Записи с темой: гомункул (2)
Аналитические философы ХХ века подметили, что гомункул из картезианского театра – это всего лишь новый искусственно сконструированный термин для старой доброй «души» христианства. Причем имеется в виду душа как субъект принятия решений, реализующий свою свободу и отвечающий за последствия, что в христианстве даже важнее восприятия и мышления. В философии Нового времени душа редуцируется до души воспринимающей и мыслящей, но и в таком виде она доставляет слишком много хлопот, потому что слишком напоминает о своем христианском происхождении.

А убежать от христианства – это такая сверхзадача, от решения которой ни один аналитический философ отказаться не может, даже если придется пожертвовать мышлением, сознанием и здравым смыслом. Поэтому изгнать гомункула из философии становится делом чести для аналитических философов, и сложный путь постепенных жертв ради сверхзадачи рассматривает Светла на Лурье в статье «"Картезианский театр" в американской аналитической философии и православной антропологии и культурологии» (Лурье, С. В. "Картезианский театр" в американской аналитической философии и православной антропологии и культурологии / С. В. Лурье // Тетради по консерватизму. – 2021. – № 2. – С. 208-245. – DOI 10.24030/24092517-2021-0-2-208-245. – EDN KABXCJ).

В результате автору удается показаться, что аналитическая философия, отождествив субъекта принятия решений в человеке с сознанием, последовательно и методично находит, что сознания нет ни в биологическом человеке, ни в его психике, то есть ни в теле, ни в душе. Отсюда делается (Деннетом) триумфальный вывод, что сознания вообще не существует, это иллюзия, что мы что-то мыслим и что-то чувствуем, и как следствие – свободы человека тоже не существует, потому что субъект принятия решений и даже субъект осмысления решений не находится ни в теле, ни в душе.

Гомункул изгнан вместе со своим театром!


@темы: гомункул, Лурье, Деннет

Декарт (де Карт, Картезий) в XVII веке внятно описал психофизический-дуализм вещей мира: все вещи делятся на протяженные и мыслящие. Друг от друга они не зависят и влиять друг на друга не могут. Сразу же возникает вопрос: как в человеке мысли превращаются в действия, намерения в поступки? Декарт пришел к решению, что в мозгу человека есть шишковидная железа, где психическое превращается в физическое, но как это происходит, Декарт объяснить не мог, хотя вымученность решения была ему, разумеется, очевидна.
Обратимся к более простому вопросу: как человек может познавать внешний мир? На его органы чувств оказывают влияние вещи внешнего мира, создавая образы этих вещей. Образы, как явления психические, доступны нашему сознанию, но никак не сами вещи. Получается, что внутри человека находится такой своеобразный субъект, наблюдатель, зритель, и перед ним, как в театре, разыгрываются живые картины из образов, на основании которых зритель и делает выводы, что происходит там, во внешнем мире.
Этот зритель в терминологии современных аналитических философов называется гомункул, а вся эта схема восприятия реальности – картезианский театр.


@темы: гомункул, Декарт, Лурье, аналитическая философия