Записи с темой: Глухомань (3)
В журнале Парус (№ 9 за 2023 год) опубликована моя рецензия на книгу «Тайная история Тартарии III. Что скрывает Глухомань». Это третья часть проекта, публикующего рассказы современных авторов в жанрах фантастика, мистическое фэнтези, альтернативная история. В рецензии дается ответ на вопрос, что же скрывает Глухомань, и ответ этот двойственный, в духе времени: глухомань может быть точкой сборки нового мира после кризиса, а может породить зацикленное время человеческих жертвоприношений.
Отлично, что новые читатели могут узнать о книге. Рецензия здесь: parus.ruspole.info/node/15772




@темы: рецензия, Тартария, Глухомань

В Луганск прибыл третий том проекта «Тайная история Тартарии». Книга называется «Что скрывает глухомань?» (2023). Рассказы и повести сборника созданы в жанре фантастика, сайнс фикшен, альтернативная история, мистический реализм. Авторы поставили себе задачу исследовать, что же находится в русской глубинке, вдалеке от центров принятия решений, в местах, где веками ничего не меняется. Так ли это? Так ли безмятежна и неизменна провинциальная жизнь? Ответы у каждого из авторов сборника свои, они часто неожиданные и всегда интересные.

Редакторы «Одуванчика» приняли участие в проекте «Тайная история Тартарии». В книге помещено стихотворение Елены Заславской "Маргиналии Дикого Поля (zaslavskaja.com/poeziya/marginalii-dikogo-polya...)", а завершается сборник послесловием Нины Ищенко под названием "Дорога рабства и тропа свободы в дебрях Глухомани (www.topos.ru/article/literaturnaya-kritika/doro...)".

Книга есть на Лабиринте (www.labirint.ru/books/900143/) и скоро будет на Литресе.





@темы: фэнтези, Тартария, Глухомань

В октябре 2022 года вышел третий том проекта «Тайная история Тартарии», сборник фэнтезийных рассказов российских авторов под названием «Что скрывает Глухомань». Как я писала в своей рецензии на книгу, по версии современных писателей Глухомань скрывает ожившее языческое прошлое и человеческие жертвоприношения языческим богам. Интересно узнать, что триста лет назад, несмотря на практически повсеместное отсутствие достижений цивилизации, Глухомань скрывала совершенно иное духовное содержание.

Повесть Лескова «Старые годы в селе Плодомасове» – классика бытописательной литературы XIX века. Это семейная хроника, описывающая три поколения семьи Плодомасовых. Действие разворачивается в XVIII веке. Петровские преобразования, елизаветинские свершения и блестящее царствование Екатерины разворачиваются где-то в дальней дали, а в Плодомасове, как за каменной стеной, живут старосветские помещики, находя покой и отраду в собственном поместье и ничего не желая, кроме как и дальше в нем жить.

Центральный персонаж повести – Марфа Плодомасова, помещица и госпожа, задающая тон всей семье и деревне. Фигура рассказчика выражена не ярко, он передает историю старого времени, которую слышал от жителей этой местности гораздо позже происходящих событий, но почти везде отступает в тень, создавая короткие драматические эпизоды, яркие и динамичные. Читается на одном дыхании. Речь персонажей замечательна, это живой и богатый русский язык. Многие слова, которые издатель находит нужным разъяснить, понятны без перевода жителю Донбасса, у нас с Орловской губернией есть общее южнорусское пространство.

В то же время в истории дистанция уже чувствуется. Это время, которое ушло безвозвратно. Память как ежедневное социальное действие уже отступила, осталась память как повторение когда-то бывшего, оживление эмоции в рассказе. Объединяет всех персонажей одного времени, а также рассказчика-слушателя этой истории общее христианское мироощущение. Время отмечается христианскими праздниками, жизнь – христианскими образцами. Тема перерождения, духовного изменения составляет постоянный фон повести. В книге полностью отсутствует мнимая языческая ригидность духа, живущего в застывшем мире магии, где кровавая жертва якобы способна удержать текущее положение вещей на века вперед. Перед нами внешне постоянный, но внутренне динамичный духовный мир христианина, в котором всегда есть место подвигу. Интересно, что эта идея сохранялась в России в ХХ веке и ушла в нашем, но по этой теме нужно писать отдельно.

Итак, небольшая повесть Лескова – портал в ушедший мир, и попытка показать, что осталось в нас от этого мира.

@темы: литература, Лесков, Тартария, Глухомань