Записи с темой: рациональность (2)
Я на войне с 2014 года, и вижу некоторые тенденции, которые с началом СВО только усилились. Спектр реакций на успехи противника очерчивают две крайности: «всё пропало» и «их уже нет». Эти варианты упаковывается в псевдонаучные тексты и выдаются километрами. О первом варианте замечательно пишет Мараховский, а о втором напишу два слова я.

Первые месяцы СВО ознаменовались взрывом текстов типа «их уже нет». Когда стало ясно, что от Киева мы ушли, Мариуполь не возьмем за два дня, отдали противнику и Херсон, и остров Змеиный, а Харьков, Одесса, Николаев высятся неприступными крепостями на русских рубежах, часть наших мыслителей посчитала адекватным ответом нарратив заката Европы. Запад на грани распада, коллапса и гибели, Украина как государство не существует, этнократий нет, демократий нет, ничего нет, они уже погибли. И это в то время, когда Мариуполь отбивали три месяца, несчастную Авдеевку – два года, а Донецк до сих пор обстреливают.

Из последних событий Олимпиада во Франции и нападение на Курск спровоцировали два наложившихся друг на друг информационных взрыва: западная цивилизация уже погибла, а украинская государственность опять не существует.

Западная цивилизация, сделавшая символом Олимпиады Люцифера, восхищается этим персонажем уже четыреста лет, Мильтон написал о нем гениальную поэму, Байрон создал пьесу с положительным героем Каином, а Пушкин подражал им обоим, и это если даже забыть о просветителях. Запад не рухнул и даже не опустился в рейтингах самых горячих тем. Прошло триста лет, и русские снова обсуждают ужасный разврат Европы, как образованная публика при матушке Екатерине, и дети наши будут его же обсуждать, если мы не найдем себе другие темы.

Что касается Курска, наступление противника и захват нашей территории вызывают к жизни тексты типа «у Украины кончаются люди, они уже кончились» и «Украина после Курска неизбежно потеряет государственность». Для жителей Донбасса, уже десять лет живущих под ударом ВСУ, среди осад, блокад и ракетных ударов, эти комментарии звучат как признак неадекватности и страха до потери чувства реальности. Если мы скажем, что Украины, Запада и западного человека уже нет, ВСУ исчезнут из-под Курска сами собой. Это то самое магическое мышление, которые этнографы XIX века констатировали у дикарей, а философы ХХ века признали неотъемлемой чертой любой культуры. Успехи рациональности всегда невелики, и телеграм XXI века ей явно неподвластен.

Не надо выплескивать свои страхи в мир, они от этого не исчезнут, а усилятся и вернутся стократным эхом. И сейчас как никогда актуален совет Мараховского: делай что можешь на своем месте, это для Родины лучше всего.

@темы: война, магия, рациональность

Идея Жакото и Рансьера о равенстве интеллектов находится на первой странице «Рассуждения о методе» Декарта. Современный философ Робер Мюшембле пишет, что французы – единственная нация, которая определяет себя через философию, их главная идентичность «мы, картезианцы». Так что возможно, во Франции эти строки так же известны, как у нас «У Лукоморья дуб зеленый», но здесь я приведу начало самого известного произведения Декарта, создавшего новоевропейскую рациональность:

«Здравомыслие (bon sens) есть вещь, распределенная справедливее всего; каждый считает себя настолько им наделенным, что даже те, кого всего труднее удовлетворить в каком-либо другом отношении, обыкновенно не стремятся иметь здравого смысла больше, чем у них есть. При этом невероятно, чтобы все заблуждались.

Это свидетельствует скорее о том, что способность правильно рассуждать и отличать истину от заблуждения – что, собственно, и составляет, как принято выражаться, здравомыслие, или разум (raison), – от природы одинакова у всех людей, а также о том, что различие наших мнений происходит не от того, что один разумнее других, а только от того, что мы направляем наши мысли различными путями и рассматриваем не одни и те же вещи. Ибо недостаточно просто иметь хороший ум (esprit), но главное – это хорошо применять его. Самая великая душа способна как к величайшим порокам, так и к величайшим добродетелям, и тот, кто идет очень медленно, может, всегда следуя прямым путем, продвинуться значительно дальше того, кто бежит и удаляется от этого пути.

Что касается меня, то я никогда не считал свой ум более совершенным, чем у других, и часто даже желал иметь столь быструю мысль, или столь ясное и отчетливое воображение, или такую обширную и надежную память, как у некоторых других. Иных качеств, которые требовались бы для совершенства ума, кроме названных, указать не могу; что же касается разума, или здравомыслия, то, поскольку это единственная вещь, делающая нас людьми и отличающая нас от животных, то я хочу верить, что он полностью наличествует в каждом, следуя при этом общему мнению философов, которые говорят, что количественное различие может быть только между случайными свойствами, а не между формами или природами, индивидуумов одного рода» (Декарт, «Рассуждение о методе», том 1, с. 250–251).

Формы или природы индивидуумов в этом тексте – вторые сущности, субстанции, универсалии. В данном случае – универсалия «разумный человек».

@темы: философия, рациональность, Декарт, Рассуждение о методе