План Лионеля отделить потенциально неустойчивых к скверне и перебить их по всей армии не имеет вообще никакого отношения к империи и имперскому образу действий.
Вернемся немного назад. Учение о невидимой церкви, если отбросить его теологическое обоснование и рассмотреть только практический аспект, сводится к следующему: некоторые люди от рождения так хороши, что ничем их не испортишь; другие люди от рождения так плохи, что ничем их не исправишь.
В поисках способа безошибочного отделения одних от других протестантские мыслители провели пару столетий и нашли несколько неординарных решений. В Кэртиане же маркером избранности является нечувствительность к скверне. Вводя такое разделение в структуру мира, автор показывает, что в Кэртиане империя невозможна, тем самым разрушая всё что уже построено.
Чтобы лучше объяснить предыдущее утверждение, сделаем ещё одно небольшое отступление. Представление народа о структуре мира и месте человека в этом мире связано с тем, какое государственное устройство существует у этого народа. Античные народы, которые вслед за Аристотелем считали, что некоторые люди по природе рабы, в то время как другие по природе господа, не смогли построить империю. В Новое время протестантские страны, где исповедуют учение о невидимой церкви, тоже не смогли построить империю. Это косвенно, но наглядно показывает, что люди, которые делят всех на избранных и унтерменшей, построить империю не способны. В данном случае неважно, существует этот образ только в голове делящего или так реально устроен мир, важно, что человек действует, считая это истиной. Империи не получится.
У нас на Земле реализован первый вариант - империю не смогли построить те, кто создал неверный образ мира. В Кэртиане верно второе - сам мир такой, что империя невозможна. Я и правда не знаю, что делать Лионелю в таких условиях, ведь автор поселила его в мире, где реально существуют недочеловеки и высшая раса.
Тут остаётся разве что вести себя как у нас на Земле: все люди люди. Все без исключения. Никаких разных онтологических статусов. Никого нельзя убивать превентивно без вины, чего бы это ни стоило. Потому что Талиг никогда бы не пошёл на такое и если начать это делать, Талиг уже погиб.
Империя и Лионель
ninaofterdingen
| воскресенье, 10 марта 2013