Автор
edelberte Продолжение "Звезды Полынь" (цикл "Наши звезды").
Кратенько о содержании. Наши дни. Некий олигарх, сохранивший со времен своей советской юности в заветных тайниках души мечту о Космосе и не совсем лишенный патриотического чувства, обретя влияние, связи и совершенно безразмерное состояние, вместе с академиком, разработчиком последнего поколения советской космической техники, решается частным образом, на свой страх и риск, эту мечту осуществить.
Ну, не совсем, конечно, частным. Используя свои связи, олигарх добивается и государственных вливаний в созданную им корпорацию "Полдень-22" (отсыл к книге Стругацких "Полдень. XXII век", которая когда-то решила судьбу академика и оказала глубокое влияние на олигарха). Эта корпорация - государство в государстве, а точнее - отдельный маленький мир, противостоящий своими устоями устоям погрязшего в маммоне мира большого - "страна мечтателей, страна ученых"(с). Все в ней строится в соответствии с мечтой - создатели отбирают людей, для которых понедельник по-прежнему способен начинаться в субботу. Людей, продолжающих вопреки всему верить, что первыми на Марсе будут русские. Хапугам, распильщикам бабла, "эффективным менеджерам" и просто стремящимся поуютнее устроиться в этой жизни туда хода нет.
Корпорация работает над созданием космических кораблей нового типа по разработкам гениального русского физика Журанкова - разработок, которые он, живя в нищете, двадцать лет скрывал от всех - ведь эти "все" непременно загнали бы их за рубеж, как загоняли и продолжают загонять всё, что может представлять для покупателя хоть какой-то интерес.
Все до сих пор изложенное, собственно, - содержание первой книги, "Звезда Полынь". Вторая начинается с развития шпионской интриги.
Само собой ведь понятно, что корпорации приходится исхитряться, скрывать и защищаться: от властей, чей интерес - попилить бюджет и торгануть разработками, от шпионов - наших и иностранных...
Но тут я отвлекусь немножко в сторону. Вот интересно. А почему подобных олигархов мы не обнаруживаем в действительности? Ведь не все же они в юности цветами торговали, есть среди них и вполне образованные. И советскую фантастику читали, и мечтали, наверно, во времена оны... А юношеская мечта - она ведь цепкая. Может спать, не давая знать о себе, много лет, а как появляется возможность осуществиться - вот она, тут, никуда не делась и сильна по-прежнему...
читать дальше
Ну ладно, допустим, космос - это действительно очень дорого и очень опасно. Нужно быть поистине одержимым мечтателем, чтобы рискнуть. Но ведь не только о космосе мечтали юноши 70-х. Есть же еще океанология, контакты с дельфинами, археология, геофизика... Звездная астрономия, наконец. Океанологический институт, оснащенный по самому последнему слову техники, способный совершать самые головокружительные экспедиции, потянул бы на очень-очень незначительную часть доходов любого из отечественных олигархов. Но нет его. И самого мощного в мире телескопа тоже нет. И никаких разговоров с дельфинами.
И тут невольно вспоминается фразочка, брошенная некогда Абрамовичем в интервью газете "Коммерсант": "Олигархами у нас не становились. Олигархов у нас назначали." И так же невольно закрадывается подозрение, что олигархи наши - совсем не то, чем их любят изображать СМИ и многочисленные, с позволения сказать, "писатели", подобные Устиновой. Отнюдь не этакие крутые мужики, самовластные хозяева созданных ими корпораций. Что имеет место весьма и весьма связная структура, в которой олигархи - только исполнители. И цели этой структуры таковы, что на разговоры с дельфинами, пока она существует, русским надеяться не приходится.
Но вернемся к роману. Шпионы в "Полдень", конечно, проникают, иностранное давление усиливается, власти наши, естественно, этого давления пугаются - тем более, что и интереса ему противостоять у них нет: бабло-то не пилится, а в дело идет. Государственное финансирование прекращается. Отчаянного олигарха разоряют.
И самое главное. Любой новейший двигатель - это всего лишь крошечный шажок на пути к звездам. Даже собрав последние деньги, олигарх-мечтатель не к марсианскому саксаулу прикоснется, а всего лишь получит очень удобное и скоростное средство, чтобы космических туристов катать.
Рыбаков, кстати, устами своего самого любимого героя, физика Журанкова, объясняет, почему частный Космос (и даже капиталистически-государственный) не то, чтобы невозможен, а просто - для мечты бесполезен и людям не нужен:
"А вы вспомните!... Каждый новый полет ощущался не как победа в спорте, и даже не как наращивание технического и военного могущества, но самое главное - как несомненный признак того, что идет движение в будущее, к общей справедливости и общему счастью. В газетах это состояние называлось коммунизмом, но людям до названий и дела не было, плевать им на названия! Целью были общая справедливость и общее счастье. Идет движение! Шаг за шагом! Если мы луноход послали - значит, скоро здесь, на Земле, жизнь у всех у нас станет добрее и честнее. Поэтому космос так волновал всех. А когда эта сцепка расцепилась, интерес пропал. Стал в лучшем случае именно спортивным, завистливым - мы опередили, нет, нас опередили...
...А тепереь что Марс, что не Марс... Вот прилетим мы на Марс, и что скажет обычный человек, работник?... Ага, скажет он, мало им Ямала и Сибири, они уже и до Марса на нашем горбу добрались, чтобы и оттуда газ да нефть качать и набивать валютой карманы..."
Конец? Плохо же вы знаете Рыбакова, если так думаете! Ну не может, не способен он поверить в бесплодность мечты, в бессмысленность самоотверженности, в бесполезность созидания. Не такой это автор.
Пока все рушится и кончается, поверивший в себя и вновь обретший счастье творчества Журанков изобретает - нуль-транспортировку! Да-да, ту самую, фантастами поведанную. Зашел в кабинку - и в тот же миг вышел в нужном месте. И затраты на создание установки, оказывается, совсем невелики. Пустяковые затраты, даже и полуживому "Полдню" вполне по плечу.
Но вот по плечу ли ему и даже всей России, какой мы ее, к сожалению, сейчас имеем, это открытие - за собой удержать? Нет, даже не так. Кто ж такие вещи только за собой удерживает. Мир-то с этим открытием переменится. Если можно одним желанием да совсем несложной установкой - и на Марс, и в Пентагон, и в Форт Нокс. Сможет ли Россия в этом новом мире занять достойное положение? Или у нее опять все отберут и по-прежнему оставят прозябать на обочине? Как же быть-то, а? Тем более, напомню, что шпионы - уже тут как тут.
И здесь читатель открывает, что не случайно, совсем не случайно, автор на протяжении всей книги то там, то тут вскользь напоминал о Православии, о великом бескорыстии русской культуры - а заодно и о том, что всякое новое открытие, всё глубже вторгающееся в природу вещей, накладывает на использующих его всё больше ограничений. Потому что мир наш не случаен, потому что в основе его природы, самой сути его лежит то же, что и в основе Заповедей, нам данных. И обнаруживается, что нуль-транспортировка, основанная на самых глубинных и заповедных законах Вселенной, доступна не каждому. Она не пропускает идущих брать и разрушать, а только - открывать и любить. Людей, в основном, русской культуры, иначе говоря, и то не всех. Форт Нокс, таким образом, может спать спокойно. А русские - всему миру проводники, без них - никуда. Вся Вселенная - наша! Если будем добры и бескорыстны.
Наивное, литературно совершенно беспомощное решение. Что ж это он так, а? Накрутил-накрутил, поставил сложные политические и, можно сказать, философские вопросы, а потом - рраз! - и выкрутился с помощью чуда. Бога из машины призвал. А мы-то ожидали серьезного разговора. Мы-то - не наивные, мы знаем, что так не бывает. Вот только... Уж очень они вызывающие, уж очень явные - эта наивность и эта беспомощность. Сродни наивности и беспомощности любимых героев Рыбакова, которые не изощряются и не стремятся соответствовать, а просто верят. В чудо в том числе.
А может она, вера-то, такая и есть?
Нелитературная.