Записи с темой: Москва (6)
После начала СВО время от времени активизируются сторонники идеи, что во время военных действий нужно отменить все праздники, перестать дарить цветы на восьмое марта и запускать фейерверки когда бы то ни было. Больше всего достается Москве, которая со своими фейерверками всегда на виду. Прокламируемое сохранение русских традиций должно бы настроить публику более терпимо относиться к таковым, когда они встречаются в реальной жизни, а не в патриотических произведениях:

«Москва жила ожиданием больших сражений. В конце ноября пришло известие… о большом поражении при Аустерлице. Старички пораздумали и решили, что нельзя же иметь одни только удачи, которыми Россия избалована в продолжение полувека. Конечно, потеря в людях была немалая, но народу у нас много, не на одного Бонапарта хватит! Английский клуб всю вину возложил на союзников, восславил подвиги князя Багратиона, спасшего армию, выпил за вечер 2 декабря больше ста бутылок шампанского и вошел в совершенный кураж. Главнокомандующий Александр Андреевич Беклешов дал обед, Дворянское собрание – бал, и во всех домах праздновали день рождения государя и его благополучное возвращение из армии. Такова Москва! унынию она никогда не поддавалась и во всем находила повод для торжеств» (Екатерина Цимбаева, «Грибоедов»).

@темы: Москва, русская традиция

В журнале "Москва" опубликована моя кинорецензия о полнометражном ститч-панковском мультфильме "Девятый" - постапокалипсис, гипертекст, библейский сюжет, всё как мы любим.
moskvam.ru/publications/publication_2934.html

@темы: Москва, мультфильм

В журнале "Москва" опубликована моя кинорецензия о полнометражном ститч-панковском мультфильме "Девятый" - постапокалипсис, гипертекст, библейский сюжет, всё как мы любим.
moskvam.ru/publications/publication_2934.html

@темы: Москва, мультфильм

На всех комедиях Екатерины 1772 года («О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьёю», «Невеста невидимка») возле названия есть дополнение «Сочинены в Ярославле». Екатерина действительно путешествовала в этом году по Волге, но Ярославль у нее не просто географическая локация.
Ярославль упоминается целенаправленно как город, который императрица ставит в пример отсталой Москве. Ярославль – небольшой древний город, подхватывающий инициативы Петербурга, активно участвующий в деле просвещения. В Ярославле основан первый русский театр. В Ярославле проводят перепланировку по европейскому образцу (такой проект, со сносом старинной церкви ради прошпекта, был утвержден к тому времени, но как-то за десять лет не реализовался). Одним словом, Ярославль – это город, с которого все должны брать пример, залог того, что в России можно распространить идеи Просвещения, что Россия – не дикий хаос, а новый космос.
Так провинция в какой-то момент оказалось символической союзницей имперской столицы против отсталой Москвы в деле европейского преобразования жизни.


@темы: Москва, Ярославль, русская литература, Екатерина Вторая

Противостояние Москвы и Петербурга ярко проявлялось в эпоху Екатерины Второй, но с заметными отличиями от современной модели. Если сейчас Москва – это бизнес, движение и энергия, а Питер – культурная столица, то при Екатерине движение, энергия и драйв были все в Петербурге, а Москва была большой деревней. Городские усадьбы дворян жили жизнью загородной усадьбы, деревенского поместья: сады и огороды прямо в пределах города, всё своё, десятки человек прислуги и работников. Естественно выстроенная, с кривыми переулочками, растущая как запущенный сад в разные стороны, Москва самим своим стилем сопротивлялась просвещенным инициативам Петербурга и преобразованию страны. Это был не центр сопротивления – центр предполагает четкую структуру, а именно среда, равномерная, плотная, в которой концов не найдешь. В позднейшие времена эту функцию взяла на себя русская глубинка, где обитает глубинный народ.
Для Екатерины олицетворением старины, тьмы, невежества и неструктурируемого хаоса была Москва. В 1770–1772 гг. в Москве бушевала эпидемия чумы, сопровождаемая бунтами и убийством архиепископа, то есть Москва еще раз подтвердила свою репутацию города, неспособного встраиваться ни в какой просвещенный порядок.
В 1772 году Екатерина пишет несколько комедий, связанных общими героями и высмеивающими московский быт: «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьёю», «Невеста невидимка». Это идеологическая акция – просвещенная императрица борется с невежеством и отсталостью культурными мерами, сатирически изображая негативные поведенческие стратегии в пьесах. В письмах к Вольтеру Екатерина пишет, что эти комедии все читают и обсуждают, что публика их смотрит и хвалит, то есть государыня конструирует отсутствующее в России просвещенное общество, которое уже сложилось в Европе, является источником общественного мнения и субъектом разума как такового.
В борьбе с Москвой Екатерина использует не только символический ресурс Европы и Петербурга, она задействует еще один русский город, который выстраивается в культурном пространстве как анти-Москва – город Ярославль.


@темы: Москва, русская литература, Екатерина Вторая

Интересный для меня опыт – публикация в журнале «Москва», где в 2021 году опубликован текст о Непобедимом Солнце Пелевина: moskvam.ru/publications/publication_2606.html. Сейчас я читаю с дочкой «Мастера и Маргариту», роман, впервые опубликованный именно на страницах «Москвы», и чувствую, как крепнет связь времен!


@темы: Москва