Записи с темой: Павел Флоренский (4)
Известный русский религиозный философ Павел Флоренский интересовался разными вещами. В числе прочего у него есть небольшой текст о частушках – предисловие к собранию частушек Костромской губернии Нерехтского уезда.

Анализируя структуру частушки, Флоренский пишет, что она очевидно двухчастная: первая часть – описание природы, вторая – чувств лирического героя:

Быстра реченька течет,
Куда она торопится?
С милым кончена любовь,
Назад уж не воротится.

Лирическим героем может быть и парень, и девушка. Частушки о любви содержат огромный спектр эмоций: любовь взаимная, невзаимная, счастливая, несчастливая, ревность, измена, прощение и многое другое.

Представление о том, что частушки рисуют грубого индивида с неразвитыми чувствами, Флоренский полностью опровергает и делает следующий вывод: и своей структурой (природа плюс эмоция), и многообразием самых тонких чувств частушка более всего похожа на японские хайку. Зарождение обоих жанров в крестьянской среде только усиливает сходство.

Так что наряду со странными этимологиями у Флоренского есть и интересные идеи.

@темы: хайку, частушки, Павел Флоренский

Окормление – от слова «корма», то же, что руководство, путеводство:
«Кресте Христов, упование концев, прейти нам твоим окормлением тихо пучину добраго поста сподоби, спасая от треволнения прегрешений» (Флоренский, Философия культа, с. 31).


@темы: этимология, Павел Флоренский

Тот же Павел Флоренский:

«Кстати сказать, летчики, имея дело с вершиной современной техники и, по-видимому, вполне пронизанные верою в механизм, на самом деле весьма суеверны, носят особые талисманы в виде браслетов, а иные заводят на аэропланах идольчиков, аэропланных божков и живут в своеобразном психическом мире, с своими острыми экстазами, привычкой к наркозу смерти и не могут вырваться из затягивающей опасной страсти.

В гораздо меньшей степени, но несколько подобная той психология автомобильных шоферов, обыкновенно резко антицерковная, но вместе с тем повышенно суеверная; с ростом американизма сгущается и та средневековая атмосфера, в которой были возможны пакты с диаволом и шабаши» (Философия культа, с. 258).

@темы: техника, Павел Флоренский

Концепция атомного православия предложена Егором Холмогоровым в 2007 году. Она заключается в том, что православие и ядерный щит являются двумя составляющими безопасности России. Роль авиации в функционировании ядерного щита нельзя недооценивать. Между тем сто лет назад такой синтез религии и техники показался бы очень странным. Вот как пишет Павел Флоренский об авиаторах (довоенное время – это до 1913 года):

«Что же до аэропланов, то от летчиков не раз приходилось слышать твердое убеждение, что аэропланы держатся на воздухе не без участия нечистой силы, так что окропление его святой водой или даже приближение к нему иерурга отгоняет и раздражает «духов власти воздушной», летательному делу покровительствующих, грозит низвержением снаряда, и потому, когда в довоенное время, по официальным требованиям, вновь построенный аэроплан освящался, то заинтересованные в его целости на воздухе старались поставить священника подальше от аппарата, так, чтобы капли святой воды до него не долетали» (Философия культа, с. 258).

@темы: атомное православие, Павел Флоренский