Пишет
asriyan, 2010
Спор - занятие для недоумков.
Иерархическое сознание вообще исключает возможность спора.
Встреча со старшим - счастье.
Случается, к сожалению, невероятно редко. Из моих старших в живых не осталось почти никого, а новых встречаешь не чаще, чем раз в пять-шесть лет. К счастью, можно разговаривать и с мертвыми.
Спорить со старшим - глупо.
Старшего слушаешь внимательно, стараясь запомнить то, что пока непонятно, и - особенно - то, что пока пугает или вызывает протест. Спустя неделю - или десять лет - раздастся щелчок и все станет понятно. Просто дорос. Сравнялся в масштабах. И чем лучше запомнил услышанное раньше - тем больше сэкономил времени на осознание нового состояния. Голый прагматизм.
Если услышанное непонятно совсем - задаешь вопросы. Уточняешь. Но не приведи Господь влезать с возражениями! "А я думаю, что..." Собеседник просто может потерять интерес к беседе. У него своих дел полно, куда интереснее, чем очевидности недоумку в голову вколачивать. Он, видите ли, "думает"! Свободен, иди дальше "думай".
Встреча с равным - радость.
Тоже случается все реже, но пока еще случается.
Спорить с равным - оскорбительно.
Фундамент равенства – уважение. И если ты знаешь, что тебя нельзя заставить изменить свое мнение голым напором – в той же мере это относится и к собеседнику. Встретились, обменялись мнениями. Если по ответным репликам видно, что тебя поняли не совсем верно, или, в каких-то деталях, совсем превратно – уточняешь и дополняешь. Когда позиции сформулированы исчерпывающим образом – тема закрывается.
Ты не можешь знать, какой именно из твоих аргументов покажется собеседнику заслуживающим того, чтобы потом к нему вернуться и повертеть в голове разными гранями. Иногда – спустя неделю или десять лет – один из вас скажет другому: «А знаешь, ты был прав!» Но – сам. Это, собственно, и есть равенство.
читать дальше
Встреча с младшим – обыденность…
Тут по разному бывает. Младший, не дотягивающий до равного шаг-другой – тоже всегда радость. Людей рядом всегда не хватает. Их никогда не может быть «слишком много». Конкуренцию придумали двуногие скоты, не видящие ничего, кроме кормушки в центре вольера, и изыскивающие новые и новые возможности прорваться к ней как можно ближе, расталкивается рвущихся к ней таких же скотов. А если получится – не просто расталкивая, а разрывая в кровавые ошметки.
Люди смотрят не в кормушку, а в горизонт. Освещенный круг за спиной так мал – и всегда будет мал – на фоне бесконечности непознанного вокруг. И каждый твой шаг к горизонту чуть расширяет границы светлого круга – и чуть удлиняет периметр границы. И всегда позарез не хватает новых, кто встанет рядом, на границе – и сделает свой шаг. И завтра так же жадно будет искать тех, кто может встать рядом…
Но такие тоже, увы, редкость. Большинство младших – даже тех, кто не хочет в скоты, к кормушке – растут очень медленно. После каждого шага вверх по лестнице по полгода отдуваются, отпиваются пивом, отдыхают… Копят силы для следующей ступеньки – а жизнь прошла.
Спорить с младшим - пустая трата времени. Неуважение к себе.
Если он не хочет слушать и запоминать, задавая уточняющие вопросы. Если он пытается возражать. "А я думаю, что..." У тебя впереди – горизонт, тебе некогда очевидности недоумку в голову вколачивать. Он, видите ли, "думает". Свободен, иди "думай" дальше.
Неиерархическое сознание исключает возможность спора тем более.
Существо, живущее в фантасмагорическом мире без иерархии не способно осознать сам смысл слова «равенство». «Все равны». Это пиздец. Тепловая смерть Вселенной. Все равно «тепло». Или равно «холодно». За отсутствием шкалы от понятия остается пустая звуковая оболочка, бессмысленный павианий клич.
Вот только жить вне иерархии не получается даже у павианов. Просто уханье, оскал и битье кулаками в грудь заменяется сравнительно безопасной формой «спора». Вслушиваться в «содержательную часть» бессмысленно: видимость осмысленного разговора всего лишь маскирует суть звериной разборки самого низкого пошиба – даже не за место у кормушки, всего лишь за «статус»…
У павианов спор заканчивается ритуальным опусканием побежденного. У "неиерархических" - тоже. В той или иной форме.
Очеловечивание зверя начинается с осознания иерархии. Это только начало пути – не всякий пройдет до конца – но миновать этот пункт невозможно.
Как говаривает Березин – простите, если кого обидел))