Платона часто рассматривают как основоположника рациональности. Диалогический подход и прочие новомодные изыски концептуально ничего нового не прибавили - ищем что-то несводимое к рациональности, но не знаем что именно, поэтому анализируем говорящие имена персонажей и композицию диалога. На первый взгляд это занимательно, увлекательно и содержательно, но по сути никуда не ведёт - если цели нет, её и не достигнешь.

А вот анализ с точки зрение эстетической антропологии мог бы кое-что дать. Понимать эстетику нужно не как науку о прекрасном, которое выразимо в образах, но не выразимо в понятиях, а как науку об управлении коллективными эмоциями: биологическая и социальная база этого процесса, методы формирования, цели и результаты. И тут Платону есть что предложить.

В "Законах" (да и не только) он прямо пишет, что основа жизни в обществе и соответственно цель воспитания - вырабатывать правильное эмоциональное сопровождение общественно-полезных установлений:

Афинянин. Какое же неведение может быть названо по справедливости величайшим? Посмотрите, согласны ли вы с тем, что я говорю. Я полагаю, что следующее...

Клиний. Какое?

Афинянин. Когда кто-нибудь не любит, но ненавидит то, что ему кажется прекрасным и добрым, кажущееся же скверным, несправедливым любит и приветствует. Эту несогласованность страдания и удовольствия с разумным мнением я считаю крайним и величайшим неведением, так как оно принадлежит большей части души. Часть души, испытывающая скорбь и удовольствие, это все равно что народное большинство в государстве. Когда душа противится знаниям, [правильным] мнениям или разуму, от природы предназначенным править, это я признаю неразумием, так же как и в государстве, когда большинство не повинуется правителям и законам. То же самое происходит и в каждом отдельном человеке, если имеющиеся в душе прекрасные понятия порождают лишь свою прямую противоположность. c Все это я счел бы самым порочным, неведением как для государства, так и для каждого отдельного гражданина, исключая разве только ремесленников. b

Книга III
psylib.org.ua/books/plato01/30zak03.htm

Неведение таким образом является не рационалистической, а эстетической категорией, если понимать эстетику именно как управление эмоциями. Правда, Платон оптимистично полагал, что эмоции можно рационально программировать, управлять ими, вызывать заданные коллективные чувства по методике - сейчас это направление выделилось в отдельные науки и технологии. В отличие от нынешних деятелей пиара Платон учил, что выработку требуемых коллективных эмоций нужно начинать от рождения, за год-два не справиться, требуется несколько поколений.

Я считаю, что Платон тут ближе к истине. Майдан на Украине готовился всё постсоветское время, а не какой-то период в 2013 году. Граждане, которые поспешили отгородиться от украинских проблем потому что там якобы какая-то другая идентичность, основывают свои надежды на том, что в мире идей можно провести географические границы, а это не так.