Записи с темой: гностики (4)
Новая статья, написанная в соавторстве с Валентиной Патерыкиной. Исследование направлено на выявление специфики воплощения элементов гностического мировоззрения (иерархия миров, дуализм духовного и материального, гнозис) в романе братьев Стругацких «Трудно быть богом» и его экранизациях (П. Фляйшман, 1989; А. Герман, 2013) через призму концепции политического гностицизма Э. Фёгелина. Материалами послужили текст романа, его кинематографические адаптации и сочинения раннехристианских авторов (Ириней Лионский, Тертуллиан). Через анализ политической мифологии модерна (Э. Фёгелин) показано, что в мире Полудня существует иерархия миров, основанная на идее о приоритете земной цивилизации над остальными. Обосновано соответствие выявленных в романе Стругацких базовых идей концепции политического гностицизма; также подобные закономерности прослежены в двух экранизациях романа. Результаты демонстрируют связь гностических мотивов в творчестве Стругацких с политической мифологией модерна, раскрывая механизмы сохранения религиозного мифа в секулярных обществах.

Патерыкина, В. В. Трансляция гностицизма в тексте и экранизациях романа «Трудно быть богом» братьев Стругацких/ В. В. Патерыкина, Н. С. Ищенко. – Текст : электронный. – DOI 10.36343/SB.2024.40.4.002 // Наследие веков. – 2024. – No4. – С. 29–41. – URL: heritage-magazine.com/index.php/HC/article/view...

@темы: Стругацкие, гностики

URL
Философское монтеневское общество приглашает 20 марта 2024 года на обсуждение доклада «Гностический миф о прогрессе в романе Елены Хаецкой «Падение Софии»». Доклад посвящен религиозной природе прогрессистского мифа, его антихристианской природе и разным вариантам в виде больших исторических нарративов (либерализм, коммунизм, национализм). Окончилась ли эпоха больших нарративов или нет и как конец истории отражен в русской фантастической литературе — эти вопросы будем обсуждать на заседании.

Начало в среду 24 марта 2024 года, в 15.30, в Русском центре библиотеки Горького в Луганске. Вход свободный.



@темы: фантастика, гностики, ФМО

URL
В самарском журнале «Семиотические исследования» опубликована статья Нины Ищенко, посвященная семиотическому анализу образов современного кино, отсылающих к гностической мифологии. В статье структурно-семантическим методом проанализированы план выражения и план содержания американского фильма «USS Каллистер» (2017). Рассмотрены четыре уровня анализа знаков в кино: знаки трех типов, из которых складывается характерологический признак персонажа, отсылающий к характеру, понимаемому как личность, которая, в свою очередь, является символическим выражением мифа. В кинотексте «USS Каллистер» средствами кинематографа созданы
гностические образы Демиурга и Софии, а также реализованы такие гностические идеи, как иерархия миров, гнушение плотью, жизнь душ в материальном мире под властью злого Демиурга и спасение–разрушение мира Софией.

Скачать бесплатно на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/11/02/демиург-и-софия-в...

@темы: кино, гностики, Каллистер

URL
В современном постхристианском мире в ситуации пробуждения Бога актуализируются различные религиозные системы, которые транслируются в разные семантические среды. Для человека массовой культуры усвоение литературного текста становится проблемой, и основные идеи, имеющие мировоззренческую ценность, воплощаются с помощью новых знаковых систем, включая язык кино. Наряду с традиционными религиозными системами в культурном пространстве распространяются и маргинальные религиозные системы, включая гностическую. Рассмотрим воплощение гностических идей в британском фильме «USS Каллистер» (2017).
Фильм «USS Каллистер» является первой серией четвертого сезона британского телесериала «Черное зеркало» (2011 – 2019). Каждая серия представляет собой сюжетно законченное повествование, актерский состав в сериях не повторяется. Серия «USS Каллистер» – аллюзия на сериал «Звездный путь» (англ. Star Trek, Стартрек), представляющий собой американскую научно-фантастическую медиафраншизу, то есть несколько телесериалов и полнометражных фильмов. Проект «Стартрек» внес существенный вклад в массовую культуру и породил оригинальную субкультуру, к которой отсылают визуальные образы фильма «USS Каллистер».
В этом фильме средствами кинематографа создана интерпретация гностических образов Демиурга и Софии, а также воплощены такие гностические идеи как иерархия миров, гнушение плотью, похищение Демиургом душ из высших космических сфер, жизнь душ в материальном мире под властью злого Демиурга и спасение-разрушение мира Софией. В кинофильме также полемически опровергается гностическое представление о том, что Бог Ветхого Завета является злым Демиургом гностического космоса.
Учение гностиков возникло в начале нашей эры в средиземноморской ойкумене. Для гностиков характерно представление об иерархии миров, порождающих друг друга, причем каждый последующий мир хуже предыдущего, потому что согласно основному принципу платонической философии порождаемое хуже, чем порождающее. Разные гностические направления насчитывают от тридцати до трехсот шестидесяти пяти миров, каждый из которых немного хуже предыдущего.
Наша Земля для гностиков – это самый худший их миров, созданный из самой материи зла. Создатель нашего мира Демиург на самом деле только упорядочил материю космоса. В некоторых гностических учениях Демиург также называется Умом. Демиург не в силах создать души людей, и вынужден воровать их из высших сфера, зато является полным властелином над материей, являющейся злом. Чтобы держать людей в подчинении, Демиург их обманывает и запугивает. От людей Демиургу нужно восхваление и почитание, которого он не заслуживает, поскольку не является Первым Богом, но это почитание он получает от запуганных им людей, заставляя их участвовать в бессмысленных ритуалах.
Цель человеческой жизни для гностика – осознать ситуацию и выйти из этого мира, вернуться в высшие божественные сферы. Тело для гностиков отвратительно, поскольку это часть материального мира. Выйти из нашего мира должна только душа. Выход души из мира обеспечивается тайным знанием – гнозисом, откуда название «гностики». Это знание о сути мира и знание о конкретных ритуалах, которые нужно провести, чтобы его покинуть. В рамках гностической теологии самоубийство – продуктивная стратегия, однако гностики редко его практиковали, поскольку верили в переселение душ, а выход из тела без нужного знания не позволяет уйти в высшие сферы космоса, а лишь заставляет душу вселиться в новое тело.

Дальше читать на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/04/07/демиург-и-софия-в...

@темы: кино, гностики, Черное зеркало

URL