"Перепёр вашу бургундскую полечку на язык родных осин"
Фильм "Ученик"
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%...(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
Снят режиссером либеральных взглядов Кириллом Серебрянниковым. В 2008 году, во врем войны с Грузией, он выразил желание пройтись по Москве с плакатом "Я - грузин", вписывался за Пусси Райот, выступал против запрещения американцам усыновлять русских детей, которое было вызвано случаями убийства детей приемными родителями-американцами, и так далее по списку, биография доступна в сети. Считает Россию страной невежества и мракобесия. Лауреат множества премий. Фильм "Ученик" получил приз Каннского фестиваля. Был закуплен рядом европейских стран.
Действие фильма происходит в обычном русском городе и обычной русской школе. В основе фильма - пьеса Мариуса фон Майенбурга, современного немецкого драматурга, о немецком юноше, который стал религиозным фанатиком.
Пьеса европейского драматурга на эту тему не вызывает удивления. Чтобы объяснить почему, начнем немного издалека.
читать дальше
Мусульманские мигранты и сосуществование с мусульманской культурой - большая проблема европейских стран в последние лет пятнадцать. Вмешательство европейских стран в дела Ближнего Востока ее только обострили. В течение последних 15 лет войска НАТО убивали и разрушали нормальную жизнь в Афганистане, Ираке, Ливии и так далее. Неудивительно, что следствием этого стал поток мусульманских беженцев в Европу.
Европейская внутренняя политика в этой ситуации заключается в том, чтобы максимально использовать ее антихристианский потенциал. Во Франции государство не строит церкви для христиан, но строит мечети для мусульман. Запрещено носить в школу крестики. В Италии нельзя вывешивать распятие в государственных учреждениях. В Англии уволили медсестру, которая обещала помолиться за больного. В Кельне собираются строить мечеть выше знаменитого Кельнского собора. И так далее, и далее, и далее.
Когда христиане в Европе пытаются противодействовать этим процессам хотя бы с позиций здравого смысла и равного уважения ко всем религиям, появляется произведение вроде "Ученика", из которого зритель узнает, что:
- Библия несовместима с логикой и наукой;
- христиане конфликтны и агрессивны;
- ревностные христиане становятся психопатами и убийцами;
- добрые и адекватные христиане не в силах остановить своих злобных единоверцев, даже если искренне этого хотят.
Как и было сказано, появление такого произведения в Европе закономерно и логично. Но какое это имеет отношение к нам, к России? Почему российский режиссер не просто переводит такую пьесу на русский, а всё действие помещает в Россию? Зачем это делается?
Затем, что история какого-нибудь Дитриха из Дюссельдорфа воспринимается доверчивой российской публикой совсем не так, как история условного Вани из Твери. Во втором случае грамотно создаётся впечатление, что зло рядом с нами, уже у нас, внутри нас, что мы сами зло.
Надо сказать, это далеко не первый случай такого рода. Из самы ярких: фестиваль документального антифашистского кино награждает работу российских авторов, которая оказалась переделкой "Американской истории Х". Сюжет книги "Учитель Гнус" (написал Генрих Манн в 1905 г, естественно, о Германии) окаывается основой еще одного реалистичного фильма о российских реалиях. Недавний номинант каких-то конкурсов, фильм об ужасах русской жизни, "Левиафан", базируется на подлинных событиях, которые имели место в США в 2004 г (история Марвина Химейера). Это то, что вспоминается навскидку человеком, который не следит специально за темой.
"Ученик" прекрасно вписывается в этот ряд и убивает сразу двух зайцев - создает востребованный в Европе образ России как страны мракобесов-христиан, то есть позволяет пнуть и христиан, и Россию. В самой России этот образ ещё не так распространён, но над этим работают, постоянно и не шифруясь.
Защитники фильма могут сказать, что у нас такого не было, но ведь могло бы быть! Видимо, этим лозунгом руководствовались в 2009 году служащие СБУ, когда поместили в выставке, посвящённой Голодомору на Украине, фотографии голодающих времён американской Великой Депресси news.allcrimea.net/news/2009/3/10/1236698040/
Искусство тем и отличается от пропаганды, что оставляет зрителю полную свободу находить сходство самому. Или не находить. Двести лет на русской сцене ставят Шекспира, и зритель всё понимает про месть и любовь, когда смотрит историю Гамлета из Эльсинора, а не Васи из Москвы. Так что полная подмена места действия вызвана не требованиями искусства, а а требованиями информационной войны.
Люди деньги зарабатывают, а зрителю остаётся беречь свою голову и не пускать этот культурный продукт в свою душу.