По поводу
этой статьиschwalbeman: Математикой можно заниматься вечно и бесконечно. Во всяком случае, так кажется.
zhelanny: Как ты думаешь, если бы Пифагор с его школой обрел бессмертие, то каковы были бы их достижения к нашему времени? Мне кажется, они довели бы до совершенства учение о магических свойствах чисел и измерении плоских фигур путем вписывания в них квадратов (или чем они там занимались).
schwalbeman: Мы очень похоже начинаем рассуждать, но по-разному продолжаем. Ты полагаешь, что на прогресс математики со времен Пифагора оказали влияние "реальные", материальные леса и горы, моря и реки, хлеб из настоящей муки, вонь пожаров, дрожь земли под колокольней во время звонницы? И что без этого всего никак?
На самом деле, математику и музыку тянут за собой вперед социальные революции. Даже в живописи эта зависимость не так сильна, как в музыке. Поменялось общество: и сразу же у него новая музыка и новая математика. Я это всегда-всегда знал. Шпенглер мне тут не сказал ничего нового.
Так что вопрос в том, что будет в виртуальном мире с обществом. Если в нем будт идти Процессы с большой буквы, то, уверяю тебя, математика и музыка не будут стоять на месте. Т.е. вопрос в том, что будет происходить в Нульгороде с социумом. А на этот вопрос нельзя ответить, не проанализировав, какие в Нульгороде ценности, какова мотивация у его членов, какие отношения объективно связывают людей в систему.
читать дальше
zhelanny: Нет, я же начал с того, что материальность тут уже не при чем. Все дело в отсутствии свежих мозгов, способных на революции - социальные, музыкальные, математические. Это необходимое условие. Если свежесть мозгов (интеллектуальная и творческая энергия, которая еще не обрела форму) не обеспечивается сменой поколений, значит она должна производиться другим образом.
schwalbeman: Понял. Это из темы бессмертия, а не виртуальности. У меня в голове все смешалось.
Я хочу сказать, что есть человек, проживший две жизни. Это Витгенштейн. Человек один, а философа два. Ранний Витгенштейн создал в Кембридже (или, блин, Оксфорде) абсолютно истинную философскую систему ВСЕГО. И удалился работать садовником, ибо философом быть уже не имело смысла: философия была закончена гениальной системой раннего Витгенштейна. Лет через десять (может быть и больше) он вдруг понял, что был совершенно не прав. Вернулся в университет и создал абсолютно истинную философскую систему ВСЕГО, версия 2.0. Bugfix release, totally remastered. И удалился на покой уже окончательно.
Мораль: что не под силу древнему греку, вполне может сделать австрийский еврей. Кто знает, проживи Пифагор еще тысячу лет, может быть ему и пришла бы в голову теория множеств и метод форсинга. С годами люди становятся более опытными в мышлении (в том числе методологически), но им мешает слабеющее здоровье, оно сковывает мысль, делает человека раздражительным, неспособным на перемены, вялым. Это не груз знаний и опыта давит на людей, Шурик. Нет так уж много там знаний, чтобы давить... Это физиологическое. Дай людям здоровье, и кто знает...
zhelanny: Бывают такие примеры. Не часто, но бывают. На мой взгляд, их меньше, чем позволяет средняя продолжительность человеческой жизни.
Методология, между прочим, тоже входит в парадигму. А косность мышления – обратная сторона опыта.
Если говорить о физиологических факторах, то тогда уж не просто старость как слабость, а скорее снижение гормонального фона. Есть некая зависимость между революционностью мышления и уровнем половых гормонов в крови.
schwalbeman: Гормоны -- тоже физиология. В общем, пришли к неприятному редукционизму. Социология бессмертных эльфов зависит от того, как у них протекают эндокринные процессы. В принципе, этого следовало ожидать.
zhelanny: Это не мы пришли. Это ты пришел. Я по прежнему считаю, что бессмертному никакой гормон не поможет, хоть он им залейся.
Кстати, были такие попытки, возвращать молодость гормональными вливаниями. Не особо успешные.
schwalbeman: Кстати, мельком снисходительно упомянутый тобой Муркок тоже интересовался проблемой дефицита свежих мозгов в обществе бессмертных. Именно из этих соображений они там клонировали себя с незначительными мутациями (чтобы не было абсолютного тождества). Дабы поспорить с собственными копиями и взглянуть на себя со стороны.
Кто его знает. Дай мне пять тысяч лет здоровой и полноценной жизни. Я через семьсот лет сам себя не узнаю. И никакой забывчивости не надо. С чего ты взял, что неслыханная свежесть мозгов не придёт ко мне спустя пару миллениумов? Теоретически такое не предскажешь. Полагаю, что вне рамок теологии (мы ведь сейчас не о Рае и Аде толкуем) можно считать бессмертием время, сравнимое с продолжительностью человеческой истории. Так вот, должен сказать, что это очень небольшое время. Даже распробовать не успеешь, как закончится.
zhelanny: Ну, это не ко мне
Пять тысяч лет - это не вечность.