Записи с темой: Гоголь (2)
«Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь пишет в мирные спокойные 1840-е гг. Из нашего далека это период, когда ничего важного и ничего страшного в мире не происходит, когда можно жить-поживать да добра наживать задолго до социальных потрясений и исторических трансформаций, но слова Гоголя как будто написаны прямо сейчас, во времена пандемии, мобилизации и войны, сменяющих друг друга по кругу:
«В России еще брезжит свет, есть еще пути и дороги к спасенью, и слава Богу, что эти страхи наступили теперь, а не позже. Ваши слова: «Все падают духом, как бы в ожиданье чего-то неизбежного», равно как и слова: «Каждый думает только о спасении личных выгод, о сохранении собственной пользы, точно как на поле сражения после потерянной битвы всякий думает только о спасении жизни: sauve qui peut», действительно справедливы; так оно теперь действительно есть; так быть должно: так повелел Бог, чтобы оно было.
Всяк должен подумать теперь о себе, именно о своем собственном спасении. Но настал другой род спасенья. Не бежать на корабле из земли своей, спасая свое презренное земное имущество, но, спасая свою душу, не выходя вон из государства, должен всяк из нас спасать себя самого в самом сердце государства. На корабле своей должности и службы должен теперь всяк из нас выноситься из омута, глядя на Кормщика небесного».
Как видим, и в мирном спокойном XIX веке, до мировых войн и революций, в России есть люди, которые боятся жизни до того, что готовы бежать куда глаза глядят. Не события пугают их, а их собственная слабость. Такие люди всегда найдут, от чего спасаться, им никогда не будет достаточно мирно и спокойно, и Россия никогда не будет достаточно хороша для них. Помочь им может только серьезная работа над собой, а не политическая и экономическая аналитика, и эту работу нужно было начинать много лет назад. Ну что, и сейчас не поздно.


@темы: Гоголь

Лидер западников Белинский придерживался гегелевского разделения народов на исторические и неисторические. Исторические народы реализуют гражданские свободы, неисторические – разные виды рабства. Исторические народы имеют литературу, неисторические – фольклор. Никакое произведение народа неисторического не имеет интереса для народа исторического, поскольку в произведениях народ неисторического содержится неинтересная никому специфика, а в произведениях литературы народа исторического – общечеловеческие истины.
«Вскоре из Парижа пришла весть, потрясшая критика и заставившая его пересмотреть некоторые убеждения: Луи Виардо с помощью Тургенева перевел повести Гоголя на французский язык, и этот перевод имел необыкновенный успех. Оказалось, что, во-первых, европейцам нужен экзотический, «непохожий на Расинов» Гоголь, а не «европеизированные» Пушкин и Лермонтов, а во-вторых, им нужен «живописец быта, прозаической действительности». Все это противоречило западническим тезисам о необходимости отказаться от своей «исключительной национальности» в пользу «общечеловечности» и об отсутствии в русской национальной жизни элементов общечеловеческого значения, но в то же время подтверждало мысль о современности реалистического творчества и о его великом будущем»
Щукин В.Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей / В. Г. Щукин. – М.: РОССПЭН, 2007. – С. 99.


@темы: Белинский, Гоголь, западники