Записи с темой: Екатерина Вторая (7)
Увлечение французов эпохи Просвещения Китаем имело яркую антиклерикальную и антимонархическую направленность. Еще одна империя помимо Римской, существовавшая дольше, и вдобавок демонстрирующая веротерпимость, была отличным аргументом как против Священной истории, в центре которой еврейский народ и христианская церковь, так и против Франции XVIII века, где преследовали иноверцев и инакомыслящих. Особенно ярко обе линии аргументации развивал Вольтер, с которым переписывалась Екатерина Вторая.

Будучи первой среди равных в царстве мысли, Екатерина конечно же поддерживала линию Вольтера в отношении Китая и не отказывалась похвалить Срединную империю в ущерб Франции. Однако будучи Российской Императрицей, Екатерина имела общую границу с Китаем, а общая граница – это взаимные территориальные претензии, конфликты из-за подданных, которые признают вассалитет то Китая, то России, и в целом постоянная напряженность.

«В первые годы своего правления Екатерина даже рассматривала возможность войны с восточным соседом. В одном из писем она жаловалась Вольтеру, что «китайцы такие склочные». По другому поводу она бранила Вольтера за нереалистичность: «Сир, вы исторгаете столько хвалы в адрес Китая… однако мои собственные дела с этой державой прошли долгий путь, разрушив все представления об их “savoir-vivre”» (умение жить). Императрица дипломатично добавила, что она сталкивалась с маньчжурами, «тартарским народом, завоевавшим Китай, а не с самими китайцами».

Екатерина могла высказываться и более эксцентрично. Другому своему другу, габсбургскому придворному принцу Шарлю-Жозефу де Линю она описывала своего доброго соседа, императора Цяньлуна в таких стишках:
Le Roi de la Chi, i, i, i, i, i, i, ne
Quand il a bien bu, u, u, u, u, u, u,
Fait une plaisante mi, i, i, i, i, ne

Король Ки-та-та-та-та-я
Когда вы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-пьет
Такие корчит ро-о-о-о-о-о-жи!» (Давид Схиммельпэннинк ван дер Ойе, «Русский ориентализм. Азия в российском сознании от эпохи Петра Великого до Белой эмиграции»).

Итог правления маньчжурской династии, которую упоминает Екатерина, показал Бертолуччи в фильме «Последний император». А император Цяньлун, которого передразнивала наша государыня, является главным героем в великолепной дораме «Покорение дворца Яньси».

@темы: Китай, Просвещение, Вольтер, Екатерина Вторая

Мудрость среди тронов, которая не месит макаронов, – это Екатерина Вторая. Вот как она описана в оде «На Счастие»:
В те дни, как мудрость среди тронов
Одна не месит макаронов,
Не ходит в кузницу ковать
А разве временем лишь скучным
Изволит муз к себе пускать
И перышком своим искусным,
Ни ссоряся никак, ни с кем,
Для общей и своей забавы,
Комедьи пишет, чистит нравы,
И припевает хем, хем, хем.
Как пишет Проскурина, «в этом фрагменте, однако, Державин противопоставил русской царице-Мудрости не абстрактных королей, а вполне конкретный дом Бурбонов в лице Фердинанда I, короля Неаполитанского и двух Сицилий (1751–1825), а также Людовика XVI, последнего короля Франции. Первый был известен своим грубым нравом, страстной любовью к макаронам, а также к их производству. Этот «король Фальстаф», по воспоминаниям современников, проводил много времени на рынках, часто в самой «грязной» компании, и сам занимался изготовлением макарон, заказывая для этого соответствующие машины.
Второй персонаж приведенного отрывка – Людовик XVI – увлекался столярным, токарным и слесарным делом; он имел знаменательное прозвище «Le serrurié» («Замочник»): король коллекционировал замки разных конструкций, а ковка по металлу была его любимым хобби. Оба короля были женаты на сестрах, двух дочерях австрийской королевы Марии-Терезии: первый на Марии-Каролине, второй – на Марии-Антуанетте.
Грубость и непросвещенность первого короля были качествами, по мнению поэта, несовместными с выполнением государственных обязанностей. В действительности этот любитель макарон переложил все дела на красивую и деятельную жену. Последний король Франции также не особенно интересовался государственными делами, отдавая явное предпочтение «кузнице» в ущерб всем остальным королевским местоположениям (и трону, и спальне!). Импотенция Людовика XVI воспринималась как символ заката монархии. Все эти качества короля были постоянным объектом памфлетов и политических карикатур, известных и в России».


@темы: Державин, русская поэзия, Екатерина Вторая

В наследии Державина существует ода «На Счастие», которая не была опубликована при жизни. Автор по своим причинам утверждал, что она написана в 1790 году, однако проведенный В. Проскуриной анализ реалий, которые в ней описаны, показывает, что она была создана в 1789 году, причем до взятия Бастилии.
В этой оде действуют две аллегорические фигуры – Счастие и Мудрость. В произведении показано действие Счастия в современном мире. Счастие выступает как проказливый демон, переворачивающий все с ног на голову, не дающий Мудрости реализовать свои разумные начинания. Державин описывает в этом ключе множество ныне полузабытых политических реалий 1789 года, но ничего не пишет о взятии Бастилии, что было бы невозможно, если бы Ода писалась после 14 июля, а тем более в 1790 году, когда пламя из искры уже очень явственно разгорелось.
Счастие в Оде персонифицировано в виде мужской фигуры?
Сын время, случая, судьбины
Иль недоведомой причины,
Бог сильный, резвый, добрый, злой!
На шаровидной колеснице,
Хрустальной, скользкой, роковой,
Вослед блистающей деннице,
Чрез горы, степь, моря, леса,
Вседневно ты по свету скачешь,
Волшебною ширинкой машешь
И производишь чудеса.
Тем не менее, целый ряд критиков от XIX века вплоть до наших дней находили возможным отождествлять Счастие и Мудрость, то есть Екатерину, и рассматривать проказы счастия как действия царицы, то есть видели в Оде сатиру на Екатерину.
Нельзя сказать, чтобы Державин совсем ничего сатирического не задумывал, но его замысел реализуется на интертекстуальном уровне. Так, размер этой Оды заимствован у Баркова, что говорит само за себя, и в некоторых образах обыгрывается барковская поэтика. Поэтому ода и не публиковалась при жизни. Но сатира на уровне сюжета здесь отсутствует – безумным выходкам Счастия противостоит единственная разумная монархиня в Европе, Мудрость среди тронов – Екатерина, самодержица Всероссийская.


@темы: русская литература, Екатерина Вторая, Гаврила Державин

«Екатерина II купила Библиотеку Дидро в 1765 г., назначила его библиотекарем, выплатила ему жалованье на 50 лет вперед и оставила Библиотеку в его распоряжении. После смерти Дидро Библиотека прибыла в Петербург. Однако в отличие от Библиотеки Вольтера как отдельная коллекция она не сохранилась до нашего времени. Уже в XIX в. она была расформирована как коллекция, каталога Библиотеки не сохранилось».
Златопольская. Вольтер: pro et contra, с. 737.


@темы: Просвещение, Дидро, Екатерина Вторая

Из книги Проскуриной «Империя пера Екатерины II: литература как политика»:

«Я люблю еще нераспаханныя страны. Поверьте, они суть наилучшия. Я тысячу раз говорила вам, что я годна только для России».
Екатерина II барону Гримму. 17 ноября 1777

@темы: Екатерина Вторая, Вера Проскурина

На всех комедиях Екатерины 1772 года («О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьёю», «Невеста невидимка») возле названия есть дополнение «Сочинены в Ярославле». Екатерина действительно путешествовала в этом году по Волге, но Ярославль у нее не просто географическая локация.
Ярославль упоминается целенаправленно как город, который императрица ставит в пример отсталой Москве. Ярославль – небольшой древний город, подхватывающий инициативы Петербурга, активно участвующий в деле просвещения. В Ярославле основан первый русский театр. В Ярославле проводят перепланировку по европейскому образцу (такой проект, со сносом старинной церкви ради прошпекта, был утвержден к тому времени, но как-то за десять лет не реализовался). Одним словом, Ярославль – это город, с которого все должны брать пример, залог того, что в России можно распространить идеи Просвещения, что Россия – не дикий хаос, а новый космос.
Так провинция в какой-то момент оказалось символической союзницей имперской столицы против отсталой Москвы в деле европейского преобразования жизни.


@темы: Москва, Ярославль, русская литература, Екатерина Вторая

Противостояние Москвы и Петербурга ярко проявлялось в эпоху Екатерины Второй, но с заметными отличиями от современной модели. Если сейчас Москва – это бизнес, движение и энергия, а Питер – культурная столица, то при Екатерине движение, энергия и драйв были все в Петербурге, а Москва была большой деревней. Городские усадьбы дворян жили жизнью загородной усадьбы, деревенского поместья: сады и огороды прямо в пределах города, всё своё, десятки человек прислуги и работников. Естественно выстроенная, с кривыми переулочками, растущая как запущенный сад в разные стороны, Москва самим своим стилем сопротивлялась просвещенным инициативам Петербурга и преобразованию страны. Это был не центр сопротивления – центр предполагает четкую структуру, а именно среда, равномерная, плотная, в которой концов не найдешь. В позднейшие времена эту функцию взяла на себя русская глубинка, где обитает глубинный народ.
Для Екатерины олицетворением старины, тьмы, невежества и неструктурируемого хаоса была Москва. В 1770–1772 гг. в Москве бушевала эпидемия чумы, сопровождаемая бунтами и убийством архиепископа, то есть Москва еще раз подтвердила свою репутацию города, неспособного встраиваться ни в какой просвещенный порядок.
В 1772 году Екатерина пишет несколько комедий, связанных общими героями и высмеивающими московский быт: «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьёю», «Невеста невидимка». Это идеологическая акция – просвещенная императрица борется с невежеством и отсталостью культурными мерами, сатирически изображая негативные поведенческие стратегии в пьесах. В письмах к Вольтеру Екатерина пишет, что эти комедии все читают и обсуждают, что публика их смотрит и хвалит, то есть государыня конструирует отсутствующее в России просвещенное общество, которое уже сложилось в Европе, является источником общественного мнения и субъектом разума как такового.
В борьбе с Москвой Екатерина использует не только символический ресурс Европы и Петербурга, она задействует еще один русский город, который выстраивается в культурном пространстве как анти-Москва – город Ярославль.


@темы: Москва, русская литература, Екатерина Вторая