Автор
smirnoff-vИтак, продолжу о новоявленном креативчике по роману «Белая гвардия».
Основная ущербность фильма вызвана отсутствием смысла. В отличии от романа в фильме никакого смысла нет. Нам показана семья интеллигентов в 18-19-м году. Они ходят, разговаривают, ругаются и любятся, с большим или меньшим энтузиазмом учувствуют в определенных событиях. Зачем показали именно это семью, что толку от описанных месяцев их жизни, - решительно непонятно.
Отсутствие смысла в фильме отражает отсутствие смыслов в голове создателей этого креативчика. Они сами не понимают – зачем. В результате в произведении потерялся ритм, акценты, цельность. Когда автор понимает, что он пишет или снимает, и зачем, он в соответствии с задумкой на определенные события ставит акцент, а другие описывает как проходные, (хотя и необходимые, например, для раскрытия характера хотя бы и второстепенного героя). Какая-то сцена занимает полстранички, а другая растягивается на полглавы. В фильме авторы равномерно растянули каждую сцену на «главу», и в результате этого получился на удивление растянутый и одновременно бессмысленный фильм. Смешно, но экранизация Войны и мира Бондарчука занимает меньше экранных часов, чем экранизация сравнительно небольшого по объему романа Булгакова.
Теперь попытаемся ответить на вопрос, почему же у авторов креативчика в голове отсутствуют смыслы. А потому, что смысл, вложенный в произведение Булгаковым им решительно чужд, а своего, альтернативного, нет.
Соответственно попытаемся понять, какой же смысл сам Булгаков вкладывал в свое произведение. Рассуждая об этом необходимо, например, помнить, что Сталин смотрел «Дни Турбиных» (пьесу, написанную самим Булгаковым по своему роману) более 16 раз.
По моему мнению, это роман о том, почему победили большевики, почему их приняла Россия, и не только рабочие, но и другие общественные слои. В ту эпоху, когда Булгаков писал роман, это была центральная, акутуальнейшая тема. Тихий Дон, например, так же об этом.
читать дальше
Самих большевиков в романе практически нет, за исключением незначительных моментов. В тоже время они незримо присутствуют на каждой странице. Присутствуют, как бежавшие из Петрограда аристократы, богачи и офицеры, как их страх, как серые шинели за далекими заснеженными лесами, как, в конечном счете, некая реальность по сравнению с фантасмагорией всей это нелепой и кровавой оперетки гетманщины, немцев, Петлюры.
Это другая реальность, в начале романа враждебная, неприятная и чуждая героям, но это реальность, и после идиотской «оперетки», в которой герои прожили несколько месяцев, после всего этого кровавого балагана они уже жаждут реальности. Большевики в романе это время, история, как бы к ним не относились те или иные герои. Это время, которое надвигается и в конце концов сменяет опустошившую жизнь безвременность, опять начинается история. В конце романа если герои еще не приняли большевиков, то уже видно, что примут. Не зря в планируемом и ненаписанном продолжении (Булгаков хотел написать три тома и описать 1919 год) Мышлаевский должен был вступить в Красную Армию.
Сталин именно потому так внимательно отнесся к этому произведению, что оно есть доказательство необходимости победы большевиков, и тем более достоверное, что «вычислено» оно не своими, «классово близкими», а чужими, противниками. И еще это разговор о власти в России, т.е. о том, на чем должна быть основана настоящая власть, и чем она должна быть – это показано в романе от противного.
Вот именно эти смыслы чужды и противны авторам фильма. В результате получилась бессмыслица, настолько очевидная, что она не осталась секретом и для самих создателей креатива. Бедолаги попытались исправить положение, редактируя Булгакова, выдумав нелепые сцены возвращения Шполянского, расстрела красными монумента Св. Владимиру и др.
В романе Булгакова пришествие красных сопровождается и перекликается с успокоением в семье Турбиных, вернее даже началом новой жизни. Елена получает письмо от знакомой и наконец «освобождается» от Тальберга, а у Алексея и Николки начинаются серьезные любовные истории. У Булгакова именно оптимистический финал и в «малом» мире Турбиных и в «большом» мире бегства Петлюры и прихода красных.
Создатели же фильма решили его зачернить, опорочить, выдумав и стрельбу красных солдат по памятнику Владимиру (это в большом мире), и историю с возвращением Шполянского, который таки отобрал бедненькую Юлию Райсс у не менее бедненького Алексея, угрожая ЧК-ой (сущий водевиль). Да и Николка с чего-то собрался на Дон, так что и там ничего хорошего не светит (это в малом мире Турбиных). Впрочем, у них там все вместе с Лариосиком собрались на Дон с красными воевать.
По-моему, так редактировать Булгакова, кроить его, пришивать и обрезать – редкостная подлость и гадость, морду за это бить надо. Впрочем, они и сами мордой о косяк, ибо никакого фильма толком не вышло. Жаль только, что молодое поколение, не особо читающее, решит после этого фильма, что всю эту муть Булгаков и написал.
Можно было бы еще много чего написать о подборе актеров (Елена – Раппопорт меня просто шокировала), впрочем, беда в том, что сегодня лучших актеров нет. Даже забавно, что советские актеры в старом известном фильме по дням Турбиных умели выглядеть благородно и интеллигентно, а современные, несмотря на несмолкаемый треп о русской интеллигенции, простоваты, однако. Фактура не та. Ну да ладно. Все остальное второстепенно, когда фильм не имеет смысла.