Автор
В.СмирновНекоторые сетуют на советскую неумелость в деле самопиара. Плохо де мы вели пропаганду, потому и проиграли. Насчет плохой пропаганды в позднем СССР я соглашусь, и поспорил бы насчет СССР вплоть до 70-х, однако я не об этом хотел поговорить.
Я о том, что нам никогда не сравнятся с Западом в деле пропаганды, и в первую очередь такой ее составляющей, как самореклама. Ибо для нас это работа такая, а для них, сущностный элемент культуры. У нас пропагандой занимаются по указаниям (пускай и конфиденциальным) власти, а у них по зову души.
Если отечественный автор какого-нибудь произведения (в советскую эпоху), не имеющего отношения к идеологии и международным отношениям с превеликим облегчением НЕ ПИШЕТ о злобных американских империалистах, то западный автор с трудом откажется от желания втиснуть что-нибудь гадкое о неамериканцах, и в первую очередь о русских. Впрочем и сейчас тискает.
Читаем классика американской фантастики, Фармера, его знаменитую эпопею «Мир реки». Цитирую:
"-Я не американец, как вы знаете,- помолчав, промолвил Уильямс. -Терпин сказал мне, что вы русский,-отозвался Бертон, выпуская дым. Сам бы я в жизни не догадался. -Я родился в черном гетто города Киева. Тогда меня звали Родион Иванович Казна. -Занятно,- сказал Бертон.- Я и не знал, что в России были негры... Ах нет, беру свои слова обратно. У русских действительно были чернокожие рабы. Пушкин был потомком одного из них. -Очень мало кто об этом знает, поскольку российские правители тщательно скрывали сей факт, но в разных городах России в гетто жило около двенадцати миллионов черных. Они были потомками рабов. Русские обыватели так же хотели с ними смешиваться, как американские белые - со своими неграми, и правительство, правда, негласно, одобряло и даже насаждало такую мораль. ... Я бы попробовал пойти в армию, но черных всех поголовно загоняли в Сибирь охранять границу с Китаем. Политбюро не желало оставлять нас на западе. Мы привлекли бы к себе внимание, и тогда сразу стало бы известно, как нас притесняют. А Советам это было ни к чему, тем более что они вечно тыкали Америку носом в расовую дискриминацию. Поэтому нас старались убрать с глаз долой." Ф.Фармер "Боги мира реки".
Или, например, Фредерик Пол, «Другая сторона времени», где о контакте с инопланетянами ни к селу ни к городу присутствует украинка, которая очень хорошо знает о тюрьмах, потому что и ее саму и ее родственников, всех держало в тюрьме советское (НКВД, МГБ, МВД???).
читать дальше
Лениво капаться, но каждый, кто читает американскую литературу знает, что подобные выпады от более менее реалистичных до полного вздора встречаются там постоянно. Эти загогулины обычно не нужны ни по сюжету, ни для морали… а так, рука автора удержаться не может.
Может быть их принуждает агитпроп? Думаю, нет… Все это по велению души, а наш агитпроп был жалким эрзацем этого светлого западного чувства.
Сей факт говорит о глубокой ущербности западной культуры, о серьезнейшем, лежащим в самых ее основаниях комплексе. Ибо иначе зачем им нужно было бы заниматься постоянной самоапологией, которая проще всего выходит за счет унижения других?
Я вижу две причины этого комплекса. Во-первых, в эпоху своего младенчества варварский запад повстречался с цивилизацией, бесконечно более высокой и утонченной. С цивилизацией римлян. И столетие за столетием римляне, в основном в лице восточных римлян – ромеев мозолили им глаза, одним своим существованием упрекая в дикости и варварстве. «Вы не римляне, вы лангобарды», с насмешкой ответствовал император Никифор одному итальянскому феодалу, посмевшему на основании своего итальянства претендовать на принадлежность к великой культуре.
А ведь им очень хотелось хоть как-то примазаться, назвать себя римской империей на Западе. И называли… и знали что врут сами себе, ибо нельзя быть безграмотным, немытым и нечесаным варваром, спать вповалку со свиньями и дворовыми псами, и называть себя римлянином. Для утешения этого постоянного унижения, это занозистой боли Западу пришлось сначала разрушить и разграбить великий город – Константинополь, а затем изолгать его память.
Второй причиной вышеназванного комплекса была случившаяся несколько позже коллизия с протестантским искажением христианской веры. Среди моральных норм, определяющих поведение человека Запада, случилось существенное противоречие, опять же мучительное.
Друг другу противоречили нормы протестантизма, во многом основанного на ветхозаветном предании, с евангельской проповедью. Тут отношение человека к человеку базируются на противоположных принципах. Например, протестантизм требует лузера презирать, как неугодного Богу и наказанного им, а Евангелие требует омыть ноги сирого и убогого странника.
Вся система человеческих отношений развивающегося капитализма противоречила Евангельской проповеди, однако Запад продолжал называть себя и не мог отказаться от того, чтобы себя и только себя называть Христианским миром.
И опять Западу пришлось лгать! Лгать самому себе.
Запад лгал и лгал, лгал о том, что он унаследовал римскую культуру (и следовательно, они цивилизация в отличии от всех, - они цивилизованный мир), о том, что он христианский и следовательно высокоморальный. Ложь была нелепа, противоречива, до слез резала глаза, однако Запад все повторял и повторял хором свою ложь. Великие мыслители лгали виртуозно, гениальные поэты лгали поэтично, а короли приводили последний довод – пушки.
Так Запад выучился лгать инстинктивно по любому поводу независимо оттого, насколько далека правда. Более того, чем правда дальше, тем лучше Запад врет. И цель лжи одна, - душевное самоуспокоение. Например, вот тут я писал, зачем Запад оболгал нашу Победу.
Запад врет так хорошо, так искренне и безапелляционно, что убедив себя, начинает убеждать и нас. Все идет стандартным способом. Сначала мы с удивлением выслушиваем нелепости из уст Запада. Потом появляются сомнения, ведь «нет дыма без огня», а дальше у нас появляются зараженные, которые «святее Папы» и начинают пылко доказывать, что было именно так и никак иначе.
Я, к сожалению, не знаю, как противостоять Западу с его враньем, ибо просто защищая нашу позицию мы всегда проигрываем. Наша позиция обычно пытается быть взвешенной, мы соглашается, что иногда и могли быть случаи (история с изнасилованными немками), пытаемся изучать достоверные факты и т.д. И против этого «интеллигентства» стоит стена, без сомнений, без попыток взвесить разумной мерой свою позицию.
- Сколько изнасиловали – да всех! От 5-летних девочек до 90-летних старух. 2 миллиона, 5 миллионов, кто больше?
- Сколько Сталин расстрелял – сто миллионов – кто больше?
- Сколько народу погубил Иван Грозный (Ужасный) – половину России.
- Но как же так?, - пытаемся отвечать мы, - Ведь и у вас были Генрихи, да Карлы с Филиппами.
- Как вы можете сравнивать?!
У других цивилизаций есть свои способы бороться с Западным враньем. Например, Китай их попросту презирает, как и вообще все, что не Китай. Китаю наплевать, что там врет Запад, поскольку это не записано иероглифами классической каллиграфии китайских историков эпохи Мин. Стоит ли в центре мира слушать, что говорят западные варвары?
Индусам не интересно, что там врет Запад, потому что все есть майя (иллюзия) и сам Запад майя, как, впрочем и сами индусы.
Ислам не слушает Запад, потому что Магомед уже все сказал, и если хочется чего-то послушать, послушай Коран.
Латиноамериканцы (которые уже самостоятельная юная цивилизация) просто не могут ничего услышать, ибо карнавал, и Самба с Румбой громче любого Запада.
Короче, диссиденты есть везде, но нигде не становятся значительным, сущностным явлением культуры, а вот русскую культуру трудно представить без прозападного диссидентства. Одни мы внимательно прислушиваемся к западному вранью, который и врет-то не для нас, а для себя.
Только военные победы на время заглушали несмолкаемый шепот с Запада, да и заглушали ли?
Вот тут и лежит наша главная проблема не только сосуществования с Западом, но и вообще существования. Как перестать слушать Запад? Как перестать с ним спорить? Как научиться отвечать совершенным безразличием на западное вранье?
Уверен, наткнувшись на стену безразличия Запад начнет врать насчет чего-нибудь другого, но не про нас.