Записи с темой: Платон (4)
Николь Лоро замечает, что Фрейд как психиатр разработал теорию вытеснения для отдельных людей, и показал, что забыть травму на самом деле невозможно. Травмированный человек создает многочисленные символические обозначения, отсылающие к травме. Помимо описок, оговорок и снов, где в измененном виде показано, в чем корень проблемы, больной выполняет символические действия, иногда навязчивые, создает свои ритуалы, схемы общения, провоцирующие такую же травму в новых условиях. Попытка забыть конфликт приводит к его символической экспансии во все сферы жизни человека.

Лоро пишет, что применение этой методики к целому городу-государству-полису требует воспринимать этот полис как индивида, что кажется необоснованным, и является самым слабым местом в теории Фрейда о Моисее. Однако в случае Афин мы имеем небывалый подарок, позволяющий это сделать, а именно, теорию Платона о полисе-индивиде в его центральном диалоге «Государство».

Действительно, чтобы показать, что такое справедливость для отдельного человека, Сократ, главный герой диалога Платона, предлагает рассмотреть сначала, что такое справедливость в целом полисе: «Так в том, что больше, вероятно, и справедливость принимает большие размеры и ее легче там изучать. Поэтому, если хотите, мы сперва исследуем, что такое справедливость в государствах, а затем точно так же рассмотрим ее и в отдельном человеке, то есть подметим в идее меньшего подобие большего» (369а).

Этот перенос в рамках теории Фрейда представляется настолько значимым, что Лоро решает провести исследование политической памяти с использованием концепции вытеснения, и посмотреть, что получится.

@темы: Зигмунд Фрейд, Платон, Николь Лоро

Почтовая открытка в названии книги Жака Деррида – символ традиции. Почтовая открытка, почта, послания, обмен письмами, которые могут потеряться, не дойти до адресата, быть прочитаны кем-то другим, кто не понимает их смысла, – всё это метафорическое описание философской традиции, донёсшей до нас произведения Платона, которые являются изложением философии Сократа, а может, и нет.

Все варианты взаимодействия адресата с текстом Деррида проигрывает в своей книге: письма, приведенные в первой части, отправляются по адресу, теряются, не находятся, не прочитываются адресатом, автор просит их уничтожить, какие-то из них уничтожаются, в общем, создается динамический хаос, где смысл подается кусками и найти его можно в отрывках в самом неожиданном месте и в странном порядке. Так, классический в научном труде обзор литературы по теме и анализ исследований о Платоне читатель встречает ближе к двухсотой странице, вперемешку с жалобами на бессонницу, признаниями в любви и просьбами выбросить эти письма и никогда их не читать.

Чтобы подчеркнуть фрагментарность и ненадежность философской традиции, автор вводит дополнительную инъекцию хаоса в свою и без того бессвязную структуру: в тексте постоянно встречаются лакуны длиной 52 символа, как читателя предупреждают в предисловии. Эти лакуны разбросаны в случайном порядке, выхватывают куски предложений в любом месте, и восстановить, что они скрывают, уже невозможно.

Это создает динамический хаос, тут не поспоришь. Дополнительный фактор беспорядка и потери системности вносит переводчик.

@темы: Платон, Деррида, платонизм

В сборнике материалов XXX научной конференции «Универсум Платоновской мысли» опубликован мой доклад о сущности литературы с позиций платоновской философии. Речь идет не о высказывании Платона об изгнании поэтов из идеального города, как можно было бы подумать, а об Эросе как универсальном посреднике, соединяющем все уровни бытия.

Ищенко, Н. С. Литература как эротическое пространство духовного обмена / Н. С. Ищенко // XXX научная конференция «Универсум Платоновской мысли»: «Платон и европейская философия». Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 23–24 июня 2022 г. – СПб.: МОО «Платоновское философское общество», 2022. – С. 243–246.

Читать на сайте: ninaofterdingen.ru/2023/05/30/литература-как-эр...


@темы: литература, Платон

В сборнике Девятой Московской международной Платоновской конференции опубликован мой текст Нины Ищенко об одной из важнейших идей платоновской философии в стихотворении Елены Заславской

***

Нина Ищенко

Стихотворение Елены Заславской «О попытках сердца с лестницы познания ступить на лестницу забвения» создано в Луганске в 2021 году. Это произведение насыщено платоновскими образами и категориями. В стихотворении использованы образы лестницы, подъема, стрелы Эрота, а также термины имя, логос и докса. Рассмотрим роль этих платоновских идей в структуре поэтического текста.

Уже в названии произведения упоминается лестница познания – известный образ диалогов Платона, развитый в философскую концепцию платоническими школами античности. Разные ступени познания рассматриваются Платоном в диалогах «Теэтет» и «Пир».

В «Теэтете» собеседники ищут ответ на вопрос, что такое познание. Они рассматривают версии о познании как чувственном восприятии; как верном имени явления (логос); а также как верном имени с правильным объяснением (логос и докса). На последней ступени лестницы познания человек выходит за пределы рассудочной работы интеллекта и сливается с предметом познания в любовном экстазе. Именно на эту последнюю трансцендентную ступень выходит человек по лестнице познания, ведомый Эротом, демоном, соединяющим миры.

Читать дальше на сайте: oduvan.org/chtivo/stati/lestnitsa-eroticheskogo...

@темы: поэзия, Платон, Елена Заславская, Нина Ищенко