Столица вампирского мира называется Аахен. Это столица Карла Великого, первой и единственной общеевропейской империи, мечты и прообраза всех последующих европейских государственных образований. Тут ничего ни прибавить, ни убавить, просто большое спасибо. Последний раз я так радовалась, когда в роли вампиров выступали мы, а столицу нашу назвали скромно и со вкусом - Византиум, Истинная Столица Мира (кто помнит,
последний абзац).
Уже это название говорит о характере мира в романе и предсказуемо описывает расстановку сил. Читательские ожидания будут оправданы, описанный в романе общественный строй мы видим вокруг себя последние двадцать лет, разве что роль спецслужб и тотальный контроль за всем населением цивилизации в книге несколько преувеличены по сравнению с нашим миром. А может быть и не преувеличены, если говорить о Западе, кто знает. Россия включена в эту систему, и в России функционирует боевое подполье, но не только. Об этом дальше.
Самая большая идейная несостыковка, которая к счастью пока ещё не получила развития, это то, что протестанты в этом мире вне закона, а православные наоборот, существуют легально. Автор объясняет это тем, что протестанты еще со времен Лютера научились создавать конспиративные ячейки и потому очень опасны для власти вампиров, а православный священник как правило женат и привязан к приходу, потому его легко контролировать. Это объяснение опирается на второстепенные моменты. Главное же в данном случае то, что протестантам по существу нечего противопоставить вампирскому обществу в идейном плане.
читать дальше
Заметим, что в нашем мире в своей естественной среде обитания, в США, протестанты создали не просто такое же общество, но то же самое, что и описанное в романе. Речь священницы перед казнью Милены в Катеринославе не содержит ничего такого, что нельзя было бы услышать от любого поклонника европейского пути развития за последние двести лет: самые лучшие, самые умные, талантливые, способные и ответственные заслуживают инициацию, получают вечную жизнь и множество других бонусов; а остальные, не талантливые и не способные, идут на потребление и должны благодарить за то, что это происходит цивилизованно и рационально. Уже сейчас здоровье и долголетие в значительной степени зависят от денег, то есть от статуса их владельца, в книге показано лишь естественное развитие этой тенденции. Опять же, для людей, которые обрекают на нищету, болезни и бессмысленный рабский труд целые поколения, требование грызть им горло зубами является всего лишь технической деталью, которая не меняет дела по существу.
Выделение вампиров из среды людей и их приход к власти отлично укладывается в концепцию Невидимой Церкви (о которой я много писала под соответствующим тегом). Невидимая Церковь выходит из сумрака и занимает причитающееся ей место. Помнится, в одном обсуждении мы сошлись на том, что признаком господствующей расы является не внешность, способности и моральные качества принадлежащих к ней людей, а только то, что она господствует. Именно это показано в книге. Именно это на ранней стадии происходит в нашем мире сейчас. И оппозицию этому процессу составляют отнюдь не протестанты, протестанты как раз являются его выгодополучателями.
Так что Бостонское восстание провалилось не столько потому, что в Бостоне плохо соблюдали конспирацию, а потому что его подняли люди, которые хотели, чтобы без вампиров делалось то же самое, что и с вампирами, только на их месте были бы они сами, бывшее американское подполье. Естественно, в романе их всех быстро и решительно перекупили и всё кончилось. Такие попытки обречены не из-за разницы в военной силе, а из-за отсутствия идейного конфликта между сторонами.
О не столь безнадежных альтернативах продолжение следует.