Владимир КарбаньДумаю, что просвещенная публика уже знает о выходе сборника рефератов докладов, прочитанных на философском монтеневском обществе. Это событие приурочено к 25-летию самого общества. Нужно прежде всего отметить уникальность самого этого явления. Четверть века люди самых разных взглядов и убеждений (либералы и социалисты, западники и славянофилы, постмодернисты и православные) собираются в гостеприимных стенах университета им. Даля, чтобы обсудить… а что обсудить? Да все, что хотите. Ни тема, ни ее интерпретации не подвергаются никакой цензуре, и любому выступающему будет обеспечена полная свобода высказывания и равно уважительное отношение.
Только три условия выдвигаются перед желающими вступить в избранный круг членов Совета общества, да и то это скорее шутливые пожелания, нежели жесткие, непреклонные требования:
а) не считать себя носителем абсолютной истины;
б) прочесть «Опыты» Монтеня;
в) два раза выступить с докладами на заседании ФМО.
Но среди целей общества, как их сформулировал его председатель А. И. Атоян, мы вдруг обнаруживаем «совместные поиски философской истины». Не противоречит ли это требованию к кандидатам не считать себя носителями абсолютной истины? Думаю, что нет. Поиск истины — это вечный нескончаемый процесс, полный сомнений, колебаний, открытий, за которыми открываются новые горизонты, а обладание абсолютной истиной (иллюзорное, естественно) несет с собой самоуспокоенность, неприятие иных мнений, духовный застой.
читать дальше
Из нескольких сотен докладов, прочитанных за всю двадцатипятилетнюю историю ФМО (их полный список приведен в конце книги) в сборник включены работы двух последних лет. И здесь мы сталкиваемся с удивительным феноменом человеческой природы! Город Луганск подвергается обстрелам, горят здания, гибнут сотни людей, продуктовая блокада и паралич всех городских систем жизнеобеспечения создают невыносимые условия для человеческого существования, но философия продолжается и уже в сентябре 2014 года возобновились заседания ФМО. Парадокс? И да, и нет. Именно в таких экстремальных условиях человек становится в ситуацию экзистенциального, т. е. осмысленного бытия. Вся шелуха, все несущественное сползает с событий и людей и проявляется их подлинное бытие. Поиски смыслов поступков и явлений, попытки поставить свою жизнь перед вечными ценностями обостряются, а ведь это и есть философия. Именно в такие времена можно сказать, что человек – это существо философствующее, в этом его главное призвание.
Вспоминаю случай из собственных ощущений тех лет. Я был вне зоны АТО и постоянно звонил сюда, в Луганск своему другу – философу К. , чтобы узнать, как он и чем занимается. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что он совсем не поменял свой modus vivendi и все также ходит в университет, готовится к лекциям, изучает Аристотеля. «Какой Аристотель, дружище! Бросай все, до философии ли сейчас!» — «Делай, что должно и будь, что будет!» — был ответ. – «Но ведь там опасно!» — «Доверься воле Божьей, ничего, что ей противоречит, не произойдет». Я, признаться, был таким стоицизмом слегка фраппирован, но не мог не признать, что это поступки и мироощущение настоящего философа.
Давайте бегло пролистаем сборник, пообещав в ближайшем будущем его внимательное и пристрастное прочтение.
Своеобразным вступлением к сборнику служит статья А. И. Атояна «В жанре преждевременного послесловия», в которой один из создателей ФМО рассказал о целях и задачах общества, почему оно было названо именем французского мыслителя и вообще о философствовании как поступке, как способе жить в обществе, ценностей которого ты не разделяешь. Сам сборник разделяется на две половины. В первой отражено недавнее прошлое ФМО – доклады нескольких последних заседаний, во второй — планы общества на будущее: тезисы нескольких докладов, которые должны состояться в скором времени. И такое расположение очень удобно – оно позволяет предварительно ознакомиться с содержанием будущих докладов, подготовиться к ним и более предметно принять участие в их обсуждении.
Всего в книге представлено немногим более десяти докладов, но составителям (Н. Ищенко и Е. Заславской) удалось в них, как в фокусе, представить наиболее характерные явления философское мысли Луганска, с тем чтобы читатель оценил высокий уровень, проблематику, широту интересов луганских интеллектуалов. Как всегда, нестандартно мыслит Атоян («Семь способов трансценденции или штурм неба начинается»). (Нет, неправильно! Как всегда, интересно, ярко, оригинально мыслит Атоян, ибо процесс мышления стандартным быть не может по определению). Его небольшое эссе отличается блестящим стилем, личностным отношением к проблеме и показывает, что философия не обязательно должна быть скучной и тяжеловесной. Титаренко С. А., Лобовикова Е. А. и Финогеева Т. Е. в обстоятельной работе «Пути экзистенциальной социологии культуры» анализируют творчество Н. А. Бердяева. Русский философ всегда будет дорог нам своим страстным утверждением человеческой свободы, творческого начала мира, гуманизма. Анализируя сложную диалектику бердяевской мысли, авторы выявляют те ее моменты, которые сохранили свою актуальность, предвосхитив множество современных направлений в нескольких отраслях науки.
Н. Ищенко в лаконичной, но емкой работе «Вклад Николая Гартмана в решение проблемы универсалий» дала краткий обзор истории проблемы универсалий в европейской философии и оригинальный вклад, внесенный в решение этой проблемы немецким философом Николаем Гартманам.
Широкий контекст отношений Запада и Востока, модернизации и традиционализма, демократии и авторитаризма предложил (преимущественно с позиций левой идеологии) Игорь Грицких. Его работа получена по интернету.
Статья А. Лустенко («Японская культура и обыденность»), посвященная важнейшим принципам эстетики японской литературы, сама представляет собой явление высокой художественности. Пафос влюбленности, тонкий анализ сложных духовных и эстетических явлений, глубокое погружение в предмет исследования – ее отличительные черты. Это первая часть заявленного цикла. Надеемся, что автор в следующих частях объяснит нам, в чем же причина таких необычных. с точки зрения европейца, особенностей, как важная, во многом определяющая роль женщины в искусстве эпохи Хэйан, развитый психологизм повествования и проч.
Не только седая древность, но и живая современность привлекает внимание луганских интеллектуалов. Центром актуальности сборника служит статья луганской поэтессы Елены Заславской «Некоторые особенности культурного слоя Луганска». Она дает живую картину культурной жизни города за последние два года, последствия для нее «эвакуации, путем самовывоза» той части луганской культуры, которая не приняла ЛНР и покинула наш город. Строки, посвященные этим «эмигрантам в родной стране», дышат неподдельным сарказмом».
Намеренно не рассматриваю интереснейшие доклады В.Даренского «Смысл жизни как философская категория» и «Холодная война в контексте исторического диалога «Восток-Запад» Дм. Крысенко, отсылая заинтересованного читателя к самому сборнику.
Никакое, даже самое полное изложение докладов Философского общества не передаст удивительной атмосферы поисков, дискуссий, полемики, коллективной работы мысли, в которой проходит его работа. Если по прочтении этой рецензии Вам захочется посетить заседания ФМО, принять участие в его работе, автор этого текста будет считать свою цель достигнутой. Приходите, у нас по-настоящему интересно!oduvan.org/?p=1500