Патерыкина, В. В. Трансляция гностицизма в тексте и экранизациях романа «Трудно быть богом» братьев Стругацких/ В. В. Патерыкина, Н. С. Ищенко. – Текст : электронный. – DOI 10.36343/SB.2024.40.4.002 // Наследие веков. – 2024. – No4. – С. 29–41. – URL: heritage-magazine.com/index.php/HC/article/view...
Записи с темой: Стругацкие (4)
суббота, 22 марта 2025
Новая статья, написанная в соавторстве с Валентиной Патерыкиной. Исследование направлено на выявление специфики воплощения элементов гностического мировоззрения (иерархия миров, дуализм духовного и материального, гнозис) в романе братьев Стругацких «Трудно быть богом» и его экранизациях (П. Фляйшман, 1989; А. Герман, 2013) через призму концепции политического гностицизма Э. Фёгелина. Материалами послужили текст романа, его кинематографические адаптации и сочинения раннехристианских авторов (Ириней Лионский, Тертуллиан). Через анализ политической мифологии модерна (Э. Фёгелин) показано, что в мире Полудня существует иерархия миров, основанная на идее о приоритете земной цивилизации над остальными. Обосновано соответствие выявленных в романе Стругацких базовых идей концепции политического гностицизма; также подобные закономерности прослежены в двух экранизациях романа. Результаты демонстрируют связь гностических мотивов в творчестве Стругацких с политической мифологией модерна, раскрывая механизмы сохранения религиозного мифа в секулярных обществах.
Патерыкина, В. В. Трансляция гностицизма в тексте и экранизациях романа «Трудно быть богом» братьев Стругацких/ В. В. Патерыкина, Н. С. Ищенко. – Текст : электронный. – DOI 10.36343/SB.2024.40.4.002 // Наследие веков. – 2024. – No4. – С. 29–41. – URL: heritage-magazine.com/index.php/HC/article/view...
Патерыкина, В. В. Трансляция гностицизма в тексте и экранизациях романа «Трудно быть богом» братьев Стругацких/ В. В. Патерыкина, Н. С. Ищенко. – Текст : электронный. – DOI 10.36343/SB.2024.40.4.002 // Наследие веков. – 2024. – No4. – С. 29–41. – URL: heritage-magazine.com/index.php/HC/article/view...
понедельник, 27 мая 2024
На сайте Русского мира – новость об обсуждении спектакля «Трудно быть богом» театра «Варяги» на заседании Философского монтенеского общества в Луганске, 22 мая 2024 года. Спектакль был показан в Луганске 20 мая и вызвал неоднозначную реакцию: часть публики ушла еще до антракта, но были и те, кто аплодировал стоя и оставил восторженные отзывы. Почему это произошло? Сохранил ли сценический вариант философию Стругацких? Об этом говорится в докладе.
Новость на сайте Русского мира: russkiymir.ru/news/325524/
Аудио доклада на «Одуванчике»: oduvan.online/fmo/возвращение-в-арканар-2/
Новость на сайте Русского мира: russkiymir.ru/news/325524/
Аудио доклада на «Одуванчике»: oduvan.online/fmo/возвращение-в-арканар-2/
вторник, 05 марта 2024
Игорь Погорелов
На заседании Философского монтеневского общества 28 февраля 2024 года участники прослушали доклад Игоря Погорелова на тему «Система определения ценности произведения читателем (на примере фантастики Стругацких)».
Докладчик предоставил результаты сравнительного критического анализа шестнадцати основных произведений братьев Стругацких. Было выделено шесть параметров оценки, 3 внешних (по форме) и 3 внутренних (по содержанию). Каждому произведению были даны критические оценки по шкале от 1 до 10, где 1 означало минимально, а 10 — максимально успешное выражение параметра. Затем все шесть оценок суммировались и выводилось лучшее произведение, затем второе по ценности, третье и так далее.
Для примера, в доказательство аргументированности оценок, был предоставлен подробный критический анализ одного из параметров, а именно — сильной, запоминающейся, жизнеутверждающей, человеколюбивой и побуждающей к деятельности концовки произведения. Анализ был подкреплён цитатами из концовок произведений, раскрытием их смысла, как общей финальной точки, как своеобразного последнего аккорда. Ценность концовки разбиралась также в контексте тесной связи с кульминацией произведения. Согласно предложенной системе, первые места занимают «Пикник на обочине», «Обитаемый остров» и «Малыш», а на последние попали «Попытка к бегству» и «Трудно быть богом».
У слушателей не возникло вопросов по содержанию произведений и причинно-следственным связям предоставленной системы определения ценности, зато были вопросы следующего рода. Возможна ли объективная оценка ценности произведений, или все подобного рода оценки субъективны; стоит ли читать книги вообще, или стоит ограничиться их прочтением лишь в детском возрасте; что такое истина и возможно ли её достичь; насколько понятия «динамика» или «жизнеутверждающая концовка» могут помочь нам в нахождении истинной ценности произведений; как можно оценить применение негуманных средств для достижения гуманной цели; нужно ли вообще человеку заниматься подобными анализами и критикой, вместо того чтобы сосредотачиваться на ежедневных бытовых проблемах в жизни.
Участники заседания не пришли к единому выводу практически ни по одному вопросу. Слушателями были предложены свои критерии определения ценности произведения, такие как тираж произведения, запрет цензурой и Нобелевская премия. Докладчик отверг эти критерии, аргументируя тем, что большие тиражи книг зачастую свидетельствуют не о качестве, а о политической или иной конъюнктуре; запрет цензурой зачастую является действующим фактором против некачественной литературы, а Нобелевская премия сейчас явно политически ангажирована.
Во время подведения итогов определённым консенсусом можно назвать общее мнение участников, что система рейтингов, критических и сравнительных оценок ценности произведений литературы существует, но она всё-таки в основном остаётся субъективной и до конца не исследованной. Для выработки всеобъемлющей системы определения ценности произведения требуется тщательная экспертная оценка критиков и специалистов, знатоков в той или области литературы.
На заседании Философского монтеневского общества 28 февраля 2024 года участники прослушали доклад Игоря Погорелова на тему «Система определения ценности произведения читателем (на примере фантастики Стругацких)».
Докладчик предоставил результаты сравнительного критического анализа шестнадцати основных произведений братьев Стругацких. Было выделено шесть параметров оценки, 3 внешних (по форме) и 3 внутренних (по содержанию). Каждому произведению были даны критические оценки по шкале от 1 до 10, где 1 означало минимально, а 10 — максимально успешное выражение параметра. Затем все шесть оценок суммировались и выводилось лучшее произведение, затем второе по ценности, третье и так далее.
Для примера, в доказательство аргументированности оценок, был предоставлен подробный критический анализ одного из параметров, а именно — сильной, запоминающейся, жизнеутверждающей, человеколюбивой и побуждающей к деятельности концовки произведения. Анализ был подкреплён цитатами из концовок произведений, раскрытием их смысла, как общей финальной точки, как своеобразного последнего аккорда. Ценность концовки разбиралась также в контексте тесной связи с кульминацией произведения. Согласно предложенной системе, первые места занимают «Пикник на обочине», «Обитаемый остров» и «Малыш», а на последние попали «Попытка к бегству» и «Трудно быть богом».
У слушателей не возникло вопросов по содержанию произведений и причинно-следственным связям предоставленной системы определения ценности, зато были вопросы следующего рода. Возможна ли объективная оценка ценности произведений, или все подобного рода оценки субъективны; стоит ли читать книги вообще, или стоит ограничиться их прочтением лишь в детском возрасте; что такое истина и возможно ли её достичь; насколько понятия «динамика» или «жизнеутверждающая концовка» могут помочь нам в нахождении истинной ценности произведений; как можно оценить применение негуманных средств для достижения гуманной цели; нужно ли вообще человеку заниматься подобными анализами и критикой, вместо того чтобы сосредотачиваться на ежедневных бытовых проблемах в жизни.
Участники заседания не пришли к единому выводу практически ни по одному вопросу. Слушателями были предложены свои критерии определения ценности произведения, такие как тираж произведения, запрет цензурой и Нобелевская премия. Докладчик отверг эти критерии, аргументируя тем, что большие тиражи книг зачастую свидетельствуют не о качестве, а о политической или иной конъюнктуре; запрет цензурой зачастую является действующим фактором против некачественной литературы, а Нобелевская премия сейчас явно политически ангажирована.
Во время подведения итогов определённым консенсусом можно назвать общее мнение участников, что система рейтингов, критических и сравнительных оценок ценности произведений литературы существует, но она всё-таки в основном остаётся субъективной и до конца не исследованной. Для выработки всеобъемлющей системы определения ценности произведения требуется тщательная экспертная оценка критиков и специалистов, знатоков в той или области литературы.
воскресенье, 25 февраля 2024
Философское монтеневское общество Луганска приглашает на доклад Игоря Погорелова «Система определения ценности произведения читателем (на примере фантастики Стругацких)».
Начало 21 февраля 2024 года, в 15.30, в Русском центре библиотеки Горького. Вход свободный.

Начало 21 февраля 2024 года, в 15.30, в Русском центре библиотеки Горького. Вход свободный.
