Пусть какое-нибудь племя нганасан лепит горшки из глины и украшает их животным орнаментом. Современный любитель искусства помещает такой горшок на свою каминную полку. С одной стороны от него – какая-нибудь танагрская статуэтка, с другой – античная ваза с изображением героев троянской войны, на стене висит африканская маска, а с потолка свисают китайские колокольчики. Горшок этот вписывается в интерьер, придает всей композиции новый смысл, которого раньше не было. И хозяин, и гости любуются выставкой, находя ее очень эстетской.
читать дальшеВопрос: задумывалось ли такое использование горшка его создателем? Сто процентов нет. Теряет ли что-то от этого вся композиция? Тоже нет. Можно ли сказать, что любитель искусства научился составлять такие выставки у племени нганасан? Что его культура, позволяющая ему делать такие вернисажи, вторична, несамостоятельна и примитивна, а первична, самостоятельна и сложна в этой паре только культура нганасан? Спору нет, без этого горшка определенное место на каминной полке пустовало бы, но недолго. Всегда нашлось бы что поставить, если есть вкус и хочется такую выставку.
Насколько важно нашему любителю искусства знать детали производства всей этой керамики? Вообще неважно. Важнее знать, что там изображено и какое место занимают олени в анимистических культах нганасан, но не это является определяющим. Пусть преданный этнограф посвятит всего себя языку нганасан и их культам, и после многих лет упорной работы будет знать об этом всё – такое не может быть массовым, это будет единичный случай. Все любители искусства не могут этого сделать. Большинству надо довольствоваться общей эрудицией и законами своей культуры. Другими словами, правила составления выставок в этом случае гораздо важнее и интереснее, чем обряды первобытных племен на другом конце света.
Вот так примерно я подхожу к творчеству Руссо и Мюссе, и сочувствую тем, кто подходит к этому иначе.