Автор
schwalbemanКак концептуально устроен мир идей! Как на удивление редко ошибается чутьё человека, по малейшим нюансам определяющего, какая идея относится к добру (с точки зрения его картины мира) а какая к злу. Редко-редко встретишь мятущуюся душу, которой атлантическая философия будет не по нраву, а политика Атлантического блока - наоборот, по нраву. Блаженны те, кто рефлексируют в себе это всеединство. Я познакомился с одним таким человеком, ровнёхонько в тот год, когда на сербов падали бомбы с пожеланием счастливой Пасхи (помните?). И вот, этот мой собеседник поморщился, конечно, от такого цинизма – но предсказуемо приписал его неотёсанности, свойственной всем вообще в мире солдафонам, помноженной на пропагандистскую машину примаковского правительства. И он раскрыл мне свою картину мира, в которой всему нашлось место – и все цеплялось одно за другое, было связано одно с другим. Нельзя было усомниться ни в одном кусочке этой мозаики, ибо вирус сомнения распространился бы по всему организму. Бомбы, справедливо сбрасываемые на сербов; Ельцин, которого правильно сделали, что переизбрали; групповой отбор в биологии, которого нет; отрывистый ритм современной поэзии и современной музыки, который правильно сделал, что затоптал распевность конкурирующих эстетических направлений; конечно же, номинализм, который, как вы понимаете...; Рождество, которое по западному стилю, а не это не пойми что в разгар января; монетарная экономическая теория, которая закономерно отправила в нокаут кейнсианство; дефляционная модель преодоления кризисов, которая гораздо лучше инфляционной; финансовая экономика, чей примат над экономикой промышленной следует приветствовать; Каспаров, который неминуемо лучше Карпова; территориальное единство Гишпании, которое да будет вопреки баскам; право российских субъектов на самоопределение, которое должно из реализуемого непременно стать реализованным; теоретическая история, которая никак не возможна, ни онтологически, ни гносеологически, ни методологически; капитализм, который лучший и вечный; демократия – именно такая, как её понимают в наши благословенные дни (а не дай Бог, не пятьдесят лет назад)... Порви одну петельку – и всё вязание расползётся. Неужели кто-то ещё верует на этой земле в постмодерн? Когда он был? Если и был некогда, то благополучно закончился ещё до моего рождения. Может быть, постмодерн – это золотой век?
читать дальше
Я думаю, он был прав, мой собеседник. Не с точки зрения этических оценок, в которых разве что Бог нам всем судья, а в том, что касается структуры мира идей. Вот так оно всё и кластеризуется, объективно, почти независимо от нашей воли. Какие-то мелкие вещи просыпаются сквозь ячеи сети, например, холивар между любителями кетчупа и соевого соуса, наверное, не разрешишь апелляциями к общечеловеческим ценностям. Но связь между варлаамитско-паламитской дискуссией и формой, в которой Северо-Атлантический Союз счёл допустимым поздравить с православной Пасхой подданных С. Милошевича, вполне может быть прослежена. Такие связи в общем случае не получается пассивно не замечать. Чтобы они исчезли, их приходится активно игнорировать.
Идеи имеют свойство кластеризоваться – совершенно безотносительно своей принадлежности к родам деятельности и мысли. Есть в идеях какие-то петельки и крючочки, которые позволяют с лёгкостью подживить, например, богословскую концепцию к политической модели, да не к любой, а только вот к этакой. А к получившемуся гибриду можно приделать музыкальный стиль, но тоже не любой, только вот такой или очень похожий[1]. И новый стиль одежды - тоже не любой. Сегодня он играет джаз, завтра носит адидас, послезавтра Родину продаст... ведь это же чистая правда; тем и мерзки нам сейчас эти проклятые коммунисты, что слишком часто и по слишком важным вопросом говорили они такую чистую и такую глубокую правду...
Гносеология, философия науки изучают взаимоотношение между собой однородных идей, имеющих один и тот же статус научности/ненаучности, объективности/субъективности, естественнонаучности/гуманитарности. Но у идей есть способность к агломерации через-насквозь границы областей деятельности и знания. У стиля одежды может быть больше общего с метафизической системой, чем у двух метафизических систем. И мало кто обращает на это внимание.
Вот что всегда меня восхищало – куда там звёздному небу над головой.
_____________________________________
[1]Музыка, возможно, сильнее прочих искусств коррелировала с общественным устройством. Малейшие дуновения в политике и идеологии всегда сразу же (а иногда и с упреждением) находили отражение в партитурах. По мере того, как ускорялся темп социальных преобразований на Западе, всё быстрее и быстрее билось сердце музыкального прогресса. Многие направления рубежа XIX-XX вв. оказывались не доигранными, не додуманными – ибо приходило уже время сочинять новую музыку, независимо от того, вполне ли развились идеи старой. Видимо, близкое можно сказать и о других изящных искусствах.