"Я не верю, что вы на самом деле так думаете, вы притворяетесь"

Как бы я хотела совершенно изжить этот прием из дискуссий из-за его полной непродуктивности. Он приводит к выснениям того, притворяется оппонент или нет и к вопросу его морального облика, моральной стойкости, возможности солгать, и в результате вопрос о политике, экономике, войне ставится в зависимость от того, где был имярек с девяти до двенадцати двадцатого числа.

Для этого хода мысли есть как водится высокий образец. С античности и до наших дней идут споры о том, лицемерил ли Октавиан Август, когда заставлял свою дочь собственноручно прясть шерсть, сам вставал перед сенаторами и всячески демонстрировал свою скромность, простоту и непритязательность в быту. Гаспаров пишет об этом: какая разница? Лицемерить и притворяться можно в расчете понравиться людям, соответствовать каким-то их ожиданиям, убедить их в выполнении каких-то общепринятых норм.. А нормы эти существуют объективно. Коль скоро кто-то хочет каким-то представлениям соответствовать, он признает реальность этих представлений. Вот об этом и стоит вести речь, это и стоит обсуждать. Это элемент реальности среди виртуальности, фантазий и wag th dog, причем элемент реальности, влияющий на поведение, на выбор в решающих ситуациях. Пусть даже кто-то один врёт, что он не любит Майдан и европейские ценности. Ему имеет смысл врать только если существуют миллионы людей, которые на самом деле не любят Майдан и европейские ценности. Это реальность, с которой надо считаться.