В любом обществе люди разыгрывают разные роли. Если в примитивном племени этих ролей немного и они довольно просты, то в современном обществе их множество и каждая вариативна. Любой из нас оценивает себя и окружающих не по одной шкале, а по десятку. Каждая такая общественная роль возникла не на пустом месте, формировалась десятилетиями, если не веками, в каждой аккумулирован опыт предшествующих поколений. Именно их интеллектуальных и духовные усилия стоят за тем, что вы знаете, как себя вести если вы гость на свадьбе, начальник на работе, дочь в семье, писатель в издательстве, учитель в школе и так далее. Я немного касалась этого явления и связанных с его объяснением проблем здесь
www.proza.ru/2013/04/06/1295читать дальше
Некоторые из этих ролей встречаются часто и в разных культурах. Например, отношение к старикам, к детям, к родителям, к образованным людям более-менее совпадают у многих народов. Другие роли и соответствующие им институты встречаются реже, не везде и не всегда - банкиры, самураи, моряки дальнего плавания, детские писатели, участковые терапевты, библиотекари и космонавты есть далеко не в каждой культуре и не у всякого народа.
У России как уникальной цивилизации и как единственной на планете империи есть совершенно особые роли и институты, которые обеспечивают наше территориальное и культурное единство и его воспроизводство в новых поколениях. В Европе например таких институтов нет просто потому, что Европа никогда не существовала как единое целое политически. Европейцы умеют грабить слабых, но катастрофически не умеют уживаться с равными. Все их методики управления выработаны в тысячелетней междоусобной войне, их опыт совместной жизни насчитывает лет 30 за последнюю тысячу лет? А у России такой опыт лет шестьсот, если считать с Ивана Великого. Скажите мне кто-нибудь внятно, чему мы можем у них научиться в этом плане?
Ладно, оставим эмоции, пойдём дальше, тем более немного осталось. Все эти институты нуждаются для своего существования в осмыслении. Две сферы, которые мы выделили (ninaofterdingen.diary.ru/p187583693.htm) должны поддерживать друг друга. Повседневные занятия людей должны получать высокий смысл в культуре народа.
Очевидно, что районная поликлиника как таковая делает больше для победы добра, чем весь Ночной дозор во всех возможных мирах. Существование районной поликлиники обеспечивается идеей о том, что все люди имеют онтологически равный статус, что человека надо спасать от болезней независимо от его заработка и талантов, а просто потому что он человек. Идея это нетривиальная. Очень легко найти людей, которые с ней не согласятся. Между тем наше государство системно и много десятилетий реализует эту идею в своей практике. Все связанные с этим институты относятся к тем редким вещам, которые встречаются далеко не в каждой культуре.
К таким же вещам относится и наша милиция. В латиноамериканских странах, например, полиция существует для того, чтобы оберегать элиту от масс, и не для чего другого. Это своего рода частная охрана, расширенная до масштабов страны. Там есть целые районы, где живут миллионы людей и где полиция не появляется в принципе. Её дело - отгонять их от богатых районов, а что они там делают сами по себе их совсем не касается. У нас представление о роли милиции в обществе совсем другое. Даже если у нас где-то складывается ситуация, описанная выше, мы понимаем, что это ненормально, что так не должно быть. Не надо думать, что это понимание вырастает само собой на любой почве. Это понимание есть у нас, сколько там нас миллионов русских, и его нет больше ни у кого. Уже поэтому его надо ценить, беречь и воспроизводить в следующих поколениях.
В случае, когда идейная сфера работает против повседневной, система воспроизводства культурных ценностей не может работать нормально. Мало того, что все наши институты ослаблены, деградируют и просто рушатся, даже то что осталось, очень трудно передать дальше. В этих условиях ругать нашу милицию за её недостатки всё равно что ругать раненого за то, что у него всё болит. Нужно быть очень осторожным со словами, если вы хотите помочь.