Оригинал взят у schwalbeman в О ресурсах. Окончание

Дороги (наряду с дураками) русские привыкли считать одним из самых главных своих бедствий. «Теперь у нас дороги плохи». В 1941 году, бригадный генерал III рейха Эрих фон Манштейн сказал в сердцах: «В этой стране нет дорог, в этой стране есть только направления»... Заметим, что огромный территориальный ресурс сам по себе совершенно не смущает русское сознание. Изучая родное культурное наследие, мы не встретим никаких следов коллективной агорафобии. Строчка из песни «Широка страна моя родная» хорошо выражает то чувство уюта, которое испытывает носитель русской ментальности на своей огромной шестой части суши. Но когда речь заходит о структуре, о внутреннем устройстве бескрайних российских пространств, наши источники начинают проявлять признаки беспокойства. Дороги суть самый заметный и один из важнейших элементов инфраструктуры, Ordnung'а. Знаменитое «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», впоследствии вдохновившее графа А. Толстого на написание его, по тем временам, весьма острой поэмы, являет собой уже наиболее общую формулировку проблемы. Русский любит простор и ненавидит наполняющий этот простор хаос; борется с ним и не может побороть. По сравнению с этой метафизической западней мировой страх и мировая тоска западной фаустовской культуры представляются плюшевым мишкой, затерявшимся в вольерах берлинского зоопарка.

Невольно приходим мы к мысли о том, что национальная идентичность (тождественная, как было сказано выше, территориальному ресурсу) и способность структурировать и обустроить этот ресурс лежат в двух параллельных плоскостях.

* * *

До сих пор я, особенно не афишируя, пользовался в своих построениях понятийным аппаратом К. Г. Юнга. А именно, неявно использовалось понятие коллективной реальности, состоящей из феноменов коллективного сознания и занимающей промежуточное положение между субъективной (состоящей из феноменов индивидуального сознания) и объективной (совпадающей с предметом эмпирических наук) реальностями. Коллективная реальность непостижима для естествознания, однако, по Юнгу, игнорировать ее проявление не менее опасно, чем любой факт наличного бытия. Подлинная же, (прагматическая) реальность есть живое органическое соединение коллективного и объективного слоев. Именно этим синтезом я пользовался, исследуя феномен территориального ресурса. Последний порожден явлением коллективного сознания и наследует от него многие свойства. Из него, из этого социального феномена, мы качаем нефть, а не из земли. Буровая вышка играет роль булавки, скрепляющей два пласта бытия. Начинаясь в юдоли, она проникает глубоко в мир коллективного бессознательного, дабы вернуться оттуда с добычей.
читать дальше