Продолжение
этогоIvanrak: Я думаю так:
1. Отличающихся не любят не за что-то, а за сам факт отличия.
2. Рациональные причины нелюбви объяснить можно не всегда. (иногда можно. иногда можно объяснить причины, по которым не любят, но терпят).
3. Отношения на массовом уровне отличаются от отношений на личном уровне.
4. Степень отношений зависит от разных факторов, в частности, уровня культурного развития.
Примеры приводить? (мне-то кажется, что они очевидные, по п.п. 2, 3, и 4 точно).
Edelberte: Вы сосредоточились на особости, а мы ведь с хозяином журнала не случайно обращаем внимание на полезность.
Будем говорить только о Светлых.
Они могут много чего полезного и хорошего.
Они существуют с начала истории, а значит, изначально о них не могли не знать. Понятно, что разные культуры относились бы к ним по-разному, но обязательно должны были найтись правители или элитные группы, которые наладили бы с ними открытое сотрудничество, получив на службу магические возможности в обмен на предоставление Иным открытого и комфортного существования, всеобщего уважения и т.д. И обязательно бы нашлись группы Иных, которые бы на это согласились: существование в роли загнанных крыс ужасно. Опасения, что Иные захватят власть, не то чтобы совсем беспочвенны, но почти: их немного, они не способны к самовоспроизводству и понимают, что альтернатива добросовестному сотрудничеству - травля на уничтожение. Кстати, такие опасения снимаются именно открытостью, а глубокое подполье (в мире ведь на самом деле ничего надолго не скроешь) как раз ведет к фобиям и стремлению уничтожить.
Наладившие сотрудничество культуры и Иные получили бы перед всеми остальными такое огромное преимущество, что остальные, чтобы сохраниться, должны были бы последовать их примеру.
Короче, существуй Иные, история человечества пошла бы по другому пути - с их включение в цивилизацию.
читать дальше
Ivanrak: Особость (точнее, действительно, "инаковость" - без коннотаций лучшести) и полезность - вещи не строго взаимосвязанные. И я действительно сосредоточился на особости, потому что для отношений в обществе особость приоритетнее полезности. Из того, что "толерантность к вампирам вряд ли возможна" следует, что толерантность к вампирам-скрипачам тоже вряд ли возможна.
Чтобы правитель наладил отношения с Иным... Вряд ли по техническим причинам. Минусы огромны, плюсы крайне сомнительны. Для этого надо понять природу Иных (как он сможет это сделать?) Для этого надо сотрудничающих Иных контролировать (как?) Как он сможет убедиться, что это не завлекалово в ловушку? Как убедиться, что Иной не передумает, не переметнётся, не умеет больше чем хочет показать, не готвит заговор, не подослан родственниками? НИКАК. Это, напомню, на фоне постоянной борьбы за власть между вполне реальными конкурентами. Когда папе-сыну-брату верить нельзя. Нужно подготовить народ, чтобы этого Иного-колдуна на костре не сожгли, вместе с царём-антихристом. И т.д., и т.п. Что взамен? Возможно, будет лечить. Если не (см.выше) Только их немного, к самовоспроизводству не способны... Слишком много хлопот ради одиночного не пойми чего. Вряд ли. Не стоит.
В сказках девочек, которые со зверями разговаривать могут, гнобят всегда.
Edelberte: Вашу неправоту доказывает реальность: статус жрецов, шаманов и магов в древних обществах. А ведь люди действительно верили в их могущество!
В народе ходит упорная байка о том, что особо продвинутых хакеров, пойманных на взломе Пентагона, Лубянки или Всемирного банка реконструкции и развития, после осуждения не на зоны сажают, а забирают работать на спецслужбы, создавая им все условия. Как там на самом деле, я не знаю, но само существование этой байки доказывает: общество убеждено, что особые способности надо использовать, а не гнобить. Между тем, хакеры в современном мире по своему могуществу вполне сравнимы с магами.
А девочки из сказок ведь в конце за принцев замуж выходят, верно? Государство берет на службу их дарования.
Ivanrak: Да, действительно, шаманов я не учёл. Согласен.
Про хакеров не совсем - хакеры не вампиры. И тут есть нюанс: людям могут нравится более мифические "хорошие хакеры", взламывающие Петагон; и одновременно могут не нравится полагаемые менее мифическими "плохие хакеры", ворующие с личного компа фотографии в голом виде. И уж совсем отношение (ко всем хакерам) поменяется, если электронный кошелёк умыкнут.
Edelberte: "И уж совсем отношение (ко всем хакерам) поменяется, если электронный кошелёк умыкнут."
Совершенно верно. Вот мы и говорим - все дело в полезности.
Во всяком случае, отношение к хакеру зависит от того, на чьей он стороне, а не от того, что он может такое, чего большинство и вообразить не способно.