Записи с темой: Европа (5)
Доклад на Матусовских чтениях 2019 года о культурных основаниях глобализации и о том, что европейская культура — не продолжение античной.

Ищенко, Н. С. Сохранение европейских культурных архетипов в межкультурной коммуникации с античной культурой / Н. С. Ищенко // Материалы ХII Открытых республиканских Матусовских чтений (г. Луганск, 18 апр. 2019 г.). – Луганск: Изд-во ГОУК ЛНР «ЛГАКИ имени М. Матусовского», 2019. – С. 30–33.

Скачать и читать пдф на сайте: ninaofterdingen.ru/2024/01/12/сохранение-европе...


@темы: Европа, античность

Доклад Нины Ищенко на Чтениях молодых ученых в Горловке в 2018 году посвящен одному из важнейших типов межкультурной коммуникации — диалогу культур. Не каждое взаимодействие является диалогом, для диалога недостаточно ни постоянного обмена артефактами, ни постоянного воздействия культур друг на друга. Диалог имеет определенные структурные характеристики, которые для случая России и Европы приводятся в докладе.

Читать доклад на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/05/16/диалог-культур-в-...

@темы: Россия, Европа, Горловка, диалог культур

Елена Заславская

Друзья из Европы прислали ссылку на статью украинского писателя Леся Белея «Чернила и кровь: как изменилась украинская литература с 2014 года?». Статья вышла на английском языке на сайте «Евроньюс. Культура» 9 марта 2022 года в день рождения украинского национального поэта Тараса Шевченко.

В статье Белей описывает события начала войны Украины с Донбассом, как начало русско-украинского конфликта. Он оперирует такими клише украинской пропаганды как российская агрессия, оккупация, аннексия Крыма.

Российская армия зашла в Народные Республики лишь в день Z – 24 февраля 2022 года, но украинские пропагандисты и писатели, все эти 8 лет упорно называли войну ВСУ (вооруженные силы Украины) с народным ополчением Донбасса борьбой против российской оккупации.

В своей статье Белей восхваляет тех донбасских писателей, которые поддержали Украину, переехали в эту страну, перешли на украинский язык и все эти годы писали книги о героической борьбе украинской армии с российскими оккупантами.

В статье упомянуты следующие авторы: Сергей Жадан, Любовь Якимчук, Владимир Рафеенко, Станислав Асеев и Сергей Лещенко.

Белей сказал несколько слов и о поэтах Донбасса, оставшихся в Республике: «Только несколько украинских писателей решили поддержать российскую сторону. Например, часть литературного кружка «Стан» из Луганска эвакуировалась на подконтрольные Киеву территории, а поэты Елена Заславская и Александр Сигида остались в Луганске и стали поэтами «республики». Трудно сказать, каковы были главные мотивы – уязвимость перед пропагандой или, может быть, стремление стать топовыми поэтами «молодой республики»…».

Что ж, как топовый поэт молодой республики расскажу, что повлияло на мой выбор: это было желание хоть чем-то помочь своей земле и людям. Я сознательно осталась с теми, на кого была брошена армия когда-то родной страны. Я сознательно осталась с теми, кто нашел в себе силы сопротивляться: и на передовой, и в тылу. С теми, у кого не было слов описать происходящий ужас и высказать то, за что мы боремся. Я искала и находила нужные слова все эти 8 лет.

Писатель Лесь Белей манипулирует своей аудиторией, отсекает такие альтернативы как обдуманный выбор и осознанное решение, верность памяти и родному Донбассу.
В конце своей статьи Лесь Белей делает вывод, что тот военный опыт, который получат украинцы после 24 февраля 2022 года, породит золотой век украинской литературы.

Война на Украине идет с 2014 года. И за эти восемь лет украинская литература породила истории о героях, подобных персонажу романа Владимира Рафеенко. Этот интеллектуал отказался от своего родного языка, перешел на украинский и вел беседы с лошадиной головой, символизирующей украинское начало, пока русских Донбасса убивали. С такими творениями можно получить Нобелевскую премию, как Алексеевич, но невозможно войти в золотой фонд культуры, стать частью мира, за который люди будут отдавать свою жизнь.

Однако, назвал свою статью Лесь Белей верно! В чернилах украинских писателей достаточно крови. Это кровь убитых в Донбассе людей, которых они изображали орками и урками.

www.euronews.com/culture/2022/03/09/ink-and-blo...


@темы: война, Украина, Россия, Европа, z, Донбасс, literatura, Сергей Жадан, Владимир Рафеенко, Евроньюс, Елена Заславская, культурная политика, Александр Сигида-сын, Aleksandr Sihida, Лесь Белей, Любовь Якимчук, Сергей Лещенко, СТАН, Станислав Асеев

Споры о нацизме/фашизме на Украине активно ведутся с 2014 года, и обострились сейчас, с началом спецоперации. Указание на символику СС, которую носят некоторые украинские вооруженные отряды, несколько уводит в сторону. В конце концов, если бы они с этими рунами на рукавах переводили старушек через дорогу, а не били Точкой-У по ДНР, к ним было бы другое отношение. То есть дело не столько в символах, сколько в практиках. Какие же практики стоят за словом нацизм или фашизм?
Представления о нацизме/фашизме у русских и европейцев разные. Нацизм и фашизм имеют разные характеристики, которые отпечатались в общественном сознании во Вторую Мировую войну. Для русских нацизм и фашизм – синонимы. Никакие объяснения о словарном значении слова не могут изменить исторической памяти народа.
В общем, говоря о нацизм/фашизме, можно выделить несколько характеристик: это авторитарный строй (у народа один лидер), нацисты устроили геноцид русских в России и геноцид евреев в Европе, нацисты сражались против демократических стран, лидеров демократического мира США и Великобритании.

ДЛЯ РУССКИХ в этом списке главное преступление нацистов/фашистов – это безусловно геноцид, который они устроили. Нас, русских, больше коснулся геноцид русских, но в принципе геноцид любого народа для нас неприемлем, тут мы не проводим никакого деления. Поэтому в русском интернете инициативы Германии или Израиля вручить какие-то подарки или компенсации евреем-блокадникам вызывали некоторое, мягко говоря, недоумение. Почему только евреям? А русские в Ленинграде от Германии не страдали, их можно убивать? Последняя инициатива фейсбука, разрешившего призывы к убийству русских на своей платформе, показывает, что убивать русских действительно можно, и нацистами/ фашистами в европейском смысле от этого не становятся.
Итак, для нас главное в нацизме – обоснование и практика геноцида. Нам не приходит в голову, что в европейской культуре порядок и значимость характеристик может быть совершенно другой.

ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ главное в нацизме/фашизме вовсе не геноцид. В европейском культурном регионе главный признак нацизма, как ни странно на наш взгляд, это борьба и война с демократическими странами. На втором месте идет авторитарность правления, то есть единоличный руководитель страны. Геноцид евреев в Европе еще как-то умещается в памяти благодаря постоянным урокам Холокоста и навязчивой пропаганде, но геноцид русских вообще в списке преступлений Гитлера отсутствует, он не входит в определение.

Поэтому мы говорим на разных языках.
Мы говорим о фашизме/нацизме на Украине, потому что украинцы восемь лет убивали русских Донбасса. Для нас этого достаточно. Кто именно на Украине президент, является ли он евреем, какая там экономика и какие партии в парламенте, абсолютно не имеет значения, это всё теряется на фоне главного определяющего признака.
Европейцы видят другое: Путин сопротивляется Западу и воюет с Украиной, страной из демократического лагеря, где призывы к убийству русских элиту не смущают. И у них части пазла тоже сходятся – в России русские фашисты, Путлер хочет напасть на НАТО.
Это не лицемерие, они абсолютно искренни. И украинцы поступают логично, воспроизводя эту систему ценностей в своем стремлении в Европу. Нас это шокирует потому, что говорится на русском и культурно русскими людьми, которые должны помнить и понимать, что бывает по-другому.
Какое понимание фашизма победит? Что будет считаться нормальным после победы? За это идет сейчас борьба.


@темы: Украина, Россия, фашизм, Европа, нацизм

Как справедливо заметил Монтень, о книгах написано больше книг, чем о любых других предметах. Сегодня о книгах.

Из книги Проскуриной «Империя пера Екатерины II: литература как политика»:

«Как справедливо заметил Ларри Вульф, именно в эпоху Просвещения произошло ментально-географическое разделение на Западную и Восточную Европу, а границы между ними пролегали где-то между Пруссией и Польшей».

Ссылка на Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003. С. 36–37.

@темы: Европа, Просвещение