческих слабостей, действием или бездей ствием властей. Посредством такого возложения вины за все зло на конкретный институт ораторы доказывают свою мудрость множеству людей, которые сами по себе никогда не додумались бы о такой связи, и в то же время они указывают мишень для атаки, которую следует предпринять, чтобы избавить мир от зла.

После такой подготовки можно предлагать правительство нового типа как “превосходное средство от всех напастей», потому что люди, «одержимые неприязнью и недовольством существующим положением вещей», достаточно безрассудны, чтобы «вообразить, что им поможет все что угодно (достоинства чего перед ними расхваливаются), и прежде всего то, с чем они еще незнакомы”» (Фёгелин, Новая наука политики, с. 281).

@темы: модерн, гностицизм, пуритане

Эрик Фёгелин в «Новой науке политики» рассматривает гностицизм как внутреннюю сущность модерна, а Реформацию – как период, когда прежде гонимый и маргинальный гностицизм потеснил христианство во всех сферах и занял в европейской культуре лидирующее положение, которое с тех пор никогда не утрачивал.
К самым важным идеям гностиков относятся неприятие мира (убежденность в том, что этот мир по существу своему плох, создан злым богом, является адом) и деление людей на две категории: духовных (пневматики, гностики) и бездуховных. Люди делятся на духовных и бездуховных по факту рождения и изменить свой статус не могут никакими усилиями.

Люди духовные должны прожить свою жизнь, не замаравшись любовью к миру, они не должны доставлять удовольствие своему телу, должны принести всё телесное в жертву духовному, да с их складом личности ни о какой жертве и речь не идет: настоящему гностику этот мир так же отвратителен, как Румате Эсторскому Арканар (сравнение неслучайно). Этот мир годится только на то, чтобы быть разрушенным ради духовного мира света.

Реальные гностические группы модерна делают следующий шаг по сравнению с древними гностиками: этот духовный мир, идеал разрушения, они помещают в историю. И мир, и бездуховные люди, его населяющие, должны послужить материалом для реализации духовного идеала, который может меняться и принимать формы бесконечного коммунистического царства свободы, торжества демократии, открытого общества, либерального царства свободного рынка, Третьего рейха, который никогда не сменится четвертым, гуманистического идеального общества, эры Сингулярности трансгуманистов и так далее.

Вариантов идеального будущего много, структура учения одна: реальный мир с его обществами, государствами, нормами и людьми должен быть уничтожен ради идеального состояния, и сделает это группа гностиков, носителей высшей духовности.

Одной из заметных гностических групп в истории были пуритане – протестантская секта, проявившаяся в Англии в XVI веке. Английских пуритан описал теолог того времени Ричард Хукер (1554 – 1600), работу которого и анализирует Фёгелин. К этому обобщенному портрету пуританина в исполнении Хукера мы сейчас и перейдем.


@темы: модерн, гностицизм