Записи с темой: Нина Ищенко (13)
Дорогие друзья! Приглашаю всех луганчан на мой доклад на заседании Философского монтеневского общества 15 мая, в 15.30. Этот доклад так фраппировал Александра Дугина во время философской конференции, что он запретил выкладывать его в сеть и давать мне слово для ответа из-за моих ложных и вредных взглядов. Я же считаю, что самое вредное для философии – навязывать всем единственно верное учение, поэтому приглашаю луганчан прийти и участвовать в обсуждении, а иногородним обещаю аудио по итогам в открытом доступе.

Теперь обо всем по порядку. читать дальше

@темы: философия, Луганск, Александр Дугин, ФМО, Нина Ищенко

Вышел из печати мой курс лекций по философии.
Предлагаемая книга – учебное пособие, то есть в нем отражены не все интересующие меня темы и даже не все темы университетского курса. Необходимость придерживаться программы также оказалась ограничивающим фактором.

Пользуюсь случаем поблагодарить Веру Даренскую, безоговорочно поддержавшую мой замысел, коллег, помогавших на разных этапах подготовки текста, а также студентов педагогического и аграрного университетов, ставших первыми слушателями этих лекций. Чтение в аудитории и обсуждение материала со студентами дает новые ракурсы и открывает новые горизонты, поэтому в уме книга переписывается постоянно.

На бумаге же она готова, электронная версия в открытом доступе на сайте:
ninaofterdingen.ru/2023/06/02/курс-лекций-по-фи...


@темы: философия, учебник, Нина Ищенко, курс лекций

В весеннем номере журнала "Александръ" опубликована рецензия Нины Ищенко о романе Александра Пелевина "Покров-17". В рецензии показано, как Победа без храма буквально повисает в воздухе, все жертвы оказываются напрасными, поскольку сохранить память о них и надежду на искупление человеческими силами невозможно. Самый большой недостаток советского строя в СССР заключается в том, что к концу советского периода был утерян сакральный смысл победы, межпоколенческая трансляция образа прервалась. В России она возобновилась в XXI веке, а на Украине не возобновилась до сих пор. Попытка художественного осмысления ситуации дана в романе, а теоретического - в рецензии.

ninaofterdingen.ru/2023/03/03/%d0%bf%d0%be%d0%b...

Ищенко, Н. С. Победа и разрушенный храм: прорыв из ада в романе Александра Пелевина «Покров-17»/ Н. С. Ищенко // Александръ. – 2023. – № 3 (78). – С. 57 – 61.

@темы: критика, Александр Пелевин, Нина Ищенко

1. Ищенко, Н. С. Два уровня анагноризиса в мультфильме «Девятый» / Н. С. Ищенко // Неканоническая эстетика. Вып. 9: Все озарения мира: Анагноризис в литературе и искусстве: Сб. статей. – СПб.; М.: ООО «Сам Полиграфист», 2022. – С. 227–237. Ищенко, Н. С. Разрушение русской культурной идентичности на Украине с 2014 года: стратегии и методы / Н. С. Ищенко // Феномен идентичности: философские и исторические аспекты: материалы Всероссийского (с международным участием) междисциплинарного научно-теоретического семинара (Череповец, 1–2 июля 2021 г.): Сборник научных работ / ответственный редактор О. Ю. Солодянкина. – Череповец: ЧГУ, 2022. – С. 63–74.

2. Ищенко, Н. С. Лестница эротического познания в стихотворении Елены Заславской / Н. С. Ищенко // Девятая Московская международная Платоновская конференция. Под редакцией И.А. Протороповой, А.И. Резниченко (Москва, 25–26 ноября 2021 г.) – Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 2021. – С. 76–79.

3. Ищенко, Н. С. Книга в инокультурной среде: к проблеме сохранения культурной памяти в антиутопиях О. Хаксли и Т. Толстой / Н. С. Ищенко // Текст и коммуникация в пространстве культуры: коллективная монография / под общ. ред. И. А. Андрющенко. – Симферополь: КФУ им. В. И. Вернадского, 2022. – С. 83–95.

4. Ищенко, Н. С. Война памяти против русской культуры на Украине / Н. С. Ищенко // Будущее России: историко-культурные и духовно-нравственные основы идеологии российской государственности: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 22 октября 2021 г.) / М-во культуры Рос. Федерации, Краснод. гос. ин-т культуры ; ред. кол.: Н. Г. Денисов, Е.С. Шавлохова, П.В. Прохода. – Краснодар : Краснодарский государственный институт культуры, 2022. – С. 123–127.

5. Ищенко, Н. С. Образ Родины в стихотворении «Русский Лавкрафт» Александра Сигиды-сына / Н. С. Ищенко // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: Материалы VI Международной научной конференции, Москва 22 апреля 2022 г. – М.: МХПИ, 2022. – С. 701–706.
6. Ищенко, Н. С. Трансформация дружеского письма в текстовый блог / Н. С. Ищенко // МедиаVектор. – Научный журнал: – Новосибирск-Симферополь: Изд. АНС «СибАК», 2022. – Вып. 5. – С. 57–60.

7. Ищенко, Н. С. Война: инициация или бессмысленная смерть? Два взгляда на войну в современном российском обществе / Н. С. Ищенко // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета (Донецк, 27–28 октября 2022 г.). – Том 9: Философские и психологические науки / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. – С. 141–144.

8. Ищенко, Н. С. Идеи эпохи Просвещения в индийском фильме «ПиКей» (2014) / Н. С. Ищенко // Традиционные общества: неизвестное прошлое : материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 мая 2022 г., г. Челябинск / редколлегия: П.Б. Уваров (гл. ред.), А.Е. Бушуева, Н.И. Тахиров, Д.В. Чарыков. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2022. – С. 258–265.

9. Ищенко, Н. С. Призывы к миру на Украине как прием военной пропаганды / Н. С. Ищенко // Вестник Тюменского государственного института культуры : материалы V (XIII) Международной научно-практической конференции «Межкультурные коммуникации и миротворчество» (27 мая 2022 г.) и исследования победителей конкурса научных и творческих работ обучающихся «Образование, культура и искусство глазами молодых ученых» в рамках научно-академического проекта «Дни студенческой науки в Тюменском государственном институте культуры 2022» / гл. ред. И. Н. Омельченко; зам. гл. ред. А. Я. Криницкий; науч. ред. Е. М. Акулич; отв. ред. В. И. Семёнова. – Тюмень : РИЦ ТГИК, 2022. – С. 20–24.

@темы: итоги года, Нина Ищенко

В среду, 21 декабря, был насыщенный день. После заседания Философского монтеневского общества, где обсуждалась моя монография «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс», записали интервью с Тимом Кёрби о военной ситуации и ее причинах. Интервью много раз переносилось и откладывалось по не зависящим от нас причинам, но наконец-то благодаря бесконечному терпению обеих сторон дело сделано!
В интервью я постаралась ответить на такие вопросы как
являются ли русские и украинцы одним народом;
почему Россия каждые несколько десятилетий оказывается в ситуации войны с Европой;
сходна ли ситуация в военном Донбассе в 2014 – 2022 гг. с тем, что переживали люди во время немецкой оккупации в 1942 – 1943 гг.;
в чем суть и причины церковного раскола на Украине;
как понимать слова Кадырова, что православные и мусульмане вместе воюют против Сатаны;
в странах Восточной Европы разрушено много памятников русским солдатам, но зачем в советское время их столько понастроили?
почему в России до сих пор стоят памятники Ленину, а в бывших социалистических странах их разрушают;
почему такое значение придается памятнику Екатерине Великой в Одессе;
почему для русских такое значение имеет фигура политического лидера.

Слушать по ссылкам:
телеграм: t.me/timkirbyhardcore/5535
Youtube: youtu.be/5Szt_elvMAE
Rumble: rumble.com/v21rpx6-tkr43-the-ideas-behind-the-w...
Bitchute: www.bitchute.com/video/cCvVSbrKUKF3/


@темы: интервью, Нина Ищенко, Tim Kirby

Нам не дано предугадать

В марте 2020 года я отправила в журнал «Родная Ладога» свое культурологическое эссе «Почему супергерои прячутся». Ответа от редакции я не получила, и больше ничего с этой стороны не ждала. Однако невидимая глазу работа в ноосфере не прекращается ни на минуту, и ее результат обнаружился на прошлой неделе, когда я получила электронный вариант выпуска «Родной Ладоги», № 3–4 за 2022 год, где опубликовано мое эссе.

Номер открывает подборка выступлений Владимира Путина в связи с разными значимыми датами нашей новейшей истории: обращение к участникам церемонии открытия восстановленного мемориального комплекса Саур-Могила, выступление на концерте, посвященном 1160-летию зарождения российской государственности, речь на церемонии подписания договоров о принятии в Россию ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и так далее. Также в этом номере опубликован доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на пленарном заседании XXIV Всемирного Русского Народного Собора, отрывок из книги Сергея Шойгу «Про вчера», статья Александра Дугина «СВО: битва за конец истории», текст Виталия Даренского «Великая Отечественная война как отражение агрессии Запада против русской цивилизации», статья Дмитрия Володихина «О массовых репрессиях при Иване IV» и другие.

Этот интересный номер я выкладываю полностью.
ninaofterdingen.ru/2022/12/20/нам-не-дано-преду...

@темы: русская литература, Нина Ищенко, Родная Ладога

Нам не дано предугадать

В марте 2020 года я отправила в журнал «Родная Ладога» свое культурологическое эссе «Почему супергерои прячутся». Ответа от редакции я не получила, и больше ничего с этой стороны не ждала. Однако невидимая глазу работа в ноосфере не прекращается ни на минуту, и ее результат обнаружился на прошлой неделе, когда я получила электронный вариант выпуска «Родной Ладоги», № 3–4 за 2022 год, где опубликовано мое эссе.

Номер открывает подборка выступлений Владимира Путина в связи с разными значимыми датами нашей новейшей истории: обращение к участникам церемонии открытия восстановленного мемориального комплекса Саур-Могила, выступление на концерте, посвященном 1160-летию зарождения российской государственности, речь на церемонии подписания договоров о принятии в Россию ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и так далее. Также в этом номере опубликован доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на пленарном заседании XXIV Всемирного Русского Народного Собора, отрывок из книги Сергея Шойгу «Про вчера», статья Александра Дугина «СВО: битва за конец истории», текст Виталия Даренского «Великая Отечественная война как отражение агрессии Запада против русской цивилизации», статья Дмитрия Володихина «О массовых репрессиях при Иване IV» и другие.

Этот интересный номер я выкладываю полностью.
ninaofterdingen.ru/2022/12/20/нам-не-дано-преду...

@темы: русская литература, Нина Ищенко, Родная Ладога

Философское монтеневское общество Луганска приглашает всех интересующихся современной военной и культурной ситуацией на юго-западной границе России на обсуждение доклада Арсентия Атояна «Конец чёрно-белого видения украинского кризиса в координатах борьбы цивилизаций. Возвращаясь к книге Нины Ищенко «Южный фронтир: Россия — Украина — Донбасс».

Доклад состоится в Русском центре библиотеки Горького. Начало в 14.30 21 декабря 2022 года. Вход свободный.

@темы: Луганск, ФМО, Арсентий Атоян, Нина Ищенко, фронтир

В статье Нины Ищенко, опубликованной в 2017 году в Луганске, анализируется популярный литературный жанр хронотуризма (попаданчества) с точки зрения культурологии, с привлечение теории межкультурного взаимодействия. Актуальность темы обусловлена ростом популярности этого жанра в современной литературе и необходимостью использовать данные современного искусства для исследования культурной идентичности. Кризис идентичности переживают многие современные культуры, но особенно остро эта проблема стоит в России.

Кризис культурной и цивилизационной идентичности России продолжается с конца советского периода, и только в последние годы начинают формироваться культурные формы, способные синтезировать разрозненные идейные элементы, равно важные для конституирования русской культурной идентичности, но не вмещающиеся в рамки предложенных западными культурами парадигм. Хронотуризм – результат проявления кризиса идентичности в литературе, когда разрушена или по крайней мере нарушена историческая память, и наши современники воспринимают собственную культуру других периодов как чужую, в которой они не видят своего места. Исследование, проведенное автором статьи, позволяют использовать данные современной литературы при культурологическом анализе общекультурных феноменов.

terra.lgaki.info/generation_p/popadanchestvo-kak-mezhkulturnoe-vzaimodeystvie.html

@темы: хронотуризм, Нина Ищенко

В сборнике Девятой Московской международной Платоновской конференции опубликован мой текст Нины Ищенко об одной из важнейших идей платоновской философии в стихотворении Елены Заславской

***

Нина Ищенко

Стихотворение Елены Заславской «О попытках сердца с лестницы познания ступить на лестницу забвения» создано в Луганске в 2021 году. Это произведение насыщено платоновскими образами и категориями. В стихотворении использованы образы лестницы, подъема, стрелы Эрота, а также термины имя, логос и докса. Рассмотрим роль этих платоновских идей в структуре поэтического текста.

Уже в названии произведения упоминается лестница познания – известный образ диалогов Платона, развитый в философскую концепцию платоническими школами античности. Разные ступени познания рассматриваются Платоном в диалогах «Теэтет» и «Пир».

В «Теэтете» собеседники ищут ответ на вопрос, что такое познание. Они рассматривают версии о познании как чувственном восприятии; как верном имени явления (логос); а также как верном имени с правильным объяснением (логос и докса). На последней ступени лестницы познания человек выходит за пределы рассудочной работы интеллекта и сливается с предметом познания в любовном экстазе. Именно на эту последнюю трансцендентную ступень выходит человек по лестнице познания, ведомый Эротом, демоном, соединяющим миры.

Читать дальше на сайте: oduvan.org/chtivo/stati/lestnitsa-eroticheskogo...

@темы: поэзия, Платон, Елена Заславская, Нина Ищенко

Рецензия на издание СП ЛНР "Крылья"



Литературно-художественный альманах «Крылья. Взмах четырнадцатый» опубликован в Луганске в 2020 году. Альманах выпускается Союзом писателей ЛНР при поддержке Интернационального союза писателей. На страницах альманаха помещены произведения авторов из ЛНР, ДНР, России, Сербии, Белоруссии, Словакии и Греции.

Тема культурного единства является центральной для альманаха, задавая принцип подбора материала и восприятия художественного текста. В альманахе русский язык творит единство русской культуры, является местом проявления культурной памяти, полем единения во времени и пространстве.

Память о человеке сплетается с культурной памятью в разделе альманаха, посвященном Анатолию Мальцеву. Анатолий Мальцев, поэт, есениновед, основатель альманаха «Крылья» и первый его главный редактор, ушел из жизни в 2020 году. В сборнике приводятся стихи Анатолия Мальцева, фотографии, не публиковавшиеся ранее, воспоминания о нем его друзей и коллег. Благодаря альманаху «Крылья» знаковое для Луганска имя его первого редактора Анатолия Мальцева входит также в русское культурное пространство, в сферу русской литературы и русской культурной памяти.

Прямо тема русского мира и русской культурной памяти затронута в работах донбасских и российских писателей, представленных в альманахе.

Так, Андрей Чернов, писатель, публицист, литературовед из Луганска, раскрывает тему мобилизации русского мира в рецензии на сборник Галины Чудиновой «Творящее благо». Пермская писательница Галина Чудинова известна далеко за пределами своего края. С начала войны в Донбассе Чудинова интересуется этой темой, участвует в совместных литературных проектах с луганскими писателями. Проза Галины Чудиновой соответствует классическим образцам русской литературы, и особенно ценно, что свой талант писательница вкладывает в произведения о Донбассе и его жителях, которые защищают свой край. Это одно их проявлений духовной мобилизации русского мира, которая обеспечивает единство памяти и культуры.

В альманахе «Крылья» представлен также критический отзыв Галины Чудиновой о творчестве Ивана Донецкого, живущего в Донецке, в военном городе, и художественно переосмысливающего свой личный опыт и опыт своего края в произведениях, вошедших в сборники Союза писателей ЛНР «Время Донбасса» и «Выбор Донбасса», изданных отдельной книгой «Мама, если не я, то кто». В этой книге автор поставил себе целью показать в художественной форме, что такое донбасский характер, и справился с задачей.

В этих и других произведениях альманаха показано единство русской культуры воюющего Донбасса и России. В то же время Русский мир как культурная общность гораздо шире государственных границ. В сборник включены произведения авторов из Греции, Словакии, Сербии, для которых русский язык является пространством творчества и общения с читателем.

Нани Сариду, гречанка из бывшего Советского Союза, живет и работает в греческом городе Александруполисе. В альманахе «Крылья» опубликованы ее стихи на русском языке, в которых мотивы природы и творчества переплетаются друг с другом и воссоздают картину человека, живущего равно в природной и поэтической стихии.

В альманахе опубликован рассказ «Отложи свою жизнь на потом» прозаика Анны Фичем из Словакии. В этом рассказе на нескольких страницах показана жизнь нашего современника, своеобразного человека вне времени, который живет, ни к чему внутренне не привязываясь, решая проблемы по мере их поступления и скользя по поверхности жизни. Избавление от лишних хлопот и неприятных ситуаций, которое достигается таким образом жизни, покупается ценой отчуждения, отстранения от жизнетворчества и постепенного угасания. В финале рассказа автор показывает, что любую ситуацию можно изменить, что в любой момент можно начать жизнь заново, сделать то, что давно откладывалось, и стать счастливым.

Поэт Драган Мрджа из Сербии представлен стихотворениями, в которых яркие эмоции и память пережитого сливаются в образе дунайской природы и родных Балкан, которые становятся символом всего жизненного пути человека.

Русский язык и русская культура как пространство памяти, связывающее разные пласты времени, представлены в поэме Елены Заславской «Nemo». Центральной темой поэмы является тема Луганска, города в степи, который оказался под ударом вражеской армии. Военный город Луганск изображается в поэме в образе затонувшего города, города под водой. Хронотоп поэмы – военный Луганск 2014-го года – становится местом пересечения нескольких смысловых слоев. Луганск выступает как город, который накрыла волна войны и смерти. Луганск также является местом сохранения и пробуждения исторической памяти, которая в латентном виде включает несколько эпох: доисторическую древность геологического моря Тетис – культуру степняков, которые сгинули, оставив после себя курганы-субмарины, полные мертвецов. Луганск в поэме реализует еще один смысл – это город, в котором ищут друг друга влюбленные, город, который разъединяет их, но – как пространство поиска – таит в себе возможность встречи, то есть объединения. Наконец, Луганск как топос входит в пространство русского языка. Это происходит как в самой поэме, так и на уровне гипертекстуальных связей, а именно: сама поэма «Nemo» вводит Луганск в пространство русской поэзии, реализуя потенциал культурной памяти места в рамках постмодернистской работы с текстом.

Есть в альманахе и мой текст. Статья «Книжная полка Татьяны Лариной» составлена как подборка эссе о книгах, которые читала или могла бы прочитать Татьяна Ларина, одна из первых героинь мировой литературы, сознательно выстраивающих себя по нравственным образцам прочитанного. В Татьяне Лариной сливается несколько линий взаимодействия текста, автора и читателя: Татьяна – героиня романа, которая сама увлекается чтением романов и подражает их персонажам; Татьяне подражают русские читательницы Пушкина; Пушкин уверяет в своей книге, что Татьяна – реальный человек, а с Онегиным он вообще знаком лично. Пушкин показывает в романе, как в случае Татьяны сокровища мировой культуры обогащаются, сливаясь с русской культурной основой, и создают тот неповторимый характер русской женщины, который восхищает читателей, пожалуй, всего мира до сих пор.

Так творчество луганских писателей, представленное в альманахе «Крылья», способствует включению литературы Донбасса в общероссийский исторический и литературный контекст. Сборник стал еще одним шагом на пути интеграции литературы Донбасса в российское литературное пространство, шагом к формирования общей культурной памяти. Важность этой работы в воюющем до сих пор на передовой городе трудно переоценить. Альманах в очередной раз доказывает, что когда говорят пушки, музы не молчат. Самоосмысление края в творчестве его писателей важнее и нужнее всего в кризисные переломные моменты, в военное время, когда под угрозой оказываются неуловимые реалии идеального мира – память, история, русский язык. Эти хрупкие и неуничтожимые константы русской культуры сохраняются в альманахе «Крылья».
2020


Публикации:





  1. Ищенко, Н. С. Русский язык как пространство творчества [Электронный ресурс] / Н. С. Ищенко // Литературные соты. – 07.12.2020. –  Режим доступа: litsota.ru/russkij-yazyk-kak-prostranstvo-tvorc...
  2. Ищенко Н. С. Русский язык как пространство творчества. Альманах «Крылья. Взмах четырнадцатый» [Электронный ресурс] / Н. С. Ищенко // День литературы. – 14.12.2020. – Режим доступа: denliteraturi.ru/article/5377
  3. Ищенко, Н. С. Русский язык как пространство творчества / Н. С. Ищенко // Северо-Муйские огни. Авторский литературный журнал. – №2(84). Март-апрель 2021. – С. 8–9.
  4. Ищенко, Н. С. Русский язык как пространство творчества / Н. С. Ищенко // Александръ. – 04.09.2021. – Режим доступа: http://alexlib.ru/literatura/russkij-yazyk-kak-prostranstvo-tvorchestva/



@темы: критика, Крылья, СП ЛНР, Нина Ищенко

В эти удивительные февральские дни, когда мир изменился и начался новый этап истории, в газете «День литературы» опубликован текст Нины Ищенко о поэме Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз«. В поэме показано, что такое война в Донбассе и какие внутренние ресурсы позволили жителям выстоять в самые тяжелые дни. Рецензия называется «Сакральное пространство Донбасса» и дает структуральный анализ поэмы, показывая, каким способом строится иеротопия Донбасса в поэме и в жизни.

Происходящие сейчас события — признание республик, наступление на Украину — показывают, что в поэме правильно схвачен смысловой план бытия. Сводки сейчас интересней стихов, но стихи показывают, что стоит за происшествиями военной хроники.

Спасибо «Дню литературы» за то, что больше читателей сможет теперь познакомиться с литературой Донбасса.

Ссылки на сайте "Одуванчик"
oduvan.org/chtivo/recenzii/sakralnoe-prostranst...

@темы: литература, критика, Новороссия, Елена Заславская, Нина Ищенко, ДОнбасс

Заседание, посвященное книге Нины Ищенко «Борьба цивилизаций в «Отблесках Этерны»» (oduvan.org/wp-content/uploads/Ishhenko-Borba-ts...) состоялось 2 февраля 2022 года в Луганске. В Русском центре библиотеки Горького прозвучал доклад Арсентия Атояна «Взлёт и падение жанра фэнтези. О новой книге Нины Ищенко». Мнения автора книги и докладчика разошлись.

Докладчик подчеркнул, что перед читателем научная книга, в которой реализован философско-культурологический подход к произведению жанра фэнтези — циклу романов Веры Камши, по которому снимается сериал «Этерна».

«Перед нами именно серьёзное исследование о – не больше и не меньше, как о борьбе цивилизаций – русской и западной! Так полагать лёгкое и серьёзное в целостной сообщаемости эмоций и мыслей, возьмётся не каждый. Для этого нужно быть Ниной Ищенко – пионером метода параллельных реконструкций применительно к «Отблескам Этерны». Погрузиться в волшебный мир и наблюдать его критическим оком – таково искусство критика фэнтези и сериального рода чувствований», — заметил Арсентий Атоян.

Даёт ли фэнтези основание для рассмотрения последних и первых проклятых проблем бытия? Докладчик считает, что Нина Ищенко, где явно, а где и по случайному стечению мыслей, высоко оценивая цикл Веры Камши, имела причину и повод довести рассуждения не только до ворот империи, но и до грани смыслового перехода к вечному. Романная структура позволяет говорить философскими притчами и воплощать философию своего времени на самом разнообразном материале.

В чрезвычайно интересной, захватывающей и одновременно основательной философской книге Нины Ищенко через бесконечно удачные примеры и сентенции, претендующие на значимые обобщения, есть редукция борьбы цивилизаций, противопоставления западного и русского мира как непререкаемых и неизменных сущностей. По мнению автора книги, модели поведения настолько исключают друг друга, что конфликт и крах одной из сторон неизбежен. Однако докладчик считает, что нет хороших и плохих культур, шанс их сохранения – шанс разнообразного будущего. Взаимопроникновение культур, перемены кода неизбежны, и популярные жанры искусства имеют к этому отношение, ибо идентичность преследуется во всех сферах как желанный берег. Все цивилизации не вечны, а значит в чём-то плохи. Нет смысла противопоставлять здесь хорошее и плохое. Преобразование нравов нуждается во взаимном внимании.

В ходе обсуждения присутствующие затронули такие вопросы как инфантилизация культуры, массовизация литературы, противопоставление фантастики и реализма, роль гуманизма и общечеловеческих ценностей в становлении литературы, возможные критерии литературности, лежащие вне рамок литературы как таковой, воспитывающее воздействие литературы и искусства, а также расцвет жанра фэнтези как признак общества потребления.

Подводя итоги обсуждению новаторской книги Нины Ищенко, докладчик подчеркнул, что хотя фэнтези выступает как клапан пересоздания чувственности современных «антигероев пустынных горизонтов общества потребления», эволюция цикла, проанализированная в книге «Борьба цивлизаций…» ведет к преодолению инфантилизации, снятию игровой культуры и к постановке серьезных проблем.

Аудиоверсию доклада, вопросов и обсуждения можно скачать на сайте Одуванчик: oduvan.org/nashi-proekty/fmo/k-chemu-privedet-b...

@темы: Отблески Этерны, фэнтези, ОЭ, Вера Камша, Луганск, Этерны, ФМО, Нина Ищенко