Записи с темой: Борхес (6)
Книга Умберто Эко "Поиски совершенного языка в европейской культуре" - это научный комментарий к его "Маятнику Фуко". Семиотика, каббалистическая философия, способы организации знания, и всё привязано к библейской теме идеального языка, отражающего с одной стороны реальность, а с другой систему наших мыслей. Становится очевидным, что всплеск создания искусственных языков сто лет назад - это ещё одна попытка научными методами решить библейскую проблему, столь же научная, как и марксистская попытка построить Царство Божие на земле.

И ещё тут есть параграф об аналитическом языке Джона Уилкинса, том самом, о котором писал Борхес. В общем, ретро, дежа вю и почтенная классика.

@темы: Умберто Эко, семиотика, Борхес

На сайте Института русского языка им. В. В. Виноградова выложены материалы конференции «Маргиналии-2023: границы культуры и текста». В сборнике есть и тезисы моего доклада о Борхесе, полный которого опубликован на сайте: ninaofterdingen.ru/2023/09/23/маргиналии-между-...

Ищенко, Н. С. Между литературой и богословием: протестантская экклесиология в рассказе Х. Л. Борхеса «Три версии предательства Иуды» [Электронный ресурс] / Н. И. Ищенко // Материалы в конференции «Маргиналии-2023: границы культуры и текста» (г. Арзамас, 22 – 24 сентября 2023 года). Институт русского языка им. В. В. Виноградова, РАН. – Режим доступа: ruslang.ru/sites/default/files/2023-09/marginal...


@темы: маргиналии, Борхес, Арзамас

Заслуга это переводчиков или дух времени выразился в произведениях географически далеких авторов, но рассказ Моэма «Поэт» мог бы быть написан Борхесом. Это не фантастика, как «Вавилонская библиотека», всё очень жизненно и просто, очередной сюжет о провинциальной глуши, где никакой динамики, но обычный дом, как портал, переносит в параллельным мир. Вспоминается «Вторая смерть» Борхеса, но без теологической части.


@темы: Моэм, Борхес

Великий аргентинец Борхес пишет: «Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде». Это история об осажденной крепости (Троя), о возвращении (Одиссей), о поиске (Ясон) и о самоубийстве Бога (Иисус; или, если оставаться в рамках античной мифологии, Геракл).

Как все классификации, эта тоже взывает к дополнению и опровержению. Хочется найти сюжет, который выходит за рамки.

Лео Каганов писал как-то, что в книгах о Гарри Поттере европейцы доросли наконец-то до классического китайского сюжета, которому скоро две тысячи лет: это сюжет о юноше, который едет сдавать экзамены. Этот китайский сюжет можно, наверно, считать вариацией третьего: это квест, путешествие за наградой, но со своими особенностями.

Есть еще один британский сюжет, который встретился мне уже трижды, и который трудно куда-то определить. Это сюжет об убийстве коллеги чужими руками.

Во всех трех случаях действие разворачивается в колониях в ХХ веке. Главный герой, обычный британский чиновник или журналист, за несколько лет жизни в колониях приобретает такие знания об окружающих и навыки манипуляции, что ему достаточно буквально один раз промолчать, чтобы без малейшего подозрения против него его коллегу убили местные.

Этот сюжет разрабатывается в рассказах Моэма «Макинтош» и «На окраине империи», а также в романе Грина «Тихий американец».

Пожалуй, Борхес сказал бы, что это вариант четвертого сюжета: убийство всегда есть частичное самоубийство, поскольку на самом деле колокол всегда звонит по тебе. В то же время британский имперский менталитет здесь схвачен очень хорошо.

@темы: сюжет, Борхес

По рассказу Х. Л. Борхеса «Три версии предательства Иуды»

В журнале "Труде Перевинской духовной семинарии", 2022, № 3 опубликована статья Нины Ищенко, посвященная идеям идеи Нильса Рунеберга, персонажа рассказа Борхеса «Три версии предательства Иуды». В статье определены основные идеи теологии Рунеберга: опора на одно Писание, элиминация Предания, использование юридической концепции первородного греха, фактическое отрицание богообщения в Церкви. Показано, что эти идеи являются сущностными чертами радикальной протестантской экклесиологии, оставляющей человека наедине с обезбоженным миром.

Читать и скачать на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/12/06/протестантская-эк...

@темы: Борхес, протестанты, экклесиология

В 2020-м году в петербургском альманахе «Муза» был опубликован мой текст «Как Борхес убил автора». В октябре 2022-го года, после того, как Луганск и Питер оказались в одной стране, бумажный экземпляр альманаха наконец добрался до Луганска.
Сюжет о Борхесе я очень люблю. Нравится он и читателям – это единственный мой текст, для которого создана аудиоверсия.
Буквы и аудио по ссылке: ninaofterdingen.ru/2022/01/03/как-борхес-убил-а...



@темы: критика, Муза, Борхес