И ещё тут есть параграф об аналитическом языке Джона Уилкинса, том самом, о котором писал Борхес. В общем, ретро, дежа вю и почтенная классика.
Записи с темой: Борхес (6)
среда, 20 декабря 2023
Книга Умберто Эко "Поиски совершенного языка в европейской культуре" - это научный комментарий к его "Маятнику Фуко". Семиотика, каббалистическая философия, способы организации знания, и всё привязано к библейской теме идеального языка, отражающего с одной стороны реальность, а с другой систему наших мыслей. Становится очевидным, что всплеск создания искусственных языков сто лет назад - это ещё одна попытка научными методами решить библейскую проблему, столь же научная, как и марксистская попытка построить Царство Божие на земле.
И ещё тут есть параграф об аналитическом языке Джона Уилкинса, том самом, о котором писал Борхес. В общем, ретро, дежа вю и почтенная классика.
И ещё тут есть параграф об аналитическом языке Джона Уилкинса, том самом, о котором писал Борхес. В общем, ретро, дежа вю и почтенная классика.
суббота, 23 сентября 2023
На сайте Института русского языка им. В. В. Виноградова выложены материалы конференции «Маргиналии-2023: границы культуры и текста». В сборнике есть и тезисы моего доклада о Борхесе, полный которого опубликован на сайте: ninaofterdingen.ru/2023/09/23/маргиналии-между-...
Ищенко, Н. С. Между литературой и богословием: протестантская экклесиология в рассказе Х. Л. Борхеса «Три версии предательства Иуды» [Электронный ресурс] / Н. И. Ищенко // Материалы в конференции «Маргиналии-2023: границы культуры и текста» (г. Арзамас, 22 – 24 сентября 2023 года). Институт русского языка им. В. В. Виноградова, РАН. – Режим доступа: ruslang.ru/sites/default/files/2023-09/marginal...
Ищенко, Н. С. Между литературой и богословием: протестантская экклесиология в рассказе Х. Л. Борхеса «Три версии предательства Иуды» [Электронный ресурс] / Н. И. Ищенко // Материалы в конференции «Маргиналии-2023: границы культуры и текста» (г. Арзамас, 22 – 24 сентября 2023 года). Институт русского языка им. В. В. Виноградова, РАН. – Режим доступа: ruslang.ru/sites/default/files/2023-09/marginal...
вторник, 28 марта 2023
Заслуга это переводчиков или дух времени выразился в произведениях географически далеких авторов, но рассказ Моэма «Поэт» мог бы быть написан Борхесом. Это не фантастика, как «Вавилонская библиотека», всё очень жизненно и просто, очередной сюжет о провинциальной глуши, где никакой динамики, но обычный дом, как портал, переносит в параллельным мир. Вспоминается «Вторая смерть» Борхеса, но без теологической части.
Великий аргентинец Борхес пишет: «Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде». Это история об осажденной крепости (Троя), о возвращении (Одиссей), о поиске (Ясон) и о самоубийстве Бога (Иисус; или, если оставаться в рамках античной мифологии, Геракл).
Как все классификации, эта тоже взывает к дополнению и опровержению. Хочется найти сюжет, который выходит за рамки.
Лео Каганов писал как-то, что в книгах о Гарри Поттере европейцы доросли наконец-то до классического китайского сюжета, которому скоро две тысячи лет: это сюжет о юноше, который едет сдавать экзамены. Этот китайский сюжет можно, наверно, считать вариацией третьего: это квест, путешествие за наградой, но со своими особенностями.
Есть еще один британский сюжет, который встретился мне уже трижды, и который трудно куда-то определить. Это сюжет об убийстве коллеги чужими руками.
Во всех трех случаях действие разворачивается в колониях в ХХ веке. Главный герой, обычный британский чиновник или журналист, за несколько лет жизни в колониях приобретает такие знания об окружающих и навыки манипуляции, что ему достаточно буквально один раз промолчать, чтобы без малейшего подозрения против него его коллегу убили местные.
Этот сюжет разрабатывается в рассказах Моэма «Макинтош» и «На окраине империи», а также в романе Грина «Тихий американец».
Пожалуй, Борхес сказал бы, что это вариант четвертого сюжета: убийство всегда есть частичное самоубийство, поскольку на самом деле колокол всегда звонит по тебе. В то же время британский имперский менталитет здесь схвачен очень хорошо.
Как все классификации, эта тоже взывает к дополнению и опровержению. Хочется найти сюжет, который выходит за рамки.
Лео Каганов писал как-то, что в книгах о Гарри Поттере европейцы доросли наконец-то до классического китайского сюжета, которому скоро две тысячи лет: это сюжет о юноше, который едет сдавать экзамены. Этот китайский сюжет можно, наверно, считать вариацией третьего: это квест, путешествие за наградой, но со своими особенностями.
Есть еще один британский сюжет, который встретился мне уже трижды, и который трудно куда-то определить. Это сюжет об убийстве коллеги чужими руками.
Во всех трех случаях действие разворачивается в колониях в ХХ веке. Главный герой, обычный британский чиновник или журналист, за несколько лет жизни в колониях приобретает такие знания об окружающих и навыки манипуляции, что ему достаточно буквально один раз промолчать, чтобы без малейшего подозрения против него его коллегу убили местные.
Этот сюжет разрабатывается в рассказах Моэма «Макинтош» и «На окраине империи», а также в романе Грина «Тихий американец».
Пожалуй, Борхес сказал бы, что это вариант четвертого сюжета: убийство всегда есть частичное самоубийство, поскольку на самом деле колокол всегда звонит по тебе. В то же время британский имперский менталитет здесь схвачен очень хорошо.
вторник, 06 декабря 2022
По рассказу Х. Л. Борхеса «Три версии предательства Иуды»
В журнале "Труде Перевинской духовной семинарии", 2022, № 3 опубликована статья Нины Ищенко, посвященная идеям идеи Нильса Рунеберга, персонажа рассказа Борхеса «Три версии предательства Иуды». В статье определены основные идеи теологии Рунеберга: опора на одно Писание, элиминация Предания, использование юридической концепции первородного греха, фактическое отрицание богообщения в Церкви. Показано, что эти идеи являются сущностными чертами радикальной протестантской экклесиологии, оставляющей человека наедине с обезбоженным миром.
Читать и скачать на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/12/06/протестантская-эк...
В журнале "Труде Перевинской духовной семинарии", 2022, № 3 опубликована статья Нины Ищенко, посвященная идеям идеи Нильса Рунеберга, персонажа рассказа Борхеса «Три версии предательства Иуды». В статье определены основные идеи теологии Рунеберга: опора на одно Писание, элиминация Предания, использование юридической концепции первородного греха, фактическое отрицание богообщения в Церкви. Показано, что эти идеи являются сущностными чертами радикальной протестантской экклесиологии, оставляющей человека наедине с обезбоженным миром.
Читать и скачать на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/12/06/протестантская-эк...
пятница, 21 октября 2022
В 2020-м году в петербургском альманахе «Муза» был опубликован мой текст «Как Борхес убил автора». В октябре 2022-го года, после того, как Луганск и Питер оказались в одной стране, бумажный экземпляр альманаха наконец добрался до Луганска.
Сюжет о Борхесе я очень люблю. Нравится он и читателям – это единственный мой текст, для которого создана аудиоверсия.
Буквы и аудио по ссылке: ninaofterdingen.ru/2022/01/03/как-борхес-убил-а...

Сюжет о Борхесе я очень люблю. Нравится он и читателям – это единственный мой текст, для которого создана аудиоверсия.
Буквы и аудио по ссылке: ninaofterdingen.ru/2022/01/03/как-борхес-убил-а...
